Боевое применение для авиации было найдено далеко не сразу. Несовершенные аэропланы начала XX века не производили достаточно грозного впечатления, чтобы их хотелось послать в бой. Поначалу военные теоретики полагали, что максимум, для чего годятся летательные аппараты нового типа, — это разведка или курьерская служба. Однако мысль о том, что с летящего аэроплана можно что-то сбросить на голову противнику, лежала на поверхности.

Сначала летчикам не мудрствуя лукаво давали обычные ручные гранаты, которыми они пытались забрасывать вражескую пехоту или полевые укрепления. Затем авиаторам пытались вручать нечто вроде тяжелых метательных стрел, которые для пущей эффектности отковывали в виде молний. Однако Первая мировая война подтолкнула военную мысль, и довольно скоро с аэропланов полетели модифицированные особым образом артиллерийские снаряды. А от них был уже один шаг до специальных авиационных бомб.

Вскоре бомбардировка вражеских войск, фортификаций и стратегически важных промышленных объектов стала одним из основных способов ведения масштабной войны. Отныне развитие авиабомб шагало в ногу с развитием самой авиации. И на этом пути порой рождались настоящие монстры. Поговорим о десяти самых огромных и смертоносных авиабомб в истории.

40-пудовая бомба (Россия)

Длина: около 200 см; масса: около 655 кг; масса взрывчатого вещества: около 450 кг; детонация: ударная.

40-пудовая бомба (Россия)

Российская империя вступил в Первую мировую войну, имея самый большой по численности воздушный флот. Его гордостью был гигантский по тем временам 4-моторный биплан «Илья Муромец». Перед оружейниками встала непростая задача — оснастить его достойными по мощности бомбами. Чаще всего использовались трёх- или пятипудовые фугасные бомбы с взрывателями системы Орановского, предохраняющими от преждевременного взрыва. Но потом появились смертельные заряды весом 10, 15 даже 25 пудов, то есть 410 кг (опытные бомбометания были проведены осенью 1915 года).

Между тем последние модификации «Ильи Муромца» могли нести уже до 1,5 т бомб, что подтолкнуло к созданию в начале 1916 года на Балтийском судостроительной заводе авиабомбы весом 40 пудов (чуть больше 655 кг), не имеющей аналогов в мире. Начиненная тротилом металлическая скорлупа предназначалась для бомбардировки базы германских подводных лодок в оккупированной Либаве. Однако производственных мощностей для выпуска таких гигантов в достаточном количестве катастрофически не хватало. За весь 1916 год удалось произвести всего две 40-пудовые бомбы (а также 15 штук 25-пудовых). В боевых условиях их применить так и не удалось, хотя ученые получили множество ценных сведений по теории баллистики при бомбометании.

 «Прыгающая бомба» (Великобритания)

Длина: 152 см; масса: 4195 кг; масса взрывчатого вещества: 2990 кг; детонация: гидростатическая.

«Прыгающая бомба» (Великобритания)

Вскоре после начала Второй мировой войны английский инженер и изобретатель Барнс Уоллес выступил с идеей перенести акцент боевых действий с уничтожения германских войск на разрушение промышленного потенциала страны. Наилучшей целью для этого ему виделась Рурская область, где находились многочисленные плотины и водохранилища, снабжавшие водой и энергией тяжелую промышленность.

Специально для взрыва плотин Уоллес изобрел необычную «прыгающую бомбу» огромных размеров. Она крепилась под специально переоборудованным тяжелым бомбардировщиком Авро «Ланкастер». Находясь над водохранилищем, пилот направлялся в сторону плотины и сбрасывал бомбу, которую при этом раскручивал специальный мотор. Благодаря этому 4-тонная болванка скакала по воде вперед, как пущенный ребенком плоский камешек, с легкостью преодолевая противоторпедные сети, а потом уходила под воду вдоль тела плотины. На глубине 10 м от давления воды срабатывал взрыватель.

Бомбометание требовало предельной точности — неправильно пущенная бомба могла не доскакать или, наоборот, перескочить плотину. 17 мая 1943 года в ходе операции «Большая порка» при помощи таких бомб силами 19 бомбардировщиков было уничтожено две плотины, а еще одна получила повреждения. Это изрядно ударило по промышленности увязшей в войне на Восточном фронте Германии.

ФАБ-5000НГ (СССР)

Длина: 520 см; масса: 5400 кг; масса взрывчатого вещества: 3200 кг; детонация: контактная.

ФАБ-5000НГ (СССР)

Решить задачу по созданию сверхмощного боеприпаса, способного уничтожать стратегические укрепления, железнодорожные узлы и крупные скопления войск, во время Великой Отечественной войны сначала пытались путем создания прообраза крылатой ракеты на базе самолета ТБ-3. Однако это не удалось, и тогда советские оружейники пошли более традиционным путем, создав авиабомбу-рекордсмен.

Для «пятитонки», как ее называли в войсках, было создано специальное взрывчатое вещество — смесь тринитротолуола, гексогена и алюминия. Основным носителем стал самолет Пе-8, которому приходилось совершать боевые вылеты с перегрузом почти в тонну, и с не закрывающимися створками бомболюка. Тем не менее, 28 апреля 1943 года первые бомбы были успешно сброшены на береговые укрепления Кёнигсберга.

В дальнейшем «пятитонки» использовались для разрушения крепостей, фабрик и аэродромов. По некоторым сведениям, они использовались во время боев на Курской дуге и при освобождении Орла. Достоверно известно, что две бомбы упали на Хельсинки в феврале 1944-го. А в апреле 1945 года разрушительная мощь ФАБ-5000НГ снова обрушилась на Кенигсберг, где враг пытался удержать форты. Кроме того, есть сведения о применении данного вида боеприпасов против моджахедов во время войны в Афганистане. Но, согласно авторитетным источникам, там использовались уже другие, более тяжелые модификации фугасных авиабомб.

Tallboy (Великобритания)

Длина: 635 см; масса: 5443 кг; масса взрывчатого вещества: 2358 кг, детонация: отложенная.

Tallboy (Великобритания)

Еще одно детище Барнса Уоллеса, которое сначала было отвергнуто военными. Но успех «прыгающей бомбы» открыл изобретателю все двери. Сверхтяжелую сейсмическую бомбу, способную уничтожать укрепленные подземные сооружения, необязательно при прямом попадании, он придумал еще в 1941 году. Но реализовать замысел удалось лишь к лету 1944-го. Корпус Tallboy делался не тонкостенным, а из прочной легированной стали, а его форма обеспечивала максимальную скорость падения (к моменту соприкосновения с землей она превышала скорость звука).

Планировалось, что сбрасывать Tallboy будут с высоты 12 тысяч метров. Но даже максимально облегченные бомбардировщики не смогли подняться с ней выше восьми тысяч. Впрочем, этого оказалось достаточно — бомба уходила на 30 м в грунт или пробивала до 5 м бетона. Взрыватели замедленного действия срабатывали только после проникновения в грунт. Результатом взрыва было самое настоящее небольшое землетрясение.

Самыми знаменитыми целями сейсмической бомбы англичан стал подземный завод по производству ракет «Фау-2» во Франции, а также линкор «Тирпиц». В один из мощнейших кораблей германского флота попали сразу три сверхтяжелые бомбы. Две из них проделали в борту пробоину размером 60 м. Буквально через несколько минут «Тирпиц» затонул. При этом погибло около 1000 человек.

Henschel Hs 293 (Германия)

Длина: 382 см; масса: 1045 кг; Масса взрывчатого вещества: 295 кг; детонация: контактная.

Henschel Hs 293 (Германия)

Управляемая планирующая бомба, над которой германские инженеры работали с 1939 по 1943 год, стала прообразом для современных управляемых авиабомб и противокорабельных ракет. Конструкция напоминала внешне небольшой самолет. К собственно бомбе крепились крылья размахом более 3 м, хвостовое оперение и ракетный ускоритель. Бомбардировщик сбрасывал Henschel на расстоянии около 8 км от цели, на высоте чуть меньше полутора километров. Ракетный ускоритель разгонял бомбу до 600 км/ч.

Дальше ее вел штурман, управляя при помощи рукоятки-джойстика и контролируя визуально по сигнальному трассеру на хвосте. Первое боевое применение «крылатых бомб» состоялось 25 августа 1943 года неподалеку от побережья Испании против британских кораблей, осуществлявших противолодочное патрулирование. Спустя два дня германскими «ракетоносцами» был потоплен шлюп «Эгрет». От дальнейших атак изрядно пострадали британский и американский флоты, потеряв в общей сложности почти два десятка кораблей и транспортов.

Кроме того, немцы довольно успешно применяли свою новинку для разрушения мостов во время высадки союзников в Нормандии. Американцам и англичанам пришлось срочно разрабатывать новую тактику. Она включала в себя быстрое маневрирование, наведение радиопомех и сбивание бомб на подлете огнем малокалиберной зенитной артиллерии.

Grand Slam (Великобритания)

Длина: 770 см; масса: 9980 кг; масса взрывчатого вещества: 4144 кг; детонация: отложенная.

Grand Slam (Великобритания)

Логичным развитием идей, заложенных в Tallboy, стала еще более мощная сейсмическая бомба Grand Slam — «Большой хлопок». Она появилась уже перед самым концом войны в Европе, весной 1945 года. Но успела пригодиться для разрушения инфраструктуры и атак на базы подводных лодок. А первые испытания, еще осенью 1944-го, проводились на том же заводе по производству «Фау-2», что был ранее выведен из строя бомбой Tallboy.

Усиленный вариант бомбы обладал колоссальной разрушительной и пробивной мощью — при сбрасывании с высоты 8 км Grand Slam уходила в грунт на глубину 40 м. При этом новинка оказалась настолько дорогой в производстве, что пилотам бомбардировщиков было строго приказано: в случае если произвести бомбометание на цель не удалось, следовало возвращаться с опасным грузом на базу. Обычные бомбы в подобных ситуациях сбрасывались в море.

Использовалось самое современное взрывчатое вещество — торпекс (опять-таки, смесь тринитротолуола, гексогена и алюминия, мощность которой была на 50% больше тротила). В корпус он заливался в расплавленном состоянии, после чего бомба должна была остывать около месяца. Всего за время Второй мировой было произведено более 100 бомб, использовано из которых 42. Пять экземпляров прекрасно сохранились и демонстрируются в британских музеях.

ФАБ-9000 (СССР)

Длина: 505 см; масса: 9407 кг; масса взрывчатого вещества: 4297 кг, детонация: контактная.

ФАБ-9000 (СССР)

«Младшая сестра» знаменитой «пятитонки» в Афганистане применялась весьма активно, это хорошо задокументировано. Однако именно тогда и выявились ограниченные возможности гигантов. При всей своей разрушительной мощи 9-тонная бомба, которая уходила в грунт на глубину до 12 м, не могла продемонстрировать высокой эффективности при действиях против разрозненных отрядов противника. Подземных объектов или крепостей, которые могла бы с легкостью разрушить ФАБ-9000, у моджахедов попросту не было. А для применения против живой силы бомба имела слишком малый радиус поражения — 56-57 м.

Контузии и ранения могли получить люди в радиусе до 225 м, но это все равно производило эффект стрельбы из пушки по воробьям. Тем не менее, бомбардировки «девятитонками» с самолетов Ту-16 в Афганистане производились регулярно. Только за 1988 год было сброшено 289 бомб. Как предполагается, у боеприпасов истекал срок годности, и их решили использовать по максимуму, вместо того чтобы банально отправлять на утилизацию.

Эффективность ФАБ-9000 изрядно повысилась, когда их стали применять при бомбежке горных ущелий. Позднее, в 2000-х годах, эту тактику позаимствовали американцы. Однако в целом фугасные бомбы весом 250-500 кг показали в Афганистане большую эффективность, нежели предназначенные для пробивания защитных сводов гиганты.

BLU-82/B (США)

Длина: 360 см; масса: 6800 кг; масса взрывчатого вещества: 5700 кг; детонация: контактная.

BLU-82/B (США)

Вплоть до начала 2000-х годов эта авиабомба носила грозное звание самого мощного неядерного боеприпаса в мире, уступив затем пальму первенства следующему произведению американских оружейников — GBU43/B, носящему жутковатое прозвище «мать всех бомб». Выносной контактный взрыватель BLU-80/B устроен таким образом, что взрыв, мощность которого эквивалентна 10 т тротила, происходит над землей. В результате практически не остается кратера, а ударная волна распространяется очень далеко.

Американцы придумали эту авиабомбу во время войны во Вьетнаме и первоначально планировали использовать ее в основном для расчистки площадок под посадку вертолетов среди густых джунглей. За это оружие получило ироничное прозвище «косилка для маргариток». Однако, разумеется, этим дело не ограничилось, и к концу войны страшные бомбы уже вовсю использовались против живой силы Вьетконга. При этом вес «косилки» был настолько велик, что ее сбрасывали не с бомбардировщиков, а с транспортных самолетов С-130. Впоследствии бомбы применялись во время операций американских войск в Ираке и Афганистане. Всего было произведено 225 штук, и пополнять запас не планируется. Последняя была взорвана летом 2008 года на полигоне в штате Юта. Оставшиеся бомбы не активированы, их предполагается использовать в учебных целях или выставлять в музеях.

Т-12 Cloudmaker (США)

Длина: около 14 м; масса: 20 100 кг; масса взрывчатого вещества: 8000 кг; детонация: отложенная.

Т-12 Cloudmaker (США)

Апогей развития сейсмических бомб. Посмотрев на результаты, продемонстрированные Grand Slam, американцы решили создать самую большую бомбу в мире. Им удалось даже превзойти собственные планы — вместо 19 готовое изделие весило больше 20 т. Предполагалось, что для нее преградой не станет ни один защитный купол в мире, из чего бы он ни был сделан. Фактически получившийся «создатель облаков» во всем копировал английскую бомбу, только был в два раза больше.

Первые испытания состоялись в 1948 году — бомбу сбросили с тяжелого бомбардировщика В-29, который специально для этого пришлось изрядно переделать. Специалисты сильно переживали — не приведет ли сброс такой гигантской массы к потере управляемости самолетов или даже к разрушению машины. Но все обошлось. А единственным самолетом, сумевшим подняться в воздух сразу с двумя зловещими гигантами в бомбодержателях, стал шестимоторный стратегический бомбардировщик Convair В-36. Общая масса боевой нагрузки, с учетом всего дополнительного оборудования, при этом превысила 43 т.

В 1949 году Т-12 была поставлена на вооружение, но ее так ни разу и не применили в бою. По мере развития более компактных и куда более мощных ядерных боеприпасов, Cloudmaker стремительно устаревала и уже в 1958 году оказалась в перечне вооружения, подлежащего списанию. Достижение так и осталось рекордом ради рекорда.

Blockbuster Mk I-VI (Великобритания)

Длина: около 876 см; масса: 5400 кг; масса взрывчатого вещества: 4200 кг; детонация: ударная.

Blockbuster Mk I-VI (Великобритания)

Оружие ковровых бомбардировок, которыми союзники стирали с лица земли германские города. Эти супербомбы имели несколько названий. Официальные — Mark (модификации от I до VI) или «бомба высокой мощности». Жаргонные — «пирожки» или «блокбастеры», то есть буквально «разрушающие квартал». Немцы же именовали их «воздушными минами». Основой «блокбастеров» была бомба Mark I, которая при весе 1800 кг была способна нести 1400 кг аммонала. Когда два или три таких блока стыковались вместе путем простого соединения болтами, получалась бомба удвоенной или утроенной мощности, способная причинить действительно колоссальные разрушения. Последующие модификации отличались лишь мелкими конструкционными деталями. Версии Mark V и VI производились в США, которые быстро подхватили инициативу союзников.

В 1943 году на Германию было сброшено 25 тысяч «блокбастеров», в 1944 году — 38 тысяч и в 1945 году за четыре месяца — 25 тысяч. Самый страшный разрушительный эффект давало одновременное применение «блокбастеров» и мелких зажигательных бомб. В результате возникал огненный смерч, который невозможно было унять. Город, подвергнутый комплексной ковровой бомбардировке, был обречен. Несмотря на то что «блокбастеры» снаряжались сразу тремя взрывателями, чтобы гарантировать детонацию. Не разорвавшиеся в ходе ковровых бомбардировок бомбы находят в Германии до сих пор.

По материалам журнала «Военная история», №2 2017, с. 28 — 31.