Морской разведчик, летающая лодка КОР-2 (Бе-4) (1941 г.)

На вооружении: СССР. По схеме самолет КОР-2 представлял собой моноплан типа парасоль с крылом, расположенным над фюзеляжем и соединенным с ним пилоном. Использовался в ВВС ВМФ для разведки, патрулирования и связи.

Основные модификации

КОР-2 (Бе-4) — серийный; версия катапультной корабельной и базовой ближней морской разведывательной летающей лодки; двигатель М-62 (1000 л.с.); крыло «обратная чайка» типа парасоль; вооружение: 2хШКАС, бомбы — 4хФАБ-100.

Всего произведено 44 экз.

Морской разведчик, летающая лодка КОР-2 (Бе-4)

ЛТД модификации КОР-2 (Бе-4)

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-62 (1000 л.с.)
  2. Размах, м: 12,00
  3. Длина, м: 10,50
  4. Высота, м: 4,04
  5. Площадь крыла, м2: 25,50
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2082
  • Взлетный: 2760
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 310
  2. Максимальная скорость на высоте 4700 м, км/ч: 356
  3. Дальность, км: 1150
  4. Время набора высоты 1000 м, мин: 2,00
  5. Потолок, м: 8100
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1х7,62-мм ШКАС (неподвижный в носовой части фюзеляжа); 1х7,62-мм ШКАС (верхняя стрелковая установка)
  • Бомбовое, кг: 200
  1. Экипаж, чел.: 2

Штурмовик Ил-10 (1944 г.)

На вооружении: СССР, Польша. Принял участие в боевых действиях на советско-германском фронте в районе Шпроттау в самом конце войны. Показал прекрасные боевые качества. Зачастую использовался без истребительного сопровождения, так как высокие ЛТД позволяли вести активные оборонительные действия на низких высотах против истребителей противника. В значительных количествах применялся в войне с Японией против кораблей. После войны этими самолетами были перевооружены все штурмовые авиачасти.

Штурмовик Ил-10

Состоял на вооружении ВВС стран Варшавского Договора. Самолеты Ил-10 строились на чешском авиационном заводе под обозначением В-33 и СВ-33, причем последний являлся эквивалентом учебно-тренировочного варианта самолета Ил-10У. Производство этих аппаратов в Чехословакии прекратилось в 1954 г. после того, как были построены более 1200 экземпляров. КНДР использовала их на начальной стадии Корейской войны в 1950 г. и понесла значительные потери, так как эти самолеты были совершенно изношенными. Находился на вооружение до начала 60-х годов.

Основные модификации

Ил-10 — опытный и серийный; версия штурмовика; развитие Ил-2; двигатель АМ-42 (2000 л.с.) с винтом АВ-5Л-24; улучшена аэродинамика; усовершенствована конструкция планера; установлено убирающееся хвостовое колесо; усилено вооружение.
УИл-10 (Ил-10У) — небольшая серия; учебно-тренировочная версия.
Ил-10М — серийный; послевоенная модификация Ил-10; двигатель АМ-42; увеличена геометрия планера; изменена конструкция крыла; вооружение: 4хНР-23 и 1хБ-20ЭН, бомбовая нагрузка — 600 кг.

Всего произведено 4955 экз. (вместе с послевоенными).

ЛТП модификации Ил-10

  1. Двигатель (мощность): 1хАМ-42 (2000 л.с.)
  2. Размах, м: 13,40
  3. Длина, м: 11,10
  4. Высота, м: —
  5. Площадь крыла, м2: 30,00
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 4680
  • Полетный: 6335
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 507
  2. Максимальная скорость на высоте 2800 м, км/ч: 551
  3. Дальность, км: 800
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 9,7
  5. Потолок, м: 7250
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х23-мм НР-23; 2х7,62-мм ШКАС; 1×12,7-мм УБТ (оборонительный): авиационные гранаты АГ-2
  • Бомбовое, кг: 600; 4хРС-132
  1. Экипаж, чел.: 2

Истребитель Ла-5

На вооружении: СССР, Чехословакия (Ла-5ФН), Германия (трофейные). Впервые Ла-5 приняли участие в боевых действиях во время Сталинградской битвы. По своим ЛТД оказались примерно равными своему основному противнику — Bf 109F и G. Один из основных советских истребителей Второй мировой войны.

Истребитель Ла-5

Основные модификации

Ла-5 — опытный и серийный; версия истребителя; глубокая модернизация ЛаГГ-3; двигатель АШ-82А (1330 л.с.); установлено убирающееся хвостовое колесо и бронированная задняя часть фонаря; выпускался с тремя или пятью бензобаками; вооружение: 2х20-мм ШВАК (синхронные).
Ла-5Ф — серийный; модификация Ла-5; двигатель АШ-82Ф.
Ла-5ФН — серийный; модификация Ла-5Ф; двигатель АШ-82ФН с
ВИШ-105В; улучшена аэродинамика капота; изменена конструкция шасси и крыла; уменьшен запас топлива.
Ла-5УТИ — серийный; версия учебно-тренировочного истребителя; двигатель АШ-82Ф; двухместный вариант; вооружение: 1xШBAK; без бронестекла и радиооборудования.

Всего произведено (на заводах № 21,31, 99, 381) 10003 экз.

ЛТД модификации Ла-5ФН

  1. Двигатель (мощность): 1хАШ-82ФН (1850 л.с.)
  2. Размах, м: 9,80
  3. Длина, м: 8,67
  4. Высота, м: 2,54
  5. Площадь крыла, м2: 17,59
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2605
  • Полетный: 3265
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 565
  2. Максимальная скорость на высоте 6500 м, км/ч: 648
  3. Дальность, км: 765
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5,00
  5. Потолок, м: 11000
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х20-мм ШВАК (или БС-20) (синхронные)
  1. Экипаж, чел.: 1

Истребитель Ла-7 (1944 г.)

На вооружении: СССР. По совокупности летно-технических данных — это один из лучших советских истребителей конца Второй мировой войны. По ряду
летно-технических характеристик имел преимущество перед немецкими истребителями. Поступление в авиационные части началось с середины 1944 г.

Истребитель Ла-7

Основные модификации

Лa-7 — опытный и серийный; версия истребителя; глубокая модификация Ла-5; двигатель АШ-82ФН (1850 л .с.); улучшена аэродинамика; установлены металлические лонжероны крыла; вооружение: 3 (или позже 2)хШВАК (позже БС-20); установлены держатели для бомб — 2×100 кг.
Ла-7ТК — опытный; установлены турбокомпрессоры ТК-3.
Ла-7 АШ-71 — опытный; двигатель АШ-71.
Ла-7 АШ-83 (Ла-120) — опытный; двигатель АШ-83; вооружение: 2хНС-23.
Ла-126 — опытный; установлено крыло с ламинарным профилем; изменена форма фонаря; вооружение: 4хНС-23.
Ла-7С — опытный; установлены дополнительные прямоточные двигатели 2хВРД-430.
Ла-7ПуВРД — опытный; установлен дополнительный двигатель ПуВРД 2хД-10 (с тягой 200 кг).
Ла-7Р — опытный; установлены стартовые ракетные двигатели 2хРД-1ХЗ (с тягой 300 кг); вооружение: 2х20-мм Б-20.
Ла-7УТИ — серийный; версия учебно-тренировочного истребителя; двухместный вариант; без бронестекла и бронеспинки; вооружение: 1хСП-20.

Всего произведено (на заводах№21, 99, 381) 5905 экз.

ЛТД модификации Ла-7

  1. Двигатель (мощность): 1хАШ-82ФН (1850 л.с.)
  2. Размах, м: 9,80
  3. Длина, м: 8,60
  4. Высота, м: 2,54
  5. Площадь крыла, м2: 17,59
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2605
  • Полетный: 3265
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 597
  2. Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч: 661
  3. Дальность, км: 635
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 4,5
  5. Потолок, м: 10750
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х20-мм ШВАК (синхронные)
  1. Экипаж, чел.: 1

Бомбардировщик Ту-2 (1941 г.)

На вооружении: СССР. Поступил на вооружение советских ВВС в 1943 г. Как средний (фронтовой) бомбардировщик имел лучшие в мире совокупные летно-технические данные.

Бомбардировщик Ту-2

Основные модификации

«103» — опытный; версия фронтового бомбардировщика; цельнометаллическая конструкция; разнесенное хвостовое оперение; двигатели АМ-37 с ВИШ-61Т (1400 л.с.); 3 члена экипажа; вооружение: 2хШВАК и 4xШКАС в двух верхних стрелковых установках.
«103У» — опытный; как «103»; имел ВИШ-61П, затем ВИШ-61Е и АВ-5-167; 4 члена экипажа; установлена люковая стрелковая установка с 1хШКАС; удлинен фюзеляж; позже установлены двигатели АШ-82 (М-82).
«103В» — опытный; как «103У» с двигателями АШ-82; улучшена конструкция планера; вооружение: 2хШВАК и 5хШКАС, 10хРС, до 3000 кг бомб.
Ту-2 («103С») — серийный; как «103В»; двигатели АШ-82НВ; вооружение: 2хШВАК, 2хУБТ, ЗхШКАС.
Ту-2С — крупная серия; как Ту-2; двигатели АШ-82ФН; улучшена конструкция планера; модифицированы электро-, гидро- и бензосистемы; изменено вооружение; позднее установлены четырехлопастные винты; сняты законцовки крыла и тормозные решетки.
Ту-2СДБ — опытный; версия скоростного дневного бомбардировщика; двигатели (1-й экз.) АМ-39 (1870 л.с.) и (2-й экз.) АМ-39Ф; 2 члена экипажа (1-й экз.) и 3 (2-й экз.); варианты вооружения.
Ту-10, Ту-2Р, Ту-2ДБ, Ту-2 АЧ-39БФ, Ту-8, Ту-2Ш, Ту-2РШР, Ту-2Т, Ту-1, Ту-2 «Параван» и др. — послевоенные модификации.

Всего произведено (на заводах № 23; Москва; 166) 2527 экз.

ЛТД модификации Ту-2С

  1. Двигатель (мощность): 2хАШ-82ФН (1850 л.с.)
  2. Размах, м: 18,86
  3. Длина, м: 13,80
  4. Площадь крыла, м2: 48,80
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 7474
  • Полетный: 11360
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 482
  2. Максимальная скорость на высоте 5400 м, км/ч: 547
  3. Дальность, км: 2100
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 9,5
  5. Потолок, м: 9500
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х20-мм ШВАК (наступательные); 3×12,7-мм УБТ
  • Бомбовое, кг: До 3000
  1. Экипаж, чел.: 4

Транспортный самолет Ще-2 (1943 г.)

На вооружении: СССР, Польша. ОКБ А.Я. Щербакова. Это был подкосный высокоплан деревянной конструкции с закрытой кабиной, не убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым хвостовым оперением. Создан во время войны для перевозки небольших грузов в прифронтовой полосе и связи с партизанами.

Транспортный самолет Ще-2

Основные модификации

ТС-1 — опытный; подкосный высокоплан; двигатели 2хМ-11Д (115 л.с.);
деревянная конструкция; , разнесенное оперение; шасси неубираемое с обтекателями.
Ще-2 — серийный; версии транспортного (до 16 пассажиров), грузового, санитарного (11 носилок), десантного (9 десантников) и учебного самолета для обучения штурманов.

Всего произведено (на заводе№ 47) около 750 экз.

ЛТД модификации Ще-2 (десантный вариант)

  1. Двигатель (мощность): 2хМ-11Д (115 л.с.)
  2. Размах, м: 20,48
  3. Длина, м: 14,27
  4. Площадь крыла, м2: 63,90
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 2270
  • Взлетный: 3400
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 140
  2. Максимальная скорость у земли, км/ч: 154
  3. Дальность, км: 1000
  4. Время набора высоты 1000 м, мин: 17,0
  5. Потолок, м: 2000
  6. Экипаж/десантники, чел.: 2/9

Истребитель Як-9 (1942 г.)

На вооружении: СССР, Болгария, Польша, Албания, Китай, Венгрия и Югославия. Самый массовый советский истребитель периода Второй мировой войны. По своему назначению можно отнести к первому советскому многоцелевому истребителю. Использовался на всем протяжении советско-германского фронта, начиная со Сталинградской битвы. Применялся китайскими и корейскими летчиками в корейской войне.

Истребитель Як-9

Основные модификации

ЯК-7ДИ — прототип; версия истребителя.
Як-9 М-105ПФ — серийный; модификация Як-7ДИ; уменьшено количество бензобаков; сняты бомбодержатели; вооружение: 1xШBAK и 1хУБС; заводы № 153 и 166.
Як-9 М-106 — опытный; модификация серийного Як-7 М-105ПФ; двигатель М-106-1ск; изменена конструкция планера по образцу Як-7ДИ; изменена кабина и фонарь; усилена бронезащита.
Як-9Т (Як-9-37) — серийный; версия пушечного истребителя; модификация Як-9 М-105ПФ; усилена передняя часть фюзеляжа; кабина смещена на 400 мм назад; вооружение: 1хНС-37 (мотор-пушка) и 1хУБС; завод № 153.
ЯК-9Д М-105ПФ — серийный; версия дальнего истребителя; модификация Як-9; установлены четыре бензобака и увеличен запас масла; улучшена аэродинамика; завод № 153.
Як-9П М-105ПФ — опытный; модификация Як-9; вооружение: 2хШВАК (Б-20).
ЯК-9ПД — малая серия; версия истребителя-перехватчика; модификация Як-9; двигатель М-105ПД с нагнетателем Э-100; позднее установлен модифицированный двигатель М-105ПД и увеличен размах крыла; позднее установлен двигатель М-106ПД с нагнетателем Э-100.
Як-9Р М-105ПФ — серийный; версия ближнего и дальнего разведчика; модификация Як-9 (ближний) или Як-9Д (дальний); установлена фотоаппаратура; вооружение: 1xШBAK и 1хУБС (ближний) или 1xШBAK; и (дальний) 1xШBAK и 1хУБС; завод № 166.
Як-9ТК — опытный; модификация Як-9Т; реализована возможность установки (альтернативно) мотор-пушек ШВАК, ВЯ-23, НС-37 и НС-45.
Як-9К ВК-105ПФ — войсковая серия; версия истребителя с тяжелым пушечным вооружением; модификация Як-9Т; вместо НС-37 установлена НС-45;
увеличен запас топлива; установлена прозрачная броня и новое радиооборудование.
Як-9Б ВК-105ПФ — войсковая серия; версия истребителя-бомбардировщика; модификация Як-9Д; за кабиной установлены четыре бомбоотсека для 4хФАБ 100 или 4×32 шт. ПТАБ; изменена конструкция фонаря кабины.
Як-9ДД ВК-105ПФ — серийный; версия истребителя дальнего действия; модификация Як-9Д и Як-9Т; увеличено количество бензобаков; изменена конструкция крыла; установлено оборудование для полетов ночью и в плохих метеоусловиях; вооружение: 1xIIIBAK.
Як-9М ВК-105ПФ — серийный; модификация Як-9Д; установлен В И Ш-105СВ-01; кабина смещена назад на 400 мм по типу Як-9Т; доработана конструкция планера; установлен аварийно сбрасываемый фонарь; на поздних сериях установлен двигатель ВК-105ПФ2.
Як-9М ПВО ВК-105ПФ — серийный; версия истребителя-перехватчика; установлено оборудование для полетов ночью и в плохих метеоусловиях.
Як-9 «Курьерский» ВК-105ПФ2 — опытный; версия двухместного транспортного (пассажирского) самолета; модификация Як-9ДД (крыло и шасси) и Як-9В (фюзеляж и оперение); изменено оборудование кабин; в каждой кабине установлены писсуары; вооружение отсутствовало; аварийный сброс фонаря; завод № 153.
Як-9В ВК-105ПФ2 — серийный; версия учебно-тренировочного истребителя; модификация Як-9Т и Як-9М (конверсии); установлена двухместная кабина с двойным управлением; вооружение: 1xШBAK.
Як-9С ВК-105ПФ2 — опытный; модификация Як-9М; вооружение: 1хНС-23 (мотор-пушка) и 2хБ-20С (синхронные).
Як-9У ВК-105ПФ2 — опытный; создан на базе Як-9Т; улучшена аэродинамика и конструкция планера; снижена масса конструкции; вооружение: 1хВЯ-23 и 2хУБС.
Як-9У ВК-107А — серийный; модификация Як-9У ВК-105ПФ2; установлен ВИШ-107ЛС); улучшена аэродинамика; изменена моторама; установлены новые масло- и водорадиаторы; увеличен запас топлива и масла; изменена система выхлопа двигателя; крыло сдвинуто вперед; вооружение: 1xШBAK и 2хУБС.
Як-9УТ ВК-107А — серийный; модификация Як-9У; вооружение: 1хНС-23 (позже Н-37) и 2хБ-20 (Б-20С).
Як-9УВ ВК-107А — опытный; версия двухместного учебно-тренировочного истребителя; модификация Як-9У; установлены новые масло- и водорадиаторы; вооружение: 1хБ-20М (мотор-пушка).
Як-9П ВК-107А — серийный; послевоенная модификация Як-9У; установлено металлическое (позднее цельнометаллическое) крыло; усовершенствована конструкция планера и винтомоторной группы; увеличен запас топлива; установлена новая радиоаппаратура; варианты вооружения.

Всего произведено (на заводах № 82, 153 и 166) 16769 экз.

ЛТД модификации Як-9Т М-105ПФ

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-105ПФ (1180 л.с.)
  2. Размах, м: 9,74
  3. Длина, м: 8,66
  4. Высота, м: 2,96
  5. Площадь крыла, м2: 17,15
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2298
  • Взлетный: 3025
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 533
  2. Максимальная скорость, км/ч: на высоте 3930 м: 597
  3. Дальность, км: 735
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5
  5. Потолок, м: 10000
  6. Вооружение стрелково-пушечное: 1х37-мм НС-37 (мотор-пушка); 1х12,7-мм УБС (синхронный)
  7. Экипаж, чел.: 1

Истребитель Як-3 (1943 г.)

На вооружении: СССР, Франция. Один из лучших истребителей Второй мировой войны. Поступил на вооружение во второй половине войны. Показал значительное превосходство над истребителями Германии. Состоял на вооружении французского полка «Нормандия — Неман» и после войны был передан в дар Франции.

Основные модификации

Як-1 М М-105ПФ — опытный экз. № 1; развитие Як-1 и Як-9; установлено крыло, как у Як-9, нос меньшей площадью; фюзеляж, шасси и хвостовое оперение, как у Як-1, с небольшими изменениями; установлены реактивные выхлопные патрубки; маслорадиатор установлен в центроплане крыла; новый водорадиатор; вооружение: 1хШВАК и 1хУБС.
Як-1М М-105ПФ2 «Дублер» — опытный экз. № 2; как 1-й; улучшена аэродинамика, конструкция шасси и бронирование; установлены новые масло- и водорадиаторы; установлен ВИШ-105СВ-01; вооружение: 1хША-20М (мотор-пушка) и 2хУБС; изменено оборудование кабины.
Як-3 ВК-105ПФ2 — серийный; как «Дублер»; версия истребителя; незначительно изменена конструкция планера и шасси; улучшена аэродинамика; уменьшена емкость бензобаков; вооружение: 1xШBAK и 1хУБС или (позже) 2хУБС; установлено новое радиооборудование; заводы № 292 и 31.
Як-3ПД — опытный; версия высотного истребителя; двигатель ВК-105ПД и ВК-105ПВ; увеличена площадь крыла.
Як-ЗП ВК-105ПФ2 — серийный; версия пушечного истребителя; вооружение: 1хБ-20М (мотор-пушка) и 2хБ-20С (синхронные); незначительно изменена конструкция планера; установлено новое радиооборудование; заводы №292 и 31.
Як-ЗТ ВК-105ПФ2 — опытный; модификация Як-3; установлен ВИШ-105Л-28; изменена конструкция планера и фонаря кабины; кабина сдвинута на 400 мм назад; установлен новый водорадиатор; вооружение: 1хН-37 и 2хБ-20С.
Як-ЗРД — опытный; двигатель ВК-105ПФ2 и 1хЖРД РД-1; вооружение: 1хНС-23 (мотор-пушка).
Як-3 ВК-107А — опытный; двигатель ВК-107А (1650 л.с.); изменена конструкция планера и винтомоторной группы; варианты вооружения.
Як-3 ВК-108 — опытный; двигатель ВК-108; изменена конструкция планера и ВМГ.
Як-ЗУ АШ-82ФН — опытный; двигатель АШ-82ФН; изменена конструкция планера и ВМГ.

Всего произведено (на заводах № 31 и 292) 4848 экз.

ЛТД модификации Як-3 ВК-105ПФ2

  1. Двигатель (мощность): 1хВК-105ПФ2 (1240 л.с.)
  2. Размах, м: 9,20
  3. Длина, м: 8,50
  4. Высота, м: 2,42
  5. Площадь крыла, м2: 14,85
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2123
  • Взлетный: 2692
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 567
  2. Максимальная скорость на высоте 4100 м, км/ч: 646
  3. Дальность, км: 648
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 4,5
  5. Потолок, м: 10400
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1х20-мм ШВАК (мотор-пушка); 2х12,7-мм УБС (синхронные)
  1. Экипаж, чел.: 1

Военно-транспортный самолет Як-6 (1942 г.)

На вооружении: СССР. Использовался для связи и перевозки штабных грузов.

Военно-транспортный самолет Як-6

Основные модификации

Як-6 — опытный и серийный; версия военно-транспортного самолета; двигатели М-11Ф; цельнодеревянная конструкция; убирающееся шасси; фонарь откидной; 2 члена экипажа, 6 пассажиров или 450 кг груза.
НББ — версия ночного ближнего бомбардировщика; имел подфюзеляжные подвески для пяти бомб и предусматривал установку пулемета ШКАС.
Як-6М (Як-8) — опытный; усовершенствованный вариант Як-6; имел большие размеры.

Всего произведено около 1000 экз.

ЛТД модификации Як-6

  1. Двигатель (мощность): 2хМ-11Ф (140 л.с.)
  2. Размах, м: 14,00
  3. Длина, м: 10,35
  4. Площадь крыла, м2: 29,60
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 1415
  • Полетный: 2300
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 183
  2. Дальность, км: 580
  3. Время набора высоты 1000 м, мин: 7,5
  4. Потолок, м: 3380
  5. Экипаж, чел. / пассажиры, чел./груз, кг: 2/6/450

Из книги В. Швабедиссен «Сталинские соколы». Анализ действий советской авиации 1941-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2001, с. 437-507.