Численность советской авиации, по различным оценкам, перед началом Великой Отечественной войны доходила до 5000-6000 боевых самолетов, но только около 1500 из них были новой конструкции.

Однако в первые дни войны «авиация противника безраздельно господствовала в воздухе, поэтому все перегруппировки, передвижения и наступательные действия пришлось производить ночью, так как днем бомбардировочная и истребительная авиация противника наносила огромные потери и срывала любые замыслы», — так описывает события этих дней дважды Герой Советского Союза генерал армии Лелюшенко Д.Д., тогда — командир 21-го мехкорпуса Северо-Западного фронта.

«На протяжении всех боевых действий нет нашей авиации. Противник все время бомбит», — сообщалось в боевом донесении командира 3-го мехкорпуса Северо-Западного фронта Алексея Васильевича Куркина 24 июня 1941 г. Можно долго перечислять строчки из донесений, датированных первыми днями войны, но все они свидетельствуют об одном — советская авиация в небе практически отсутствовала. Почему же это произошло?

Одни считают (и это наиболее распространенное мнение), что в первый день войны фашистские самолеты разбомбили советские аэродромы вместе с находящимися там машинами. Приводятся даже цифры — 66 аэродромов, 800 самолетов, сожженных на земле. В других источниках можно встретить уже совсем другую цифру — 1200 самолетов, уничтоженных в первый день. Но ведь для страны, имевшей к 1941 г. около 6000 боевых самолетов, это хоть и было ощутимой потерей, но не катастрофой. Почему же в таком случае в небе господствовали немецкие летчики? На этот вопрос историки затрудняются ответить однозначно до сих пор.

Создатель легендарных бомбардировщиков и штурмовиков авиаконструктор Ильюшин С.В.

Создатель легендарных бомбардировщиков и штурмовиков авиаконструктор Ильюшин С.В.

Локальные конфликты 1937-1939 гг., в которых советская авиация прошла боевые испытания, продемонстрировали ее полное техническое отставание. Основную военную мощь ВВС СССР тех лет составляли истребители И-15, И-16, И-153, бомбардировщики ТБ-3 и СБ-4, которые терпели поражение от новейших самолетов противника. Страна ступила на новый виток наращивания военной мощи.

Основной упор был сделан на тяжелобомбардировочную авиацию, которой отводилась главная роль в предстоящей войне с Германией. Производство этих самолетов выросло в два раза, при этом в остальных видах бомбардировочной авиации, наоборот, уменьшилось в два раза. Количество самолетов истребительной авиации увеличилось в два с половиной раза. Военные историки считают, что из всех построенных в предвоенные годы самолетов наиболее успешными были истребители ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, бомбардировщик Су-2 и штурмовик Ил-2.

Несмотря на то что монопланы И-16 и «Мессершитт» Bf.109 более чем убедительно доказали свои скоростные преимущества над бипланами во время Гражданской войны в Испании, в СССР продолжали проектировать двухкрылые машины. Последним советским бипланом-истребителем стал И-153 «Чайка», строившийся в 1939-1940 гг. Его конструктор, Николай Николаевич Поликарпов, создавал И-153 по образцу И-15, поэтому новый самолет оснастили верхним крылом типа «чайка». Из-за этого и сама машина получила прозвище «Чайка», ставшее впоследствии официальным.

Истребитель авиаконструктора Поликарпова Н.Н. - И-153 "Чайка"

Истребитель авиаконструктора Поликарпова Н.Н. - И-153 "Чайка"

В первые месяцы Великой Отечественной войны именно на эти самолеты легла основная тяжесть борьбы с немецкой авиацией. Будучи уже устаревшей моделью, И-153 не мог на равных бороться с основным истребителем Германии Bf.109 и уступал в скорости даже бомбардировщику Ju.88. Тем не менее, советские пилоты, проявляя чудеса боевого мастерства, мужество и самоотверженность, умело используя маневренные качества И-153 и его оружие, нередко одерживали победы даже над численно превосходящим противником.

Так, например, в августе 1941 г. восемь Bf.109Е атаковали четыре «Чайки» — в завязавшемся бою наши летчики сбили два немецких самолета, не потеряв ни одного своего. Чаще всего маневренные И-153 «работали» в паре с более скоростными истребителями И-16, применяя тактику, получившую название «пчелиный рой». Она заключалась в том, что во время боя советские истребители держались вместе, энергично маневрируя, и тем самым становились малоуязвимыми для противника, и в то же время неприятель с любой стороны мог попасть под огонь сразу нескольких самолетов.

Технические данные И-153 «Чайка»

Двигатель………………………………1 х 1100 л. с.
Размеры: длина х размах…………..6,1 х 10,0 м
Взлетная масса………………………………. 1887 кг
Максимальная скорость………………..427 км/ч
Потолок………………………………………. 10 600 м
Дальность полета…………………………….510 км
Вооружение…. 4 х 7,62-мм пулемета, до 200 кг бомб
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Несмотря на «отсутствие» наших самолетов в первые дни войны, уже в августе 1941 г. наша дальняя авиация начала бомбардировки Берлина. Они проводились как ответные меры на налеты фашистской авиации на Москву и другие города Советского Союза. В качестве базового был выбран аэродром, расположенный на острове Сарема (Эзель). С этой, самой западной среди незанятых противником территории, расстояние до Берлина по прямой составляло в обе стороны около 1800 км, что позволяло задействовать для налетов дальние бомбардировщики Ил-4 (ДБ-3).

Первый налет на Берлин был проведен в ночь на 8 августа 1941 г. В нем приняли участие 15 самолетов, разбитых на три группы, под общим командованием командира полка полковника Евгения Николаевича Преображенского. Налет стал полной неожиданностью для немцев. Берлин был освещен, а зенитная артиллерия открыла огонь с большим опозданием. Бомбы были сброшены на центр Берлина и его предместья — в городе возникли многочисленные пожары, были нанесены повреждения военно-промышленным объектам. Одновременно с самолетов сбрасывались листовки, разоблачавшие фашистских главарей.

9 августа Советское информбюро передало следующее сообщение: «В ночь на 8 августа группа наших самолетов произвела разведывательный полет в Германию и сбросила некоторое количество зажигательных и фугасных бомб над военными объектами в районе Берлина. В результате бомбежки возникли пожары и наблюдались взрывы». Германская пресса, ранее сообщавшая о полном уничтожении советской авиации, так прокомментировала это происшествие: «Крупные силы английской авиации в количестве до 150 самолетов пытались бомбить Берлин. Истребительной авиацией и огнем зенитной артиллерии основные силы англичан были рассеяны. Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито».

9 августа советские летчики повторили бомбардировку германской столицы. Всего до 4 сентября 1941 г. было проведено девять групповых налетов. При этом 33 самолета дошли до основной цели и сбросили на столицу свыше 36 т фугасных и зажигательных бомб и 34 бомбы с листовками. Все налеты, кроме первого, происходили в условиях ожесточенного противодействия зенитной артиллерии и ночных истребителей люфтваффе. Потери советской авиационной группы составили 17 самолетов и 7 экипажей.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевого задания, многие члены экипажей были награждены орденами и медалями Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 г. полковнику Евгению Николаевичу Преображенскому, капитанам Василию Алексеевичу Гречишникову, Андрею Яковлевичу Ефремову, Петру Ильичу Хохлову и Михаилу Николаевичу Плоткину было присвоено звание Героя Советского Союза

ДБ-З был спроектирован Сергеем Владимировичем Ильюшиным еще в 1933 г. В 1938 г. его подвергли модернизации, и после успешно пройденных испытаний самолет был принят на вооружение ВВС Красной Армии в качестве основного бомбардировщика дальней авиации и торпедоносца авиации ВМФ.

В 1942 г. самолету присвоили новое обозначение — Ил-4. Даже несмотря на то, что в дальнейшем появились более современные бомбардировщики, Ил-4 оставался в строю до самого конца Великой Отечественной войны. Так, весной 1945 г. во время Берлинской операции только за 6 суток они бросили на цели более 3000 т бомб. А в августе 1945 г. самолеты бомбили части и корабли японской армии.

Технические данные Ил-4 (ДБ-ЗФ)

Двигатели………………………………2 х 1100 л. с.
Размеры: длина х размах………14,76 х 21,44 м
Взлетная масса……………………………. 10 055 кг (с перегрузкой — 12 120 кг)
Максимальная скорость………………..398 км/ч
Потолок………………………………………….8300 м
Дальность полета………………………….. 3600 км
Вооружение…………..6 х 7,62-мм и 1 х 12,7-мм пулемета, 1000 кг (в перегрузку — 2000 кг) бомб
Экипаж…………………………………………….4 чел.

К началу Великой Отечественной войны самолеты И-16 и И-153, составлявшие основу истребительной авиации Советского Союза, уже не отвечали требованиям современного воздушного боя. Поэтому в 1939 г. был объявлен конкурс на создание в короткий срок истребителя нового поколения, не уступающего лучшим иностранным образцам. Одним из таких аппаратов, прошедших летные испытания и принятых на вооружение военно-воздушных сил, был И-26, спроектированный под управлением конструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Истребитель авиаконструктора Яковлева А.С. - Як-1

Истребитель авиаконструктора Яковлева А.С. - Як-1

В ходе испытательных полетов самолет показал хорошие летно-пилотажные характеристики и простоту управления. Кроме того, И-26 был способен разогнаться до 587 км/ч, что очень впечатлило военных, поэтому было принято решение о срочном запуске этого истребителя в серийное производство, причем еще до полного окончания государственных испытаний. Самолет был принят на вооружение под обозначением Як-1.

Советские летчики быстро освоили эти истребители и, используя их хорошие скоростные и пилотажные характеристики, успешно вели воздушные бои со всеми типами самолетов противника. Наиболее крупное воздушное сражение с участием «Яков» произошло в ходе знаменитой Курской битвы (июль-август 1943 г.). В ходе патрулирования эскадрилья в составе девяти Як-1 встретила две группы по 30 бомбардировщиков Ju.88 под прикрытием нескольких десятков лучших германских истребителей «Мессершмитт» Bf.109 и «Фокке-Вульф» Fw.190. Сковав частью сил истребители противника, основные силы эскадрильи атаковали бомбардировщиков — в этом бою было сбито семь Ju.88 и два Bf. 109.

Технические данные Як-1

Двигатель………………………………1 х 1050 л. с.
Размеры: длина х размах………….8,48 х 10,0 м
Взлетная масса……………………………….2860 кг
Максимальная скорость………………..578 км/ч
Потолок………………………………………. 10 000 м
Дальность полета…………………………….700 км
Вооружение……..1 х 20-мм пушка, 2 х 7,62-мм пулемета
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Накануне Второй мировой войны в конструкторском бюро, возглавляемом Семеном Алексеевичем Лавочкиным, Владимиром Петровичем Горбуновым и Михаилом Ивановичем Гудковым, был спроектирован истребитель И-301. В июне 1940 г. он проходил государственные испытания и на высоте 5000 м показал максимальную скорость 605 км/ч. Советским правительством сразу же было принято решение организовать серийное производство этого самолета, получившего обозначение ЛаГГ-3 (по первым буквам фамилий его конструкторов), одновременно на нескольких заводах.

Машина была проста в изготовлении и достаточно технологична. Уже в марте 1941 г. первые самолеты были приняты на вооружение ВВС в качестве фронтовых истребителей. Однако только к концу года истребительные части стали получать ЛАГГ-3 в значительном количестве. А всего до лета 1944 г. было построено 6528 машин различных модификаций.

ЛаГГ-3 принимали самое активное участие в отражении налетов немецких бомбардировщиков на Москву, Ленинград, Одессу, в обороне Крыма. Мощное вооружение и использование определенных тактических приемов позволяли им вступать в бой с любым типом самолетов противника и выходить победителем. Так, однажды пятерка ЛаГГ-3, возглавляемая капитаном Ефремовым, в бою с 30 самолетами противника сбила 7 из них. Кроме того, этот самолет обладал очень высокой живучестью и прочностью. Бывали случаи, когда ЛаГГ-3 добирался до своего аэродрома с повреждениями, от которых любой другой самолет развалился бы в воздухе.

Технические данные ЛаГГ-3

Двигатель………………………………1 х 1210 л. с.
Размеры: длина х размах…………..8,81 х 9,8 м
Взлетная масса……………………………….3020 кг
Максимальная скорость………………..591 км/ч
Потолок………………………………………….9600 м
Дальность полета…………………………….650 км
Вооружение…. 1 х 20-мм пушка, 1(2) х 12,7-мм пулемет
Экипаж…………………………………………….1 чел.

В октябре 1939 г. советские авиаконструкторы — Артем Иванович Микоян и Михаил Иосифович Гуревич — получили сверхсрочный заказ на создание высотного скоростного истребителя для войск противовоздушной обороны. Следует признать, они подтвердили свое высокое мастерство — уже через три месяца опытная машина, названная И-200, была готова к испытаниям.

Истребитель авиаконструкторов Микояна А.И. и Гуревича  М.И. - МиГ-3

Истребитель авиаконструкторов Микояна А.И. и Гуревича М.И. - МиГ-3

Самолет настолько уверенно вел себя в воздухе, что еще до окончания проверки был рекомендован в серийное производство. Первые серийные машины под обозначением МиГ-3 (по первым буквам фамилий ее конструкторов) начали поступать в части в апреле 1941 г. В первую очередь МиГ-3 направлялись в приграничные военные округа. На 1 июня 1941 г. ими было вооружено 13 истребительных авиаполков.

Всего за годы войны было изготовлено 3432 МиГ-3 и его модификаций. Кстати, именно на этом самолете знаменитый советский ас Александр Иванович Покрышкин сбил десять самолетов противника, из них — пять «Мессершмиттов» Bf.109.

В 1942 г. перед советскими конструкторами была поставлена задача — создать новые образцы истребительной техники, способной заменить устаревшие, но все еще находившиеся на вооружении ВВС СССР самолеты. Так под руководством Семена Алексеевича Лавочкина в ходе глубокой модернизации ЛаГГ-3 был создан истребитель Ла-5.

В результате установки на него более мощного мотора новый самолет приобрел те качества, которых так недоставало его предшественнику: существенно возросли скорость и скороподъемность, улучшилась вертикальная маневренность. Вооружение истребителя было усилено двумя пушками, а мотор с воздушным охлаждением имел большую живучесть, чем с жидкостным, и одновременно являлся передней защитой пилота от огня противника.

Истребитель авиаконструктора Лавочкина С.А. - Ла-7

Истребитель авиаконструктора Лавочкина С.А. - Ла-7

Весной 1943 г. на фронт начал поступать уже улучшенный вариант этого истребителя — Ла-5Ф, имевший более мощный мотор и улучшенный обзор из кабины летчика. В том же году в серию пошла самая совершенная модификация истребителя — Ла-5ФН, который по своей боеспособности был признан сильнейшим истребителем на советско-германском фронте.

Однако Лавочкин решил не останавливаться и уже в начале 1944 г. под его руководством был разработан Ла-7. Он отличался облегченной конструкцией, усиленным вооружением и улучшенными аэродинамическими свойствами. По скоростным качествам этот истребитель существенно превзошел Ла-5ФН. На фронтах он неоднократно демонстрировал полное превосходство над немецкими истребителями.

Советский ас, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб на Ла-7 сбил 17 самолетов противника (в том числе реактивный истребитель «Мессершмитт» Ме.262) из 62 сбитых им за время войны.

Технические данные Як-9

Двигатель………………………………1 х 1180 л. с.
Размеры: длина х размах………….8,50 х 9,74 м
Взлетная масса……………………………….2870 кг
Максимальная скорость………………..598 км/ч
Потолок………………………………………. 10 400 м
Дальность полета…………………………….950 км
Вооружение……..1 х 20-мм пушка, 2 х 12,7-мм пулемета, 200 кг бомб
Экипаж…………………………………………….1 чел.

Еще один прекрасный истребитель — Як-9 — был создан Александром Сергеевичем Яковлевым в результате дальнейшей модернизации хорошо зарекомендовавшего себя в боевых условиях истребителя Як-7. При этом конструктор сохранил все присущие своим машинам достоинства: устойчивость на различных режимах полета и простоту пилотирования. В то же время Як-9 приобрел более высокую скорость, маневренность и скороподъемность. В ходе серийного производства конструкторы, продолжая совершенствовать Як-9, создали ряд модификаций, отличавшихся главным образом вооружением и дальностью полета.

Одной из первых модификаций Як-9 стал истребитель, вооруженный 37-мм пушкой. Ее бронебойный снаряд был способен поразить цель, защищенную броней толщиной до 40 мм. А это значит, что в 1943 г. он мог пробить бортовую и верхнюю броню практически любого немецкого танка. Эта модификация истребителя получила обозначение Як-9Т (Т — тяжелый), однако во время Курской битвы он настолько эффективно расправлялся с немецкими танками, что букву «Т» начали расшифровывать как «танковый».Впрочем, эта «летающая пушка» неплохо расправлялась и с самолетами противника — пилоты могли поразить любой самолет неприятеля после всего 1-2 попаданий.

Андрей Николаевич Туполев стал первым советским конструктором, который создавал мощные, большие, металлические, многомоторные самолеты. В 1930 г. под его руководством был создан очередной четырехмоторный самолет-гигант ТБ-3 (АНТ-6). По своему оборудованию, вооружению и снаряжению он являлся тяжелым бомбардировщиком, предназначенным для дневных и ночных действий.

Экипаж состоял из восьми человек: командира корабля, второго летчика, летчика-наблюдателя (штурмана-бомбардира), двух воздушных стрелков, старшего техника (моториста) и двух младших техников (мотористов) — они же стрелки в предкрыльевых башнях.

Бомбардировщик авиаконструктора Туполева А.Н. - Ту-2

Бомбардировщик авиаконструктора Туполева А.Н. - Ту-2

В 1932-1937 гг. было построено 818 единиц ТБ-3 различных модификаций, и по этому показателю СССР в то время был единственной страной мира, имевшей столь внушительный флот тяжелых бомбардировщиков. С принятием их на вооружение в Советском Союзе началось формирование дальней бомбардировочной авиации, однако вначале самолеты этого типа служили в качестве военно-транспортных.

В начальный период Великой Отечественной войны ТБ-3 использовались по прямому назначению — в качестве тяжелых бомбардировщиков. Однако немецкие истребители, господствовавшие в воздухе, легко сбивали эти тихоходные машины. Огромные потери материальной части и хорошо подготовленных экипажей заставили перейти на ночные действия. В дальнейшем ТБ-3 использовали в основном в качестве военно-транспортного самолета.

Технические данные ТБ-3

Двигатели………………………………..4 х 730 л. с.
Размеры: длина х размах………….24,4 х 39,5 м
Взлетная масса……………………………. 17 200 кг
Максимальная скорость………………..196 км/ч
Потолок………………………………………….4800 м
Дальность полета………………………….. 1350 км
Вооружение…………5-8 х 7,62-мм пулеметов, 3000 кг бомб
Экипаж…………………………………………….8 чел.

В 1939 г. группа конструкторов под руководством Андрея Николаевича Туполева приступила к созданию универсального бомбардировщика, способного заменить все находившиеся в это время на вооружении устаревшие машины. Поэтому к новому самолету предъявлялись очень жесткие требования: скорость, близкая к скорости истребителя, использование бомб крупного калибра и оснащение оборудованием, позволявшим эксплуатировать аппарат в сложных метеорологических условиях.

В начале 1941 г. опытный образец начал испытания, и сразу стало ясно, что создана уникальная машина, значительно превосходившая по скорости, бомбовой нагрузке, оборонительному вооружению и простоте пилотирования бомбардировщик Пе-2, считавшийся в то время лучшим из лучших. На высотах более 6 км новый бомбардировщик, получивший наименование Ту-2, летал быстрее практически всех серийных истребителей, как советских, так и немецких, уступая только отечественному истребителю МиГ-3.

В 1942 г. с конвейера завода сошли первые Ту-2, а всего за годы серийного производства было построено около 2500 самолетов. В войсках они получили высокую оценку. Отмечались такие положительные качества машины, как большая бомбовая нагрузка (три бомбы по 1000 кг) при достаточном радиусе действия, хорошая схема оборонительного огня, повышенная живучесть двигателей, возможность полета на одном работающем моторе.

Боевой самолет, получивший название штурмовик, предназначен для нанесения ударов на предельно малых высотах по наземным и морским целям (в первую очередь малоразмерным и подвижным) непосредственно на поле боя в условиях сильной противовоздушной обороны. Для этого данные летательные аппараты оснащены всем комплексом вооружения: бомбардировочным, ракетным и артиллерийским, а также имеют бронирование для защиты экипажа и наиболее важных частей от огня зенитных средств противника.

Штурмовик авиаконструктора Ильюшина С.В. - Ил-2

Штурмовик авиаконструктора Ильюшина С.В. - Ил-2

Первый успешный опыт применения штурмовой авиации для поражения пехоты противника с малых высот пулеметным огнем и осколочными бомбами небольших калибров был получен еще в годы Первой мировой войны. Это потребовало создания специализированных самолетов, способных эффективно справляться с подобными задачами. Однако появились они только в 1939 г. после того, как в СССР под руководством Сергея Владимировича Ильюшина был создан одномоторный двухместный штурмовик Ил-2. Этот самолет выпускался в 1941-1944 гг.

Он имел бронированные двигатель и кабину, специальные безопасные баки и мощное вооружение. В годы Великой Отечественной войны Ил-2 являлся основным самолетом штурмовой авиации, а также стал самым массовым военным самолетом в мире — их было выпущено свыше 36 000 экземпляров. Самолет заслуженно получил название летающий «танк», хотя противник называл его не иначе как «черная смерть» — деморализующее воздействие его атак было столь велико, что при появлении Ил-2 экипажи немецких танков просто покидали свои машины.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 92-112.