На протяжении более чем столетия, вплоть до революции 1917 года, в русской армии существовали как коллективная награда, знамёна и штандарты, получившие название Георгиевских по названию самой почётной боевой награды дореволюционной России — ордена св. Георгия. В советское время были учреждены Почётные Революционные Красные знамёна — государственная награда, дававшаяся целым воинским частям и соединениям.

К началу Великой Отечественной наградных боевых знамён не существовало. Однако в ходе военных действий боевые коллективы награждали орденами, которые прикреплялись к боевому знамени. Поэтому появились проекты особых знамён, изображения и надписи на которых сообщали, что часть отмечена тем или иным орденом. Кроме того, особой формой награждения было присвоение ей имени гвардейской. Первые гвардейские части появились в Красной Армии в сентябре 1941 года, им выдавалось особое Гвардейское знамя.

В июле 1943 года начальник тыла Красной армии генерал Армии А. В. Хрулев направил Сталину доклад, где предлагал «в целях воспитания в Красной Армии боевых традиций и закрепления в истории полков знаменательных побед, одержанных над немецко-фашистскими захватчиками в Отечественной войне, установить награждение полков особыми знамёнами за крупный боевой эпизод, в котором полк отличился».

Знамя 3-й гвардейской танковой армии

Награда в виде особого знамени могла быть выдана лишь полку. На полотнище предполагалось поместить изображение Ленина, Суворова, Кутузова, Александра Невского, Минина и Пожарского, Дмитрия Донского. Получившие именные знамёна полки должны были получить ряд преимуществ и привилегий. Кроме почётного добавления к официальному наименованию, например: «25-й имени Александра Суворова Минский стрелковый полк», — награждённая воинская часть укомплектовывалась в военное время отличившимися в боях офицерами и солдатами, а в мирное время — офицерами, закончившими военно-учебные заведения с отличием, и солдатами, имеющими отличные служебно-политические характеристики.

В мирное время полки должны были расквартировываться только в столицах союзных республик и иметь особую парадную форму. Дети участников боя, за который полк получил знамя, получали право бесплатного обучения во всех учебных заведениях. Офицеры этих полков имели, при прочих равных условиях, преимущественное право поступления в военные академии. Весь личный состав полков, а также члены семей офицеров и солдат получали 20-процентную надбавку к пенсии.

Лицевая сторона полотнища, худ. Барщ А.О.

К докладу Хрулёва прилагались красочные эскизы будущих знамён, которые были выполнены и дошли до наших дней. Практически на всех проектных рисунках основными элементами являются изображения одноимённых орденов, либо соответствующих орденских лент, либо тех и других.

Оборотная сторона полотнища

Исключение составляет рисунок знамени полка Дмитрия Донского (нам известна только лицевая сторона этой награды). Его имя предполагалось дать одному из орденов, который, однако, так и не был учреждён. К сожалению, знамёна с изображениями орденов остались лишь проектами.

Почётные наименования

Ещё в Гражданскую войну особо отличившиеся в боях советские части получали право добавить к своему официальному названию дополнение — награду в память городов, при взятии или обороне которых они проявили мужество и воинское мастерство. Так, сформированная осенью 1918 года 30-я стрелковая дивизия под командованием Василия Блюхера прошла с боями более 4 тысяч километров по Уралу, Западной и Восточной Сибири и 7 марта 1920 года вступила в Иркутск.

Постановлением ВЦИК дивизия была отмечена Почётным Революционным Красным Знаменем и дополнительным наименованием-наградой «Иркутская». 24-я стрелковая дивизия Г.Д. Гая за освобождение от белых крупных городов в Поволжье получила наименование «Самаро-Ульяновская». Список этот можно было бы продолжить.

Эта традиция была продолжена и в годы Великой Отечественной войны. Более двух с половиной тысяч частей и соединений советских Вооружённых сил были названы в знак оказанных ими коллективных подвигов именами городов и населённых пунктов, при освобождении которых они отличились.

Таких названий насчитывается более двухсот. В их числе и крупные города — столицы союзных республик, и совсем маленькие селения. За штурм и освобождение Севастополя в мае 1944-го наименование «Севастопольских» получили 118 частей и соединений — самое большое число награждений одним почётным дополнением к названию.

В то же время три десятка боевых коллективов были единственными в армии и флоте, которым было присвоено то или иное дополнительное название-награда. Даже за освобождение такого крупного города, как Ростов-на-Дону, наименование «Ростов-Донский» получил лишь один 3-й гвардейский истребительный авиаполк. Малоизвестные до Великой Отечественной войны населённые пункты Кантемировка и Тацинская стали знаменитыми после присвоения этих названий отличившимся в этих местах во время битвы за Сталинград 4-му гвардейскому (бывшему 17-му) Кантемировскому и 2-му гвардейскому (бывшему 24-му) Тацинскому танковым корпусам.

За боевые отличия под Сталинградом 44-м соединениям и частям Красной Армии были присвоены почётные наименования Сталинградских, Донских, Котельниковских и других, 55 — были награждены орденами, 183 — стали гвардейскими. По просьбе жителей населённых пунктов Сталинградской области Абганерово, Басаргино, Вороново и Уразово особо отличившейся при освобождении этих маленьких городов бывшей 38-й стрелковой дивизии, ставшей 73-й гвардейской, было дано дополнительное наименование Сталинградской, а входившим в состав дивизии полкам присвоены дополнительные названия: 209-й Абганеровский гвардейский стрелковый полк, 211-й Басаргинский гвардейский стрелковый полк, 214-й Вороновский гвардейский стрелковый полк и 153-й Уразовский артиллерийский полк.

Десятки тысяч участников Сталинградской эпопеи были награждены орденами и медалями, а 112 самых отважных из них стали Героями Советского Союза. К двадцатилетию победы в 1965 году Волгоград стал городом-героем и получил орден Ленина и Золотую Звезду.

Из статьи В. Дурова «Награды за Сталинград», журнал «Родина» № 1 2013 г., с. 94-95