Узнав о приближение монголов, киевские князья бежали из города! Завоевать Киев, столицу Древней Руси, монголы мечтали еще с 1223 года. Однако на тот момент это было невозможно — для захвата не было ни сил, не времени. И только после Великого Курултая 1235 года, проведенного уже после смерти Чингисхана, монголы решили — быть посему!

В год (от сотворения мира) 6748-й (1240-й). Пришел Батый к Киеву с силой тяжкой, со многим множеством силы своей, и окружил город, и осадила (город) сила татарская. И был город в осаде великой. И пребывал Батый у города, и воины его осаждали город, и нельзя было слышать (друг друга в городе) из-за звуков скрипа телег его, рева множества верблюдов его и ржания табунов его, и была заполнена земля Русская врагами…»

Так говорит о взятии Киева летопись. И это напрочь опровергает мнение о том, что монголо-татары всегда были хозяевами Киевской Руси, а население древнего Киева чуть ли не боготворило Батыя как своего спасителя и благодетеля, управляющего таким недостойным народом, как славяне. Жители Киева были готовы к жестокой сече. Но вот верхушка города, привыкшая к борьбе за власть между собой, заметно испугалась.

За пару лет до прихода войск Батыя под Киев в городе пять раз менялись князья. Последним князем перед приходом захватчиков в 1240 году был Даниил Галицкий. Однако он перед приходом татар объявил, что едет в Венгрию и Польшу с просьбой о помощи, а вместо себя оставил воеводу Дмитра (Дмитрия), бывшего соратника Мстислава Удалого.

Осада монголами Киева в 1240 г.

Осада монголами Киева в 1240 г.

Вообще-то орда Батыя напала на Русь еще в 1237 году. Разгромив Рязанское княжество, Батый ступил во Владимирско-Суздальские земли, уничтожил 14 городов Северо-Восточной Руси, включая Москву и Владимир. Смерть и разруху принесли они также в южные и западные земли.

Свои потери в боях Батый пополнял новыми силами с востока и отрядами, собранными из покоренных народов. От 40 до 120 тысяч — такова была численность войска Батыя. Монгольский хан хорошо понимал, что покорить Русь непросто, прежде всего, из-за большого количества городов. Так, в летописях упоминаются 25 городов в X веке, еще 64 города — в XI веке, плюс еще 134 — в XII веке. Как указывают источники, ко времени нашествия Батыя на Руси было от 271 до 414 городов. Поэтому монголо-татары применяли излюбленную тактику: проявляли звериную жестокость при завоевании первых городов, наводя страх на остальные, — так можно было заранее запугать защитников других городов, вынудив их сдаться.

Хан Батый

Хан Батый

Следуя этой практике, весной 1239 года был взят Переяславль, а его защитники и жители вырезаны. Осенью 1239 года Батый покорил один из сильнейших городов южных княжеств — Чернигов. При его осаде монголы метали в город огромные камни. Монгольский «бычий лук» (осадный арбалет) метал снаряды на 2500 шагов. То есть монголы имели не только многочисленную и хорошо обученную армию, но и самое передовое осадное оружие.

В сентябре 1240 года монголы подошли к Киеву. В то время это был один из крупнейших и красивейших городов Европы. Его население равнялось 50 тысячам жителей. Это было время расцвета города, хотя Русь переживала и не лучшие времена. Монголы выслали в город послов, которые предложили Киеву сдаться. Но горожане не послушались их и убили. Летопись об этом сообщает: «Встал он (Батый) на той стороне Днепра у Городца-Песочного.

Бесстрашные защитники Руси

Бесстрашные защитники Руси

Увидев город, удивился красоте его и величеству его. Прислал послов своих к (киевскому князю) Михаилу (Всеволодовичу) и к горожанам, желая их обмануть, и не послушали его». Поздние источники добавляют, что послы были убиты по приказу Михаила. Эта подробность, скорее всего, была придумана в XV веке редактором княжеского жития (Михаил был убит в ставке Батыя в 1246 году и провозглашен святым) и оттуда была заимствована составителями Никоновской и ряда других летописей.

Невзирая ни на что, город готовился к обороне. Руководил подготовкой воевода Дмитр, имеющий опыт в защите крепостей. Горожане готовились к длительной обороне, надеясь, что князь Даниил Романович приведет польские и венгерские войска. На оборону города собрали около 4-5 тысяч человек. Правда, настоящих опытных воинов было немного, хотя укрепления города не имели себе равных во всей Восточной Европе. Они были сооружены еще в X-XI веках, когда крепости брались внезапными набегами или длительной осадой.

Чтобы укрепить дух киевлян, православная церковь организовывала крестные ходы, призывая защитников стоять насмерть. Чтобы улучшить оборону, воевода приказал сжечь Подол (нижнюю часть Киева) и усилил народными ополчениями Гору (верхнюю часть столицы). Дмитру удалось наладить и систему водоснабжения за счет колодцев в нижней части Горы. Недееспособное население отправили в пещеры Лысой горы к волхвам на правый берег реки Лыбедь. Кузнецы работали на оборону днем и ночью, дозоры следили за путями подхода врага.

Уже 28 сентября произошли местные бои с конной разведкой. А 2 октября прибыл и хан Батый. Он отправил послов для мирных переговоров с предложением добровольно открыть ворота, не подвергая город разрушению, — хан хотел, чтобы дань из покоренных городов свозили в Киев. Послам никто не поверил, киевляне решили биться насмерть.

Началась длительная осада города. Под стенами города собрались лучшие отряды и их самые сильные воеводы — Урдюй, Байдар, Бирюй, Кайдан, Бечак. Монголо-татары пошли на штурм и тут же понесли большие потери. Город защищало все население. Даже дети по ночам собирали оставшиеся стрелы и отдавали защитникам. Потери росли с обеих сторон. Обороняющиеся ждали подхода союзных войск с князем Даниилом Галицким.

Да и вода перед Лядскими воротами в это время уже замерзла, и монголы по частям перетащили сюда метательные машины. Ликвидировал Батый и угрозу со стороны Лысой горы. Но пробиться в глубину пещер не удалось. Тогда захватчики развели костры перед входами и дымом умертвили тех, кто находился в подземелье, после чего завалили входы. В общей сложности осада Киева заняла у монголов времени больше, чем осада других городов, — около 10 недель.

Когда Лядские ворота рухнули, войско Батыя ворвалось на территорию Киева. Узкие улочки были перекрыты баррикадами, киевляне укладывали врагов стрелами, рубили мечами. Батый бросал все новые и новые силы, а защитники боролись, не отдыхая. Семь дней понадобилось захватчикам, чтобы преодолеть 700 шагов, отделяющих Лядские ворота от Десятинной церкви. Как отмечается в летописи, «один бился с тысячей, а двое с — тьмой».

6 декабря 1240 года, в день святого Николая, каменная Десятинная церковь стала последним рубежом защиты. Киевляне завели детей и жен в церковь, а сами встали живым кольцом вокруг стен. Враги не могли пробиться в церковь, и тогда они зажигательными стрелами подожгли купола и крышу церкви. Боясь рукопашного боя, монголо-татары расстреливали защитников из луков и камнеметов. Обрушившиеся стены и кровля похоронили последних защитников, а враги перебили все мирное население, разрушили Успенский и Софиевский соборы, Троицкую надвратную церковь (сейчас главный вход в Лавру). Воеводу Дмитра монголы захватили в плен и сделали своим советником. Таким образом он спас родное Галицко-Волынское княжество от уничтожения, убедив Батыя пройти Карпаты для внезапного нападения на половцев в Венгрии.

После разорения столицы Руси монголы оставили в городе многотысячный гарнизон. Из 50 тысяч киевлян уцелело около 2 тысяч, которых превратили в рабов. Из 8 тысяч дворов было восстановлено лишь 200, из 40 каменных церквей и сооружений сохранилось 5-6. Разрушение было столь велико, что прибывший через полгода князь Михаил Всеволодович не поселился в Киеве, а жил на острове.

Очевидцы сравнивали Киев с руинами Трои. С разрушением столицы и Русь утратила свое могущество. Потребовалось около 600 лет, чтобы Киев воскрес из пепла. А для Руси татарское иго стало уроком. Эта большая катастрофа заставила русский народ осознать ее причину «по грехам нашим» и понять бренность земных ценностей и сплотиться в жертвенном общенациональном служении своему Отечеству. Так в этом испытании Русь созрела духовно и окрепла материально не только для освобождения от ига, но и для выполнения призвания стать подлинным «третьим Римом» — защитником православия, благодаря которому спустя 200 лет удалось нанести монголам удар, от которого они так и не смогли оправиться.

Статья В. Приходько «Жестокая зима 1240 года», журнал «Загадки истории», №42 2016 г., с. 26-27.