К началу сентября завершилось формирование ополчений Тверской, Ярославской, Рязанской, Тульской, Калужской и Владимирской губерний. Руководство боевыми действиями ратников ополчения I округа Кутузов принял на себя. Тульское, Владимирское и Украинское ополчения защищали свои губернии. Калужское — Брянск с его арсеналами, Ярославское и Тверское — дорогу на Петербург, Рязанское — на Рязань.

С началом контрнаступления вся ополченская ар­мия вместе с регулярными войсками приняла участие в боях. «Сии добрые люди, — писал тогда об ополчен­цах русский генерал Ланжерон А.Ф., — дерутся, как черти». Один из лучших маршалов Наполеона, Ж.-Б. Бессьер, уважительно отзывался о героизме русских ополченцев, «едва вооруженных и обмундиро­ванных», в битве под Малоярославцем. Другой наполеоновский маршал, Л.-Г. Сен-Сир, отмечал, что в корпусе Витгенштейна П.X. , который 19 октября штурмовал Полоцк, «с наибольшим оже­сточением» сражались «бородатые люди», как называ­ли французы ратников ополчения. Денис Давыдов считал, что Витгенштейн обязан был взятием Полоцка ополчению.

Части ополчения I округа выступили из губернских центров в первой половине сентября и заняли свои позиции, составив непрерывную блокадную цепь вокруг Москвы, в которой око­пался неприятель. Всего в ополчении I округа, насчитывавшего около 140 тыс. воинов, на позиции выступило около 124 тыс. человек.

Пешие и конные казаки Рязанского ополчения, раскрашенная литография Бека по рис. Губарева, середина XIX в.

Это была основная сила для блокирования неприятеля в Москве. Все дороги из Москвы на север, на восток и на юг были закрыты для противника. Плотное кольцо блока­ды лишило его возможности маневрировать. Этими мерами Кутузов М.И. оградил Тарутинский лагерь от активных дей­ствий противника. В то время как русская армия получила возможность в спокойной обстановке пополниться новыми све­жими силами, противник, окруженный в Москве, вынужден был вести непрерывные военные действия против ратников, партизан и летучих армейских отрядов.

В помощь ополчению и партизанам главнокомандующий выделил для укрепления блокады Москвы и нанесения уда­ров по коммуникациям противника летучие отряды регулярной конницы. В середине сентября 1812 г. десятки летучих отрядов начали действовать в четком взаимодействии с частями губерн­ских ополчений имногочисленными крестьянскими партизан­скими отрядами.

Карта действия армии, партизанских отрядов и частей народного ополчения

Наполеон вынужден был все больше и больше отвлекать свои войска для охраны и конвоирования транспор­тов, отражения наседавших со всех сторон отрядов ополчении и партизан. Четкое взаимодействие основных элементов «малой войны» — ополчений, партизан и армейских летучих отрядов — и дало возможность Кутузову создать прочную основу для победоносного контрнаступления.

По всем коммуникациям противника от Смоленска до Мос­квы партизанские армейские отряды Давыдова, Фигнера, Доро­хова, Кудашева, Вадбольского, Ефремова, Чернозубова и дру­гие наносили тяжелые удары. При этом все эти отряды по замыслу Кутузова «находят­ся между собою в связи и действуют согласно, по одному плану и к одной цели».

Кампания в России не походила на те, которые Наполеону приходилось вести прежде. Арман де Коленкур, находившийся при Наполеоне, записывал: «Местных жителей не было видно, пленных не удавалось взять, отставших по пути не попадалось, шпионов мы не имели. Мы находились среди русских поселе­ний, и, тем не менее,.. мы были подобны кораблю без компаса, затерявшемуся среди безбрежного океана, и не знали, что происходит вокруг нас… Оставшиеся жители все вооружи­лись; нельзя было найти никаких транспортных средств. На поездки за продовольствием изводили лошадей, нуждавшихся в отдыхе; при этом и люди, и лошади подвергались риску, ибо они могли быть захвачены казаками или перерезаны крестья­нами, что частенько и случалось».

Такова была по своему характеру «малая война». Неприя­тельская армия, вклинившись на 900 км в пределы России, попала в среду вооруженного народа. Ей пришлось бороться за безопасность своего тыла и сообщений с многочисленными партизанскими отрядами и целой армией ополченцев. Боевые народные силы расстраивали тыл «Великой армии» и непрерывно истребляли ее живую силу. Получилось так, что вокруг глав­ных сил неприятельской армии в Москве образовался внутрен­ний фронт, состоявший из ополчений, партизан и летучих отря­дов.

Тульское ополчение

Тульское ополчение в период проведения тарутинского марш-маневра численностью свыше 14 тыс. чело­век заняло с 5 сентября охранительную линию от Каширы до Алексина, войдя одновременно в соприкосновение с Рязан­ским ополчением и армией, отходившей к Тарутину. Хорошо экипированное Тульское конное ополчение, состоявшее из двух полков, Кутузов М.И. использовал в действиях регулярной армии. 1-й конный полк скоро был откомандирован в распоря­жение главнокомандующего.

Помимо основного ополчения в 14 с лишним тыс. воинов, выступившего в начале сентября для боевых дей­ствий вместе с армией, население Тульской губернии выставило дополнительно «охранное» (пешее и конное) ополчение числен­ностью около 3 тыс. человек.

Тульское ополчение воспрепятствовало противнику пере­правиться через Оку, преградило путь мелким неприятельским отрядам, которые в поисках главных сил русской армии стре­мились проникнуть на территорию Тульской губернии. Это был период усиленного розыска противником главных сил русской армии.

За успешные действия по истреблению французских мародеров на Каширской дороге был награжден поручик 2-го конного полка Игнатьев. В донесении начальника ополчения к Ку­тузову сообщалось: «Неприятельский отряд по большой дороге, лежащей от Москвы к Кашире, переправясь через реку Пахру, в селении Шебанцево сжег казенные конюшни. Отрядил 2-го конного полка поручика Игнатьева и 45 казаков для исследова­ния намерений противника. 6 октября он расставил посты на 10 верст, узнал, что противник в числе 60 человек, перепра­вясь через р. Пахру, забирает муку, ударил на стоящий впереди пикет и обратил его в бегство, и потом весь их отряд, у мель­ницы бывший, прогнал. Неприятель оставил убитых 3 чело­века и много раненых».

В течение всего тарутинского периода ратники Тульского ополчения истребили десятки мелких неприятельских шаек и тем самым оградили не только население от грабежа со стороны противника, но и способствовали безопасности Тарутин­ского лагеря. Как доносил начальник ополчения, «мелкие группы противника по линии Оки были отражены».

Совместно с Тульским ополчением в районе Серпухова для прикрытия дороги на Тулу действовали отряд полковника Кудашева и казачий полк Ефремова. Наполе­он вынужден был выделять в этом направлении дополнительные силы.

В результате принятых оборонительных мер и согласован­ных действий Тульского ополчения и армейских летучих отря­дов противник не смог прорваться в пределы Тульской губернии. Неприятель не смог уничтожить Тульские военные заводы. 1-й конный полк Тульского ополчения принял участие в сражении под Красным.

Тверское ополчение

Тверское ополчение было подчинено генерал-адъютанту Винцингероде, посланному Кутузовым на Тверскую дорогу с отрядом в 3200 человек. Опираясь на Тверское и частично Ярославское ополчения и Донской полк Победнова, этот отряд сумел сковать значительные силы противника на Петербургском направлении.

Егерь, пеший и конный казаки Тверского ополчения, раскрашенная литография Фурлунда-второго по рис. Губарева, середина XIX в.

Вскоре ополчение достигло окрестностей Москвы и стало систематически истреблять мелкие отряды французских «фура­жиров», грабивших население северного Подмосковья. Наполеон вынужден был выделить против отряда генерала Винцингероде и Тверского ополчения значительные силы. Часть корпуса Нея и вице-короля Евгения Богарне была отряжена из Москвы на Петер­бургскую дорогу.

Под Воскресенском 21 сентября 1812 г. пятая сотня Твер­ского ополчения и сотня донских казаков наголову разбили численно превосходившую неприятельскую группировку. Про­тивник, пытавшийся захватить Воскресенск, бежал к Москве. Командир сотни майор Фиглев показал себя как опытный кадро­вый офицер. 22 сентября воины конного Тверского ополчения в жаркой схватке отбросили неприятельский отряд в 300 человек.

На следующий день крупный неприятельский отряд из кор­пуса Нея численностью до 3 тыс. пехоты и трех кавалерийских полков при 6 орудиях прорвался по Дмитровской дороге на 30 верст и занял дер. Сухарево. Части ополчения под давле­нием превосходящих сил противника отошли к деревне Озерецкой. Этим движением противник прервал на некоторое время связь с Ярославской дорогой.

Захваченные врагом селения были сожжены, у крестьян забирали хлеб и фураж. Однако на сле­дующий день, получив подкрепление, ратники при весьма энер­гичной поддержке крестьян, объединившихся в крупный от­ряд, перешли в наступление и решительным ударом отбросили врага. В этом бою особо отличился конный полк Тверского ополчения.

По материалам книги В. Бабкина «Народное ополчение в Отечественной войне 1812 года», М., изд. «Социально-экономической литературы», 1962 г.