Защищать свою землю от врага русским людям приходилось издавна. К примеру,  начало XIII века отмечено огромными территориальными завоеваниями монголо-татар, охватившими всю Азию и ряд стран Европы, оказавшими сильное воздействие и на судьбы Руси.

Надо сказать, что письменные доку­менты, рассказывающие о событиях XIII века на Руси, весьма и весьма скудны, а чем дальше по времени от нас историческое событие, тем сильнее оно обрастает выдумками, которые год за годом растут, словно снежная лавина. Например, о Невской битве 1240 г. повествуется лишь в одной-единственной Новгородской первой летописи, причем весьма коротко и туманно. Однако о ряде сражений, описанных ниже, мы знаем с высокой степенью вероятности.

После смети Чингисхана его внук Батый со своим войском в 1237 г. напал на Северо-восточную Русь: разорил и опустошил Рязанское княжество, сжёг Коломну и Москву, а в следующем году разорил Владимирскую землю. В 1239 г. Батый двинул свои войска на завоевание южной Руси. Осенью 1240 г. пал Киев, а монголы двинулись дальше – в Польшу, Венгрию и только в Чехословакии потерпели первое поражение.

Александр Невский

В 1240 г., в момент, когда восточная и средняя Русь была опустошена монголо-татарским нашествием, северный сосед Великого Новгорода, шведы, вместе с подчинен­ными им финскими племенами – напали на Новгородскую землю. Русь оказалась зажатой между двумя агрессивными силами – с востока ей угрожала империя Чингисхана, а с запада – священная Римская империя. Организатором и вдохновителем «натиска на восток» явилась католическая церковь, призывавшая к крестовому походу немецких, шведских и датских феодалов.

Основной целью этого похода на Русь было отрезать ее от торговых путей, захватить Неву, выход к Балтийскому морю и подчинить всю Новгородскую землю.

Швеция собрала значительные силы. Во главе шведских войск стоял ярл Ульф Фаси. Шведское войско  на ста судах с пятитысячным десантом вошло в Неву и расположилось лагерем у реки Ижоры. Захватом устья Невы и города Ладога шведы намере­вались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю, за­хватить земли и установить свой контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».

В Новгороде в это время княжил Александр Ярославович, сын великого князя владимирского, внук Всеволода Большое Гнездо. Военачальник смелый и расчетливый, он, несмотря на молодые годы (ему было в то время 20 лет), предусмотрел все. Шведское войско появилось летом 1240 г. Разведка князя, узнав заранее о приготовлениях шведов, предупредила Александра, и он укрепляет границу.

Невская битва

Спешно приняв необходимые меры для укрепления рубежей новгородской земли, князь с «малой дружиной», не дожидаясь полного сбора людей, немедля выступил навстречу врагу. «Нас немного, – обратился он к своим воинам, – но не в силе Бог, а в правде». Левым берегом Волхова спешил он на север; не доходя Ладоги, повернул на запад. Подошел к Ижоре, пополнив дружину местным ополчением. «Старейшина» Ижорской земли Пелгусий, несший по поручению князя «морскую стражу», все время наблюдал за шведами, их «ратными силами», «станами». Обо всем становилось известно Ярославичу.

На рассвете 15 июля Александр Ярославович скрытно подошел к ижорскому стану захватчиков и с ходу напал на него. В рукопашном бою князь наголову раз­громил противника. Момент был весьма удобен – одна часть неприятельских войск сошла на берег и разбила стан, другая оставалась еще на судах. Князь Александр с конницей ударил по центру шведского лагеря. Началась кровопролитная сеча. Поначалу с трудом преодолевая сопротивление шведов, русские последовательно усиливали напор.

Древнерусский шелом XIII столетия

Летописи описали смелые действия и князя Александра, и его воинов. Похвалу полководца заслужил бесстрашный Яков-полочанин. Другой, Сбыслав Якунович, из новгородцев, сражался в самой гуще вражеских воинов и, «не имея страха в сердце», многих из них поразил. Гаврила Олексич, которого Пушкин гордо считал своим предком, преследовал шведского королевича, спасавшегося бегством на корабль, по сходням. Гаврилу вместе с конем сбросили в воду, но он сумел выплыть и снова орудовал мечом «посреди полка шведов».

Новгородец Миша с отрядом разбил три легких корабля. «Молодой» Савва, врубаясь в шведские ряды, добрался до шатра их предводителя, «подсек его столи». Падение шатра еще больше воодушевило новгородцев и, наоборот, сломило моральный дух их противников. Новгородцев в схватке погибло около 20 человек. Потеряв многих воинов, остатки шведского войска ночью бежали на своих кораблях.

За блестящую победу народ прозвал князя Александра – Невским. Русь не только сохранила выход к морю, но и добилась первого военного успеха со времени нашествия Батыя. Королю не удалось осуществить свой план отрезать Русь от Балтийского моря. Петр I, подчеркивая право России на Балтийское побережье, в новой столице на месте битвы основал Александро-Невский монастырь. Александр Невский проявил себя выдающимся полководцем, подтвердив вскоре, что его военный талант – дар Божий. Летописец писал о нем: «Побеждая везде, а не победим николи же». Высшей похвалы оказались достойны и его храбрые воины, патриоты земли Русской.

Ледовое побоище 1242 г.

Однако попытки шведских завоевателей продолжили немецкие рыцари. Наступление на русские земли было частью разбойничьей доктрины немецкого рыцарства «Drang nach Osten» (натиск на Восток). Они еще за четыре десятилетия до этих событий захватили земли ливов, латышей и эстов. Не раз битые русскими и литовцами, упорно рвались на новые земли Восточной Прибалтики.

Рыцари Ордена меченосцев носили одежду с изображением меча и креста. Они вели захватническую политику под лозунгом христианизации: «Кто не желает креститься, тот должен умереть». Рыцари Тевтонского ордена носили белые плащи с черным крестом на левом плече. В 1237 г., когда началось нашествие Бату-хана на Русь, рыцари объединили свои силы – слились два их ордена: Ливонский (Орден меченосцев) и Тевтонский. К ним на помощь шли крестоносцы из разных европейских стран. Их поддержала и благословила папская курия.

Ледовое побоище (5 апреля 1242 г.)

Вскоре после разгрома шведов, летом 1240 г., ливонские рыцари-кресто­носцы напали на Псковскую землю, овладели пограничной кре­постью Изборск, а затем двинулись к Пскову. Сюда подоспели ополченцы-псковичи. Но потерпели поражение, потеряв и своего воеводу. Немцы, окрыленные первыми успехами, двигались, разоряя по пути русские селения, к самому Пскову. Сожгли его посад, но попытки взять город успеха не принесли.

Удалось им это сделать с помощью изменников из псковской верхушки – посадника Твердилы Иванковича и других бояр. В ходе тайных переговоров они согласились признать власть Ордена и впустить рыцарский гарнизон в город. В нем появились немецкие фогты-управители. Вместе с Твердилой они и властвовали. Часть псковичей, не согласных с изменнической политикой бояр, бежали в Новгород.

Аппетиты рыцарей разгорались. Они уже замышляли захват новгородских земель. Начали нападать и разорять их. Отряды захватчиков появлялись уже в 30-40 верстах от Новгорода Великого. Александр Невский, надежда и гордость новгородцев, не поладил с их боярами и уехал в Переяславль-Залесский, свое родовое гнездо, к отцу. Но нужда в князе-воителе заставила вельмож новгородских смирить гордыню и отправить депутацию к Александру.

Тот, не помня зла, поспешил в Новгород и сразу же (1241) направился к Копорью – базе крестоносцев. Штурмом взял ее, разрушил, а ободренные новгородцы увидели на улицах своего города пленных рыцарей. Помимо прочего, эта победа предотвратила совместные выступления немцев и шведов против Руси. В течение зимы 1241-1242 г. Александр и его брат Андрей собрали войско (главным образом народное ополчение), которое прибыло в Новгород. На этот раз князь Александр долго и тщательно готовился к борьбе с немцами.

В поход на Новгород двинулось 12 тыс. закованных в броню конных рыцарей и хорошо обученных пеших солдат. Рыцари практически не знали поражений в крупных битвах и рассчитывали легко справиться с войском Александра Невского. У Александра Невского было около 15 тыс. человек. Но только личная дружина князя была хорошо обучена ратному делу, защищена железными доспехами и неплохо владела мечом и копьем, а это всего 300 воинов.

Дождавшись  прихода отрядов из Владимирского княжества, он возглавил объединенное русское войско, а освободив Псков, его войско двинулось на запад, против главных сил врага. Александр обходит с запада Псковское озеро, подходит к южной оконечности озера Чудского. Наступала весна, но лед еще не сдвинулся. Сюда, по древней земле эстов, шло рыцарское войско, уверенное в себе: «Покорим славянский народ, возьмем в плен Александра».

Снова княжеская разведка следит за неприятелем, шлет вести полководцу. Правда, дозорщики не уберегли себя, попали в засаду: одни погибли, других взяли в плен. Александр решил дать главный бой на льду Чудского озера. Лед затруднял маневрирование тяжелой рыцарской конницы. 5 апреля 1242 г. произошла битва, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище». Оба войска встали друг против друга. Битва произошла у Вороньего камня, что в урочище Узмень, на льду озера.

Войско немецких рыцарей было построено в форме клина, обращенного к противнику. Такой прием назывался в русских летописях «свиньей». Боевое построение русских войск состояло из главного полка в центре и двух полков справа и слева. С его помощью Александру удалось сорвать план рыцарей, который заключался в том, чтобы расчленить противника сильным уда­ром, а затем уничтожить русское войско по частям. Действитель­но, тяжеловооруженным немецким рыцарям удалось прорвать строй русских войск. Но они не выдержали фланговой атаки. Перед сражением часть русских воинов была снабжена специальными крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней.

Рыцарей окружили, и началось их избиение. «Была тут сеча великая» – лед покрылся потоками крови, треснул (летописец выразился красочно: «озеро аки бы двинулось»), и многие рыцари тонули в ледяной воде. Сотни убитых, пленные, бегство остальных по ломавшимся льдинам – таков итог новой блистательной победы Александра Невского. Пленники, привязанные к конским хвостам, увидели так желанный им Новгород, но не в качестве победителей.

В результате ожесточенной битвы немецкие рыцари были на­голову разбиты. По данным Новгородской летописи в бою было взято в плен 50 рыцарей и около 400 убито. Кроме того, много немцев утонуло, провалившись в воду сквозь подтаявший лед. Остатки немецкого войска позорно бежа­ли, преследуемые русскими на протяжении семи верст. Разгром немецких рыцарей на льду Чудского озера ликвидировал навис­шую над русским народом опасность захвата страны немецкими феодалами.  Русское войско вернулось в Новгород с победой, а послы Ордена вскоре прибыли туда же «с поклоном» просить мира.

Вторжение с Запада на Русскую землю было отражено. Значение побед Александра Невского с крестоносной агрес­сией трудно переоценить. В случае успеха крестоносцев могла бы произойти насильственная ассимиляция народов древней Руси во многих областях их жизни и культуры. Т. е. могло произойти окатоличивание Руси, окончательный ее развал, потеря национальной самобытности. Этого не могло случиться за три столетия ордынского ига, так как общая культура степняков-кочевников была намного ниже, чем культура немцев и шведов.