Османская империя (прежнее европейское название — Оттоманская) — мусульманское государство, созданное турками-османами и просуществовавшее более шести веков (до 1918 г.). Ее история начинается с возникновения на рубеже XIII-XIV вв. независимого тюркского княже­ства (бейлика) в Северо-Западной Анатолии; оно полу­чило свое название от имени основателя правящей дина­стии бея Османа (1299-1324).

При его преемниках — Орхане (1324-1361), Мураде I (1361-1389), Баязиде I (1389-1402), развернувших «священную войну» с хри­стианскими правителями в Малой Азии, а затем и на Балканах, бейлик превратился в обширное военно-фео­дальное государство (султанат). Вражда среди осман­ских соперников помешала им объединить свои силы для отпора, а попытки остановить турецкое наступление в Юго-Восточной Европе с помощью крестовых походов успеха не имели.

В сражениях у стен Никополя (1396) и под Варной (1444) ополчения европейских рыцарей потерпели жестокие поражения. В ходе новых войн во 2-й половине XV в. — 1-й половине XVI в. был захвачен Константинополь (1453), присоединены Восточная Анатолия, Крым (1475), ряд территорий Юго-Восточной и Центральной Европы, большая часть Арабского Востока и Северной Африки. В результате образовалась огромная империя, оказывавшая большое влияние на политическую жизнь всего Старого Света и взявшая на себя роль лидера мусульманского мира в его противостоянии с христианской Европой.

В середине XVI в. при султане Сулеймане I Кануни (1520-1566) Османская империя находилась в зените своего могущества; ее владения занимали около 8 млн. кв. км, численность населения составляла 20-25 млн. человек. От других восточных деспотий она отличалась тем, что была единственной подлинно военной держа­вой средневековья.

Карта Османской империи

Карта Османской империи

Политика османских султанов, направленная на укрепление власти центрального правительства и про­должение захватнических войн, опиралась на систему условных земельных пожалований (тимаров) и ис­пользование на военной службе (янычарский корпус) и в государственном управлении лиц рабского статуса, обращенных в ислам. Первоначально их набирали из числа военнопленных и купленных неволь­ников, затем — из юношей-христиан, подвергшихся насильственной исламизации и отуречиванию.

Укрепляя свой авторитет и утверждая традиции сильной власти монарха, султаны привлекали на службу духовен­ство. Правительственный аппарат в своей деятельности руководствовался общим сводом законоположений (канун-наме), которые регулировали поземельные отноше­ния, устанавливали нормы налогообложения и общие принципы административного и судебного управления.

Янычар, капитан, моряк, артиллерист (слева направо)

Янычар, капитан, моряк, артиллерист (слева направо)

Согласно этим установлениям, все общество делилось на две основные категории: «аскери» (военные) и «райя» (дословно: стадо, пасомые). К первым причислялись представители правящего класса, ко вторым — податное зависимое население. Правители империи учитывали и то, что значительную часть их подданных составляли немусульмане.

Поэтому со 2-й половины XV в. они разре­шили существование отдельных религиозных общин-миллетов: греко-православной, армяно-григорианской, иудейской. Каждая из них располагала некоторой авто­номией и особым налоговым статусом, но все они подчи­нялись султанскому правительству, которое последова­тельно осуществляло курс на правовую и религиозно-культурную дискриминацию немусульман. Османские «классические» порядки сохранились до XIX в., но уже в XVII-XVIII вв. они постепенно приходили в упадок, ибо не соответствовали более уровню развития общества.

Англия и Франция, находясь на достаточно безопасном рассто­янии от турок, заключили с султаном договоры против общего врага — Габсбургов (Франция — в 1535 г., Англия — в 1580 г.) и постоянно подливали масла в огонь балканской войны. Не ограничиваясь подстрекательством, они постепенно подрывали ту­рецкую экономику, получив от султана так назы­ваемые капитуляции — грамоты о привилегиях для европейских купцов, которые впоследствии и при­вели Турцию к настоящей капитуляции перед за­падными торговцами.

Ослаблению империи способствовало и все более заметное ее отставание от капиталистических стран Европы. Затяжной кризис отразился и в цепи военных поражений турок, в том числе в морском сра­жении при Лепанто (1571), в неудачной осаде Вены (1683). За несколько лет Австрия отвоевала Венгрию, Трансильванию, Словению и Сербию. В 1684 г. образо­валась «Священная лига»: против Турции объединили свои усилия Австрия, Польша и Венеция.

В 1686 г. к противникам турок присоединяется Россия, которая, не имея до этого политических интересов на Балканах, поддерживала мир с Осман­ской империей. Но теперь Россия разорвала отношения с Турцией и Крымом, так как была накануне своего исторического рывка к морям, и поэтому Турция превратилась в соперника, чему немало способствовали Англия, Польша и Венеция.

На протяжении XVIII-XIX веков Россия и Турция находились в напряжённых отношениях, в результате которых происходили многочисленные русско-турецкие войны: 1710-1711 гг. (Прутский поход); 1735-1739 гг.;  1768-1774 гг.; 1787-1791 гг.; 1806-1812 гг.; 1828-1829 гг.; 1853-1856 гг. (Крымская война); 1877-1878 гг.

Особенно явственно упадок османского могуще­ства проявился в ходе русско-турецких войн 2-й поло­вины XVIII в. С победами Румянцева П.А. и Суворо­ва А.В., с отторжением Крыма (1783) связана новая эпоха в османской истории, когда подъем освободительной борьбы греческого и славянских народов поставил под угрозу само существование империи, а великие державы начали борьбу за раздел султанских владений в Европе.

С конца XVIII в. правящая верхушка предпринимает целый ряд попыток преобразований в армии, государ­ственном аппарате и системе образования, чтобы оста­новить процесс распада империи, обеспечить ее устойчи­вость перед лицом усиливавшейся экономической и политической экспансии европейских держав на Ближ­нем и Среднем Востоке. Начало им положили реформы султана Селима III (1789-1808). Они не принесли ожи­даемых результатов из-за ожесточенного сопротивления сил, выступавших за сохранение традиционных поряд­ков.

Султану Махмуду II (1808-1839) удалось ликвиди­ровать янычарский корпус и значительно усилить пози­ции центральной власти. Из среды высшей столичной бюрократии вышли крупнейшие османские реформа­торы XIX в. — Мустафа Решид-паша, Али-паша и Фуад-паша. Проведенные по их инициативе преобразования объективно способствовали ускорению социально-эко­номического развития общества, созданию условий для зарождения и развития капиталистических отношений, но вместе с тем обострению классовых и национально-религиозных противоречий.

Со 2-й половины XIX в. на политическую арену вышли новые социальные силы. Выразителями их требований стали Намык Кемаль (1840-1888), Ибрагим Шинаси (1826-1871) и другие представители разночинной интел­лигенции. Объединив своих сторонников в тайном обществе «новых османов», они начали борьбу за огра­ничение султанского абсолютизма. В 1876 г. им удалось добиться провозглашения конституции и созыва двухпа­латного парламента. Конституция 1876 г. была важным прогрессивным явлением в турецкой истории.

Она тор­жественно провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных без различия вероиспове­дания, полную безопасность личности и имущества, неприкосновенность жилища, свободу печати, гласность судов. Вместе с тем в ходе обсуждения проекта консти­туции консерваторы, поддержанные султаном Абдул-Хамидом II (1876-1909), добились включения в нее ряда положений, предоставляющих монарху очень широкие права.

Его личность объявлялась священной и непри­косновенной. Султан сохранил за собой функции хали­фа — духовного главы мусульман. В конституции нашли отражение и взгляды «новых османов» по националь­ному вопросу и в отношении религии. В первой ее статье утверждалось, что Османская империя есть единое и неделимое целое. Все подданные султана объявлялись «османами». Государственной религией провозглашался ислам. Принятие конституции и создание парламента нанесли серьезный удар по феодально-абсолютистскому строю, но силы, заинтересованные в укреплении конституцион­ных порядков, были слабы и разрозненны.

Поэтому существовавший режим сумел выстоять и нанести ответ­ный удар. Воспользовавшись поражениями турецких войск в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., привед­шими к существенному сокращению османских владений в Европе и Азии, Абдул-Хамид II приостановил дей­ствие конституции, распустил парламент и жестоко рас­правился с лидерами либерально-конституционного дви­жения. Посредством многочисленных арестов, ссылок, тайных убийств, закрытия газет и журналов страна была вновь отброшена к средневековым порядкам бесправия и произвола.

Преследуя всякие проявления свободомы­слия, разжигая национальную и религиозную вражду, пропагандируя доктрину панисламизма, призывавшую объединить всех мусульман, в том числе и зарубежных, под эгидой турецкого султана-халифа, Абдул-Хамид пытался воспрепятствовать развитию национально-освободительного движения среди армян, арабов, албан­цев, курдов и других народов империи.

Утвердившийся при Абдул-Хамиде II самодержавный деспотический режим остался в памяти народа как «эпоха тирании (зулюма)», Однако он не мог остановить дальнейшего развития процесса модернизации осман­ского общества и усиления в нем новых прогрессивных сил.

Идеи «новых османов» подхватили организа­торы нового тайного общества «Единение и прогресс», созданного в 1889-1891 гг. для борьбы с абдулхамидовской тиранией. Его участников в Европе стали называть младотурками. Деятельность младотурецких организа­ций первоначально не выходила за рамки пропаганды и агитации с помощью публиковавшихся в Турции и за границей газет, брошюр и листовок.

Движение было лишено связи с народом, его лидеры предпочитали путь заговоров и дворцовых переворотов. Революция 1905-1907 гг. в России и начавшаяся вслед за ней революция в Иране в 1905-1911 гг. способствовали нарастанию рево­люционной ситуации в Османской империи и подтолк­нули младотурок к пересмотру их стратегии и тактики. На конгрессе оппозиционных сил в Париже (декабрь 1907 г.) они приняли решение о необходимости объеди­нения всех революционных организаций и о подготовке к вооруженному восстанию.

Младотурецкая революция началась 3 июля 1908 г. с выступления ряда военных гарнизонов в Македонии, распропагандированных младотурками, а затем она охватила как европейские, так и азиатские провинции империи. Оказавшись перед угрозой свержения, Абдул-Хамид был вынужден принять требования восставших: восстановить конституцию и созвать парламент. Добив­шись быстрой и бескровной победы, младотурки посчи­тали задачи революции выполненными.

Ограничен­ность их курса позволила феодально-клерикальной реакции оправиться от удара, нанесенного в июле 1908 г., и осуществить контрреволюционный переворот в столице (13 апреля 1909 г.). Младотурки смогли быстро  подавить  реакционный  мятеж  сторонников Абдул-Хамида. Опираясь на верные воинские части, они к 26 апреля восстановили контроль над Стамбулом. Абдул-Хамид II был низложен, представители консерва­тивной бюрократии выведены из правительства.

Заняв важнейшие посты в кабинете министров, государствен­ном аппарате и армии, младотурки стали играть реша­ющую роль в управлении страной. Узость их социальной опоры, незрелость турецкой буржуазии, полуколо­ниальная зависимость империи от Западной Европы определили непоследовательность курса младотурецких правительств и ограниченность достигнутых результа­тов. Их мероприятия практически не затронули основ феодальных порядков в деревне, не разрешили нацио­нального вопроса, не помешали дальнейшему закабале­нию страны империалистическими державами.

В результате итало-турецкой войны 1911-1912 гг. империя лишилась своих последних владений в Афри­ке — Триполитании и Киренаики, составивших в даль­нейшем итальянскую колонию Ливию. Военные дей­ствия в 1912-1913 гг. против коалиции балканских госу­дарств привели к почти полному вытеснению турок с европейской территории.

Эти проигранные войны, окончательно разрушив иллюзии «османизма», способ­ствовали коренному пересмотру национальной поли­тики младотурок. В ее основу легли идеи турецкого национализма, наиболее ярким выразителем которых был философ Зия Гёкалп (1876-1924). В противовес приверженцам панисламизма он обосновывал необходи­мость разделения светской и духовной власти и ратовал за развитие турецкой нации на основе достижений евро­пейской цивилизации.

Одним из условий успеха на этом пути он считал объединение усилий всех тюркоязычных народов. Подобные предложения получили широкую популярность среди младотурок. Наиболее шовинисти­чески настроенные их представители построили на основе идей Гёкалпа целую доктрину пантюркизма, которая требовала объединения под властью турецкого султана всех тюркоязычных народов и призывала к насильственному отуречиванию национальных мень­шинств в империи.

Утвердившийся у власти в 1913 г. младотурецкий триумвират (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша) в поисках внешних сил, готовых поддер­жать курс на сохранение Османской империи, пошел на сближение с кайзеровской Германией, а затем вовлек страну в Первую мировую войну 1914-1918 гг. на ее сто­роне. В ходе войны империя быстро пришла к полному военному и экономическому развалу. Поражение Герма­нии и ее союзников означало также и окончательный крах Османской империи.