Рюрик князь Новгородский

Формирование русской государственности, по преданиям, начиналось в двух основных центрах — в Киеве и Новгороде — со своими самобытными культурными традициями, языковыми диалектами, поклонением различным языческим божествам. Существенно различались и формы складывающейся государственности: вечевая форма на севере и автократическая на юге.

Истощенные раздорами и междоусобицами, русы решили сами призвать к себе варягов. Заметим, что варяг — это профессия, то есть это профессиональные воины, совершавшие сами нападения или нанимавшиеся на службу в воюющие государства. Вот как пишет об этом летописец Нестор: «Поищем себе, — сказали они, — иже бы володел нами и судил по праву», ибо наша «земля велика и обильна, а наряда в ней нет».

К началу IX века на территории нашей страны не существовало единого государства. Здесь жили отдельные племена: чудь, весь, ильменские славяне, кривичи, вятичи, древляне, поляне и другие: между ними часто вспыхивали ссоры, происходили бесконечные стычки, гибли люди и их имущество.

Поэтому, как гласит предание, однажды представители племен собрались вместе и призвали иностранного князя, чтобы он наконец навел у них порядок. Этим «призванным» князем оказался варяг по имени Рюрик. Случилось это, по мнению летописца, в 862 году. Рюрик был приглашён на Русь править на основе договора. Его условия имеют много общего с теми, что действовали в то время в Дублине, Ирландии, Щецине. Конечно, об этом легендарном человеке нам практически ничего не известно. Князь Рюрик стал главою династии, которая правила русскими землями более 700 лет (последний «рюрикович» на Российском престоле — царь Федор Иоаннович — умер в 1598 г.).

Так выходец из варягов Рюрик стал первым князем на Руси, основателем первой династии русских великих князей. Он, как полагает доктор исторических наук, профессор А.Н. Кирпичников, «возможно, был выходцем из абодритов — племени западных славян (территория Северной Германии). Или из Скандинавии или Норвегии. По одной из версий, его мать была русской».

В 862 г. войска Рюрика заняли земли по берегам Ладоги, а в 864 г. он присоединил к своим владениям Белоозеро и Изборск. Столицей государства (уже мы вправе так назвать эти объединенные земли) сделал Новгород, а рядом с ним срубил (построил) небольшой городок Городище, где и жили впоследствии новгородские князья. В другие русские города Рюрик поставил править своих людей (соратников): они заняли столы в Полоцке, Ростове и Белоозере. Были в его дружине могучие воины Аскольд и Дир. Не могли они вынести и дня спокойной жизни: им нужны были только военные походы.

Рюрик

Рюрик

Ум Рюрика сказался, видимо, и в том, что он отправил беспокойных воинов с частью своей дружины в Царьград и тем снял излишнюю напряженность в своей столице. По слову летописца, произошло это в 866 г. Кстати, до Царьграда Аскольд и Дир так и не дошли, а осели в Киеве, позже они погибли от руки князя Олега, преемника Рюрика. Рюрик умер в 879 г. Осиротел его малолетний сын Игорь. Править Русью и воспитывать Игоря досталось родственнику Рюрика, князю Олегу.

«Вещий» Олег (879 – 912) князь Киевский

После смерти Рюрика князь Олег начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека. Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подошло к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, — прямые потомки Кия — основателя Киева. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого, собственно, и начинается история Киевской Руси.

Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен. Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самое знаменитое его деяние — это установление тесных контактов с Византией.

В 902 году, оставив в Киеве править сына Рюрика Игоря, Олег совершил свой знаменитый византийский поход. Его войско было многочисленным и разноплеменным: варяги, ильменские славяне, чудь, кривичи, меря, поляне, северяне, древляне, радимичи, хорваты, дулебы, тиверцы. Летописец говорит, что поплыли по Днепру две тысячи кораблей по сорок человек в каждом. Да еще по берегу скакало верховое войско. Скорее всего, это поэтическое преувеличение. Достоверным является то, что Олег с войском переплыл Черное море и добрался-таки до Босфора, на котором стояла столица Византии Константинополь (Царьград в летописи). Сейчас этот город находится в Турции и называется Стамбул.

Греки, чтобы не допустить северных варваров к городу, перекрыли цепями вход в бухту «Золотой Рог». Олег, высадившись на берег, начал опустошать окрестности города. Но все-таки очень хотелось попасть в сказочный город, и тогда, говорит летопись, Олег придумал невиданную хитрость. Вытащив на берег ладьи, он велел поставить их на колеса. Распустили паруса, и, поймав ветер, ладьи двинулись по суше, как по морю. Греки смертельно перепугались и выслали послов с просьбой не разрушать города, а лучше взять дань. При этом и греки были не без хитрости: они попытались отравить Олега, прислав отравленное угощение.

Но их хитрость не удалась. Пришлось по всем правилам вести переговоры. Сохранился договор с Византией — первый международный документ молодого государства. Наряду с выплатой дани греки вступали в торговые отношения с Киевом. Любопытно, что в договоре оговаривается следующее положение: в Константинополе русские могут жить только у Св. Мамы, чиновники переписывают их имена; входить в город они могут только без оружия и не более чем пятьдесят человек одновременно в сопровождении императорского чиновника. Торговать могут беспошлинно.

Отправляясь восвояси, Олег и его воины повесили свои щиты на воротах знаменитого города в знак победы: помните в пушкинской балладе: «Твой щит на вратах Цареграда!» В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. Летописец добросовестно перечисляет все пункты этого договора. Удивительно, как быстро сумели славяне принять основные законы христианского государства: по ним карались убийство, членовредительство, воровство, лжесвидетельство. Истинность свидетельских показаний устанавливалась с помощью клятвы по обрядам своей религии. За самые тяжкие преступления наказанием была смерть, за воровство или членовредительство — денежные штрафы в пользу потерпевшего.

И может быть, самое удивительное, что стороны договаривались о взаимопомощи в чужом краю: например, выкупить из неволи русского или грека, проводить его домой, где родственники вернут деньги. По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев. Это было последнее славное дело при княжении Олега. Он правил 33 года с 879 по 912 год. Место его захоронения точно не известно. В историю Олег вошел под именем «вещий», то есть ясновидящий, знающий будущее. По словам Соловьева С.М., в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка.

Игорь (912 — 945) князь Киевский

Сын Рюрика, преемник «вещего» князя Олега, князь Игорь вступил на Киевский престол в 912 году. Правление его, как и предыдущее, длилось 33 года. Летописи говорят об Игоре как о князе не слишком деятельном и полководце не слишком отважном. Самая, пожалуй, примечательная легенда рассказывает о смерти Игоря.

После смерти князя Олега древляне не спешили с уплатой дани, и Игорь вынужден был выбивать ее силой. В результате древляне уплатили большую дань, чем раньше. Игорь усмирил племя древлян, покорил уличей. Князь Игорь совершил два похода в Византию. Видимо, слава князя Олега и, главным образом, его богатая добыча не давали покоя. Однако первый поход 941 года окончился полной неудачей. Греки были предупреждены болгарами и встретили князя во всеоружии: они выслали свой флот навстречу Игоревым судам и сожгли их греческим огнем.

Остатки русской дружины высадились на берег Малой Азии и начали грабить окрестные поселения. Византийцы вскоре выбили их и оттуда. Уцелевшие дружинники во главе с Игорем бесславно вернулись в Киев.
Но неудача не остановила Игоря, и он начал копить силы для нового похода, который и состоялся в 944 году. Было собрано большое разноплеменное войско: варяги, русь, поляне, славяне, кривичи, тиверцы и даже печенеги. Император Византии, предупрежденный опять же болгарами и корсунцами, предпочел вступить в переговоры, вследствие чего и был заключен новый договор (945 года) между Византией и Русью.

Стороны договаривались установить «мир вечный до тех пор, пока солнце сияет и весь мир стоит». Договор устанавливал еще более благоприятные, чем раньше, условия для торговли с Византией. Примечательно, что в нем мы впервые встречаем выражение «Русская земля». Почти сразу после возвращения из византийского похода, в 945 году, князь Игорь погиб. Он отправился за данью к древлянам, легко собрал ее, ушел, но вскоре передумал: не потребовать ли побольше? Отослав большую часть дружины в Киев, он с оставшейся малой частью вернулся в Древлянскую землю. Древляне справедливо рассудили, что поборам не будет конца, и решили разом с этим покончить: они перебили всех дружинников и убили самого князя Игоря.

Ольга (945-957) княгиня Киевская

В 945 году, узнав о смерти мужа, Ольга приняла бразды правления страной в свои руки, поскольку ее с Игорем сын и законный наследник Святослав, был еще слишком мал. Но и позднее, когда он подрос, он интересовался только военными походами, а управление русскими землями по-прежнему находилось в руках княгини Ольги до самой ее смерти.

Никто не знает ничего достоверного о происхождении Ольги. В летописи читаем, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» — то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Имя же ее варяжское. За долгие годы правления Ольга заслужила звание «мудрейшей из людей». Одной из первых на Руси она приняла христианство. Ольга крестилась в Константинополе в 955 или 957 году. Несомненно, впоследствии это оказало влияние на выбор ее внука, князя Владимира, принявшего восточную ветвь христианства (православие) уже для всего русского народа.

Начало правления Ольги омрачнено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за гибель мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила.

Одно из главных деяний княгини Ольги — установление первой на Руси системы сбора дани (налогов). Ею введены «уставы» и «уроки», то есть постоянные величины налогов. Соловьев С.М. считает, что следы этой хозяйственной деятельности видны во всех тогдашних русских землях, а не только древлянских и новгородских, как гласит летопись.
Княгиня Ольга умерла в 969 году в глубокой старости. Православная русская церковь причислила ее к лику святых и назвала равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа. Память святой равноапостольной княгини Ольги отмечается 11 июля. Все русские девочки Ольги названы в ее честь.

Святослав (957-972) Великий князь Киевский

Святослав, сын Игоря и Ольги, родился в 942 году. По складу характера он был, скорее, полководцем, чем политиком и управителем государства. Большую часть жизни Святослав провел вдали от дома со своей отборной дружиной, совершая подвиги славные, но для Руси бесполезные. В 964-966 годах Святослав воевал с хазарами за власть над племенем вятичей. К концу 60-х годов разгромил Хазарский Каганат и разрушил его столицу Итиль, находившуюся в дельте Волги, и город Сарке на Дону. На Волге Святослав воевал с волжско-камскими булгарами, взял их столицу, город Болгар, что дословно означает «склад товаров».

Повоевал Святослав и на Северном Кавказе: занял там хазарскую крепость Семендер, разбил племена ясов и касогов. Византия, мечтавшая ослабить своих беспокойных соседей, Русь и Болгарию, спровоцировала нападение Святослава на Болгарию, которую он и завоевал, обосновавшись затем в городе Переяславце в устье Дуная. В это время лишенный защиты Киев подвергся нападению печенегов. Святослав был вынужден поспешить домой. Но долго жить на одном месте он, видимо, не мог. Раздав вотчины сыновьям, он опять отправился в поход.

В 971 году в союзе со своими прежними противниками, болгарами и венграми, Святослав вступает в войну с Византией. 21 июня 971 года произошла знаменитая битва у большого Преслава и Доростола. Превосходящие силы греков окружили войска князя Святослава. Выдержав трехмесячную осаду, Святослав был вынужден заключить мир с императором Византии и отправиться восвояси в свой Киев. По дороге домой (в 972 году) его дружина попала в засаду и была перебита печенегами неподалеку от днепровских порогов. Князь Святослав погиб в этом бою.

Соловьев С.М. писал о нем: «Святослав представлен (в летописи) образцом воина, который с своею отборною дружиной покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли… он не нападает на врагов хитростью, но посылает сказать им: иду на вас! и когда однажды он вздумал было схитрить с греками, то его неловкая хитрость обратилась во вред ему самому». (Соловьев С. М. «Сочинения. История России с древнейших времен», М., 1988, т. 1, с. 161).

Ярополк I Святославич (972-980) Великий князь Киевский

Ярополк Святославич родился в 945 году и был старшим сыном Великого князя Киевского Святослава. Во время многочисленных походов отца он жил в Киеве со своей бабушкой, княгиней Ольгой. В 970 году Святослав, собираясь в очередной раз отправиться в город Переяславец, передал управление Киевом Ярополку, а в 972 году, после гибели Святослава, к нему перешла верховная власть и он стал Великим князем Киевским.

Ярополку в это время исполнилось 11 лет. Ближайшие к нему бояре сумели убедить мальчика, что его брат, князь Олег, правивший по решению отца в Древлянской земле, тяжело его оскорбил: убил сына одного из приближенных Ярополка. С этих пор между братьями началась вражда. В 977 году, когда Ярополку исполнилось 16 лет, а Олегу — 15, Ярополк отправился походом на владения брата. Во время этой войны Олег погиб. Кажется, это произошло случайно: во время поспешного отступления разбитого Олегова войска в город Овруч, Олега в общей давке на мосту столкнули в ров.

Второй брат Ярополка Владимир, узнав об этих событиях, бежал из своей вотчины — Новгорода. Но он не мог оставить просто так смерть брата и в 980 году вернулся на Русь во главе варяжской дружины. Отвоевал назад Новгород, захватил Полоцк и осадил Киев. Ярополк бежал из осажденного Киева в городок Родню, в устье реки Роси. Владимир осадил его и там. В крепости быстро начался голод, и Ярополку пришлось согласиться на переговоры. Во время этих переговоров он был убит. Произошло это в 980 году. Жена: некая гречанка, подаренная Ярополку родителями.

Владимир I Святославич (980-1015) Великий князь Киевский (Красное Солнце)

Отец — Святослав I Игоревич, Великий князь Киевский. Мать — по преданию, Малуша, ключница княгини Ольги (несмотря на достаточно высокое социальное положение при дворе княгини, по существовавшему законодательству являлась рабыней, что, естественно, понижало общественный статус ее сына). Владимир — третий, младший сын князя, родился предположительно в 947 году. В 969 году он отправлен отцом на княжение в Новгород (по просьбе новгородцев).

Во время междоусобной войны между двумя старшими братьями Ярополком и Олегом, закончившейся смертью Олега, Владимир испугался властолюбия старшего брата и бежал «за море» к варягам. Вернулся в 980 году, во главе варяжской дружины с целью вернуть потерянное. Задачу свою выполнил и даже перевыполнил: взяв Киев, выманил из него с помощью предателя Ярополка на переговоры и убил его.

С 980 года, после убийства Ярополка I Святославича, становится Великим князем Киевским. В разное время князь Владимир I покорил племена вятичей (поход 981 и 982 годов), радимичей (986 год) и ятвягов. Воевал с печенегами, эта война шла с переменным успехом: в 992 году печенеги напали, войска Владимира встретились с ними около Переяславля, русские стояли на одном берегу реки, печенеги — на другом и ни те, ни другие не спешили перейти реку; в конце концов печенежский князь предложил решить дело единоборством: если победит русский — заключат мир на три года, а если печенег — будут три года воевать; русский одолел печенега и печенеги бежали; радость Владимира была так велика, что он приказал заложить на этом месте город и назвал его Переяславлем, «потому что боей (воин) русский перенял славу у печенежского» (Соловьев С. М. Указ Соч., т. 1, с. 188).

В 995 году Владимир с войском вынужден был бежать от печенегов около Васильева; в 997 году, когда Владимир отправился в Новгород собирать войско, печенеги напали на Белгород (город был спасен чудом). Воевал с Волжской Болгарией (987 год — известие о первом походе Владимира на болгар; с этим походом, между прочим, связана одна любопытная подробность: когда болгары были побеждены, Добрыня, дядя и советник князя Владимира, сказал ему: «Такие не будут нам давать дани: они все в сапогах; пойдем искать лапотников»; известны также удачные для Владимира походы на болгар 994 и 997 годов; в 1006 году с волжскими болгарами был заключен торговый договор, по которому русские могли беспрепятственно ездить торговать в болгарские города). Известны также его войны с Византией и Польшей (поход 992 года).

Во время правления Владимира Святославич были сооружены оборонительные рубежи по рекам Десна, Осётр, Трубеж, Сула и др. При нем начали каменную застройку в Киеве и заново укрепили город. Во многом это было вызвано необходимостью постоянно обороняться от печенегов. По преданию, Владимир сказал: «Худо, что мало городов около Киева» — и велел рубить (строить) города.

Именно Владимир учредил на Руси первые школы для обучения грамоте, но это было сделано уже под влиянием христианства и для того, чтобы иметь возможность подготовить своих, русских священников.

Больше всего Владимир прославился тем, что крестил Русь, то есть именно по его приказу многие люди приняли христианскую веру. По рождению и воспитанию он был язычником. Когда он победил своего брата Ярополка и стал княжить в Киеве, он первым делом велел соорудить в городе капище самых главных языческих богов, в том числе бога Перуна. Но постепенно сложилось так, что интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников.

Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. Мусульмане — аллаху, иудеи — Иегове, христиане — христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными. Поэтому выбрать какую-то одну из этих вер оказалось очень не просто. Летописец пишет, что, прослышав о стремлении князя Владимира принять новую веру, соседние народы прислали к нему послов, чтобы склонить князя к своей вере. И Владимир внимательно выслушал их всех.

Самыми первыми пришли послы от волжских болгар, к тому времени уже принявших мусульманство. Но закон, запрещающий пить вино, совершенно не понравился князю. Владимир заявил, что «вино есть веселие для русских, не можем быть без него». Итак, мусульманство было отвергнуто. Посланцы западных христиан (католиков) также потерпели неудачу, поскольку, по словам Владимира, «наши отцы не принимали веры от папы». Иудеев князь спросил, что же это за вера у них такая, если не помогла им сохранить собственную землю.

И наконец, пришел к Владимиру посланец из Византии, от православных христиан. Его рассказ о творении, рае, грехе, потопе, Страшном суде и прочем потряс Владимира. Но так быстро и легко князь не мог решиться принять новую веру. Он обратился за советом к своим сподвижникам, и они присоветовали князю послать гонцов во все земли, чтобы те на месте могли посмотреть, какая вера чего стоит на самом деле. Посланцы посетили болгарские земли и немецкие, но в них церкви были малы и некрасивы, обряды не впечатляющи, а лица людей унылы. Зато пышность и богатство греческой столицы Константинополя, величие его храмов, важность и таинственность обрядов потрясли послов. И когда рассказали они обо всем князю, Владимир решил принять греческую веру.

Решить-то решил, но претворять это решение в жизнь не спешил. Примерно в это же время (в 988 году) Владимир отправился в военный поход на город Херсон, построенный еще древними греками. Во времена Владимира Херсон был богатым торговым городом, признававшим верховную власть византийских императоров, но не платившим им дани и имевшим собственные законы. Войско Владимира окружило город, и князь заявил, что если горожане не сдадутся, то он хоть три года простоит под их стенами. Но горожане и не думали сдаваться, надеясь на помощь Византии.

Тогда Владимир попытался было насыпать вокруг городских стен земляной вал, чего требовала тогдашняя военная стратегия, но не тут-то было: горожане смогли помешать этому. Но в городе нашелся предатель, пославший Владимиру записку с описанием места, где находились колодцы, из которых город брал воду. Князь тут же приказал перекопать водопроводы, и город, лишенный воды, вынужден был сдаться.

Владимир послал вестника к византийским императорам Василию и Константину, требуя отдать ему в жены их сестру, царевну Анну, и угрожая в случае отказа взять приступом Константинополь так же, как он взял Херсон. У императоров хватало проблем и без русского князя со своими собственными мятежными подданными, но отдать византийскую царевну какому-то языческому варвару они не могли. Поэтому они ответили князю Владимиру, что отдадут ему сестру только в том случае, если он примет христианство. Тогда он «получит и руку царевны и Царствие Небесное». (Карамзин Н.М. «История государства Российского», М., 1988, т. 1,. с. 131.) Владимир согласился.

Византийская царевна Анна прибыла в Херсон в сопровождении православных священников. Владимир в этот момент был болен: у него воспалились глаза и он ничего не видел. Царевна сказала ему: «Крестись и исцелишься», — и это сломило последние сомнения князя. Действительно, в момент принятия крещения князь прозрел.
Возвратившись в Киев, князь приказал уничтожить идолов, причем идол Перуна сбросили в Днепр, а по дороге к Днепру его били палками. Народу было приказано креститься в обязательном порядке. Не все делали это охотно, но каких-то больших потрясений это событие не вызвало. В 988-989 годах христианство постепенно принимали и другие города Киевской Руси.

Князь Владимир любил жить весело и с открытой душой. Пиры его стали легендарными. Летопись говорит, что было у него 800 наложниц, не считая законных жен. Этих последних, в свою очередь, было 6: 1) I жена чешка, 2) Рогнеда, княжна Полоцкая, самая первая жена Владимира, 3) гречанка Монахиня, первым мужем которой был Ярополк, 4) II чешка, 5) болгарка, 6) Византийская царевна Анна Романовна. Неудивительно, что при таком количестве жен и наложниц у Владимира было немало детей. История упоминает следующих сыновей: Вышеслава, Изяслава, Ярослава, Всеволода, Святослава, Станислава, Позвизда, Бориса, Глеба, Мстислава, Судислава и Святополка.

В 995 году Владимир разделил Русь на уделы и отдал их в управление сыновьям. Историки считают, что это была самая большая ошибка из всех возможных, которая впоследствии привела к раздроблению Руси на отдельные княжества и междоусобице. Умер Владимир в 1015 году и был похоронен в десятинной церкви в Киеве.

Соловьев С.М. писал о князе Владимире: «…личный характер Владимира был способен… возбудить сильную народную привязанность. Владимир вовсе не был князем воинственным, не отличался удалью, подобно отцу своему, в крайности решался на бегство перед врагом, спешил укрыться в безопасном месте; предание, сохранившееся в песнях, также не приписывает ему личной отваги, выставляет его вовсе не охотником до проявлений дикой силы. Но Владимир имел широкую душу, которая в молодости могла повести его к излишествам, освященным, впрочем, языческими понятиями, и которая в летах зрелых, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». (Соловьев С. М. Указ. Соч., т. 1, с. 191.)

Соловьев же отмечал, что «главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами». (Там же.) С правлением Великого князя Киевского Владимира связывают расцвет Киевской Руси. Возможно, именно поэтому летопись называет его великим (в его честь в 1782 году императрица Екатерина II учредила орден Св. Владимира), народ — Красным Солнцем, а церковь — святым (князь Владимир причислен Русской Православной Церковью к лику святых).

продолжение

По материалам книги Валькова В.Г. Валькова О.А. «Правители России», М.: Рольф, Айрис-пресс (Энциклопедии), 1999, с. 6-22.