Ордынское (монголо-татарское) иго — иносказательно «ярмо», «бремя» — система политической и экономической власти монголо-татар над восточнославянскими землями в XIII-XV вв., установленная вследствие нашествия орд хана Батыя в 1237-1240 гг. В Юго-Западной Руси монголо-татары властвовали приблизительно до середины XIV в., пока их власть не была ограничена великим княжеством Литовским. В Северо-Восточной Руси они контролировали общественную жизнь (хотя и в «мягкой форме») до 1480 г. Впервые термин появился в польских хрониках в XV-XVI вв.
Среди исследователей нет единой точки зрения по вопросу о роли монгольского нашествия и ордынского ига в славянской истории. На сегодняшний день существуют три основные, довольно противоречивые, точки зрения.
1. Монгольское нашествие имело отрицательное влияние, но нападение Батыя не уничтожило древнерусский народ. Установление ордынского ига не привело к многовековой стагнации экономики, которая наступила в Северном Иране и Азербайджане после их завоевания. В то же время уничтожение десятков городов, гибель и пленения людей отрицательно повлияли на демографическое, хозяйственное, политическое и культурное развитие славянских земель, что и обусловило в будущем заметное отставание от стран Западной Европы (Б. Рыбаков, В. Кучкин, П. Толочко, Н. Котляр).
2. Монгольского нашествия не было, а был поход кочевников, который привел к военному союзу Руси с Ордой. Ордынского ига фактически не было. Княжества, которые пошли на союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной-союзницею великого хана (Л. Гумилев, Г. Вернадский, Э. Хара-Даван, С. Трубецкой).
3. Никакого нападения на Русь не было, и татаро-монгольская орда — это вооруженные силы русских князей Юрия (Чингисхана) и Ивана (Батыя) Даниловичей, которые объединили русские земли и создали империю, которую на Западе называли Grande Tarteria (Юрий Данилович (?-1325) и Иван Данилович Калита (?-1340) — сыновья московского князя Даниила Александровича, внуки Александра Невского). При этом Монголия — всего лишь видоизмененное слово греческого происхождения Megalion — «великая» (А. Фоменко, В. Носовский, А. Бушков, А. Гуи).
Как бы там ни было, князья Руси вместе со своими войсками вынуждены были принимать участие в различных военных кампаниях монгольских ханов. Кроме того, тысячи славян регулярно призывались в монгольскую армию. Большинство рекрутов периодически отправлялись в Золотую Орду и Китай, но часть из них оставляли для местных нужд, и они служили в отрядах баскаков.
Исследователь А. Насонов считает, что набор в монгольскую армию был проведен уже в 1238-1240 гг. и в западном походе 1241-1242 гг. в армии Батыя действовали славянские полки. Отборный отряд славянских воинов охранял ставку хана в столице Золотой Орды — Сарай-Бату. В хронике Матвея Парижского (XIII в.) приведено письмо двух монахов, в котором сообщалось, что в монгольской армии «много куманов и псевдохристиан», т.е. православных.
По данным исследователей, с конца XIII в. к северу от Пекина и в провинции Ляоян (часть Южной Маньчжурии и Северной Кореи) существовали русские слободы, жители которых составляли в монгольских войсках отдельные дивизии, которые ходили в Индокитай и Корею. Воинские подразделения, созданные из русских дружинников, были составной частью армии основателя китайской династии Юань хана Хубилая (1215-1294).
Согласно «Истории династии Юань» в Китае в 1330 г. был создан специальный «русский тумен», командир которого получил титул «капитан десятитысячного соединения Охранников Жизни (с именем) Герольд Верности» (титул имел третий ранг в императорской системе титулов и званий). Он подчинялся непосредственно Тайному Государственному Совету. Русские поселения в Китае просуществовали до конца XIV в., пока во время антимонгольских восстаний не были уничтожены китайцами вместе с их жителями.
Дружинник, к примеру, Киевской Руси – это был профессиональный воин, наученный верховой езде, он владел мечом, саблей, копьем, метко стрелял из лука. Был одет в защитное снаряжение — шлем и кольчугу (панцирь). В ХI-ХШ вв. численность дружины колебалась от 500 до 3 000 человек. Делилась дружина на две части.
В первую — небольшую «старую», «переднюю», «лучшую» входили «бояре думающие», «мужи храбрые», «начальные люди». Вторая — более многочисленная — «младшая», состояла из трех групп воинов – «отроков», «детских» и «милостников». «Отроки» были домашними и военными слугами князя. «Детские» и «милостники» занимали более высокое положение, имели собственные дома, могли получать из рук князя назначение на государственные должности, например, быть посадниками в городах.
Первые шаги до ремесла воина в то время делали слишком рано. В три года мальчик проходил обряд «пострижения», когда у него коротко обрезали волосы, впервые сажали на коня и опоясывали мечом. Этот обряд был большим семейным праздником, на который приглашали гостей и отмечали гулянием. В семь лет начиналось непосредственное военное обучение, а в двенадцать лет — первые походы с отцом или старшими братьями.
Подросток, вероятно, выступал их помощником, привыкал к тяжелой походной жизни, наблюдал за боями. Юные воины знатного рода, кроме того, учились еще и основам тактики: как построить отряд в бою, как разбить лагерь и возвести вокруг него укрепление и т.д.
Насколько можно судить по летописям, фрескам, иконам и данным археологии, основным видом вооружения дружинников в XI-XIV вв. были копья (длина до 360 см), обоюдоострые мечи (длина клинка до 100 см, ширина 4-6 см), сабли (с незначительным искривлением клинка, длиной лезвия до 100 см, шириной 3-3,7 см), боевые топоры (длина рукояти до 80 см), булавы, кистени, кинжалы, засапожные ножи.
Перед битвой воины надевали на ватные куртки защитное снаряжение; кольчуги длиной до 70-80 см, с XIII века — пластинчатый или чешуйчатый панцирь. Головы они прикрывали шлемами с бармицами (кольчужное прикрытие для затылка и лица), с «личинами» (металлическими масками)…
Большая часть монгольских племен, в первую очередь те, кто жили на юге, в степных районах, были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были несметные табуны коней, стада рогатого скота, овец. Северные племена, жившие в лесостепной и лесной полосе, в основном занимались охотой, звероловством, рыбной ловлей. С самого начала развитие государственности у монголов, т.е. появления власти ханов, знати, нукерской гвардии, носило военизированный характер. Это не зависело от психологии народа, а объяснялось закономерностями складывания хозяйства, развития монгольского общества.
С раннего детства вся жизнь монголов была связана с лошадью. Один из путешественников, побывавший в их среде, писал: «Татары родятся и вырастают в седле и на лошади; они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте». Лошадь была не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, она давала мясо и молоко.
Монгольский воин самой жизнью приуготовлялся к военному делу. С малолетства в седле, с малых лет в руках лук и стрелы, копье и меч. Охоты загоном приучали к взаимодействию, к дисциплине, трудности кочевой жизни закаляли. Войско Чингисхана было не просто сильным, а сильнейшим.
Начало социального расслоения общества, появление всесильных и богатых ханов, нойонов, складывание нукерских дружин в полной мере использовало бытовые особенности жизни монголов — их военную сноровку, неприхотливость, способность к быстрым и стремительным передвижениям в седле, их кибиточный транспорт, способный покрывать огромные расстояния. Объединение монгольских племен произошло на рубеже XII-XIII вв. под руководством вождя Темучина, принявшего в 1206 г. титул Чингисхана.
В ходе затяжных войн с соседями сложилась централизованная и милитаризованная империя. Держава Чингисхана имела четкое военно-административное деление, государственный аппарат из китайских и уйгурских чиновников, почтовую связь, регулярное налогообложение; свод законов («Яса») уравнивал в правах верующих всех религий.
Основой империи стала армия, организованная на поголовной воинской повинности, четкой структуре (тумены — «тьмы», тысячи, сотни и десятки) и жесткой дисциплине. Каждый воин в любое время должен был быть готов к походу со всем необходимым снаряжением, «вплоть до шильев, игл, веревок, ездового и вьючного скота, ослов и верблюдов». Квартирмейстеры определяли пути передвижения, места стоянок, запасы воды и фуража на местах военных действий.
В войске Чингисхана действовал жесточайший закон. Если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку. Если в сотне побежит десятка — казнили всю сотню. Если в тысяче побежит сотня и откроет врагу брешь, казнили всю тысячу. Десятка подбиралась строжайше. Это были либо люди одной юрты, либо в крайнем случае соседних. Они были родней, вместе росли, знали все друг о друге и чего можно ожидать от каждого в бою. Трусливый, нестойкий не попадал в десятку. Во время похода воинов, не попавших в десятку, посылали пасти скот.
Сведения о будущих объектах агрессии собирали купцы, руководители караванов и специальные посольства. Штаб планировал военные кампании; командующие не ходили в бой, а руководили войсками при помощи сигналов флагами, звуками труб или дымом. Инженерные части могли быстро обеспечить форсирование большой реки и на месте изготовить и применить осадные орудия; отдельные рода войск согласованно решали основные задачи.
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочёвке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и ещё меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряжённые быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражений и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с жёнами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими, ловкими, смелыми и мужественными бойцами.
Ещё Чингисхан разделил монгольское войско на два крыла: барун-гар (правое) и дзун-гар (левое). Каждое состояло из тумена-тьмы — подразделения в десять тысяч человек, включавшего менее крупные подразделения по тысяче, по сто человек. Каждый аил (кочевье) обязан был поставлять в войско не менее десяти человек. Аилы, поставлявшие в войско тысячу человек, подчинялись нукерам-тысячникам Чингисхана. Право управлять ими нукеры получали в качестве вознаграждения за верную службу.
Чингхан собирал войско не только для военных походов, но и для совместной облавной охоты, которая была и тренировкой для воинов, и способом заготовить мясо впрок. В походе, на охоте или во время отдыха, и днём и ночью Великого хана окружала личная охрана — десять тысяч человек.
Содержать огромную армию, даже подчинив этому всё хозяйство страны, было невозможно. Старая и новая военная и родовая знать умела только воевать. Нужны были новые земли, чтобы хан награждал ими отличившихся; нужны были пленные — ткачи, кузнецы, гончары, каменщики, ювелиры, просто грамотные и образованные люди, чтобы удовлетворять прихоти монгольской знати.
Чингисхан, начиная свои завоевания, располагал только монгольской конницей. Однако она была спаяна железной дисциплиной, а руководили ею молодые, талантливые полководцы. Каждый воин был вооружён несколькими луками, имел несколько колчанов со стрелами, топор, веревочный аркан, хорошо владел саблей. Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров.
Голова, шея и грудь монгольского воина защищались от стрел и копий противника железным или медным шлемом, панцирь изготавливался из кожи. Низкорослые, выносливые монгольские кони также имели защиту от оружия и стрел противника – они были покрыты шкурами. Монгольская конница обладала высокой мобильностью – могла проходить в сутки до 80 км.
За годы войны монголы многое позаимствовали у неприятеля. Они научилась пользоваться осадными орудиями — таранами и метательными устройствами. Стали строить камнеметательные и стенобитные машины, управлять ими, использовать при осаде городов катапульты, забрасывающие осаждённых глиняными сосудами с горючей смесью, вызывающей опустошительные пожары.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга («крыла»). Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то «крылья» наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву. Умелое ведение боёв, очень сильное и дисциплинированное войско, использование политической раздробленности в окрестных государствах помогали монголам одерживать одну победу за другой.
В результате серии походов Чингисхану и его преемникам удалось создать империю, включавшую Китай, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию и степи Восточной Европы и Казахстана. На юго-восточном направлении монгольские армии высаживались в Индонезии и на Японских островах; на Ближнем Востоке они дошли до Египта, а в Европе — до границ Австрии.
Первое сражение русичей с монголами в Половецкой степи на реке Калке (31 мая 1223 г.), в котором были полностью разгромлены войска нескольких русских князей, не привело к сплочению их перед грядущей опасностью. Уже поздней осенью 1237 г. Батый и Субедэй подвели свою рать к русским границам.
Русь в то время состояла из нескольких обособленных княжеств и земель. Самыми значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское княжества и Новгородская земля. Черниговские, смоленские и владимиро-суздальские князья не ладили между собой, нередки были стычки между дружинами разных княжеств. Русь оказалась раздробленной и расколотой перед лицом страшного врага. Встретив отказ Рязани выплатить тяжёлую дань, хан приказал начинать вторжение…
Статья написана по материалам книги А. Урывалкин «Святые грешники», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 г.
Оставить комментарий