Корабельный разведчик КОР-1 (Бе-2) (1937 г.)

На вооружении: СССР. Конструктор Бериев Г.М. Выпущен небольшой серией для вооружения крейсеров типа «Киров». Ограниченно применялся на Балтийском и Черном морях для разведки и патрулирования. Отмечены случаи использования на колесном шасси на Южном фронте в первый год войны.

Основные модификации

КОР-1 (Бе-2) — серийный; версия корабельного разведчика; однопоплавковый биплан; двигатель М-25А; управление двойное; установлено оборудование для катапультирования с палубы; вооружение: ЗхШКАС.

Корабельный разведчик КОР-1 (Бе-2)

Корабельный разведчик КОР-1 (Бе-2)

ЛТД модификации КОР-1 (Бе-2)

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-25А (700 л.с)
  2. Размах, м: 11,00
  3. Длина, м: 8,67
  4. Высота, м: 3,81
  5. Площадь крыльев, м2: 29,30
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 1800
  • Взлетный: 2486
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 245
  2. Максимальная скорость на высоте 2000 м, км/ч: 277
  3. Дальность, км: 1000
  4. Время набора высоты 1000 м, мин: 3,2
  5. Потолок, м: 6600
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х7,62-мм ШКАС (на центроплане верхнего крыла); 1×7,62-мм ШКАС (в задней кабине)
  • Бомбовое, кг: 200
  1. Экипаж, чел.: 2

Бомбардировщик Ер-2 (1940 г.)

На вооружении: СССР. ОКБ В.Г. Ермолаева. Самолет применялся с первых дней войны, в частности, в налетах на Берлин и для бомбардировки объектов противника в глубоком тылу. Взлетая с подмосковных аэродромов, Ер-2 бомбили цели в районах Данцига и Кенигсберга. В боях под Воронежем использовались как ближние бомбардировщики. По своим летно-техническим данным — один из лучших бомбардировщиков на советско-германском фронте.

Бомбардировщик Ер-2

Бомбардировщик Ер-2

Основные модификации

«Сталь-7» (конструкция Р.Л. Бартини) — опытный; версия гражданского пассажирского самолета; двигатели М-100; крыло типа «чайка»; 2 члена экипажа, 12 пассажиров.
ДБ-240 — опытный; версия бомбардировщика; создан на базе «Сталь-7»; двигатель М-105 (1050 л.с.); изменена конструкция носовой части фюзеляжа (кабина штурмана); кабина летчика смещена к левому борту; установлена задняя стрелковая точка; разнесенное хвостовое оперение; вооружение: 2хШКАС и 1хУБТ; бомбовая нагрузка на внутренней подвеске — 1000 кг; 4 члена экипажа.
Ер-2 — серийный; как ДБ-240; двигатели ВК-105.
Ер-2 АЧ-30Б — серийный; оснащен дизельными двигателями АЧ-30Б (1500 л.с.); усилено шасси; 5 членов экипажа (2 летчика рядом); вооружение: 1хУБТ, 1хУБК, 1xШBAK, бомбовая нагрузка — до 5000 кг.
Ер-2 0Н — малая серия; версия пассажирского самолета особого назначения; модификация Ер-2; вместо бомбоотсека и стрелковых точек установлены два пассажирских салона по 9 мест.
Ер-4 — опытный; развитие Ер-2; двигатели АЧ-З0БФ; увеличено хвостовое оперение; изменена конструкция радиаторов.

Всего произведено (на заводах №18, 39) 462 экз.

ЛТД модификации Ер-2

  1. Двигатель (мощность): 2хАЧ-30Б (1500 л.с.)
  2. Размах, м: 23,00
  3. Длина, м: 16,40
  4. Площадь крыла, м2: 79,06
  5. Вес полетный, кг: 18580
  6. Максимальная скорость у земли, км/ч: 360
  7. Максимальная скорость на высоте 6000 м, км/ч: 420
  8. Дальность, км: 5000
  9. Время набора высоты 5000 м, мин: 30,4
  10. Потолок, м: 7700
  11. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1×12,7 мм УБТ; 1×12,7 мм УБК; 1х20-мм ШВАК
  • Бомбовое, кг: до 5000
  1. Экипаж, чел.: 5

Штурмовик Ил-2 (1939 г.)

На вооружении: СССР, Польша, Чехословакия, Германия (захваченные). Первый в мировой практике бронированный штурмовик с бронекоробкой под двигатель и кабину. Один из основных боевых самолетов советских ВВС в годы Второй мировой войны. Одноместный вариант Ил-2 быстро доказал, что он является высокоэффективным оружием. Однако потери в течение 1941-1942 гг. из-за отсутствия истребителей сопровождения оказались очень велики. В феврале 1942 г. было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. Показал очень высокую боевую эффективность при непосредственной поддержке войск на поле боя. На последнем году войны самолеты Ил-2 использовались польскими и чехословацкими подразделениями, летавшими совместно с советскими. Эти штурмовики оставались на вооружении ВВС СССР на протяжении нескольких послевоенных лет и чуть более длительное время в других странах Восточной Европы.

Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2

Основные модификации

ЦКБ-55 (БШ-2) — опытный; версия штурмовика; двигатель АМ-35 (1200 л.с.) с трехлопастным ВИШ-22Т; смешанная конструкция; имел бронекорпус; двухместный; вооружение: 4хШКАС; позже 2хШВАК и 2хШКАС; бомбовая нагрузка — до 600 кг (2 экз.). ВИШ — винт измеряемого шага.
ЦКБ-57 — конверсия ЦКБ-55 № 1; одноместный вариант; двигатель АМ-35; позже установлен двигатель АМ-38 (1665 л.е.); увеличен запас топлива; установлен новый фонарь кабины; вооружение: 2хШВАК и 2хШКАС; 8хРС-82.
ЦКБ-55П — конверсия ЦКБ-55 № 2; двигатель опущен на 175 мм; установлена прозрачная броня; вооружение: 2х23-мм пушки ПТБ (позже — 2хШВАК), 2хШКАС и 8хРС-82 и PC-132.
Ил-2 — серийный; как ЦКБ-55П; вооружение: 2хШВАК (позже — ВЯ), 1хБС, 2хШКАС, 8хРС-82 (или РС-132); изменена конструкция и положение маслорадиатора.
Ил-2 AШ-82 — опытный; двигатель АШ-82; двухместный вариант.
Ил-2 (двухместный) — серийный; модификация Ил-2; двухместный вариант; двигатель АМ-38Ф (1750 л.с.); изменена конструкция бронекоробки; позже увеличена стреловидность крыла; вооружение: 2х23-мм ВЯ-23, 2хШКАС, 1хУБТ (в кабине стрелка), 8хРС-82 (или 4хРС-132), бомбовая нагрузка — до 600 кг.
Ил-2 (крыло со стрелкой) — модификация Ил-2 (двухместного); увеличен угол стреловидности крыла; имел некоторые аэродинамические и конструктивные изменения.
Ил-2 (37-мм пушки) — как Ил-2 (крыло со стрелкой); вместо пушек ВЯ (или ШВАК) установлены 37-мм НС-ОКБ-16.
Ил-2И — опытный; версия тяжелого истребителя; усилено крыло; вооружение: 2хВЯ-23; без бомбовой нагрузки.
Ил-1 — опытный; версия штурмовика-истребителя; двигатель АМ-42 (2000 л.с.); уменьшены геометрические размеры; вооружение: 2хВЯ.
ИЛ-2У (УИл-2) — серийный; учебно-тренировочная версия; установлено двойное управление; вооружение: 2хШКАС, 2хРС-82, бомбовая нагрузка -до 200 кг.

Всего произведено (на заводах № 1, 18, 30, 381) 36163 экз.

ЛТД модификации Ил-2 (двухместный)

  1. Двигатель: 1хАМ-38Ф (1750 л.с.)
  2. Размах, м: 14,60
  3. Длина, м: 11,60
  4. Высота, м: 3,40
  5. Площадь крыла, мг: 38,50
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 4625
  • Взлетный: 6360
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 375
  2. Максимальная скорость на высоте 1200 м, км/ч: 390
  3. Дальность, км: 685
  4. Время набора высоты 1000 м, мин: 2,2
  5. Потолок, м: 6000
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х23-мм ВЯ-23; 2х7,62-мм ШКАС; 1х12,7-мм УБС
  • Бомбовое, кг: до 600 кг; 8хРС-82 или 4хРС-132
  1. Экипаж, чел.: 2

Истребитель  ЛаГГ-3 (1940 г.)

На вооружении: СССР, Финляндия (3 экз., трофейные), Япония (1 экз., интернирован). ОКБ С.А. Лавочкина. Один из первых советских истребителей новой предвоенной генерации. Это был свободнонесущий низкоплан, имевший гладкие обводы и убирающееся шасси с хвостовым колесом; он был уникален среди истребителей своего времени тем, что имел цельнодеревянную конструкцию, за исключением имевших металлический каркас и полотняную обшивку рулевых поверхностей; фюзеляж, хвостовое оперение и крылья имели деревянную силовую конструкцию, к которой были прикреплены с помощью фенолформальдегидной резины диагональные полосы фанеры. В больших количествах стал поступать на фронт с конца лета 1941 г. В стремлении военных достичь большей боевой отдачи был перетяжелен, что привело к фактическому снижению боеспособности. Часто использовался в качестве штурмовика. Принимал участие в боях против японцев.

Основные модификации

И-22 (ЛаГГ-1) — опытный; версия истребителя; двигатель М-105П (1050 л.с.) с трехлопастным ВИШ-61П; цельнодеревянная конструкция; вооружение: 1xШBAK (мотор-пушка) и 2хШКАС (синхронные).
И-301 (ЛаГГ-3) — опытный; модификация ЛаГГ-1; увеличен запас топлива; усилено шасси.
ЛаГГ-3 — серийный; как И-301; вооружение: 1хВЯ-23 (позже УБК), 2хУБС и 2хШКАС; начиная с 4-й серии — вооружение: 1хШВАК, 1хУБС и 2хШКАС; с 11-й серии — вооружение: 1xШBAK и 1хУБС; с 15-й серии установлены предкрылки; с 23-й серии установлен компенсатор руля; с 30-й серии выхлопной коллектор заменен на сдвоенные патрубки; с 34-й серии установлен двигатель М-105ПФ с ВИШ-105СВ, вооружение: 1хНС-37 вместо ШВАК (только на 34-й серии); с 35-й серии установлено новое горизонтальное оперение и убирающееся хвостовое колесо; с 66-й серии установлен новый фонарь кабины, изменена конструкция приборной доски и выхлопных патрубков.
ЛаГГ-3 АШ-82 — опытный; двигатель АШ-82; вооружение: 2хШВАК; стал прототипом Ла-5.
К-37 (конструкция М.И. Гудкова) — опытный; конверсия ЛаГГ-3; вооружение: 1х37-мм Ш-37 (3 экз.).
Гу-82 (конструкция М.И. Гудкова) — опытный; конверсия ЛаГГ-3; силовая установка с двигателем АШ-82 взята от Су-4; вооружение: 2хШВАК.

Всего произведено (на заводах №21, 23 (Ленинград), 31, 153) — 6528 экз.

ЛТД модификации ЛаГГ-3

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-105ПФ (1210 л.с.)
  2. Размах, м: 9,80
  3. Длина, м: 8,81
  4. Площадь крыла, м2: 17,51
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 2700
  • Полетный: 3150
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 542
  2. Максимальная скорость на высоте 3560 м, км/ч: 591
  3. Дальность, км: 650
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5,6
  5. Потолок, м: 9600
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1 х20-мм ШВАК (мотор-пушка); 1×12,7-мм УБС
  • Бомбовое, кг: до 200; 6хРС-82
  1. Экипаж, чел.: 1

Истребитель МиГ-3 (1940 г.)

На вооружении: СССР. ОКБ А.И. Микояна (А.И. Микоян, М.И. Гуревич). Создавался перед войной как высотный истребитель. В связи с тем что бои истребителей на советско-германском фронте происходили на низких и средних высотах, не выдержал конкуренции и, начиная с 1942 г., стал передаваться в части ПВО.

Истребитель МиГ-3

Истребитель МиГ-3

Основные модификации

И-200 (И-61, МиГ-1) — опытный; версия высотного истребителя; двигатель АМ-35А (1200 л.с.) (3 экз.).
МиГ-1 — серийный; как И-200; смешанная конструкция; на первых сериях устанавливались подвесные баки; установлено убирающееся хвостовое колесо; ВИШ-22Е; радиостанция РСИ-3; вооружение: 1хУБС и 2хШКАС (синхронные); бомбы — 2хФАБ-50 (100).
МиГ-3 — основная серия; как МиГ-1; изменен профиль крыла; установлены предкрылки; установлен дополнительный бензобак; двигатель и радиатор сдвинуты вперед; все баки — протектированные; изменена форма воздухозаборника; установлен ВИШ-61Ш; установлены держатели для РО (6хРС-82).
МиГ-3 АМ-38, МиГ-3 М-82, И-211, МиГ-ЗД, МиГ-3 улучшенный, МиГ-ЗДД и
др. — опытные; проходили испытания.

Всего произведено (на заводах № 1 и 155) 3272 экз.

ЛТП модификации МиГ-3

  1. Двигатель (мощность): 1 хАМ-35А (1200 л.с.)
  2. Размах, м: 10,20
  3. Длина, м: 8,25
  4. Высота, м: 3,50
  5. Площадь крыла, м2: 17,44
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2595
  • Полетный: 3350
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 505
  2. Максимальная скорость на высоте 7800 м, км/ч: 640
  3. Дальность, км: 1195
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5,7
  5. Потолок, м: 12000
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1 х12,7-мм УБС; 2х7,62-мм ШВАК (синхронные)
  • Бомбовое, кг: 2хФАБ-50 или 100
  1. Экипаж, чел.: 1

Бомбардировщик Пе-2 (1940 г.)

На вооружении: СССР, Финляндия (около 10 экз.), Германия (захваченные). ОКБ В.М. Петлякова. Основной фронтовой пикирующий бомбардировщик советских ВВС во Второй мировой войне. Создавался как высотный истребитель-перехватчик. Это был свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем круглого сечения, убирающимся шасси с хвостовым колесом и двухкилевым вертикальным оперением в виде концевых шайб. На всем протяжении войны показывал высокий боевой уровень. После войны Пе-2 поставлялись в Чехословакию, Польшу и Югославию.

Бомбардировщик Пе-2

Бомбардировщик Пе-2

Основные модификации

«100» (ВИ-100) — опытный; версия высотного истребителя-перехватчика; двигатели М-105 с турбокомпрессорами ТК-3 и приводным центробежным нагнетателем (ПЦН); цельнометаллическая конструкция; разнесенное хвостовое оперение; двухместная герметичная кабина.
ПБ-100 — опытный; версия пикирующего бомбардировщика; модификация «100»; 3 члена экипажа; две гермокабины; варианты вооружения.
ПБ-100 — серийный; модификация опытного ПБ-100; двигатели М-105Р; без гермокабин и турбонагнетателей; кабина пилота смещена вперед; носовая часть фюзеляжа снизу остеклена.
Пе-2 — серийный; как ПБ-100; двигатели М-105Р (1100 л.с.) с ВИШ-61П; вооружение: 2хШКАС (наступательное) и 2хШКАС (оборонительные); с 13-й серии изменено вооружение: 2xШKAC, 1хУБ (наступательные) и 1xШKAC и 1хУБТ (оборонительные); с 22-й серии установлены двигатели М-105РА с ВИШ-61Б; с 83-й серии изменено вооружение: 2хУБ (наступательное), разработаны убирающиеся лыжи; с 105-й серии установлен усовершенствованный радиополукомпас РПК-10; со 110-й серии заменена стрелковая установка у штурмана (Пе-2ФТ), усилена бронезащита, установлен переносной ШКАС у стрелка; с 179-й серии установлены двигатели М-105ПФ (1210 л.с.), изменена конструкция капотов; с 205-й серии усовершенствована аэродинамика, на некоторых самолетах установлены индивидуальные патрубки; с 211-й серии изменено положение наружных бомбодержателей, установлены ВИШ-61П; с 265-й серии установлено усовершенствованное радиооборудование; с 275-й серии на многих самолетах установлен гранатомет ДАГ-10 на 10 гранат АГ-2; с 301-й серии изменен верхний люк стрелка; с 359-й серии на все самолеты устанавливались индивидуальные патрубки; с 410 и 411-й серий улучшена аэродинамика.
Пе-2 АШ-82ФН — небольшая серия; двигатель АШ-82ФН.
Пе-2К — опытный и малая серия; модификация Пе-2; двигатели М-105ПФ; изменена конструкция мотогондол, крыла и шасси.
Пе-2И — малая серия; модификация Пе-2К; двигатель М-107А.
Пе-2Р — серийный; версия разведчика; двигатели ВК-105ПФ; установлено фотооборудование АФА-Б, АФА-1 или АФА-27Т1, НАФА-19 и др.;установлены подвесные баки и автомат курса АК-1.
Пе-2М — опытный; двигатели с турбонаддувом; расширен фюзеляж.
Пе-2Ш — опытный; версия штурмовика; варианты наступательного вооружения.
Пе-2Д — опытный; двигатель М-107А.
Пе-2 — опытный; версия истребителя; двигатели ВК-105Р; вооружение: 2хШВАК, 2хУБС, 2хШКАС, 1хУБС.
Пе-2ФТ — опытный; варианты вооружения; усилена броня.
Пе-2ФЗ — серийный; установлена новая кабина штурмана; изменено вооружение.
Пе-2РД — опытный; установлен дополнительный ракетный двигатель РД-1 (с тягой 300 кг).
Пе-3 — серийный; версия истребителя; модификация Пе-2; двухместный; без тормозных решеток; в бомбоотсеках установлены дополнительные бензобаки и вооружение (2хШВАК); без остекления носовой части фюзеляжа.
Пе-Збис — серийный; модификация Пе-3; вооружение: 1xШBAK, 2хУБ и 1хУБТ; некоторые самолеты имели более мощную радиоаппаратуру; установлен бортовой радар «Гнейс-2» и прожектор; 8(12)хРС-82.
УПе-2 (Пе-2УТ) — серийный; двойное управление; изменен состав вооружения.

Всего произведено (на заводах №22,39, 124,125) 11247 экз.

ЛТД модификации Пе-2

  1. Двигатель (мощность): 2хВК-105ПФ (1210л.с.)
  2. Размах, м: 17,10
  3. Длина, м: 12,66
  4. Высота, м: 4,00
  5. Площадь крыла, м2: 40,50
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 5950
  • Полетный: 8700
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 460
  2. Максимальная скорость, км/ч на высоте 3600 м: 506
  3. Дальность, км: 1250
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: —
  5. Потолок, м: 7800
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х12,7-мм УБ (наступательные); 1х12,7-мм УБТ (оборонительный); 2х7,62-мм ШКАС (оборонительные)
  • Бомбовое, кг: до 1000
  1. Экипаж, чел.: 3

Истребитель И-153 «Чайка» (1938 г.)

На вооружении: СССР, Китай, Германия (трофейные), Финляндия (2 экз., трофейные). Последний советский серийный истребитель-биплан. Крылья
одностоечного биплана имели положительный вынос, при этом верхнее крыло было встроено в верхнюю часть фюзеляжа, как у модели И-15. Первое боевое крещение получил в Монголии, где понес значительные потери, и в Финляндии (1939-1940 гг.). В начале 1940 г. 93 самолета И-153 были поставлены в Китай для использования против Японии. Активно применялся в первой половине войны с Германией в качестве штурмовика.

Истребитель И-153 «Чайка»

Истребитель И-153 «Чайка»

Основные модификации

И-153 — опытный; развитие И-15; двигатель М-25В; крыло типа «чайка»; убирающееся шасси.
И-153 — серийный; версия истребителя двигатель М-25В; позднее установлен двигатель М-62 (М-63) с ВФШ (позднее — ВИШ АВ-1); вооружение: 4хШКАС.
И-153БС — серийный; версия штурмовика; двигатель М-62 (М-63); вооружение: 4×12,7-мм УБС, 8хРС-82 или бомбы — 2×200 кг.
И-153П — серийный; версия штурмовика; двигатель М-62 (М-63); вооружение: 2х20-мм ШВАК.
И-153В — версия высотного истребителя; двигатель М-63; установлена
герметичная кабина А.Я. Щербакова; конверсия 2 экз. И-153.

Всего произведено (на заводе № 1) 3437 экз.

ЛТП модификации И-153

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-63 (900 л.с.)
  2. Размах, м: 10,00
  3. Длина, м: 6,10
  4. Высота, м: 2,19
  5. Площадь крыльев, м2: 22,14
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 1452
  • Взлетный: 1902
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 365
  2. Максимальная скорость на высоте 5100 м, км/ч: 427
  3. Дальность, км: 510
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5,7
  5. Потолок, м: 10600
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 4х7,62-мм ШКАС (синхронные)
  • Бомбовое, кг: до 100 кг или 6хРС-82
  1. Экипаж, чел.: 1

Морской тяжелый бомбардировщик, летающая лодка МТБ-2 (1937 г.)

На вооружении: СССР. Во время войны АНТ-44бис использовались на Черном море для боевых, транспортных и связных целей.

Морской тяжелый бомбардировщик, летающая лодка МТБ-2

Морской тяжелый бомбардировщик, летающая лодка МТБ-2

Основные модификации

МТБ-2 (AHT-44) — опытный; версия морского тяжелого бомбардировщика;
летающая лодка; цельнометаллический; двигатели 4хМ-85 (850 л.с.) с ВИШ-3; позднее установлены двигатели М-87А и подъемное шасси.
МТБ-2 (АНТ-44бис, АНТ-44Д) — опытный; как АНТ-44; двигатели М-87А (950 л.с.); увеличена площадь крыла и хвостового оперения; установлено подъемное шасси.

Всего произведено 2 экз.

ЛТД модификации АНТ-44бис

  1. Двигатель (мощность): 4хМ-87А (950 л.с.)
  2. Размах, м: 36,45
  3. Длина, м: 22,42
  4. Площадь крыла, м2: 146,70
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 13000
  • Взлетный: 19000
  1. Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч: 351
  2. Дальность, км: 2500
  3. Время набора высоты 3000 м, мин: 12,5
  4. Потолок, м: 7100
  5. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1 х20-мм ШВАК (нижняя башня, хвостовая башня); 1х7,62-мм ШКАС (верхняя турель и нижняя люковая установка)
  • Бомбовое, кг: 2000
  1. Экипаж, чел.: 6

Легкий бомбардировщик Су-2 (1937 г.)

На вооружении: СССР. Первый предвоенный серийный многоцелевой одномоторный самолет. Интенсивно применялся в начальный период войны в качестве разведчика, ближнего бомбардировщика, штурмовика и (иногда) истребителя. Нёс значительные потери от истребителей противника из-за низких летно-технических данных. Су-2 активно действовали под Сталинградом. С 1942 г., когда большинство полков были перевооружены штурмовиками Ил-2, Су-2 использовался в качестве ведущего строй, воздушного разведчика, буксировщика мишеней, учебно-тренировочного самолета и самолета связи.

Легкий бомбардировщик Су-2

Легкий бомбардировщик Су-2

Основные модификации

АНТ-51 — опытный; версия скоростного разведчика, ближнего бомбардировщика и штурмовика; двигатель М-62 (820 л.с.); цельнометаллический низкоплан; установлено убирающееся шасси и посадочные щитки; общая кабина для летчика и штурмана-стрелка; вооружение: 4хШКАС (крыльевые пулеметы; несинхронные), по 1хШКАС в задней стрелковой и нижней люковой установках, бомбы — 4×100 кг в бомбоотсеке и до 200 кг на наружных бомбодержателях; установлен аэрофотоаппарат АФА-13 или НАФА-19; установлена радиоаппаратура.
СЗ-1, 2 «Иванов» — опытные; как АНТ-51; установлен ВИШ.
СЗ-З «Иванов» — опытный; как СЗ-2; двигатель М-87А (950 л.с.).
ББ-1 — серийный; как СЗ-З; изменена конструкция фюзеляжа.
Су-2 — серийный; версия ближнего бомбардировщика, разведчика и штурмовика; как ББ-1; двигатель М-88Б (1100 л.с.) с ВИШ-23-7; смешанная конструкция планера; бомбовая нагрузка — до 400 кг бомб на внутренней подвеске или PC и бомбы в разных комбинациях на наружной подвеске.
ШБ «Иванов» — опытный; версия штурмовика-бомбардировщика; двигатель М-88А; увеличен вес самолета; изменена конструкция шасси.
Су-4 — серийный; модификация Су-2; изменена конструкция крыла; вооружение: 2хУБС в центроплане и 2хШКАС (оборонительные).

Всего произведено (на заводах №135 и 207) 877 экз.

ЛТД модификации Су-2

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-88Б (1100 л.с.)
  2. Размах, м: 14,30
  3. Длина, м: 10,25
  4. Площадь крыла, м2: 29,00
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 2970
  • Полетный: 4345
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 375
  2. Максимальная скорость на высоте 4600 м, км/ч: 468
  3. Дальность, км: 1190
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 11,3
  5. Потолок, м: 9000
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х7,62-мм ШКАС (крыльевые пулеметы); 2х7,62-мм ШКАС (оборонительные)
  • Бомбовое, кг: до 600; 10хРС-82 или 10хРС-132
  1. Экипаж, чел.: 2

Морской дальний разведчик, летающая лодка МДР-6 (Че-2) (1937 г.)

На вооружении: СССР. Применялся в составе ВВС ВМФ для разведки, патрулирования и грузовых перевозок на Балтике, Черном море и Дальнем Востоке.

Морской дальний разведчик, летающая лодка МДР-6

Морской дальний разведчик, летающая лодка МДР-6

Основные модификации

МДР-6 — опытный; создан на базе АРК-3; двигатели 2хМ-25Е (720 л.с.);
цельнометаллическая конструкция; установлено крыло типа «чайка»; одно-килевое оперение; экипаж 4 чел.
МДР-6 — опытный; как 1-й опытный; двигатели М-62 (1000 л.с.).
МДР-6Н (дублер) — предсерийный; двигатели М-63 (1100 л.с.); увеличен размах крыла; вооружение: ЗхШКАС; бомбовая нагрузка — 1000 кг на наружной подвеске; иногда устанавливалось колесное шасси.
МДР-6 (Че-2) — серийный; версия морского дальнего разведчика; летающая лодка; как МДР-6Н; двигатели М-63 (1100 л.с.); вооружение: по 1xIIIKAC (нижняя турель и верхняя турель).
МДР-6А (Б-1 И Б-2) — опытные; глубокая модернизация МДР-6Н; двигатели М-105 (1050 л.с.); уменьшен размах крыла; установлены убирающиеся поплавки и разнесенное оперение; изменена форма фонаря; вооружение: 2хУБТ и 1xIIIKAC; бомбы — 4×100 (250) кг; между собой (Б-1 и Б-2) отличались небольшими изменениями в конструкции (2 экз.).
МДР-6А (Б-3) — опытный; как Б-2; двигатели ВК-105ПФ (1150 л.с.); изменена конструкция поплавков.
МДР-6А (Б-4) — опытный; двигатели ВК-105ПФ; увеличены размеры и изменена форма лодки; добавлен средний киль и установлены неубирающиеся поплавки; вооружение: 2хУБТ; бомбы — 4хФАБ-250.
МДР-6А (Б-5) — опытный; развитие Б-4; двигатели ВК-107А (1650 л.с.); изменена конструкция лодки; вертикальное оперение увеличено; убран средний киль; вооружение: 3(пушки)хБ-20; бомбы — 4хФАБ-250 или 2хФАБ-500.

Всего произведено (на заводе №31) 17 экз.

ЛТД модификации МДР-6 (Че-2)

  1. Двигатель (мощность): 2хМ-63 (1100 л.с.)
  2. Размах, м: 21,00
  3. Длина, м: 15,70
  4. Площадь крыла, м2: 59,40
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 4100
  • Взлетный: 7200
  1. Максимальная скорость на высоте 4000 м, км/ч: 360
  2. Дальность, км: 2650
  3. Время набора высоты 5000 м, мин: 15,00
  4. Потолок, м: 9000
  5. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: по 1х7,62-мм ШКАС (нижняя турель и верхняя турель)
  • Бомбовое, кг: 600 или глубинные бомбы
  1. Экипаж, чел.: 4-5

Учебно-тренировочный самолет УТ-2 (1937 г.)

На вооружении: СССР, Германия (трофейные), Румыния (трофейные). Основной учебно-тренировочный самолет в летных школах ВВС. Во время войны иногда применялся как связной. Некоторые самолеты в начале войны использовались в качестве ночных легких бомбардировщиков. Состоял на вооружении русской эскадрильи в армии РОА.

Учебно-тренировочный самолет УТ-2

Учебно-тренировочный самолет УТ-2

Основные модификации

Я-20 — опытный; версия двухместного учебно-тренировочного самолета; развитие АИР-10; двигатель М-11Е (150 л.с.) и Renault (140 л.с.); позже на самолете с двигателем М-11Е были установлены поплавки.
УТ-2 — серийный; двигатель М-11М.
УТ-2М — серийный; как УТ-2; двигатель М-11Г (110 л.с.), М-11М или М-11Д; увеличена стреловидность и поперечность V крыла; изменено хвостовое оперение; уменьшена площадь элеронов; на поздних сериях установлены общий фонарь, обтекатели цилиндров двигателя и хвостовое колесо.
УТ-2МВ — опытный; версия легкого бомбардировщика; бомбовая нагрузка — 200 кг.

Всего произведено (на заводах № 23, Ленинград, 47, 116, 168, 301, 447) 7243 экз.

ЛТП модификации УТ-2М

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-11Г (110 л.с.)
  2. Размах, м: 10,20
  3. Длина, м: 7,00
  4. Площадь крыла, м2: 17,12
  5. Вес, кг:
  • Пустого: 616
  • Полетный: 938
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 205
  2. Дальность, км: 1130
  3. Время набора высоты 1000 м, мин: 5,8
  4. Потолок, м: 3100
  5. Экипаж, чел.: 2

Легкий бомбардировщик Як-4 (1939 г.)

На вооружении: СССР. Двухместный свободно-несущий низкоплан с деревянным крылом и фюзеляжем смешанной конструкции; имел убирающееся шасси с
хвостовым колесом и двухкилевое хвостовое оперение. Строился как разведчик и имел очень хорошие летно-технические данные, однако по требованию военных был переделан в ближний бомбардировщик. Летно-технические данные после внесения изменений в конструкцию значительно ухудшились, в связи с чем самолет не нашел широкого применения во время войны.

Легкий бомбардировщик Як-4

Легкий бомбардировщик Як-4

Основные модификации

«22» — опытный; версия разведчика; двигатели М-103 (960 л.с.); переконструирован фюзеляж; имел разнесенное хвостовое оперение; конструкция планера смешанная; шасси спроектированы по типу СБ.
ББ-22 (Як-2) — серийный; версия ближнего бомбардировщика; двигатели М-103; вооружение: 2хШКАС; бомбовая нагрузка 400 кг; экипаж 2 чел.
Р-12 — опытный; версия разведчика; установлена фотоаппаратура и держатели для осветительных бомб.
И-29 (ББ-22ИС) — опытный; версия истребителя сопровождения; усилено стрелково-пушечное вооружение.
Як-4 — серийный; версия ближнего бомбардировщика; как ББ-22; перекомпонован фюзеляж; двигатели М-105 (1100 л.с.).

Всего произведено (на заводах № 1, 81) 600 экз.

ЛТП модификации Як-4

  1. Двигатель (мощность): 2хМ-105 (1100 л.с.)
  2. Размах, м: 14,00
  3. Длина, м: 9,34
  4. Площадь крыла, м2: 29,40
  5. Вес полетный, кг: 6115
  6. Максимальная скорость у земли, км/ч: 458
  7. Максимальная скорость на высоте 5050 м, км/ч: 533
  8. Дальность, км: 740
  9. Потолок, м: 9700
  10. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2х7,62-мм ШКАС
  • Бомбовое, кг 400
  1. Экипаж, чел.: 3

Истребитель Як-1 (1940 г.)

На вооружении: СССР, Польша, Болгария. Один из первых новой предвоенной генерации и основных советских истребителей Второй мировой войны. Имел хорошую аэродинамику, деревянное крыло и фюзеляж смешанной конструкции. Участвовал в боевых действиях на всех фронтах советско-германского фронта. Показал себя хорошим истребителем на малых и средних высотах. На этих самолетах воевала треть всех истребительных полков советских ВВС.

Истребитель Як-1

Истребитель Як-1

Основные модификации

И-26-1 — опытный; версия истребителя; двигатель М-105П (1050 л.с.) с трехлопастным ВИШ-52П, позже ВИШ-61П; вооружение: 1xIIIBAK (мотор-пушка) и 1х4хШКАС (синхронные); лыжное и колесное шасси.
И-26-2 — опытный; как 1-й; незначительные изменения в конструкции планера; вооружение: 1xIIIBAK и 2хШКАС.
И-26-3 — опытный; как 2-й; незначительные изменения в конструкции планера, кабины и шасси.
Як-1 М-105П — войсковая серия; как И-26; завод №301.
Як-1 М-105П — серийный; как И-26-2; на некоторых самолетах установлено радиооборудование; имел неубирающееся хвостовое колесо; снята нижняя часть щитков колес шасси; увеличен боезапас; позже установлен двигатель М-105ПА; оснащен РО (реактивное оружие) под РС-82; заводы № 47, 30, 301,292.
Як-1 М-105ПА («зимний вариант») — серийный; установлено лыжное шасси; имел систему разжижения масла; применялась охладительная жидкость антифриз; завод № 292.
Як-1 М-105ПА — серийный; установлены бомбодержатели для наружной подвески двух бомб или РО; завод №292.
Як-1 М-105ПФ — серийный; улучшена аэродинамика; изменена конструкция фюзеляжа; установлено убирающееся хвостовое колесо; установлены реактивные выхлопные патрубки; изменен капот двигателя и зализы крыла; завод № 292.
Як-1 М-105ПФ малая серия; версия истребителя-перехватчика; сняты 2хШКАС; РО и радиооборудование; установлено металлическое оперение; завод № 292.
Як-1Б М-105ПФ — серийный; понижен гаргрот; установлен каплеобразный фонарь кабины; имел зеркало заднего вида; вооружение:1хШВАК и 1хУБС; завод №292.
Як-1 М-106 — малая опытная серия; двигатель М-106-1ск (1250 л.с.); установлено металлическое хвостовое оперение; завод № 153 и 292.
Як-1 М-105ПФ МПВО — серийный; версия истребителя-перехватчика; установлено оборудование для полетов ночью и в плохих метеоусловиях; завод №292.

Всего произведен 8721 экз.

ЛТД модификации Як-1 М-105П

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-105П (1050 л.с.)
  2. Размах, м: 10,00
  3. Длина, м: 8,48
  4. Высота, м: 2,64
  5. Площадь крыла, м2: 17,15
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2445
  • Взлетный: 2950
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 472
  2. Максимальная скорость, км/ч на высоте 4860 м: 569
  3. Дальность, км: 650
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5,7
  5. Потолок, м: 10000
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1х20-мм ШBAK (мотор-пушка); 2×7,62 ШКАС (синхронные)
  1. Экипаж, чел.: 1

Истребитель, учебно-тренировочный истребитель Як-7 (1940 г.)

На вооружении: СССР. Создан перед войной на базе учебно-тренировочного истребителя Як-7 УТИ по причине острой нехватки современных истребителей в советских ВВС. Широко применялся на всех участках советско-германского фронта в качестве истребителя и разведчика. Учебные самолеты сыграли исключительно важную роль в обучении летного состава строевых частей полетам на скоростных самолетах «новой генерации».

Истребитель, учебно-тренировочный истребитель Як-7

Истребитель, учебно-тренировочный истребитель Як-7

Основные модификации

УТИ-26-1 — опытный; версия учебно-тренировочного истребителя; создан на базе И-26; установлена двухместная кабина с двойным управлением; двигатель М-105П с ВИШ-61П.
УТИ-26-2 — опытный; как 1-й; изменено хвостовое оперение; установлено новое шасси; внесены незначительные изменения в конструкцию планера.
Як-7 УТИ М-105ПА — серийный; версия учебно-тренировочного истребителя; как УТИ 26-2; двигатель М-105ПА; установлен неубирающийся костыль; вооружение: 1xШKAC; завод № 301 и (позднее) № 153 (186 экз.).
Як-7 М-105ПА — серийный; версия одноместного истребителя; модификация Як-7 УТИ; установлена бронеспинка и протестированные бензобаки; вооружение: 1xШBAK, 2хШКАС и РО (реактивное орудие) под 6хРС-82; заводы № 301 и 153.
Як-7М М-105ПА — опытный; конверсия 1 экз. Як-7 УТИ в одноместный истребитель; вооружение: 1xШBAK (синхронный) и 2хШКАС (крыльевые пулеметы); в задней кабине установлен бензобак; установлена бронеспинка; уменьшен размах крыла; установлено РО под РС-82; завод № 292.
Як-7А М-105ПА — серийный; как Як-7 М-105ПА; установлено радиооборудование; улучшена аэродинамика; имел частично убирающееся хвостовое колесо и дополнительные щитки основного шасси; изменена конструкция заднего фонаря; капота двигателя и приборной доски; установлена система заполнения баков инертным газом; колесное или лыжное шасси; завод № 153.
ЯК-7Б М-105ПА — серийный; как Як-7А; вооружение: 1xшBAK (мотор-пушка) и 2хУБС (синхр.); установлено убирающееся хвостовое колесо; завод № 153.
Як-7Б М-105ПФ — серийный; как Як-7Б М-105ПА; двигатель М-105ПФ (1180 л.с.); уменьшен вес планера; доработана кабина; заводы № 153 и 82.
Як-7Б М-105ПФ МПВО — серийный; версия истребителя-перехватчика; как Як-7Б М-105ПФ; установлено дополнительное оборудование для ночных полетов; завод № 153.
ЯК-7Б М-105ПФ С АФА-ИМ — серийный; как Як-7Б М-105ПФ; установлено оборудование для монтажа фотоаппарата АФА-ИМ; заводы № 153 и 82.
Як-7-37 М-105ПА — малая серия; модификация Як-7 М-105ПА; вооружение: 1х37-мм МПШ-37 и 2хУБС; изменено положение кабины; установлены автоматические предкрылки и хвостовое колесо большего диаметра; завод № 153.
Як-7 М-82А — опытный; двигатель М-82А (1330 л.с.); установлено крыло по типу Як-7М; изменена конструкция фонаря кабины; вооружение: 1хУБС (синхронный) и 2хШВАК (крыльевые), 6хРС-82; завод №153.
Як-7ПД М-105ПД — опытный; версия высотного истребителя-перехватчика; модификация Як-7Б; двигатель М-105ПД с нагнетателем Э-100; вооружение: 1xШBAK.
Як-7В М-105ПА — серийный; версия учебно-тренировочного истребителя; модификация Як-7 УТИ; часть самолетов были конвертированы из Як-7Б; двигатель М-105ПА и (позднее) М-105ПФ; установлено неубирающееся шасси; снято вооружение; упрощена и облегчена конструкция планера; лыжное и колесное шасси; завод № 153.
Як-7Б М-105ПФ И ДМ-4С — опытный; двигатель М-105ПФ и 2х(ПВРД) ДМ-4С.
Як-7Д — опытный; версия дальнего разведчика; создан на базе Як-7В (фюзеляж и оперение) и Як-7Б (шасси); установлено опытное крыло; установлено 11 бензобаков общей емкостью 925 л; изменена бензо- и маслосистемы; установлено кислородное оборудование и бронеспинка; вооружение: 1xШBAK; завод № 153.
ЯК-7ДИ М-105ПФ — опытный; модификация Як-7Б; понижен гаргрот; установлено крыло от Як-7Д; изменено бензооборудование; сохранена вторая кабина; вооружение: 1xШBAK и 1хУБС, в перегрузочном варианте — две бомбы по 50 или 100 кг; стал прототипом Як-9.
Як-7П М-105ПФ — опытный; модификация Як-7Б; ЗхШВАК.
Всего произведено (на заводах № 21, 82, 153 и 301) 6399 экз.

ЛТД модификации Як-7Б

  1. Двигатель (мощность): 1хМ-105ПФ (1180 л.с.)
  2. Размах, м: 10,00
  3. Длина, м: 8,50
  4. Высота, м: 2,64
  5. Площадь крыла, м2: 17,15
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2490
  • Взлетный: 3010
  1. Максимальная скорость у земли, км/ч: 514
  2. Максимальная скорость на высоте 3650 м, км/ч: 570
  3. Дальность, км: 645
  4. Время набора высоты 5000 м, мин: 5,8
  5. Потолок, м: 9900
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1х20-мм ШВАК (мотор-пушка) 2х12,7-мм УБС (синхронные)
  1. Экипаж, чел.: 1

Из книги В. Швабедиссен «Сталинские соколы». Анализ действий советской авиации 1941-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2001, с. 437-507.