В начале июня 1942 года было принято решение об учреждении орденов , названных в честь Александра Суворова , Михаила Кутузова и Александра Невского . Этих трёх великих русских полководцев выбрали из числа других знаменитых отечественных военных деятелей, среди которых первоначально называли также имена Дмитрия Донского , Минина и Пожарского , Петра I , Петра Румянцева , Петра Багратиона , Дениса Давыдова .

Разработкой эскизов новых орденов занимался технический комитет Главного интендантского управления Красной армии. Над рисунками будущих наград трудились художники С. Дмитриев, Н. Москалёв, А. Кузнецов , известные архитекторы академики Лев Руднев и Иван Жолтовский, художник МХАТа заслуженный деятель искусств И. Гремиславский , художник-архитектор Главного интендантского управления И. Телятников и московский художник Н. Каретников.

Из 55 эскизов орденов, сделанных в кратчайшие сроки, после нескольких заседаний комиссия отобрала 11 проектов. Среди предложенных рисунков будущего ордена Суворова были очень интересные композиции. Художники пробовали совместить эмблематику старой русской армии с советскими символами. Однако ни один из представленных рисунков будущего ордена комиссия не одобрила. Гремиславскому и Телятникову предложили представить новые проекты.

Три степени Ордена Суворова

Три степени Ордена Суворова

К работе привлекли также художника П. Скокана . 21 июля комиссия рассмотрела новые эскизы и утвердила проект Скокана: пятиконечная звезда с гранёными лучами и в центре, в круглом медальоне, — портрет Суворова, обрамлённый полувенком из лавровых и дубовых ветвей.

Над портретом по кругу надпись — «Александр Суворов». Художник взял за основу портрет великого полководца, сделанный знаменитым гравёром Н. Уткиным уже после смерти Суворова, в 1818 году. На портрете полководец изображён в фас. Первоначально и Скокан нарисовал его в таком ракурсе (сохранились пробные рисунки). Но утверждён был вариант, где Суворов смотрит влево от зрителя.

Плакат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Бей, коли, гони, бери в полон!». Художник В. Иванов. 1942 г.

Плакат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Бей, коли, гони, бери в полон!». Художник В. Иванов. 1942 г.

Было предложено сделать орден Суворова трёх степеней : знак I степени — из платины, II — из золота и III — из серебра. 29 июля 1942 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Суворова. Но работа над орденом продолжалась ещё долго. Художник сделал несколько новых рисунков, которые были переведены в металл. Знак ордена Суворова I степени должны были изготавливать из платины. Центральный медальон с портретом, чеканившийся из золота, художнику пришлось несколько раз рисовать заново.

Известны и пробные образцы в металле, на которых медальон полностью золотой, а также варианты, где поле медальона залито то белой, то зелёной эмалью. Рассматривали образцы и с пятью маленькими эмалевыми звёздочками на лучах большой платиновой звезды, и с пятью большими эмалевыми лучами. Однако остановились на платиновой звезде с золотым медальоном на тёмно-сером поле.

Столь же разнообразны и пробные варианты ордена II и III степени. В результате II степень стала золотой с серебряным оксидированным медальоном, а III — полностью серебряной, также с оксидированным медальоном. По предложению специалистов Монетного двора было внесено несколько изменений; надпись «Александр Суворов» стали выполнять красной эмалью, знаки II и III степени уменьшили по сравнению со знаком I степени на 7 миллиметров, на верхнем луче знака I степени дополнительно поместили красную эмалевую звёздочку , чтобы высшая степень из платины резче отличалась от третьей, серебряной, на знаке III степени портрет Суворова и венок сделали из оксидированного серебра…

Новый Указ от 30 сентября 1942 года узаконил эти изменения, внесённые в рисунок ордена. Знак носили первоначально на колодке с красной муаровой лентой. Позднее указом от 19 июля 1943 года был изменён и способ ношения ордена, который стали прикреплять к одежде с помощью штифта с гайкой.

Плакат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно - внуки Суворова, дети Чапаева». Художники Кукрыниксы. Текст С. Маршака. 1941 г.

Плакат Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Бьемся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева». Художники Кукрыниксы. Текст С. Маршака. 1941 г.

Высшая, I степень ордена Суворова вручалась командующим фронтами и армиями, их заместителям, начальникам штабов, оперативных управлений и родов войск фронтов и армий за отлично организованную и проведённую операцию в масштабах армии или фронта, в результате которой противник был разгромлен или уничтожен. Особо оговаривалось одно обстоятельство: орден имени великого полководца присуждается за победу, одержанную меньшими силами над численно превосходящим противником, иначе говоря, по знаменитому суворовскому правилу: «Врага бьют не числом, а умением».

28 января 1943 года двадцать три советских военачальника получили орден Суворова I степени за подготовку и проведение крупных операций по разгрому противника в районе Сталинграда , на Дону, под Ленинградом и в других местах. Орден № 1 был вручен Маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову за умелое руководство боевыми операциями по окружению и разгрому фашистских войск под Сталинградом .

Орден № 2 получил генерал армии Александр Михайлович Василевский , начальник Генерального штаба, один из главных творцов и исполнителей плана разгрома фашистов в Сталинградском сражении. 18 военачальников за боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны были награждены тремя орденами Суворова I степени. В их числе всем известные фамилии, в том числе и героев Сталинградской эпопеи.

Три ордена Суворова I степени получил ещё один герой Сталинградской битвы, генерал-полковник, позднее Маршал артиллерии, Василий Иванович Казаков , с июля 1942 года — начальник артиллерии Брянского, затем Донского фронта. Его деятельность сыграла значительную роль при окружении и уничтожении врагов под Сталинградом.

Орденом Суворова II степени мог быть награждён командир корпуса, дивизии или бригады, а также его заместитель и начальник штаба за организацию разгрома корпуса или дивизии противника, за прорыв современной оборонительной полосы противника с последующим его преследованием и уничтожением, а также за организацию боя в окружении, выход из окружения с сохранением боеспособности своих частей, их вооружения и техники. И тоже при непременном условии: операции должны быть проведены с меньшими силами, чем у противника.

Знак II степени мог получить командир бронетанкового соединения за глубокий рейд в тыл противника, «в результате которого противнику нанесён чувствительный удар, обеспечивающий успешное выполнение армейской операции».

В декабре 1942 года командир 24-го танкового корпуса генерал-майор Василий Михайлович Бадано в получил приказ совершить глубокий рейд в тыл врага, чтобы разгромить крупный фашистский аэродром в районе станции Тацинская , откуда гитлеровцы доставляли боеприпасы и продовольствие окружённой под Сталинградом группировке. С 17 по 24 декабря, пройдя по тылам противника около 300 километров, танковый корпус Баданова уничтожил в боях около 7 тысяч вражеских солдат, захватил громадное количество военного имущества.

Утром 24 декабря советские танки с разных сторон атаковали Тацинскую. Они захватили эшелон с новыми самолётами, на аэродроме уничтожили более двухсот вражеских транспортных самолётов. Выдержав после этого пятидневный бои с подошедшими резервами противника, корпус организованно возвратился в расположение своих войск.

За время рейда танкисты Баданова уничтожили более 11 тысяч вражеских солдат и офицеров, около 5 тысяч взяли в плен. Гитлеровцы потеряли 431 самолёт, 84 танка и 106 орудий. За эту операцию 24-й танковый корпус был преобразован во 2-й гвардейский Тацинский, а его командир получил звание генерал-лейтенанта и 2 декабря 1942 года стал кавалером ордена Суворова II степени № 1.

Орден № 2 получил также танкист, известный военачальник генерал-лейтенант Павел Алексеевич Ротмистров . Ещё один герой-танкист, генерал-лейтенант Фёдор Григорьевич Катков, стал одним из трёх кавалеров трёх орденов Суворова II степени, полученных им в 1943, 1944 и 1945 годах. Кроме других боевых наград, Фёдор Катков 8 сентября 1945 года за отличие в войне с милитаристской Японией получил Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Три сотрудника «Смерш» — майор П.Т. Виноградов, капитан М.И. Якушев и старший лейтенант И.П. Игнашкин — получили орден Суворова II степени за участие в пленении предателя Власова, несоразмерно со своими воинскими званиями.

Орден Суворова III степени предназначался для награждения командиров полков, батальонов и рот за умелую организацию и осуществление победного боя с меньшими, чем у противника, силами. Первым кавалером этого ордена 8 февраля 1943 года стал майор В. Гаранин . Любопытно, что девятым кавалером этого ордена стал офицер, однофамилец великого полководца, — А.В. Суворов.

Всего I степенью ордена Суворова было произведено свыше 390 награждений, II степенью — свыше 2860, III — свыше 4000. Орденом Суворова I-й степени были отмечены американцы генерал армии Д. Эйзенхауэр и начальник генерального штаба США генерал армии Дж. Маршалл, британские фельдмаршалы X. Александер и Б. Монтгомери, начальник генштаба Великобритании фельдмаршал А. Брук, маршал Югославии И. Броз Тито, маршал МНР X. Чойбалсан, главнокомандующий французской армией Ж. Делатр де Тассиньи, некоторые высшие военные чины Болгарии, Румынии, Польши, Чехословакии, Албании.

Всего орденом Суворова I степени было произведено 393 награждения, в том числе во время войны — 380, а после войны 13; II степени — 2862 награждения, в том числе 2852 — во время войны и 10 — после; III степени — 4012, в том числе 3990 — во время войны и 22 — после.

Из статьи В. Дурова «Награды за Сталинград», журнал «Родина» № 1 2013 г., с.89-90