Почти 30 лет, начиная с 1944 г. Томский Н.В., работал над памятником, в котором блестяще воплотил единение полководца с народом в лице партизан, ополченцев и солдат. Памятник производит большое впечатление внутренней силой, выразительностью, благородной человечностью.

Открытие его состоялось в Москве в июле 1973 г., в год, когда вся страна отмечала 160-летие со дня кончины Kyтузова М.И. Памятник установлен перед зданием музея-панорамы «Бородинская битва» и органически вошел в существующий мемориальный ансамбль героям войны 1812 г. Вместе с Томским Н.В. в создании памятника участвовали: архитектор Голубовский Л.Г., скульпторы Мурзин А.А., Едунов Б.В., Бельдюшкин А.И. и др.

Над монументальной группой из 26 фигур возвышается бронзовая конная статуя Кутузова. На постаменте из серого гранита надпись: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войн 1812 г.» Поза Кутузова подчеркивает его спокойную уверенность в торжестве правого дела, на которое поднялся весь народ. Уверенность и спокойствие народного полководца как бы передаются окружающим его военачальникам, крестьянам, ратникам и солдатам, на титанические усилия которых опирался Кутузов.

Памятник героям Отечественной войны 1812 г.

Это к ним, к воинам – героям Отечественной войны 1812 г., которые обрели в памятнике зримые черты, обращены пророческие слова старого фельдмаршала: «Железная грудь ваша не страшится ни суровости погод, ни злости врагов: она есть надежная стена отечества, о которую все сокрушается». Здесь изображены ближайшие соратники и сподвижники Кутузова: талантливые полководцы, отважные солдаты и ополченцы, народные мстители — партизаны. Каждая из фигур воплощает образ конкретного исторического лица, им приданы черты портретного сходства с героями 1812 г.»

Фрагмент памятника героям Отечественной войны 1812 г., скульптурная группа «Солдаты»

Чем же замечательны эти храбрые русские воины в генеральских и солдатских мундирах, в крестьянских армяках и ополченских кафтанах, чьи имена гордо опоясывают постамент?

Михайлов. Герой-барабанщик. Участвовал во всех основных сражениях Отечественной войны 1812 г. Во время атаки он шел на фланге первой шеренги своей роты, виртуозно выбивая дробь из видавшего виды старого барабана. А если приходилось отходить, Михайлов был в последнем ряду, и маленькие барабанные палочки так же мелькали в его огрубевших солдатских руках. Радостную победную дробь выбивал Михайлов на смотре в Вильне в декабре 1812 г., ходил в атаки под Кульмом и Лейпцигом.

Фрагмент памятника героям Отечественной войны 1812 г., скульптурная группа «Партизаны»

В марте 1814 г. Михайлов оказался под Парижем в составе объединенного русско-прусского корпуса. Бои у стен французской столицы происходили с крайним упорством. Михайлов и сам не помнил, как во время одной из атак оказался впереди колонны прусских пехотинцев. Он храбро шел вперед, не переставая бить в барабан до тех пор, пока вражеская пуля не пробила ему грудь.

Фрагмент памятника героям Отечественной войны 1812 г., скульптурная группа «Военачальники»

Михайлов упал, но тут же, превозмогая боль, привстал, продолжая яростно выбивать призывный сигнал атаки. Увидев это, прусские солдаты подняли Михайлова и понесли вперед. Тяжело раненный, он продолжал бить в барабан с прежней силой, пока не перестало биться его сердце. И вот он ожил в бронзе, и снова в первой шеренге звучит призывная дробь его барабана. Прусский король приказал увековечить подвиг Михайлова на картине и иметь ее во всех воинских частях, чтобы подвиг русского солдата служил примером мужества и воинской доблести.

Коренной. Рядовой лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной прошел с этим полком весь боевой 1812 г. Грудь богатыря-гренадера украшал Георгиевский крест, врученный ему за проявленную в Бородинском сражении храбрость. 4, 5 и 6 октября 1813 г. Финляндский полк участвовал в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Проявляя удивительное мужество и стойкость, несмотря на потерю четверти личного состава, 3-й батальон полка вытеснил французов из селения Госсы, но был вскоре атакован значительно превосходящими силами неприятеля и начал с боем отходить. Часть батальона оказалась прижатой к высокой каменной ограде.

Коренной помог перебраться через нее батальонному командиру и нескольким раненым офицерам, а сам, прикрывая отступающих товарищей, с горсткой храбрецов кинулся в гущу схватки с призывом: «Не сдаваться, ребята!» Вскоре он остался почти один, яростно отбиваясь штыком и прикладом от наседавших врагов. Сквозь разорванную шинель сочилась кровь от полученных ран, но русский воин продолжал неравный бой, отвергая все предложения о сдаче в плен. Получив еще несколько штыковых ран, Коренной упал.

Все считали его погибшим, но через некоторое время он вернулся в полк. Оказалось, что получивший 18 ран гренадер был взят в плен. Восхищенные мужеством русского солдата, французы оказали герою медицинскую помощь и, когда к нему вернулись силы, отпустили в знак уважения его доблести. В приказе по войскам Наполеон поставил в пример своим солдатам подвиг рядового Коренного. За свой подвиг Леонтий Коренной был произведен в прапорщики и стал знаменосцем полка.

Ручкин. Алексеев. Эти простые русские солдаты обороняли Смоленск и дрались под Бородином. За проявленные в Бородинском сражении мужество и отвагу Ручкин был награжден Георгиевским крестом и произведен в унтер-офицеры. Высшую солдатскую награду пожаловали и Алексееву. К концу 1812 г. Ручкин был удостоен низшего офицерского чина — стал прапорщиком. Но здесь, на памятнике, они, как и прежде, в солдатских мундирах, навечно сшитых из бронзы.

Конкретные образы русских солдат, включенные в ансамбль памятника, в то же время являются безусловно собирательными, ибо тысячам русских воинов, самоотверженно боровшихся за независимость родины, были свойственны беззаветная любовь к отечеству и беспримерная храбрость, готовность к самопожертвованию ради общего дела и взаимовыручка в бою, жгучая ненависть к поработителям и безграничная преданность героям-командирам.

Золотов. Отважный фельдфебель в Бородинском сражении взял в плен французского генерала. А случилось это так. Около 11 часов утра 26 августа французская дивизия предприняла отчаянную попытку захватить центральное укрепление русских на Курганной высоте — батарею Раевского. Бригада французского генерала Бонами, неся огромные потери, ворвалась на укрепление и после жестокой рукопашной схватки отбросила его защитников. Оказавшиеся в этот момент поблизости генералы Ермолов и Кутайсов, а также адъютант командующего 1-й Западной армией Левенштерн повели отступающие русские части в контратаку и отбили батарею. В этом бою генерал Бонами получил около 20 ран и остался в укреплении, куда в первых рядах контратакующих ворвался фельдфебель 34-го егерского полка Золотов. Он-то и объявил французскому генералу, пытавшемуся оказать сопротивление, о пленении. За свой подвиг Золотов был произведен в подпоручики.

Павлов. В начале Бородинского сражения неприятель задумал обойти Багратионовы флеши слева. Но, как только враг показался из леса, навстречу ему вылетела 1-я легкая батарея гвардейской конной артиллерии и, развернувшись в нескольких сотнях метров, открыла беглый картечный огонь. Огромные потери расстроили вражеские ряды и заставили их остановиться. В этот момент на неприятельские колонны обрушились русские кирасиры, а батарея со своими восемью орудиями вступила в борьбу с 30-орудийной французской батареей, обстреливающей Багратионовы флеши. Артиллерийский взвод прапорщика Павлова В.А. успешно вел контрбатарейную стрельбу, выводя из строя вражеские орудия. Два часа продолжалась эта артиллерийская дуэль, но ни одно орудие 1-й батареи не было повреждено. В этом бою и погиб 19-летний артиллерист Павлов, пораженный осколками гранаты в грудь и в голову.

Среди шести персональных портретов рядовых бойцов за независимость Родины у левой группы постамента мы видим фигуры гусара в расшитом шнурками доломане и казака в папахе со шлыком. Это представители русской легкой кавалерии, на долю которой выпала нелегкая служба боевого охранения, разведки, стремительных фланговых ударов и неожиданных налетов. В Отечественной войне гусар и казак всегда были рядом, рядом изображены они и на памятнике.

Кожина. Курин. Выходцы из простого народа, лучшие его представители, настоящие патриоты, они поднимали народ на вооруженное сопротивление захватчикам, умело руководили боевыми действиями своих отрядов, которые наносили ощутимые удары по тылам неприятеля. Так «малая война» вскоре превратилась в народную войну. На памятнике мы видим скульптурные портреты крестьян-партизан Герасима Курина и Василисы Кожиной. Гордый взгляд этой простой женщины с надеждой устремлен вдаль, в будущее. В облике героини ощущаются уверенность и решимость.

Курин разработал и особую тактику партизанских действий. Большую часть сил он оставлял в засаде, а с меньшей завязывал бой с неприятелем. Затем отступал, заманивая врага к засаде, где неожиданно окружал его и громил всеми силами своего отряда. Район действий отряда Курина был охвачен сетью взаимосвязанных наблюдательных постов и разведывательных дозоров, что давало ему возможность своевременно получать нужные сведения о неприятеле и подготавливаться к нападению.

Матвеев. Ратник 1-й дружины Петербургского ополчения Филипп Пахомович Матвеев отличился не только во время Отечественной войны. Человек удивительной отваги, он вступил в ополчение и в период Крымской войны 1853-1856 гг. Поэтому на его шапке пришиты два латунных креста — ополченские знаки различия.

Давыдов, Сеславин, Фигнер — храбрые командиры «летучих» армейских партизанских отрядов, действовавших в тылу врага. «Множество пленных и час от часу ослабевающие силы неприятеля суть неоспоримые доказательства, сколь великую пользу таковые отряды производят, — рапортовал Кутузов М.И. в октябре 1812 г. — Ахтырского гусарского полка подполковник Давыдов, гвардейской артиллерии капитан Сеславин и артиллерии капитан Фигнер наиболее отличились своею предприимчивостью и успехами, с коими они производили в действие вверенные им поручения».

Памятник Кутузову М.И. перед Казанским собором в Петербурге, скульптор Орловский Б.И.

Денис Васильевич Давыдов, в казачьем платье, склонился над картой, подаренной Багратионом, продумывая план нападения на один из вражеских отрядов. Прирожденный воин, ярый противник муштры, произвола и беззакония — таким узнаём мы Александра Никитича Сеславина в офицере с обнаженной головой, зовущем на новые подвиги доблестных защитников отечества.

Памятник Кутузову М.И. в Смоленске, скульптор Мотовилов И.Г.

Словно раздумывая о новом дерзком плане стремительного партизанского налета, скромно стоит, накинув плащ на левое плечо, Александр Самойлович Фигнер. «Это — человек необыкновенный. Я такой высокой Души еще не видел, он фанатик в храбрости и патриотизме, и бог знает, чего он не предпримет», — писал о Фигнере Кутузов. Во время отхода русской армии за Москву Кутузову доложили, что артиллерийский капитан Александр Самойлович Фигнер просит разрешения остаться в городе с намерением убить Наполеона. Получив разрешение главнокомандующего и переодевшись крестьянином, Фигнер сумел организовать в Москве небольшой отряд, который совершал смелые, неожиданные налеты на врага. Великолепное знание нескольких иностранных языков позволило Фигнеру добывать крайне необходимые сведения о расположении и состоянии неприятельских войск.

После возвращения в Тарутинский лагерь бесстрашному и отважному офицеру было поручено сформировать «летучий» отряд для действий в тылу врага в районе Можайской дороги. Вскоре отряд этот громил обозы и воинские части наполеоновской армии, захватывал курьеров и пленных, совершал рейды по тылам врага к самой Москве. Все попытки французского командования ликвидировать отряд не имели успеха. Фигнер был неуловим «как дьявол» и считался «ужасным разбойником».

Один из служивших в его отряде офицеров писал, что Александр Самойлович «в российскую кампанию делал чудеса и из штабс-капитанов артиллерии в три месяца, без всякой протекции, заслужил чин полковника и приобрел храбростью и искусством своим почтение всякого истинно россиянина».

Багратион, Барклай де Толли, Дохтуров, Платов, Тучков, Раевский, Ермолов, Кутайсов, Неверовский, Лихачев, Коновницын. Заслуги каждого из этих известных военачальников велики. Всех их объединяют беззаветная любовь к Отчизне, неколебимая вера в победу над захватчиками.

Создатель памятника славным сынам отечества Томский Н.В. подчеркивал, что это не только памятник одному из величайших российских полководцев, но и памятник пламенному патриотизму русского народа. Введение в него галереи скульптурных портретов реальных героев Двенадцатого года придает памятнику подлинную историчность. Среди героев и генералы, и солдаты, и ополченцы, и партизаны. Здесь и лучшие представители дворянства, из среды которого вышли декабристы, и крестьяне-патриоты. «Время незабвенное! — писал о Двенадцатом годе Пушкин А.С., — Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»