Кульнев Яков Петрович, герой Отечественной войны 1812 г., генерал-майор родился в 1763 г. в Витебской губернии в местечке Клястицы в небогатой многодетной дворянской семье. Его отец состоял на военной службе, дослужился до чина секунд-майора, а затем был городничим.

В 7-летнем возрасте Яков был помещён в Шляхетский кадетский корпус в Санкт-Петербурге, который он окончил в 1785 г., получил за усердие и отличные знания большую серебряную медаль. Служил в чине поручика в Петербургском драгунском полку.

В составе этого полка Яков Кульнев участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг., отличился при взятии Бендер. В 1794 г. участвовал в нескольких сражениях в Польше: под Кобрином, Крупчицами, Брест-Литовском, Варшавой под командованием Суворова А.В. В сражении  под Прагой (предместье Варшавы) Кульнев первым ворвался на коне в город, за что ему был присвоен чин майора и вскоре он был переведен в Сумской гусарский полк.

Его гусарский доломан был из солдатского сукна и питался он из солдатского котла, так как почти всё жалование отсылал домой. По его собственному выражению — «прозябал в величии нищеты римской».

Генерал-майор Кульнев Я.П.

«Человеку нормального роста эфес сабли Кульнева доходил до плеча (Денису Давыдову — до кончика носа) — Яков Петрович был великаном, души добрейшей и благородной. А вид имел зверский: нос у него громадный, от вина красный, весь в кущах бакенбард, зачесанных вперед от висков, а глаза — как угли», — вот таким перед нами предстаёт Яков Петрович в описании В. Пикуля.

Надо отметить, что Яков Петрович Кульнев был хорошо образован, проявлял живой интерес к истории, особенно к истории России и Древнего Рима. «Чтение Квинта Курция есть беспрестанное мое упражнение!», — писал он брату.

В августе 1806 г. Кульнева перевели в Гродненский гусарский полк. В 1807 г. командиром гродненских гусар Кульнев сражался против Великой армии Наполеона в Пруссии. Участвовал в ряде стычек с французами, находился в арьергарде князя Багратиона П.И., получил чин подполковника.

Отличился в сражениях под Гутштадтом, Гейльсбергом, Фридландом, был удостоен орденов святого Владимира 4-й степени и святой Анны сразу 2-й степени.

Под Фридландом полк Кульнева оказался в окружении, гусары вместе со своим командиром сражались геройски, прорвали окружение, а потом ещё мужественно прикрывали отход русских частей. После этих боёв имя Кульнева стало известно всей русской армии.

В русско-шведской войне 1808-1809 гг. Кульнев воевал в Финляндии в авангарде русских войск. Здесь он вновь проявил боевую доблесть, смелость и решительность. Кульнев проявлял необыкновенную заботу о своих кавалеристах, неутомимость, но был требовательным к подчинённым.

За взятие г. Якобштадта Яков Петрович был награждён золотой саблей «За храбрость». В бою при Иппери его отряд смял противника, захватив в плен начальника шведского авангарда генерала Левенгельма, за это сражение он был удостоен чина полковника. Доблестно действовал Кульнев и в сражениях при Лаппо, Куортане и Оравайсе, заслужив чин генерал-майора и орден святого Георгия 3-й степени при именном рескрипте Александра I.

О себе в Финляндии Яков Петрович оставил очень хорошие воспоминания. Кульнев был страшен в битве, когда враг не сдавался. Но он был необыкновенно благороден, если враг запросил пощады, великодушно относился к мирному населению.

В марте 1809 г., во время знаменитого перехода русских войск через льды Ботнического залива на Аландские острова к берегам Швеции, Кульнев командовал авангардом корпуса Багратиона. Через ледяные горы он с боями прорвался к шведскому берегу, занял Гриссельгам, угрожая Стокгольму, но Швеция запросила перемирия… Генерал-майор Кульнев был пожалован орденом святой Анны 1-й степени.

В 1810-1811 гг. Кульнев командовал Белорусским гусарским полком, с которым участвовал в очередной русско-турецкой войне, в то время она уже шла четвёртый год. Участвовал в боях при Силистии. Отличился в боях под Шумлою,  смело атаковал и разбил отряд турецкой кавалерии под предводительством Великого Визиря, освободил окруженный турками отряд сибирских гренадер.

За эту победу император наградил Якова Петровича получением в течение 12 лет по 1 тыс. руб. ассигнациями, а он их подарил в приданое своей племяннице. Командовал отрядом пехоты и кавалерии при взятии Рущука. В сражении при Батане захватил большой отряд пленных, за что был награжден золотой саблей, украшенной алмазами и надписью «За храбрость».

В январе 1811 г. Кульнев Я.П. был назначен шефом Гродненского гусарского полка. Начав в 1812 г. кампанию в России, Наполеон через Смоленск устремился на Москву, а дорогу на Санкт-Петербург Барклай-де-Толли доверил защищать корпусу графа Витгенштейна П.Х. В составе этого корпуса, во главе 5-тысячного кавалерийского отряда сражался и генерал-майор Кульнев.

Он неизменно выполнял самые сложные задачи, действуя в авангарде или арьергарде корпуса. Кстати, Наполеон I считал Якова Петровича «одним из лучших генералов русской кавалерии». Он весь был пронизан боевым духом, а сражения для его деятельной натуры, являлись родной стихией. По воспоминаниям современников во время боёв он «становился весел, шутлив, смеялся летящим ядрам, слагал стихи друзьям».

Однажды Кульнев сказал: «Люблю Россию! Хороша она, матушка, еще и тем, что у нас в каком-нибудь углу да обязательно дерутся…» Но дрался он свою Родину, считая «за счастие каплей крови последней жертвовать защите отечества».

Надо отметить, что генерал-майор Кульнев Я.П. здесь защищал родные места, землю, где он родился и вырос. Уже в самые первые дни Отечественной войны 1812 г. Кульнев со своим отрядом много часов мужественно защищал от неприятеля Вилькомир, пока части корпуса не отошли на Солоки.

Во время разведки 2 июля с двумя полками и артиллерийской ротой переправился через Двину и застиг врасплох два французских полка, разбил их — до 300 французов были убиты и ранены. Гусары Кульнева первыми взяли в плен французского генерала, им оказался любимец Наполеона — генерал Сен-Жени, а вместе с ним несколько офицеров и около 150 нижних чинов.

13 июля Кульнев с 4-тысячным отрядом вновь разгромил несколько французских отрядов, захватил обоз, взял в плен более 400 человека и среди них штабного офицера, от которого получил сведения о наступлении французов на Себеж. Узнав об этом, граф Витгенштейн выступил навстречу противнику и 19 июля около местечка Клястицы дал бой неприятелю, в котором Кульнев Я.П.  принимал самое активное участие.

Кульнев, командуя авангардом, отличился и в этом бою — взял 900 пленных и почти весь обоз маршала Удино. На следующий день отряд Кульнева продолжал преследовать противника, переправился через Дриссу, вновь атаковал французов и опрокинул их. Но подошедшие главные силы французского корпуса, открыли сильный артиллерийский огонь.

Яков Петрович погиб, прикрывая отступление своего отряда, ядром ему оторвало обе ноги выше колен. Находясь некоторое время в сознании, генерал передал свои ордена адъютанту, из последних сил завернулся в солдатскую шинель… Он хотел умереть как рядовой, чтобы противник не радовался, что сразил русского генерала. Однако весть о гибели Кульнева все же дошла до Наполеона, и в письме к жене император поделился своим успехом…

Кульнев Яков Петрович был похоронен на месте гибели у деревни Сивошино. Впоследствии родственники перевезли его прах в свое имение Илзенберг Витебской губернии (ныне с. Брезгале, Латвия), а на месте гибели героя был поставлен памятник, на лицевой стороне которого выгравирован отрывок из оды Жуковского В.А. «Певец во стане русских воинов»:

Где Кульнев наш, рушитель сил,
Свирепый пламень брани?
Он пал — главу на щит склонил
И стиснул меч во длани.
Где жизнь судьба ему дала,
Там брань его сразила;
Где колыбель его была,
Там днесь его могила.

Бескорыстный, честный, строгий к себе и подчиненным, он был любим солдатами за отеческую заботу о них. Себя не щадил, презирал смерть, всегда шел в авангарде. Время подтвердило правоту слов Кульнева: «Герой, служащий отечеству, никогда не умирает, оживая духом бессмертным в потомстве». Придерживаясь демократических взглядов, Яков Петрович отпустил на волю своих крепостных.

Генерал Кульнев был исключительно популярен в народе, к примеру, в IX главе повести Пушкина «Дубровский» помещица Анна Савишна Глобова рассказывала: «Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор коляска. Какой-то генерал просит со мною увидеться: милости просим; входит ко мне человек лет 35-ти, смуглый, черноволосый, в усах, в бороде, сущий портрет Кульнева…»

Прославленный Кульневым Я.П. Гродненский гусарский полк был наименован Клястицким в память о бое, где во главе его не стало знаменитого русского Баярда… С 1912 г. станция Межвиды Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги была переименована в Кульнево.