Первое за 12 дней войны выступление главы правительства Иосифа Сталина произошло по радио 3 июля. Необычной была сама форма обращения: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои». Советские люди никогда не слышали таких слов из уст «гениального вождя мирового пролетариата». В течение предшествующих дней войны официальная пропаганда стре­милась приукрасить положение дел.

Сейчас впервые была сказана правда о масштабах постигшего страну несчастья, о том, что враг продолжает захватывать огромные территории, а Красная Армия не может его остановить. Председатель ГКО призвал весь народ сплотиться перед лицом смертельной опасности и мобилизовать все силы на разгром врага. Сра­жаться до последней капли крови. При вынужденном отходе вывозить на восток оборудование заводов и фабрик, все цен­ное имущество, горючее, запасы продовольствия.

Не остав­лять врагу ни килограмма хлеба, ни литра бензина. Все, что невозможно вывезти, приказывалось уничтожить. Создавать на оккупированной территории партизанские отряды и под­польные группы, уничтожать оккупантов всеми средствами. К тому времени по инициативе москвичей и ленинградцев уже началось формирование народного ополчения. Сталин призвал и жителей других районов страны организовывать отряды ополченцев.

Газета «Правда» от 3 июля 1941 г.

Как известно, россияне не раз создавали народное опол­чение для борьбы с иноземными захватчиками. Оно сыграло большую роль в ликвидации польско-шведской интервенции в начале XVII в. и в отражении наполеоновского нашествия в 1812 г. Движимые горячей любовью к Отечеству, желани­ем защищать его с оружием в руках, патриоты добровольно вступали в ряды ополчения. Летом 1941 г, в новых истори­ческих условиях граждане Советской страны продолжили эту традицию, обратившись к проверенной временем форме всенародного участия в борьбе с иноземным врагом. Пример москвичей и ленинградцев был подхвачен по всей стране.

4 июля ГКО принял постановление, определившее поря­док формирования, вооружения и оснащения ополченских дивизий Москвы и правовое положение ополченцев. Было решено сформировать 25 ополченских дивизий и создать в каждом районе столицы запасной полк для подготовки по­полнений. Снабжение транспортом, снаряжением, котелка­ми и шанцевым инструментом производилось за счет ресур­сов города и области, а также путем изготовления всего необходимого на местных предприятиях.

Рабочие-ополченцы Москвы

Боевая подготовка ополченцев, обеспечение их оружием, боеприпасами и веще­вым довольствием возлагались на штаб Московского воен­ного округа. За ополченцами сохранялась средняя заработ­ная плата на все время нахождения в ополчении. В случае смерти или инвалидности ополченца его семья пользовалась правом получения пенсии наравне с призванными в состав Красной Армии.

В московском и ленинградском ополчениях командирами частей и подразделений назначали, как правило, кадровых военных, которых было немало в этих гарнизонах, а в По­волжье, на Урале и в Сибири источником командно-полити­ческих кадров являлись партийно-советский актив и комсо­став запаса, еще не призванный в армию. Довольно остро стоял вопрос об оснащении ополченцев оружием и военным снаряжением, запасы которого со складов НКО направля­лись в первую очередь в воинские части, уходившие на фронт.

Женский отряд народного ополчения Ленинграда

Снабжение ополченцев производилось за счет предель­ной мобилизации местных ресурсов. Использовались оружие и имущество добровольных оборонных организаций, воен­ных кабинетов школ и вузов. Все, что можно, изготовлялось на местных предприятиях. Ополчение прифронтовых городов почти без подготовки было вынуждено вступить в бой, поне­ся при этом серьезные потери. Ополченцы в первых же сра­жениях проявили мужество, стойкость и самоотвержен­ность, но очень часто им не хватало оружия, а также военных навыков.

Дивизии народного ополчения внесли свой вклад в будущую победу, многие из них были переформированы и стали регулярными частями Красной Армии, прошли слав­ный боевой путь от стен Москвы до Германии.

Личный состав 1-й ополченческой московской стрелковой дивизии, впоследствии ставшей 60-й сд, выдвигается к линии фронта, октябрь 1941 г.

Ополчение тыловых городов ждала другая участь. Рабо­чие и служащие Поволжья, Урала, Сибири, записавшись в ополчение, продолжали трудиться на предприятиях, а в сво­бодное от работы время проходили военную подготовку. Были созданы подразделения, в которых готовились истребители танков, пулеметчики, минометчики и другие военные специалисты.

По­этому когда пришла их очередь идти в армию, они уже вла­дели основами военного дела. Всего по стране насчитывалось более миллиона ополченцев. Много добровольцев вступило в ополчение на Дону, Кубани, в Поволжье, Сибири, в Воро­нежской, Горьковской, Ивановской, Кировской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ярославской областях, а также в других регионах СССР.

Существовал еще один вид добровольческих народных формирований — истребительные батальоны, в которые вступило 328 тыс. человек. Штатные подразделения НКВД не могли взять под охрану все важнейшие народнохозяйст­венные объекты: заводы, фабрики, железные дороги, мосты, электростанции, линии связи и здания госучреждений. Дей­ственную помощь в этом деле оказали сформированные из добровольцев истребительные батальоны. К концу июля было сформировано 1755 истребительных батальонов, а в течение лета и осени 1941 г. – около 60 дивизий народного ополчения 200 отдельных полков и другие подразделения. В Ленинграде с 29 июня 1941 года начали формироваться 3 дивизии народного ополчения по 10 тысяч человек каждая.

Летом 1941 г., несмотря на героическое сопротивление регулярных частей Красной Армии и народного ополчения, немецкие войска продолжали движение на восток. Однако противник в полной мере ощутил разницу между войной против Польши, Франции и других европейских стран и на­чавшейся Великой Отечественной войной русского народа. Сражения на земле СССР совсем не походили на легкую прогулку по территории Европы. Здесь пришлось воевать по всем правилам военного искусства.

Несмотря на это, к 10 июля германские войска продвинулись на северо-западном направлении на 500 километров, на западном – на 600, на юго-западном – на 350 километров от границы…