Династия Романовых правила в России в течение 304 лет — с мая 1613 года, когда взошёл на престол Михаил I Фёдорович, до марта 1917 года, когда отрёкся от престола Николай II Александрович. Если быть более точным, то последним царём был Михаил II, в пользу которого отрёкся от престола его брат Николай II. Править Россией Михаилу Александровичу не пришлось. Единственный государственный шаг, который он успел совершить, — это передача власти Учредительному собранию. Формально генерал-лейтенант великий князь Михаил Романов, командовавший в те годы кавалерийским корпусом на Турецком фронте, пробыл у власти всего 16 часов…

В Династии Романовых государством правило 17 российских монархов, начиная от Михаила I Фёдоровича (1596-1645) и заканчивая Николаем II Александровичем (1868-1918). Род Романовых не завоёвывал российский престол, а был избран Земским Собором, собранным «изо всяких чинов, из городов Земли Русской».

В июле 1613 года состоялось венчание на царство Михаила Фёдоровича, первого государя из Рода Романовых. А в июле 1918 года, ровно через 305 лет с начала царствования Рода Романовых, вся семья Царя Николая II была расстреляна в подвале Ипатьевского дома в городе Екатеринбурге…

Российский император Николай II

Российский император Николай II

Есть только два варианта развития общества: на основе Любви, Божественных принципов, потому что Бог и есть Любовь, и на основе Страха, когда общество добровольно отказывается от Бога. Если общество в лице каждого его члена отказывается от внутреннего управителя — Совести, Бога, то такое общество автоматически начинает управляться с помощью насилия и страха. Нужно честно признать, что сто лет назад мы не устояли, поддались низменным инстинктам и желаниям («грабь награбленное» в числе их) и выбрали не тот путь.

Как в своё время Иисус указал народу Израиля Путь, смиренно приняв распятие на кресте, точно также Николай II смиренно принял своё «распятие» вместе со всей семьёй. Он сделал это для спасения наших душ, чтобы мы могли осознать, пусть спустя 100 лет, всю тяжесть содеянного и вернуться вновь всем миром на Божественный путь развития.

Император Николай II Александрович и императрица Александра Фёдоровна Романовы, Санкт-Петербург, 1894 г.

Император Николай II Александрович и императрица Александра Фёдоровна Романовы, Санкт-Петербург, 1894 г.

«Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство… — говорил святитель Иоанн (Максимович) на Всезарубежном Архиерейском Соборе 1938 года. — Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесённой Государю и его законным наследникам, а кроме того, на главу совершивших это преступление пали клятвы предков — Земского Собора 1613 года, который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих их. В грехе цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение, арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец. Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжёлых грехов, и возрождение её возможно лишь после очищения от них…»

Император Николай II Александрович Романов

Император Николай II Александрович Романов

Бог не желает нас наказывать. Мы сами наказываем себя. Наше наказание является следствием наших неверных действий в прошлом. И миллионные жертвы репрессий, раскулачивания, а также безверие и отсутствие идеалов являются следствием и явлены для осознания и покаяния в неверном выборе 1917 года.

Мистический смысл царской власти раскрывают нам некоторые Божии Угодники — духовные столпы Православной Церкви. Преподобный Максим Грек (1470-1556): «Царь есть образ одушевлен Царя Небесного». Преподобный Феодор Студит (758-826): «Един есть Господь и законоположник. Это единоначалие — источник всякой премудрости, благости и благочиния. Отсюда — учреждение между людьми всякой власти. Один патриарх в патриархате, один митрополит в митрополии… И в мирской жизни — один царь, один полководец, один капитан на корабле». Святой Антоний, патриарх Константинопольский (ок. 829-895): «Послушай верховного апостола Петра, говорящего в первом соборном послании: «Бога бойтесь, царя чтите».

Царская семья, Санкт-Петербург, 1904 г.

Царская семья, Санкт-Петербург, 1904 г.

Отец Иоанн Кронштадтский раскрывал мистический смысл Русского Самодержавия и Российской Имперской государственности: «Создав человека на земле как царя всех тварей земных, Царь Творец поставил затем царей разным народам, и почтил их державою Своею и владычеством над племенами — правом управления и суда над ними. В ознаменование этого дара и силы Божией, даруемой царям от Господа, ещё в Ветхом Завете Сам Господь установил священный обряд помазания Царей на царство. Этот священный обряд перешел и к христианским царям России. Через него сообщается им необходимо нужный дар особенной мудрости и силы Божией. Не сам собой, а Богом Царь царствует. Бог назначил в России быть Царям из Рода Романовых, и этот Род, по милости Божией, царствует…»

Иоанн Кронштадтский

Иоанн Кронштадтский

Многие историки и государственные деятели отмечали необыкновенное личное обаяние Николая II. Он не любил торжеств, громких речей, этикет ему был в тягость. Ему было не по душе всё показное, искусственное, всякая широковещательная реклама. В тесном кругу, в разговоре с глазу на глаз, он умел обворожить собеседников, будь то высшие сановники или рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глаза дополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные ещё более подчёркивались прекрасным воспитанием. «Я в своей жизни не встречал человека более воспитанного, нежели ныне царствующий император Николай II», — писал граф С.Ю. Витте уже в ту пору, когда он, по существу, стал личным врагом императора.

Великие княжны (слева направо): Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга, Санкт-Петербург, 1914 г.

Великие княжны (слева направо): Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга, Санкт-Петербург, 1914 г.

Государю были присущи глубочайшая ответственность и чувство долга перед Россией и народом. Уже в первые годы правления Николай II удостоверился в отсутствии этих качеств у многих людей, которые, принимая важные посты, давали присягу, обещая «до последней капли крови» служить «Его Императорскому Величеству». Когда же случались проблемы или затруднения, они подавали в отставку. Крепких руководителей, людей государственного масштаба становилось всё меньше. В 1901 году был застрелен министр просвещения Н.П. Боголепов. В 1902 году прямо в здании Государственного Совета был убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин. В 1904 году от бомбы террориста погиб министр внутренних дел В.К. Плеве. В 1911 году — застрелен премьер-министр П.А. Столыпин. Всё это были люди, много сделавшие для России, которым царь доверял и мог реально на них опереться.

Императрица Александра Фёдоровна с цесаревичем Алексеем Николаевичем, 1913 г.

Императрица Александра Фёдоровна с цесаревичем Алексеем Николаевичем, 1913 г.

Однако часть других руководителей были заняты чинами, орденами и собственным семейным благополучием. Царю же некому было подавать прошение об отставке. Разве не хотелось бы ему пожить тихой, спокойной жизнью, радостями семьи, которой не удавалось уделять полного внимания? У царя такого выбора не было.

Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, царь и детей своих воспитывал в том же духе. «Чем выше положение человека в обществе, — говорил он, — тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своём положении». Государь и государыня воспринимали жизнь со смирением и являли редчайшее для того времени молитвенное усердие. Они принимали живое участие в развитии русской святости.

Николай II сыграл огромную роль в церковной жизни России, гораздо большую, чем его царственные предшественники. Глубокая вера царя, его постоянные паломничества к православным святыням сближали его с коренным русским народом. В царствование Николая II было прославлено больше святых, чем за весь XIX век. Наиболее известным случаем является канонизация преподобного Серафима Саровского. Были построены тысячи новых церквей. Число монастырей увеличилось с 774 в начале царствования до 1005 в 1912 году.

«Вера в Бога и в свой долг Царского служения, — писал историк С.С. Ольденбург, — были основой всех взглядов императора Николая II. Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нём, что он отвечает за них перед Престолом Всевышнего. Другие могут советовать, другие могут Ему мешать, но ответ за Россию перед Богом лежит на нём. Из этого вытекало и отношение к ограничению власти — которое Он считал переложением ответственности на других, не призванных, и к отдельным министрам, претендовавших, по Его мнению, на слишком большое влияние в государстве. «Они напортят — а отвечать мне».

О себе император как-то сказал: «Если вы видите меня столь спокойным, то это потому, что я имею непоколебимую веру в то, что судьба России, моя собственная и судьба моей семьи — в руках Господа. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей».

Во время правления Николая II Россия начала превращаться в аграрно-индустриальную державу. В экономической, социальной, культурной — во всех областях жизни — происходили динамичные изменения. В рамках этой статьи мне хочется остановиться на рассмотрении лишь двух направлений деятельности государя: на идее всеобщего мира и борьбе с пьянством.

Николаю II принадлежит идея всеобщего и полного разоружения. Только один этот исторический почин даёт ему право на бессмертие. К лету 1898 года по поручению царя было подготовлено Обращение ко всем странам мира. В нём, в частности, говорилось: «По мере того как растут вооружения каждого государства, они менее и менее отвечают предпоставленной правительствами цели. Нарушения экономического строя, вызываемые в значительной степени чрезмерностью вооружений, и постоянная опасность, которая заключается в огромном накоплении боевых средств, обращают вооруженный мир наших дней в подавляющее бремя, которое народы выносят все с большим трудом… Положить предел непрерывным вооружениям и изыскать средства, предупредить угрожающие всему миру несчастия — таков высший долг для всех государств».

Россия выступила с предложением созвать всеобщую мирную конференцию. Для организации конференции была проведена огромная работа. Однако политическое мышление большинства государственных деятелей стран, участвовавших в мирной конференции, было связано с доктриной неизбежности войн и военного противостояния. Главные предложения Николая II приняты не были, хотя по отдельным вопросам был достигнут определённый прогресс — запрещено использование наиболее варварских методов войны и учреждён постоянный суд для мирного разрешения споров путём посредничества и третейского разбирательства. Последнее учреждение стало прообразом Лиги Наций и Организации Объединенных Наций.

С юности государь проникся убеждением, что пьянство — это порок, разъединяющий русских людей, и что долг царской власти вступить в борьбу с этим пороком. В конце XIX века царь начал проводить реформы, направленные на искоренение пьянства. С этою целью начали создаваться так называемые «попечительства о народной трезвости». Целью таких обществ являлись «борьба с пьянством, а также распространение христианской нравственности и благочестия среди воинских чинов». В состав попечительств были привлечены представители духовенства, административной и судебной власти, общественных учреждений и частные лица. Попечительствам выдавались от казны денежные пособия для осуществления их задач.

Первые же меры дали хорошие результаты. В 14 губерниях последствия реформы описывались так: огульного пьянства, как прежде, не замечается; потребление водки сократилось, вместе с тем сократились буйства, ссоры, драки; происходившие прежде из-за пьянства семейные раздоры уменьшились; установился более правильный порядок в образе жизни и в занятиях.

Особое внимание государь уделял трезвости в армии. В конце 1908 года в армии водку объявили вне закона. В приказе по военному ведомству водка заменялась на лёгкое виноградное вино. В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой войны, вступил в действие новый приказ, называвшийся «Меры против потребления спиртных напитков в армии». В вооруженных силах страны устанавливался строжайший сухой закон.

Попытки государя в направлении пресечения пьянства встречали упорное сопротивление в Совете Министров, «так как доход от продажи спиртных напитков составлял главную статью — одну пятую — государственных доходов», — сообщает Е. Алферьев в своей книге «Император Николай II как человек сильной воли». Главным противником этого мероприятия был министр финансов В.Н. Коковцев. Государь глубоко ценил Коковцева, но, понимая, что министр не даст провести антиалкогольную реформу, отправил его в отставку. В январе 1915 года Государственная Дума без возражений утвердила на текущий год бюджет, не предусматривавший доход от продажи спиртных напитков.

Но с началом революционных событий февраля-октября 1917 года «зелёный змий» вырвался на свободу. Объявленная большевиками свобода отменила запрет на спиртное в стране. По всей России прокатилась череда пьяных погромов с обязательным разграблением винных складов. Новая власть свела на нет героические усилия Николая II по искоренению одного из страшных людских пороков в России.

После отречения Государя Николая II от престола царская семья содержалась под стражей в Царском Селе. Охранники были безжалостны и грубы. К середине августа 1917 г. царскую семью перевезли в Тобольск. Александра Фёдоровна учила детей, читала, вышивала. Она и дочери связали тёплую шерстяную одежду к Рождеству и подарили каждому из домочадцев. По воскресным вечерам устраивались небольшие театральные представления. Из дневника Александры Фёдоровны: «В жизнь каждого дома, раньше или позже, приходит горький опыт — опыт страданий. Могут быть годы безоблачного счастья, но наверняка будут и горести…

Храм Спас-на-крови, построенный в 2002 году на месте Ипатьевского дома, в котором была расстреляна царская семья

Храм Спас-на-крови, построенный в 2002 году на месте Ипатьевского дома, в котором была расстреляна царская семья

В ссылке Александра Фёдоровна часто повторяла дочерям: «Только бы устоять, только бы не дрогнуть духом, только бы сохранить сердце чистое и крепкое». В октябре 1917 года поэт, офицер Сергей Бехтеев передал в Тобольск княжнам Ольге и Татьяне посвящённое им стихотворение «Молитва». Это стихотворение всецело можно отнести ко всем членам семьи Николая II, которые продолжали «молиться кротко за врагов».
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжёлый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, смертный час…

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

Убийство царя — Помазанника Божия — повлекло за собой катастрофические последствия. Как отмечал генерал М. Дитерихс: «Трагедия династии Романовых претворилась в мистерию русского народа». В последующие десятилетия народ подвергся многочисленным бедствиям. Русский писатель И.С. Шмелёв писал в те годы: «Но теперь нет души и нет ничего святого. Содраны с человеческой души покровы. Сорваны — пропиты кресты нательные».

Падение монархии кроется вовсе не в слабости характера царя, не в якобы неправильных политических реформах, как думают некоторые. И даже не во внешних условиях, сложившихся в России в начале XX века. Истинная причина кроется в народной нравственности, в исчезновении Веры в Бога. «Если не будет в глубинах народных истинной нравственности, то никакой хороший правитель и никакая политика и правильные реформы не принесут благосостояния и счастья этому народу. Это — духовный закон», — говорит наш современник отец Серафим. В любой империи сначала падает алтарь, а уж затем падает трон.

Итак, Царь, по сути, представитель Бога на Земле. Убив царя, русский народ отрёкся от Бога. И действительно, революция 1917 года не только свергла самодержавие, но привела к безбожию. Посеяв ветер, страна пожала бурю. Мы потеряли миллионы людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и во времена сталинских репрессий, мы стали терять свои корни… Стране понадобились многие десятилетия, чтобы начала постепенно возрождаться вера в Бога. И понадобится ещё время на осознание такого жестокого злодеяния, как убийство царской семьи, и его последствий.

Покаяние («перемена ума», «перемена мыслей») подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога. Покаяться (или обратиться), как объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину».

Каждый россиянин, как представитель народа, принявшего по роду наследие предков, нарушивших клятву, может приблизить новые возможности через молитву и покаяние. Через наше осознание и покаяние Россия может получить новую Божественную возможность для своего расцвета.

Надо верить, что Россию ожидает великое будущее. Но чтобы открылся новый светлый Путь для России, каждый член общества должен пройти через раскаяние и покаяние в своём сердце. Для покаяния не нужны толпы народа, митинги и демонстрации. Тихое сердечное раскаяние даже одного человека воспринимается всей нацией. Достижения на духовном пути одного человека ложатся в копилку духовных достижений нации. Изменяя в своём сознании отношение к событиям вековой давности, пересматривая внутреннюю систему ценностей, мы изменим ход исторического развития России и всего мира, направляя его в Божественное русло.

Статья написана с использованием материалов книги Т.Н. Микушина, О.А. Иванова и др. «Покаяние спасёт Россию. О царской семье», Омск, «СириуС», 2015.