Роман Толстого Л.Н. «Война и мир» является, по мнению известных пи­сателей и критиков, «величайшим романом в мире«. «Война и мир» — это ро­ман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, иде­алы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным при­емом, который использует Толстой Л.Н., является прием антитезы.

Этот при­ем — стержень произведения. Противопоставлены философские понятия в за­главии романа, события двух войн (войны 1805-1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), светское общество и провинциальное дво­рянство, Москва и Петербург, действующие лица. Характер противопо­ставления носит и сравнение двух полководцев — Кутузова и Наполеона.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов — подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический де­ятель и полководец.

Главное в Кутузове для Толстого — его кровная связь с народом, «то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его». Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его «против воли царя в производители народной войны». И только это чувство поставило его на «высшую человеческую высоту». Толстой изображает Кутузова как мудро­го полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно пра­вильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии.

Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это — по­беда. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полково­дец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главноко­мандующий. «Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

В изображении Толстого Кутузов — живое лицо. Вспомним его вырази­тельную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психо­логический анализ.

Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и (эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых — в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ «великих личностей», созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы.

Толстой пришел к признанию фатализма, утверждая, что все ис­торические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе, Он, по словам Толстого, «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называе­мая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

У Кутузова — толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических со­бытий.

И это привело к некоторой противоречивости его образа: он высту­пает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оцениваю­щий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И, в конечном результате, Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе является Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон — агрессор, на­павший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, гра­бил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон — честолюбец, стремящийся к мировому господству.

В первых ча­стях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполео­ном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы, как «время, когда карта Евро­пы перерисовывалась разными красками каждые две недели», и Наполеон «уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для ус­пеха». С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к го­сударственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Напо­леона, кроме прихоти, не было никакого смысла, но «он верил в себя, и весь мир верил в него».

Если Пьер видит в Наполеоне «величие души», то для Анны Павловны Шерер Наполеон — воплощение Французской революции, и уже поэтому зло­дей. Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон продал дело революции, Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея, старик Болконский, сетует, что нет Суворова, кото­рый показал бы французскому императору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каж­дого героя полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: «Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит». Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника, «сильнейшего духом», по выражению Толстого.

Писатель рисует знаменитого французского полководца и выдающегося деятеля как «маленького человека» с «неприятно-притворной улыбкой» на лице, с «жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротень­ких ног». Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

Его безумная гордость зас­тавляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Все­му этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толсто­го — человек, для которого представляло интерес «только то, что происходило в его душе».

А «все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли». Не случайно слово «я» — любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы на­рода, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: «Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды». Поэтому подлин­но велик именно Кутузов — народный полководец, думающий о славе и сво­боде Отечества.