Можно долго спорить о том, каким политиком и управленцем оказался Николай II, но отцом он был превосходным. Первая встреча шестнадцатилетнего наследника цесаревича Николая Александровича и совсем юной принцессы Алисы произошла в 1884 г. В 1889 году, достигнув совершеннолетия, Николай Александрович обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой, но отец —  Александр III — отказал, мотивируя своё решение молодостью цесаревича.

Пришлось смириться перед отцовской волей. Однако обычно мягкий и даже робкий в общении с отцом, Николай проявил настойчивость и решительность, он буквально вымолил у Бога и своего отца разрешение на брак с принцессой Алисой Гессенской, в которую влюбился с первой встречи. И не ошибся. Принявшая православие под именем Александры Федоровны, она стала любящей женой и заботливой матерью. Бракосочетание прошло 14 ноября 1894 г., уже после кончины Александра III.

Алису с Ники объединяло многое, в том числе взгляды на совместный быт. Оба воспитывались в спартанских условиях. Отец Николая, Александр III, заявлял: «Мне нужны нормальные, здоровые русские дети!» — поэтому баловства и капризов во дворце не допускалось. Аликс же росла в королевской, но бедной семье, и мать учила ее стирать, чистить картошку и штопать одежду. Любовь к простоте, религиозность, уважение к старшим — вот принципы, которые императорская чета передала по наследству своим пятерым детям.

Через год после бракосочетания, 3 (15) ноября 1895 года, в семье Романовых родился первенец — дочь Ольга. Одаренная от природы, она все схватывала на лету, хотя учителя часто были недовольны ее кажущимся легкомыслием и импульсивностью. Великая княжна бывала вспыльчивой и упрямой. Страстью Ольги Николаевны стали книги: она читала их запоем и сама рано начала писать стихи. В Ольге сочетались доброта и бунтарский дух: она единственная осмеливалась перечить родителям, если считала, что они не правы. Педагоги отмечали, что у девушки был практически абсолютный музыкальный слух и способности к рисованию.

Государь Николай II в кругу своей семьи

Государь Николай II в кругу своей семьи

Спустя два года, 29 мая (10 июня) 1897-го, родилась Татьяна. Сдержанная, волевая, не по годам серьезная, она была ближе всех к императрице и по характеру, и по образу мыслей. В отличие от старшей сестры Ольги, Татьяна Николаевна любила хозяйничать, и у неё это прекрасно получалось. Когда императрица отлучалась, Татьяна следила за младшими детьми. Девушка любила вышивать, собирать цветы и ягоды, умела гладить бельё.

Еще через два года, 14 (26) июня 1899-го, на свет появилась Мария — крупная веселая девушка с огромными глазами, которые домочадцы в шутку называли «Машкины блюдца». По признанию современников, Мария была самой красивой и самой доброжелательной и открытой из сестер, за что её любили все без исключения. Княжна охотно разговаривала со всеми, кто находился в ее окружении, и знала имена жен и детей всех слуг и охранников во дворце.

Самая младшая дочь, Анастасия, родилась 5 (18) июня 1901 года. Внешне она была похожа на отца. Хохотушка и болтушка, она писала с ошибками и не могла освоить арифметику, зато ей легко давались физкультура и подвижные игры: играла в лапту, прятки, фанты. Анастасия часами носилась по дворцу, придумывала всевозможные розыгрыши, умела лазить по деревьям.

Слева направо: Анастасия, Татьяна, Ольга, Мария

Летом 1917-го, во время ссылки в Царском селе, великих княжон обрили наголо — после кори у них начали сильно выпадать волосы. Слева направо: Анастасия, Татьяна, Ольга, Мария

Великие княжны жили в двух комнатах: по одну сторону коридора старшие — Ольга и Татьяна, по другую — Мария и Анастасия. Если бы кто-то посторонний заглянул в их покои, то ни за что бы не догадался, что здесь живут настоящие царевны. Никаких инкрустаций, хрусталя, позолоты. Серые стены, армейские кровати с вензелями, мебель без изысков. Иконы, книги, фото, минимум игрушек — вот и весь интерьер. Однако сестрам никогда не было скучно: они много читали, рисовали, занимались рукоделием, играли в салки. Великие княжны очень любили фотографировать. До сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных в основном в Ливадийском дворце – самом любимом месте отдыха царской семьи.

Осенью отправлялись в лес по грибы и ягоды, зимой катались с горок на санках, весной и летом ездили верхом на пони, играли в саду. Общим хобби княжон стали фотография и благотворительность: своими руками они готовили подарки малоимущим ко всем важным праздникам, а также заботились о животных в императорском зверинце.

Жизнерадостные и озорные, княжны в то же время были послушными и учтивыми. Воспитатель царской семьи Пьер Жильяр в воспоминаниях писал: «Прелесть этих четырех сестер состояла в их большой простоте, естественности и врожденной доброте». Как и положено юным особам, они любили наряжаться, но дорогих туалетов не имели и донашивали платья за старшими девочками.

Первое украшение — золотой браслет — получали только на 12-летие. Это делалось не из-за отсутствия средств (все знают, насколько была богата казна), а потому, что экономная императрица искренне полагала: роскошь развращает юные души. Иметь нравственный стержень и уметь противостоять соблазнам — такие задачи ставились перед великими княжнами. Словно предвидя трагическое будущее, Александра Федоровна готовила их к лишениям и испытаниям.

Все дети Романовых получали домашнее образование. Учителя, как и круг их общения, тщательно отбирались самой императрицей. Самодисциплина, умение планировать свое время, любовь к Родине, высокие нравственные качества, постоянная занятость делом — все это Александра Федоровна и Николай Александрович старались привить личным примером. Каждый из детей в обязательном порядке вел дневник и не мог отправиться спать, не показав родителям запись о минувшем дне.

Обучение императорских детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами были чтение, арифметика, чистописание, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже — немецкий. Преподавались великим княжнам также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак — в час или в половине первого по воскресеньям. В 4 часа — чай, в 8 вечера — общий ужин.

Николай II с цесаревичем Алексеем

Николай II с цесаревичем Алексеем

Самым долгожданным событием в семье Романовых стало появление на свет 30 июля (12 августа) 1904 года наследника. При рождении цесаревич был наречён Алексеем — в честь святителя Алексия Московского. Это было великой радостью и великим горем: по материнской линии он унаследовал гемофилию. Внутренние кровотечения вызывали нестерпимые боли, и мальчик долгие недели проводил прикованным к постели. Об этом факте решено было не распространяться, характер болезни Алексея являлся государственной тайной.

Глядя на малыша с лицом ангела и бездонными голубыми глазами, Александра Федоровна чувствовала, как ее сердце разрывается на части. Один из приближенных к царской семье писал: «Императрица хотела быть строга с ним, но не могла». Болезнь отложила свой отпечаток на характер цесаревича: он рос замкнутым, однако это не мешало ему стать любимцем всей семьи, особенно старших сестер. По воспоминаниям современников, Алексей был красивым мальчиком, с чистым, открытым лицом.

Родители приняли непростое решение: несмотря на то, что любой ушиб, синяк, пустяковая царапина могли обернуться смертельным кровотечением, Алексей будет воспитываться как обычный ребенок. Так и было. Пешие и конные прогулки, активные игры и уроки во дворце перемежались с детскими шалостями. Особенно Алексей любил вместе с отцом ходить на рыбалку или охоту, а также кататься на автомобиле: у Николая II был один из лучших автопарков в Европе.

Иногда император брал сына с собой в Ставку, где наследник приобщался к солдатской жизни. Цесаревич с удовольствием беседовал с солдатами, по вечерам записывая в дневник услышанные от них просторечные словечки, уплетал за обе щеки походные щи и кашу, заявляя: «Как вкусно! Не то, что мой обед…» Алексей понимал всю сложность задачи, возложенную на него от рождения. Говорил: «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных».

В 1912 г. во время отдыха цесаревич Алексей Николаевич неудачно прыгнул в лодку и сильно ушиб бедро: возникшая гематома долго не рассасывалась, состояние здоровья ребёнка было очень тяжёлым, о нём официально печатались бюллетени. Была реальная угроза смерти. Александра Федоровна усердно молилась об исцелении сына. Она готова была поверить всякому, кто был способен помочь её горю, хоть как-то облегчить страдания Алексея: болезнь цесаревича открывала двери во дворец тем людям, которых рекомендовали царской семье как целителей и молитвенников. Так во дворце и появился  Григорий Распутин, которому суждено было сыграть свою роль в жизни царской семьи и в судьбе всей страны. Именно Распутин сумел найти способ, как облегчить страдания цесаревича.

Несмотря на дела государственной важности, Николай II всегда находил время для сына и дочерей. Не поучал их, а старался быть им другом, принимал участие в розыгрышах и детском веселье. Государь был одновременно царем, отцом и товарищем своим детям. А чувства детей к нему переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

Современники отмечали, какая необыкновенная атмосфера царила в семье: дети заботились друг о друге и боготворили мать и отца. Почти все ночи Александра Федоровна проводила у постели больного сына. Но, если её саму сражал недуг, великие княжны по очереди дежурили в спальне матери, не доверяя заботу о ней слугам. Когда началась война, на личные средства императрица организовала госпиталь и ее дочери стали в нем санитарками. В уцелевших дневниках сестер можно прочесть, как на их глазах умирали люди, как они выносили ампутированные части тела и тазы с кровью…

В марте 1917 года, после отречения от престола, Николая II, его супругу и детей арестовали. Они содержались под стражей сначала в Царском Селе, затем в Тобольске и Екатеринбурге. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы были расстреляны. До конца своих дней они сохраняли верность друг другу, вместе приняли и мученическую смерть.

При написании статьи были использованы материалы статьи М. Соболевой «Николай II — венценосный родитель», журнал «Биография», № 6 2017, с. 22-23.