Тельняшка — «визитная карточка» моряка! Она давно уже стала атрибутом морской формы, своеобразным символом принадлежности к морю. Но даже большинство профессиональных моряков не могут сказать, когда тельняшка появилась на свет и почему она так называется.

Первые тельняшки как элемент одежды появились на английском флоте в XVII веке. Тогда англичане разгромили сначала испанцев, затем голландцев и стали ведущей морской державой мира. Английские торговые корабли бороздили самые отдаленные моря и океаны, осуществляя практически всю морскую торговлю. А мощный военный флот Великобритании контролировал важнейшие морские коммуникации.

Английский флот славился своей выучкой и строгой дисциплиной. Ведь иначе управлять большими парусными кораблями, выигрывать морские сражения было невозможно. Маневренность корабля тогда полностью зависела от того, как быстро будут поставлены нужные паруса. Матросы ловко сновали по мачтам, вантам и поперечным реям, устанавливая необходимый такелаж. Однако их белые робы полностью сливались со светлым полотнищем парусов, что существенно затрудняло управление судном. Поэтому практичные англичане решили сделать белые рубахи матросов полосатыми, чтобы капитан на мостике лучше видел расположение матросов на реях и мог отдавать им более четкие команды, эффективнее управлять такелажной командой.

Великий князь Константин Николаевич

Великий князь Константин Николаевич

Любопытно, что первые тельняшки английские моряки вязали себе сами, так как мануфактуры отказались выполнять такой сложный заказ, требующий постоянной перезарядки белых и темных ниток в шпульке. Опытные морские волки взялись за это не очень охотно, но вскоре вязание стало их любимым занятием. Ведь вязание хорошо успокаивало нервы и позволяло скоротать однообразный досуг в кубрике.

Позже тельняшки стали выпускать промышленным способом. А в середине XVIII века их стали делать смесовыми. Одну половину скрученных ниток составляла шерсть, а вторую — высококачественный хлопок. Именно такой состав тельняшки позволял пропускать воздух при жаре и согревал тело при холоде. При окраске темных ниток использовался натуральный краситель индиго, поэтому тельняшки не обесцвечивались при многократных стирках.

На фото русских моряков видно, что полосы на тельняшке были шире, чем сегодня

На фото русских моряков видно, что полосы на тельняшке были шире, чем сегодня

Почти все моряки уверены, что в России тельняшка была введена в обиход Петром I в начале XVIII века, когда российский флот делал свои первые шаги. Но это не так. Тельняшка как элемент морской формы появилась гораздо позже — спустя больше сотни лет после кончины Петра Великого. Случилось это в ходе «великих реформ», проведенных царем Александром II.

Начав с отмены крепостного права, Александр II провел еще ряд важнейших реформ — военную, судебную, реформу образования и так далее. Военная реформа длилась довольно долго — с 1860-х по 1874 год. В этот период в русской армии и флоте произошли глубокие изменения. Они затронули все стороны армейской жизни, начиная с системы комплектования, сроков службы и заканчивая формой одежды.

После отмены крепостного права русская армия заметно демократизировалась. Двадцатипятилетняя рекрутская повинность сменилась всеобщей воинской обязанностью, срок действительной службы сократился до шести-семи лет. Были отменены жестокие телесные наказания, официально процветавшие в прежней николаевской армии. Существенно изменилась форма русских солдат и матросов. Она стала легкой, удобной, менее парадной, но более приспособленной к повседневной службе.

Так, при Николае I русские матросы носили узкие черные мундиры немецкого типа, с высоким стоячим воротником, наглухо застегнутым на все пуговицы. Они хорошо смотрелись в парадном строю, но в повседневной жизни доставляли много неудобств. В ходе реформы эти мундиры были заменены практичными фланелевыми рубахами голландского образца.

Для большего удобства во время корабельных работ «фланки» имели глубокий вырез на груди, поэтому под них полагалось надевать нательные рубахи. Сначала такие рубахи были однотонного белого цвета. А затем по европейскому образцу стали полосатыми, с сине-белыми поперечными полосами. Это было сделано в соответствии с цветами русского военно-морского Андреевского флага. Вскоре официальное название «нательная рубаха» в разговорной речи трансформировалось в более созвучное слово «тельняшка». Постепенно это неофициальное название перекочевало в служебные документы и стало профессиональным термином.

Новую морскую форму ввели по инициативе великого князя Константина Николаевича, который имел чин генерал-адмирала и командовал тогда всем русским флотом. Именно он благодаря своей энергии и таланту в сжатые сроки сумел восстановить морскую мощь России, которая после поражения в Крымской войне лишилась своих военно-морских сил. По инициативе великого князя Россия стала интенсивно строить новые броненосцы, по-новому обучать военных моряков, улучшать бытовые условия на кораблях.

Приказ о введении новой морской формы был подписан великим князем Константином Николаевичем 19 августа 1874 года (по старому стилю). Интересная деталь — первые российские тельняшки выглядели несколько иначе, чем современные. Дело в том, что синие полосы на них были намного уже белых.

В архивах сохранилось «Положение о довольствовании команд морского ведомства по части обмундирования и амуниции», где внешний вид тельняшки описывался следующим образом: «….цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм), ширина синих полос — четверть вершка». Эта разница между шириной синих и белых полос сразу бросается в глаза, когда смотришь на фотографии русских моряков второй половины XIX века. Только в 1912 году белые и синие полосы стали одинаковыми — каждая по четверти вершка.

Длительное время тельняшки для российских моряков закупались за границей — в Англии, Бельгии, Голландии, Германии, так как в послереформенной России текстильная промышленность была развита слабо. Лишь в 1897 году отечественные производители попытались наладить самостоятельное производство тельняшек.

Первой это сделала трикотажная фабрика Андрея Керстена, находившаяся в Петербурге. Закупив в Германии специальное вязальное оборудование, предприимчивый промышленник с жаром взялся за выполнение заказа морского министерства и вскоре вытеснил с русского рынка всех иностранных конкурентов. При производстве керстеновских тельняшек использовались высококачественный бухарский и ферганский хлопок, а также отечественные кубовые красители.

В 1919 году фабрика Керстена была национализирована и переименована в фабрику «Красное знамя». В довоенный период фабрика «Красное знамя» являлась единственным производителем такой продукции в СССР. После Великой Отечественной войны производство тельников было налажено в Москве, Киеве, Витебске и других городах. В Российской Федерации сегодня выпуском этой продукции заняты около десяти фабрик. Ведь тельняшки сегодня носят не только моряки, но и десантники, пограничники, бойцы МЧС и внутренних войск.

Еще одним важным элементом морской формы являются брюки клеш. Впервые они появились во французском флоте. Расширенные внизу штанины имели практический смысл. Ведь моряки часто драют палубу корабля, обильно поливая ее водой. При этом на низ брюк часто попадает грязная вода.

Но если закатать штаны выше колен, этой неприятности можно избежать. Закатать вверх удобнее расширенные внизу брюки, нежели узкие. Так родился знаменитый флотский клеш. Со временем у моряков появилась рабочая одежда, а расклешенные брюки стали предметом парадной морской формы и средством неудержимой бравады. По уставу низ флотских брюк не должен был превышать 27 сантиметров, но этот запрет постоянно обходился.

Абсолютные рекорды были побиты во время Гражданской войны, когда на российском флоте рухнула всякая дисциплина. Классическими стали брюки с шириной низа 70 сантиметров, а некоторые морячки умудрялись скроить «революционный клеш» шириной в один метр. Любопытно, что после разгрома Кронштадтского восстания новое начальство первым делом отрегулировало величину флотского клеша, приведя его в соответствие с уставом.

Из статьи А. Николаева «Полосатая, как судьба», журнал «Загадки истории», №3 2014 г., с.14-15.