Великий князь Александр Михайлович — родоначальник русской военной авиации, но свою карьеру он начинал как морской офицер, даже дослужился до чина адмирала. Именно он — инициатор создания авиационной офицерской школы под Севастополем, которая во время Первой мировой войны снабжала нашу армию летчиками и наблюдателями. В годы войны В. к. Александр Михайлович командовал авиацией Южного фронта и всей действующей армией.

Всё царствование Николаю II досаждали родственники. Братья и дяди, родные и двоюродные. Они советовали, требовали, просили. Пожалуй, самым активным и беспокойным был великий князь Александр Михайлович, друг детства императора. Члены императорской фамилии часто имели прозвища. Только от имени Николай — Никс, Никса, Никки, Никола, Николаша. Великого князя Александра Михайловича родственники звали на грузинский манер Сандро.

Он родился 1 (13) апреля 1866 года. Кровь в нем, как и во всех тогдашних Романовых, текла по большей части немецкая. А вот темперамент был кавказский. Ведь он родился в Тифлисе, где его отец — Михаил Николаевич, младший сын Николая I — служил кавказским наместником. Михайловичей так и называли — «кавказцы». Они росли вдали от двора. Отсюда свободный и мятежный дух. Маленькие Михайловичи дошли до того, что строили планы отделения Кавказа от России. Впрочем, тогда это воспринималось как шутка.

Великий князь Александр Михайлович

Великий князь Александр Михайлович

Сандро дружил с сыновьями Александра III: Никки (будущий государь Николай II) и Жоржем (Георгием Александровичем, умершим от туберкулёза). Доводился он им двоюродным дядей. Сандро был только на два года старше Никки.

Уже в детстве Александру Михайловичу пришлось показать характер и настоять на своём выборе. Он решил стать моряком. А отец об этом и слышать не хотел. Среди Романовых было два моряка — генерал-адмиралы Константин Николаевич и Алексей Александрович. При этом один — либерал, а второй — бабник. Это изрядно портило репутацию флота в глазах сурового кавказского наместника.

«Мои родители хотели, чтобы их сын ничем не походил ни на одного из этих родственников, служивших во флоте, — пишет В. к. Александр Михайлович в своих замечательных мемуарах. — Но все же я очень сомневаюсь, удалось ли бы мне осуществить мой морской план, не явись неожиданной помощи мне со стороны нового Государя. В противоположность своему отцу, Император Александр III придавал большое значение военному флоту в деле обороны пределов Российской Империи. Имея широкие планы относительно нашего флота, Александр III считал, что поступление его двоюродного брата на морскую службу явится хорошим примером для русской молодежи. Его дружеское вмешательство спасло меня от прозябания в душной атмосфере столицы. Я обязан Александру III самыми большими радостями моей служебной карьеры и до сих пор содрогаюсь при мысли, что я мог сделаться одним из тех самовлюбленных гвардейских офицеров, которые взирали на мир чрез стекла бинокля, наведенного на рампу балета».

Обучение Александр Михайлович прошёл по программе Морского корпуса, но не с кадетами, а дома, однако каждое лето вместе с ними проводил на крейсерах Балтийского флота. В сентябре 1885 г., после успешно сданных экзаменов, Сандро  был произведён в чин мичмана флота. Затем отправился в кругосветное плавание на корвете «Рында». Плавание в Индию на собственной яхте «Тамара» было прервано печальными известиями из Петербурга: смертью матери и обострением болезни Георгия Александровича. Далее была служба на броненосце «Синоп», командование миноноской «Ревель», отрядом миноносцев. В чине старшего лейтенанта в 1893 г. совершил плавание в Северную Америку на фрегате «Дмитрий Донской» в составе русской эскадры. По возвращении был произведён в капитаны 2-го ранга.

Два года В. к. Александр Михайлович жил в Японии, где обзавелся временной женой-японкой. Моряки, кстати, уверяли, что временных жен они заводили с разрешения морского министра. С ними заключался контракт, морские офицеры обретали домашний уют и избавлялись от необходимости шляться по борделям. Наблюдая японцев ежедневно, встречаясь с самыми разнообразными слоями общества, Сандро пришёл к выводу, что «Япония — это нация великолепных солдат».

Великий князь Александр Михайлович в эмиграции

Великий князь Александр Михайлович в эмиграции

Вернувшись в Россию, Александр Михайлович создал новую семью, на этот раз постоянную. И снова пришлось побороться. Он влюбился в свою двоюродную племянницу Ксению, дочь Александра III, любимую сестру цесаревича Николая Александровича. Мать невесты противилась браку, но в итоге смирилась. До этого Романовы никогда не женились на Романовых. Сандро и Ксения стали исключением. Бракосочетание Александра Михайловича и Ксении Александровны состоялось в соборе Большого Петергофского дворца 25 июля 1894 г. А через несколько месяцев государь Александр III скончался. «Друг детства» Сандро стал царем Николаем II. Кстати, бракосочетание нового императора и Александры Фёдоровны состоялось также в 1894 г.

Александр Михайлович с женой и детьми

Александр Михайлович с женой и детьми

Раньше Александр и Николай просто дружили, теперь стали дружить семьями. Николай II — человек мягкий. Не слишком волевой. И абсолютно не подготовленный к управлению огромной страной. «Страшное бремя власти давило его», — вспоминает Александр Михайлович, — не могу управлять Империей. Я даже не знаю, как разговаривать с министрами. Помоги мне, Сандро!» — причитал молодой самодержец.

Конечно, помощников, особенно среди родственников, отыскалось много. Как зять царя, Александр Михайлович занимал при дворе привилегированное положение. Все давали советы, все давили на Николая II. Разумеется, не остался в стороне и друг детства. Сандро был честолюбив. Он мечтает стать во главе флота. Увы, должность занята — великим князем Алексеем Александровичем, родным дядей императора. Сандро хочет подсидеть своего родственника. И выступает в роли реформатора флота. Так уж вышло, что над Сандро тяготел странный рок. Как только он дает дельный совет — его никто не слушает. Но стоит ему предложить глупость — с ним соглашаются.

Александр Михайлович предлагает вполне разумный план развития флота, программу судостроения и реконструкции портов. Россия ведет активную политику на Дальнем Востоке, где у нее серьезный противник — Япония. Поэтому нужно в первую очередь развивать Тихоокеанский флот. Николай II согласен с этим. Но категорически не согласен генерал-адмирал Алексей Александрович, любитель женщин, коньяка и французской кухни. Он живет во временах Петра I и уверен, что главное — это Балтика.

Генерал-адмирал — «дядя Алеша» — старше и авторитетнее. А Сандро — всего лишь друг детства. Николай II идет на поводу у родного дяди и предает двоюродного. Сандро, рассорившись с генерал-адмиралом, вынужден был подать в отставку. Но в 1899 году он вернулся на действительную службу и был назначен старшим офицером броненосца «Генерал-адмирал Апраксин». Через год в чине  капитана 1-го ранга командовал броненосцем Черноморского флота «Ростислав», а в январе 1903 года получил чин контр-адмирала с зачислением в свиту Е. И. В. и назначением младшим флагманом Черноморского флота. В июле 1909 г. Александр Михайлович был произведён в вице-адмиралы.

На Русско-японской войне

На Русско-японской войне

Русско-японская война доказала правоту Александра Михайловича. Но беда в том, что Сандро — один из главных виновников этой войны. Он возглавлял российские концессии в Корее, под его руководством в эту страну вводились российские войска. А именно Корея стала камнем преткновения в переговорах между Россией и Японией.

Сандро интриговал против Сергея Витте, который требовал умеренности в дальневосточной политике, за что и получил отставку. А ведь Сандро жил в Японии, был высокого мнения о японской армии и флоте. Когда перспективы войны стали реальными, великий князь прозрел. В декабре 1903 года он порвал с партией сторонников войны — «безобразовской кликой», но было уже поздно — через месяц японцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Началась война.

А Сандро снова влезает в авантюру. Он руководит своей маленькой войной — крейсерской. Его эскадра, вышедшая в Красное море под видом торговых кораблей, должна была перехватывать контрабанду, которая направлялась в Японию. И он захватил три английских судна. Что едва не привело к войне с Англией.

Сандро снова получил отставку. Впрочем, царь не перестал обращаться к нему за советами. И Сандро наконец-то дает дельный совет: не посылать на Дальний Восток эскадру адмирала Рожественского. Его не слушают. Эскадру посылают, и она гибнет в Цусимском проливе.

А Сандро вскоре совсем покидает флот. Русско-японская война поставила крест на его флотских амбициях. Матросы, возбужденные Первой русской революцией, грозятся взять члена императорской фамилии в заложники. Естественно, допустить такого позора нельзя. Сандро остается без дела…

Немного о семейной жизни великого князя. Сандро и Ксения жили счастливо, родили семерых детей. Старшая их дочь Ирина Александровна в будущем выйдет замуж за графа Феликса Юсупова, того самого Юсупова, прославившегося убийством Григория Распутина. А сама Ирина Юсупова, согласно «официальной» версии убийства Распутина, сама того не зная, сыграет роль приманки для святого старца.

Лет через 15 после брака мятежный дух Сандро толкнул его в объятья другой женщины, он влюбился в гувернантку своих детей. В тот момент его младшему сыну Василию было лишь два года. Великий князь предлагал своей любовнице бросить все к черту и махнуть на Фиджи, но она отказалась. Роман мужа разбил сердце Ксении, но чтобы не сильно горевать, она завела любовника-англичанина. Однако жили великий князь и великая княгиня по-прежнему вместе…

Во время отдыха на курорте Биаррице, скучая, В. к. Александр Михайлович начал с интересом следить за успехами воздухоплавания. В это время Луи Блерио перелетел на аэроплане Ла-Манш. Сандро приходит к выводу, что «аэропланы не только новый способ передвижения, но и новое оружие в случае войны». Над ним смеются.

«Военный министр Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах», — пишет великий князь в своих ярких и талантливых воспоминаниях. «Не беспокойтесь, ваше превосходительство. Я у вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научат летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеется тот, кто смеется последним», — ответил легкомысленному министру Александр Михайлович. Не поддержал Сандро и великий князь Николай Николаевич.

Николай II осматривает самолет. Фото 1913 г.

Николай II осматривает самолет. Фото 1913 г.

Проявив настойчивость, Сандро заручается поддержкой Николая II. Царь не очень-то верит в авиацию, но Сандро все-таки друг. Пусть побалуется. Преодолевая препятствия, которые Сандро ставили военные власти, не боясь насмешек и идя к намеченной цели, к концу осени 1908 года был готов первый аэродром и ангары. Весною 1909 года русские офицеры окончили школу Блерио. Великий князь закупает аэропланы, а в 1910 году открывает в Севастополе отечественную летную школу. В следующем году на аэроплан устанавливают пулемет. Это был первый опыт по созданию военной авиации.

Авиационная школа развивалась. Ее офицеры участвовали в маневрах 1912 г. «Сознание необходимости аэропланов для военных целей, наконец, проникло в среду закоренелых бюрократов военного министерства. Я заслужил великодушное одобрение Государя.
— Ты был прав, — сказал Никки во время посещения авиационной школы: — прости меня за то, что я относился к твоей идее недоверчиво. Я радуюсь, что ты победил, Сандро. Ты доволен?»

В итоге к началу Первой мировой войны Россия имела самый большой военно-воздушный флот в мире — 263 самолета. А Александр Михайлович стал командовать русской авиацией.

Накануне революции почти все великие князья, мягко говоря, недовольны политикой Николая II. Сандро в их числе. Он, как и все, ненавидит Распутина. Сандро настаивает, чтобы царь пошел на компромисс с Государственной думой. В воспоминаниях Александр Михайлович изображает себя верным слугой престола. Издевается над председателем Думы Михаилом Родзянко и Михаилом Терещенко, участником заговора против императора. На самом деле великий князь активно контактировал с этими людьми.

Сандро и сам, в принципе, готов поучаствовать в дворцовом перевороте. «Первый раз в жизни приходится думать, как далеко связывает данная присяга», — пишет Сандро брату 14 февраля 1917 года. Очень скоро ему придется присягать Временному правительству. После отставки в марте 1917 г. Великий князь с семьёй жил некоторое время в Киеве, затем в Крыму, под арестом в имении «Ай-Тодор». Александру Михайловичу повезло — он уцелел и сумел в 1918 г. эмигрировать. А три его брата — Николай, Сергей и Георгий — были убиты во время красного террора.

В эмиграции моряк, летчик и смутьян Сандро стал проповедником некой духовной революции. Александр Михайлович всегда был склонен к мистицизму, к концу жизни он стал приверженцем религиозной теории, внушенной ему «божественной интуицией», которая напоминала идеи графа Толстого. Это, по мнению великого князя, помогло бы чудесным образом избавить Россию от большевиков. Он разработал свою религиозную систему и разъезжал с лекциями по Америке, где у него было много поклонников.

Скончался В. к. Александр Михайлович 26 февраля 1933 года во Франции, в Рокебрюне, на руках у своей жены, похоронен на местном кладбище.

При написании статьи были использованы материалы Г. Сташкова «Беспокойный Сандро», журнал «Загадки истории» № 25, 2017, с. 10 — 11.