Ермолов Алексей Петрович, русский военачальник, участвовал в Отечественной войне 1812 г., генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, государственный деятель родился в Москве 23 мая (4 июня) 1777 г. Из дворянской семьи, отец его Пётр Алексеевич Ермолов был помещиком, имел имение в Орловской губернии.

В января 1787 г. Алексей Ермолов был записан унтер-офицером в лейб-гвардии Преображенский полк. В сентябре следующего года он был произведён в сержанты, а вскоре и в офицеры, и к 14 годам имел уже чин поручика.

Алексей Ермолов был назначен адъютантом при генерал-прокуроре графе Александре Николаевиче Самойлове, начальником канцелярии которого служил отец будущего генерала Ермолова. Надо сказать, что Самойлов доводился племянником князю Потемкину Г.А., благосклонность которого пользовался молодой поручик. Но Алексей Ермолов много занимался, блестяще сдал экзамены и  в 1793 г. был переведен в капитаны артиллерии.

Как артиллерийский офицер со своей батареей в 1794 г. участвовал в польской кампании в подавления восстания под предводительством Т. Костюшко, отличился при штурме Праги (Варшавской), Суворов А.В. лично наградил его орденом святого Георгия 4 степени. К двадцати годам он успел еще поучаствовать в боях на Кавказе в войне с Персией. Командовал батареей при осаде и взятии Дербента, получил чин подполковника и был удостоен ордена святого Владимира 4 степени.

Подполковник Ермолов отличался свободолюбивыми взглядами и необычайно резким,  непочтительным отношением к императорской фамилии. Алексей Ермолов входил в смоленский офицерский кружок, который занимался распространением вольнодумных идей, близких к декабристским, за что в 1798 г. был арестован и около месяца содержался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Затем последовала ссылка в Кострому.

Генерал Ермолов А.П.

Впрочем, в царствование Павла I аресты и ссылки представляли собой явление вполне обычное. По высочайшему повелению в отставку были отправлены многие высшие чины русской армии. Иногда наказаниям подвергались даже целые части. На одном из парадов неугодному полку император скомандовал: «Полк, кругом! В Сибирь, шагом – марш!» Такое отношение к армии и генералитету, в конечном счёте, стоило царю жизни.

После воцарения Александра I новый  император даровал свободу всем «узникам совести», и Ермолову в том числе. Многие русские офицеры, находившиеся а отставке, были возвращены в армию.

Алексей Петрович Ермолов воевал с Великой Армией Наполеона в 1805 г. За мужество и доблесть был удостоен ордена святой Анны 2 степени. В 1807 г. отличился в сражении при Прейсиш-Эйлау, командовал конной артиллерией и способствовал перелому в сражении в пользу русских, был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость».

В 1809 г. был произведён в генерал-майоры и назначен инспектором конногвардейских рот. В 1811 г. Ермолов был назначен командиром гвардейской артиллерийской бригады в Петербурге, а через год — командующим гвардейской пехотной дивизией. В Отечественную войну 1812 г. Алексей Петрович вступил 35-летним боевым генералом.

В начале военных действий генерал-майор Ермолов А.П. был назначен на должность начальника главного штаба 1-й Западной армии Барклай-де-Толли М.Б. Участвовал в Смоленском сражении. Отличился в сражении у деревни Лубино, когда наполеоновские войска пытались занять скрещение дорог у д. Лубино, чтобы отрезать отходящую к Соловьевой переправе 1-ю Западную армию от 2-й.

С назначением нового главнокомандующего генерал Ермолов А.П. фактически выполнял обязанности начальника штаба Кутузова М.И. В ходе Бородинского сражения французы захватили на господствующей над всем полем сражения Курганной высоте редут Раевского, который защищал до последней возможности с частями своей 24-й пехотной дивизии генерал-майор Петр Гаврилович Лихачев.

И когда сдерживать натиск французов не было никакой возможности, израненный пожилой генерал, чтобы не попасть в плен, бросился на французские штыки, но генеральские эполеты спасли ему жизнь, Лихачёв оказался в плену.

Чтобы выбить французов из редута Ермолов А.П. вместе с генерал-майором Кутайсовым повёл в штыковую атаку батальон Уфимского пехотного полка. В этой атаке 28-летний генерал-майор граф Кутайсов Александр Иванович был убит, Ермолов был ранен пулей в шею, но батарею Раевского они отбили. За мужество и отличие в Бородинском бою Ермолов Алексей Петрович был награждён орденом святой Анны 1-й степени.

На совете в Филях высказался за то, чтобы дать под Москвой Наполеону новое решительное сражение. После трёхдневных кровопролитных боёв под Малоярославцем Наполеон был вынужден повернуть с Калужской дороги на Смоленскую, где его ожидали разорённые им же русские города и селения, многочисленные партизанские отряды, которые не давали «Великой армии» покоя ни днём, ни ночью.

А русская армия, по предложению начальника главного штаба генерала Ермолова А.П., начала свое знаменитое параллельное преследование противника, нанося ему серьёзные удары на всём пути следования, что и привело к гибели французской армии. После сражения под Красным А. Ермолов получил чин генерал-лейтенанта.

В заграничном походе русской армии в 1813-1814 гг. Ермолов командовал рядом частей, в том числе, возглавлял артиллерию союзных армий. Участвовал в сражении под  Бауценом, командовал арьергардом, обеспечив отход армии практически без потерь. В сражении при Кульме командовал 1-й гвардейской дивизией, полки которой вынесли на своих плечах основную тяжесть боя в первый, самый трудный день, сражались против вдвое превосходящего по численности противника.

Был награжден орденом святого Александра Невского. В октябре 1813 г. отличился в битве под Лейпцигом, Ермолов командовал гвардейскими частями союзной армии, вклинившись в центр французской позиции, лишил противника возможности маневра. В боях за Париж командовал гренадерским корпусом,  награжден орденом святого Георгия 2-й степени.

Свободолюбивый и независимый генерал Ермолов имел взаимно неприязненные отношения с графом Аракчеевым, однако после заграничного похода русской армии граф при решении вопроса о назначении Алексея Петровича военным министром признавал его «деятельность, ум, твердость характера, бескорыстие и бережливость…»

Однако император Александр I в 1816 г. предложил самостоятельному и энергичному генералу Ермолову А.П. совсем иное назначение – командиром отдельного Кавказского корпуса, главнокомандующим в Грузию и чрезвычайным посланником в Персию. В 1818 г. Ермолов был произведен в генералы от инфантерии.

Надо подчеркнуть, что Алексей Петрович был заслуженным боевым генералом, имел большой полководческий талант, незаурядные государственные способности, поразительное гражданское мужество. Но по воспоминаниям Лескова Н.С.: «Начальство не любило Ермолова за независимый, гордый характер, за резкость, с которою он высказывал свои мнения; чем выше было лицо, которому приходилось иметь дело с Ермоловым, тем сношения с ним были резче, а колкости ядовитее». Даже великий князь Константин Павлович однажды произнёс: «Он очень остер, и весьма часто до дерзости».

Вот как написал Жуковский в четверостишье «Подпись к портрету А. П. Ермолова»:

За ним, пред ним нет пышных титл,
Не громок он средь гордой знати;
Но за него усердный глас молитв
Непобедимой русской рати.

В боях он чувствовал себя как в родной стихии, а в общении с выше стоящим начальством ему были чужды лесть и угодничество. Благодаря необычайно резкому, насмешливому уму Ермолов нажил себе немало  влиятельных врагов, а злословие недругов преследовало генерала всю жизнь. Ермолов позволял себе перечить даже коронованным особам и членам императорской фамилии.

Десять лет в очень непростых условиях продолжалась служба Алексея Петровича на Кавказе, где он проявил себя не только способным командиром, но и умелым администратором и дипломатом. Часто спать приходилось по 4 и 5 часов в сутки и где придётся. Но он сумел добиться огромного авторитета на Востоке.

Волею императора Ермолову надлежало привести к покорности народы, признававшие лишь законы гор, уважавшие одно право — право силы, но так чтобы русский царь выглядел в глазах западных стран гуманным правителем. «Смирись, Кавказ, — идёт Ермолов!», — написал Пушкин А.С. Однако справедливости ради следует отметить, что Алексей Петрович решал не только военные задачи, он очень много сделал по благоустройству кавказских земель, улучшению образа жизни местного населения и т.д.

Вступивший на престол Николай I, не доверял генералу Ермолову А.П. за связь его с декабристами, он отозвал генерала с Кавказа и в 1827 г. уволил в отставку. Выйдя в отставку, Алексей Петрович поселился в своём имении под Орлом. Там его часто навещал один из лучших друзей — поэт и гусар, герой Отечественной войны 1812 г., Денис Давыдов.

Популярность генерала Ермолова во всех слоях русского общества была чрезвычайно велика, поэтому Николай I ввёл его в состав Государственного Совета, а к 25-летию Бородинской битвы присвоил чин генерала от артиллерии, того же уровня, что и генерал от инфантерии, но гораздо более редкий, более почётный. Однако Ермолов добился высочайшего позволения переехать из столицы в Москву и в заседаниях Государственного Совета участия не принимать.

В Москве он занимался своими мемуарами о войнах с Наполеоном, об Отечественной войне 1812 г., заграничных походах, о службе на Кавказе. В период Крымской войны был избран начальником государственного ополчения в семи губерниях, но принял эту должность только по Москве.

Скончался Ермолов Алексей Петрович  30 март (11 апреля) 1861 г. на 85-м году жизни, последним из генералов Отечественной войны 1812 г. Ермолову за долгую жизнь довелось послужить пяти императорам: от Екатерины II до Александра II. За верную службу Отечеству он был награждён всеми российскими орденами высших степеней, получил две золотые шпаги «За храбрость» с алмазами.

Ермолов завещал похоронить его в Орле, рядом с могилой отца у церковной стены на Троицком кладбище, в простом солдатском гробу… Имя генерала Ермолова носят улицы в Москве, Орле, Пятигорске.