Русско-турецкая война 1877-1878 гг. — одно из крупнейших событий XIX века, и не только из-за масштаба военных действий, но, прежде всего, вследствие ее огромного значения для развития балканских наро­дов по пути прогресса. В ходе восточного кризиса 70-х годов XIX века со всей остротой встал вопрос о будущей судьбе южных славян.

Во многих отношениях русско-турецкая война 1877-1878 годов — «второе издание» Крымской войны. Россия стремилась поддержать своих братьев по крови, южных славян, и братьев по вере, православных, в стремлении к независимости от Турецкой империи. Эта война была очень популярна в самых широких слоях русского общества. На фронты сербо-черногорско-турецкой войны 1876 года ехали тысячи добровольцев из России.

Россия стремилась решить вопрос о проливах: о свободном выходе через проливы Дарданеллы и Босфор. Стремилась укрепить свое влияние на Балканах и восстановить подорванный Крымской войной международный авторитет. И на этот раз западная дипломатия подстрекала Турцию к войне, но самим вступить в войну западным державам было страшно. Вероятно, и опыт Крымской войны сказывался. Крым-то отторгнуть от России не удалось. Так он и остался в составе России с могилками британских солдат.

Новая обстановка, создавшаяся после вспышки восстаний в Боснии и Герцеговине, в Болгарии (Старозагорское и Апрельское) и сербско-турецкой войны 1876 г., еще больше обострила восточный кризис. Попытки европейских держав примирить борющиеся за свободу и независимость народы с Османской империей остались безуспешными.

24 апреля 1877 г. в Кишиневе была объявлена русско-турецкая война. С мая 1877 г. на стороне России вы­ступила Румыния, а позже — Сербия и Черногория. В мае 1877 г. русские войска вступили на территорию Румынии. Их поддержали болгарские ополчен­цы и регулярные румынские части.

Карта военных действий русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Правительство Александра II стремилось избежать этой войны, так как Россия была к ней плохо подго­товлена. Военные преобразования, начатые в 60-х годах, не были за­вершены. Стрелковое оружие лишь на 20% соответствовало совре­менным образцам. Военная промышленность работала слабо: армии не хватало снарядов и других боеприпасов. В военной теории гос­подствовали устаревшие взгляды.

Генерал Обручев Н.Н., автор первого плана русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

К моменту начала военных действий соотношение сил складывалось в пользу России. Военная реформа принесла свои положительные результаты. Русская армия по сравнению с периодом Восточной (Крымской войны) всё же была лучше обучена, вооружена и укомплектована. Боевые действия развернулись на Балканах и в Закавказье.

Русская армия на Балканах, которую возглавил брат царя — великий князь Николай Николаевич, придерживавшийся консервативной военной доктрины, насчитывала 185 тыс. человек. При штабе армии находился и государь. Численность турецкой армии в Северной Болгарии составляла 160 тыс. человек.

Вместе с тем в русской армии были талантливые генералы Скобелев М.Д., Драгомиров М.И., Гурко И.В. Военное министерство разработало план быстрой насту­пательной войны (генерал Обручев Н.Н.), так как понимало, что затяжные операции не по силам русской экономике и финансам.

По дороге на фронт

В ночь с 14 (26) на  15 (27) июня 1877 г. русская армия форсировала Дунай и вступила в Северную Болгарию, развернув наступление. Болгарское население вос­торженно встречало русские войска. Ещё в Кишиневе и лагере близ Плоешти с помощью русской действующей армии было организовано обучение болгарского ополчения, состоявшего из 6 дружин (батальонов), которые влились в состав русской армии.

Русские войска быстро продвигались на юг, торопясь ов­ладеть горными проходами через Балканы и выйти в Южную Болгарию. Особенно важно было занять Шипкинский пере­вал, откуда шла кратчайшая дорога на Адрианополь. Десятиты­сячный отряд генерал Гурко достиг Балканских гор, после двухдневных ожесточенных боев взял перевал. Перешел хребет и спустился на южную сторону, где встретился с армией Сулеймана-паши. Отряд генерала Гурко И.В. овладел древней болгарской столи­цей городом Тырново.

Встреча русских войск в Тырново, рисунок 1878 года

Турецкие войска в беспорядке отступали. Казалось, открывался пря­мой путь на Константинополь. Однако 7 (19) июля крупный турецкий отряд под командова­нием Осман-паши, совершив марш-бросок от сербской гра­ницы, занял крепость Плевну в Северной Болгарии. Возник­ла угроза флангового удара. Две попытки русских войск вы­бить неприятеля из Плевны успеха не имели. Движение русских войск через Балканы было приостановлено.

Мехмед-Али-паша — командующий турецкой армией (18 июля — 2 октября 1877 г.), литография, 1870-е гг.

Перехватив инициативу, турецкие войска вытеснили рус­ских из Южной Болгарии. В августе начались кровопролит­ные бои за Шипку. Противник имел пятикратное превосход­ство. Защитникам Шипки приходилось отбивать до 14 атак в день. Нестерпимая жара усиливала жажду, а ручей нахо­дился под обстрелом.

Султан Абдул-Гамид II, литография, 1870-е гг.

На исходе третьего дня боев, когда положение стало отчаянным, подошли подкрепления. Угроза окружения была устранена. Через несколько дней бои затих­ли. Шипкинский проход остался в руках русских, но южные его склоны удерживали турки.

Под Плевной русская армия понесла тяжелые потери. Подкрепления из России стягивались к Плевне. Но тре­тий ее штурм, в конце августа, тоже закончился неудачей. Всего в трех штурмах русские потеряли 32 тыс. войска, румыны — 3 тыс. человек. Из Петербурга приехал герой Севастополя генерал-инженер Тотлебен Э.И. Осмотрев позиции, он сказал, что выход толь­ко один — полная блокада крепости. Без тяжелой артилле­рии ее не взять. Началась осада Плевны русскими войсками.

Пришла зима… Турки удерживали Плевну, русские — Шипку. «На Шипке все спокойно», — сообщало командова­ние. Между тем, число обмороженных доходило до 400 человек в день. В метель прекращался подвоз боеприпасов и продо­вольствия. С сентября по декабрь 1877 г. русские и болгары потеряли на Шипке 9,5 тыс. человек обмороженными, больны­ми и замерзшими.

В конце ноября в Плевне закончилось продовольствие. Осман-паша сделал отчаянную, но безуспешную попытку прорыва. 28 ноября (10) декабря Плевна сдалась. В русском плену оказа­лись 43 тыс. человек во главе с самым талантливым турецким военачальником. В ходе войны произошел перелом. Сербия вновь начала военные действия. Чтобы не упустить инициа­тиву, русское командование решило идти через Балканы, не дожидаясь весны.

Турецкое командование надеялось задержать русских на перева­лах Балканских гор. 13 (25) декабря главные силы русской армии во главе с гене­ралом Иосифом Владимировичем Гурко (1828-1901) начали путь на Софию через перевал Чурьяк. Начавший­ся дождь перешел в снег, закружилась метель, а затем уда­рили морозы. Отряд генерала Гурко при 25-градусном морозе через ущелья и горные кручи, по глубокому снегу и льду начал ге­роический переход. Солдатам приходилось на руках тащить пушки. Войска двигались днем и ночью по крутым и скользким горным склонам. 23 декабря 1877 г.  (4 января 1878 г.) русская армия вступила в Софию.

Тем временем войска под командованием генерала Ми­хаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882) должны были вывести из борьбы группировку, которая блокировала Шипкинский перевал. Скобелев перешел через Балканы западнее Шипки по обледенелому покатому карнизу над пропастью и вышел в тыл укрепленного лагеря Шейново.

Скобелев, кото­рого прозвали «белым генералом» (он имел привычку появ­ляться в опасных местах на белом коне, в белом кителе и белой фуражке), ценил и берег жизнь солдата. Его солдаты шли в бой не плотными колоннами, как тогда было принято, а цепями и быстрыми перебежками. В результате боев у Шипки — Шейново 27-28 декабря (8-9 января 1878 г.) 20-тысячная турецкая группировка капитулировала.

Трехдневное сражение к югу от Пловдива завершило во­енную кампанию. 8 (20) января 1878 г. русские войска вступили в Адрианополь. Русская кавалерия вышла на берег Мрамор­ного моря. Отряд под командованием Скобелева занял мес­течко Сан-Стефано, в нескольких километрах от Константи­нополя. Войти в турецкую столицу не составляло труда, но Александр II, опасаясь вмешательства в войну европейских держав (как это было в 1853-1856 гг.). удержал Скобелева от взятия турецкой столицы. Победа русской армии в войне 1877-1878 гг. произошла не только благодаря огромному мужеству и стойкости наших солдат, но и талантливому руководству ими русскими генералами.

На Закавказском театре военных действий командующим русскими войсками формально считался великий князь Ми­хаил Николаевич, младший сын Николая I. Фактическое же руководство осуществлял генерал Лорис-Меликов М.Т. Русские войска заняли крепости Баязет, Ардаган, нанесли поражение турецкой армии и овладели 6 (18) ноября 1877 г. крепостью Карс. Кроме этого, русская армия овладела Батумом и блокировала Эрзерум. На этом кампания на Кавказе закончилась.

Военное поражение Турции стало очевидным. Она была вынуждена просить мира. Мир был необходим и России, так как тылы армии были растянуты, с моря угрожал английский флот, а среди солдат свирепствовали эпидемии.

В декабре 1877 — январе 1878 года русская армия была близка к победоносному завершению войны. Она совершила беспрецедентный зимний переход через Балканские горы, окружила и пленила группировку турецких войск Вессель-паши. Преследуя бегущего противника, русские войска 8 января овладели Софией, затем Адрианополем, выйдя на ближние подступы к Константинополю (Стамбулу). Боеспособных войск у Турции не оставалось. Казалось, вот оно, еще немного, и русские войска войдут в бывшую столицу Византийской империи. Популярнейший лозунг того времени — «Водрузим крест на купол Святой Софии!». Весь православный мир, все славянские народы готовы были приветствовать занятие Константинополя русскими войсками.

И тут британская эскадра входит в Мраморное море. Британская дипломатия настоятельно «не советует» Александру II занимать Константинополь. Царю дают понять, что Британия готова немедленно объявить нам полномасштабную войну, если Российская империя не прислушается к их совету. Царь колеблется… Память крымской войны очень свежа… Как у Пушкина: «Того гляди навалится на нас вся Европа…» И следует приказ: остановиться. Не идти на турецкую столицу. Начинаются переговоры, заключено перемирие… Позже, после Первой мировой войны, Турецкую империю европейцы лихо и без всяких либеральничаний и угрызений совести разделят между победителями… но уже без участия России. Они добились своей цели.

19 февраля (3 марта) 1878 г в Сан-Стефано был подписан мирный договор. По его условиям Болгария получила статус авто­номного княжества. Сербия, Черногория и Румыния обрели полную независимость и значительные территориальные приращения. России возвращалась Южная Бессарабия, от­торгнутая по Парижскому договору, и передавалась Карсская область на Кавказе.

Англия и Австро-Венгрия отказались признать условия Сан-Стефанского мира. По их настоянию летом 1878 г. со­стоялся Берлинский конгресс с участием Англии, Франции, Германии, Австро-Венгрии, России и Турции. Россия оказа­лась в изоляции и была вынуждена пойти на уступки. Запад­ные державы категорически возражали против создания еди­ного Болгарского государства.

В итоге Южная Болгария осталась под властью Турции. Русским дипломатам удалось добиться лишь того, что в состав автономного Болгарского княжества были включены София и Варна. Территория Сер­бии и Черногории была значительно урезана. Конгресс под­твердил право Австро-Венгрии оккупировать Боснию и Гер­цеговину.

В докладе царю глава русской делегации канцлер Гор­чаков A.M. написал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере!» Царь пометил: «И в моей тоже». И все же плоды русской победы были уничтожены лишь отчасти. Заложив основы свободы болгарского на­рода, Россия вписала славную страницу в свою историю. Болгар­ия получила национальную независимости в 1912 г. Рус­ско-турецкая война 1877-1878 гг. вошла в общий контекст эпохи Освобождения и стала ее достойным завершением.

Рекомендую пройти тест по событиям этой войны.