Могущество России и рост ее влияния на международное положение в Европе после окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. были продемонстрированы отказом России на просьбу Англии в 1775 г. послать русских солдат (20-тысячный корпус) для помощи в войне с Североамери­канскими штатами. Возможно, в этом проявилось охлажде­ние России к Англии и недовольство монополией англичан в балтийской торговле России.

Так или иначе, но Россия в 1780 г. выступила со знаменитой «Декларацией вооруженно­го нейтралитета», направленной против деспотических дей­ствий Англии на море. К декларации сразу же присоедини­лись Дания, Швеция, Голландия, Пруссия и Австрия. Воору­женный нейтралитет признали Франция, Испания и США.

Еще ранее Екатерина II умела проявить свою силу и вли­яние в Европе. Речь идет о войне Пруссии и Австрии из-за Баварии, вспыхнувшей в 1778 г. Война была прекращена грозным окриком России. В итоге Тешенского мира влияние и Австрии, и Пруссии заметно ослабело. Но Фридрих II по-прежнему был вынужден искать союза с Россией.

Ввиду столь стремительно возросшего авторитета в Ев­ропе русское правительство не было особенно обеспокоено непрочностью Кючук-Кайнарджийского мира и решительно реагировало на все акции Турции, убеждающие в том, что независимости Крыма от Турции практически нет. Поэтому русское правительство берет курс на присоеди­нение Крыма к России, однако делается это весьма осторож­но. В 1778 г. около 30 тыс. армян и греков были переселены из Крыма в южные губернии России. Тем самым Петербург серьезно подорвал экономический потенциал ханства и сде­лал его более зависимым от России.

Портрет Екатерины II, худ. Д. Левицкий

В 1779 г. принятием Айналы-Кавакской конвенции турки признали Шагин-Гирея ханом, а территория между Южным Бугом и Днестром с согласия России закрепилась за Тур­цией. Был подтвержден и мир 1774 г. Но борьба не прекра­тилась. Вскоре Турция снова неоднократно нарушает мир и предпринимает захват кубанских владений крымского хана, подняв ногаев.

В 1782 г. турки устроили мятеж против Ша­гин-Гирея, который бежал под защиту русских войск в Ени­кале. Вопрос о Крыме был тем самым предрешен. В 1780 г. состоялась встреча Екатерины II и Иосифа II. Итогом ее было соглашение о взаимной помощи на случай нападения Тур­ции. Соглашение гарантировало вместе с тем целостность Польши и предусматривало противодействие прусским пре­тензиям к Польше.

Итак, зная позицию Австрии, в 1783 г. Екатерина II пуб­ликует манифест об отречении Шагин-Гирея и присоедине­нии Крыма к России, т.е. Крымское ханство, окруженное со всех сторон территорией России вошло в ее состав, а крымский хан Шагин-Гирей отрекся от престола. Через два месяца население Крыма официально присягнуло Екатерине II. Остались мятежными лишь ногайские мурзы на Кубани, но их вскоре разгромили.

Турция не желала примириться с утвер­ждением России на Черном море. В ответ на попытку Турции вер­нуть Крым под свою власть русские войска в 1783 г. заняли Крым­ский полуостров, вошедший в состав России. Как опорная база флота был основан Севастополь. Потемкин Г.А. за успехи при при­соединении Крыма (старое название Таврида) получил приставку к своему титулу «князь Таврический».

В январе 1784 г. Турция косвенно признала присоединение Крыма и Прикубанья к России. Так была окончена многовековая борьба с татаро-турец­кой агрессией на юге России. Выход России к Черному морю имел громадное значение для экономического развития об­ширных земель не только степной зоны, но и старого черно­земного центра России. С выходом к морю стремительными темпами растет колонизация и освоение огромных безлюд­ных пространств с плодороднейшими почвами, строятся пор­ты, развивается торговый флот.

Одновременно с событиями в Причерноморье существен­ные сдвиги в соотношении сил России и Турции произошли в Закавказье. В крепости Георгиевск 27 июля 1783 г. грузинский царь Ираклий II подпи­сал с Россией так называемый Георгиевский трактат. Отныне царь Кахети и Картли (области Грузии) признавал верховную власть лишь рус­ского государя.

Таким образом, Грузия переходила под покровительство России, которая гарантиро­вала ей территориальную целостность и безопасность границ. Заключение Георгиевского трактата было важным политическим событием как для России, так и для всего Закавказья, так как облегчало многовековую борьбу народов Кавказа против ига Ирана и Турции.

Опасаясь войны с Турцией, русское правительство было вынуждено отказаться от заключения аналогичного соглаше­ния с Западной Грузией, но война назревала стремительны­ми темпами. Турецкие государственные деятели готовы были любыми средствами воспрепятствовать усилению России на Черном море и теперь готовы были в любой момент открыть военные действия. Дело было лишь за минимальными военными при­готовлениями. Но эти приготовления Турции помешали вы­полнить Англия и Пруссия.

Выше уже говорилось об охлаждении англо-русских отноше­ний. Что касается Пруссии, то она рассчитывала ослабить Россию войной с Турцией и захватить новые земли в Польше. Таким образом, ситуация в Европе снова довольно сильно изменилась. Англия и Пруссия всячески подстрекали Тур­цию к открытию военных действий. Не удержалась от иску­шения ослабить Россию и Франция.

Все это создавало край­не неблагоприятную обстановку для России, очутившейся лицом к лицу с отрицательными последствиями своего могу­щества, приобретенного в последней войне. Не была надеж­на и новая союзница Австрия.

Однако весной 1787 г. Екатерина II в сопровождении двора, польского короля и европейских послов совершила поездку в Новороссию и Крым. В Херсоне к ним присоединился австрийский император Ио­сиф II. Поездка преследовала цель ознакомиться с богатствами Ново­россии и успехами Потемкина Г.А., стоявшего во главе управления юга России, по его освоению. Кроме того, гости должны были убе­диться, что Россия твердой ногой стала на Черном море. Эти резуль­таты были достигнуты, хотя выражение «потемкинские деревни», оз­начающее чрезмерную показуху, вошло в обиход после екатеринин­ской поездки.

Итак, неблагоприятная внешнеполитическая обстановка да еще сильнейший неурожай 1787 г. заставляли Россию оттягивать конфликт, но Турция перешла в наступление. Летом 1787 г. рейс-эфенди (османский министра иностранных дел) потребовал от России призна­ния верховной власти Турции над Грузией и допуска в Крым турецких консулов.

К этим требованиям присоединились на­рушения турками соглашения, достигнутого в 1784 г. и по­ложившего конец их произволу в смещении молдавских и валашских господарей. 15 августа 1787 г. Турция предложи­ла русскому посланнику в Константинополе Булгакову не­медленно вернуть Крым, чего посланник сделать не мог. Как обычно в таких случаях, посланник был арестован, и это стало объявлением новой русско-турецкой войны 1787-1791 гг.