Историки разделяют царствование Ивана Грозного на две неравные части. Десятилетие после венчания на царство — 50-е и отчасти начало 60-х годов XVI века — стало временем процветания России и её решительного движения вперёд почти во всех областях жизни. Бесконечные боярские смуты и раздоры отошли в прошлое. Заново отстраивалась после страшного пожара Москва.

Молодого царя окружали талантливые люди, которых по-настоящему волновала судьба Отечества; в их числе в первую очередь следует назвать костромского дворянина Алексея Адашева и священника московского Благовещенского собора Сильвестра. В 1550 году был составлен и принят новый Судебник; в середине 50-х годов проведены реформы в области управления государством и военной службы, создано стрелецкое войско. Праведный суд, защита Отечества, распространение православия — таковы идеалы московского правительства того времени.

«И в те поры была Русская земля в великой тишине, и во благоденствии, и в управе…», — так писал летописец XVII века, хорошо знавший, какими страшными бедствиями будет сопровождаться вторая половина царствования Ивана Грозного и последующие десятилетия. В те же годы Россия одержала несколько важнейших военных побед, изменивших её положение в мире и выдвинувших Московское государство в число первых держав.

Поход царя Ивана Грозного из Москвы в Казань. Миниатюра «Казанской истории», XVII в.

В 1552 году, в результате длительной и изнурительной осады, была взята Казань. Решающий штурм начался 1 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Казанское царство вошло в состав России. Пожалуй, это было поворотное событие в русской истории. Не случайно книжники XVI и XVII веков считали именно «Казанское взятие» завершением многовекового противостояния Руси и Орды. Впервые Москва присоединяла к себе целое государство, населённое народами, чуждыми русским и по языку, и по вере. Так был сделан первый шаг к созданию Российской Империи.

В 1556 году в состав России вошло и Астраханское ханство. Территория Российского государства за десять лет увеличилась почти в полтора раза. Вслед за этим началось продвижение России в Сибирь. В конце 50-х годов Россия начала Ливонскую войну — за беспрепятственный выход к Балтийскому морю. Эта война, завершившаяся в конце концов плачевно для России, началась, напротив, очень удачно. Русские войска легко взяли Нарву, Дерпт (Тарту) и ряд других прибалтийских городов.

Строительство Покровского собора. Миниатюра Лицевого летописного свода

Памятником Казанской победе и одновременно памятником всему блестящему началу царствования Ивана Грозного стал знаменитый Покровский собор (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Его строили долго, несколько лет. Первоначально на месте Покровского собора была поставлена деревянная церковь Троицы, «что на рву» (ров, защищавший Кремль, соединял в то время Москву-реку с рекой Неглинной). Впоследствии эта церковь стала особым приделом нового Покровского собора.

В июне 1555 года царь Иван Васильевич, по благословению митрополита Макария, повелел заложить каменный храм. В память о взятии Казани он был посвящён празднику Покрова Божией Матери. С самого начала храм задумывался необычно — как соединение нескольких церквей, которые должны были стать приделами к основному храму. Все эти церкви-приделы символизировали наиболее важные события казанской войны. Первоначально хотели поставить восемь престолов (церквей). Но затем, в ходе работы, первоначальный замысел был изменён.

Покровский собор

Вот что рассказывает Сказание о построении собора: «Даровал Бог благоверному царю Ивану Васильевичу двух мастеров русских, по имени Посник и Барма, и были они премудры и обучены таковому чудному делу. И по совету святительскому повелел им царь строить церкви каменные заветные — восемь престолов. Мастера же, Божиим промыслом, основали девять престолов — не так, как повелено было им, но так, как Богом дано было им уразуметь, в размерение основания».

1 октября 1559 года митрополит Макарий освятил восемь приделов собора: церкви Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николая Великорецкого, святых Киприана и Иустины, Варлаама Хутынского, Александра Свирского, Григория Великой Армении. Главная же, средняя церковь во имя Покрова была освящена лишь в 1561 году. Покровский собор — признанный во всём мире шедевр архитектуры. Уже современники отмечали главную его особенность — «премудро и дивно» разные церкви были поставлены на одном основании, образовав нечто «преудивительное» и неповторимое.

В историю Москвы Покровский собор вошёл под именем собора Василия Блаженного. История этого названия такова. 2 августа 1552 года в Москве скончался блаженный Василий, Христа ради юродивый, почитавшийся москвичами святым. Согласно московскому преданию, Василий родился ещё в начале правления деда Ивана Грозного, Ивана III, в подмосковном селе Елохове (ныне в самой Москве, в районе Басманной улицы).

16 лет от роду он начал вести жизнь юродивого: оставил дом и родных, жил, где придётся, зимой и летом ходил нагим, и пребывал так в течение семидесяти двух лет. Василий был похоронен близ церкви Святой Троицы, «что на рву». Впоследствии его мощи прославились чудотворением. В 1588 году, по повелению царя Фёдора Ивановича, над местом погребения блаженного была воздвигнута церковь в его имя, ставшая ещё одним приделом Покровского собора; тогда же было установлено и празднование святому в день его смерти 2 августа. Вскоре и весь собор получил у москвичей новое название.

Строительство собора связано с именем ещё одного знаменитого москвича — митрополита Макария, одного из наиболее замечательных и образованных людей XVI века. Макарий (до пострижения Михаил) родился в Москве около 1482 года, принял пострижение в Пафнутьевском Боровском монастыре, позднее стал игуменом Можайского Лужецкого монастыря, а затем — архиепископом Великого Новгорода и Пскова. Именно в Новгороде святитель начал работу над созданием Великих Миней-Четьих — собрания житий святых, трудов Отцов Церкви и иных духовных сочинений, расположенных в порядке дней празднования тому или иному святому.

В течение почти двадцати лет новгородский владыка вместе со своими помощниками и сотрудниками собирал «все книги чтомые» (то есть почитаемые), «которые в Русской земле обретаются»; по его инициативе составлялись и новые жизнеописания русских подвижников, сказания о совершённых ими чудесах. Двенадцать громадных томов стали своего рода «полной энциклопедией» тогдашней духовной образованности.

При митрополите Макарии в Москве была создана и первая государственная типография (Печатный двор), которой руководил диакон церкви Николы Гостунского Иван Фёдоров. Правда, первая книга, вышедшая из этой типографии, — Апостол — увидела свет уже после кончины митрополита.

Митрополит Макарий умер 31 декабря 1563 года. Его оплакивали все москвичи — и простые люди, и царь. Несомненно, митрополит оказывал благотворное влияние на грозного царя, в какой-то степени сдерживал его гнев и буйство. Рассказывали, что незадолго до смерти митрополит предвидел грядущие бедствия Русской земли. Уже в наши дни, на церковном соборе 1988 года, митрополит Макарий был причтён к лику святых. Его память празднуется 30 декабря (12 января).

Увы, ко времени кончины митрополита Макария положение России, как и политика грозного царя, значительно изменились. К началу 60-х годов XVI века относятся первые неудачи в Ливонской войне, в которую вступило — на стороне противников России — могущественное Польско-Литовское государство. За первыми неудачами последовали казни и опалы. Около 1560 года были удалены из Москвы Адашев и Сильвестр. Вскоре Иван назовёт их «собаками» и «изменниками» и обвинит ни много ни мало, как в отравлении собственной жены, царицы Анастасии Романовны, умершей летом 1560 года.

В опалу попадёт и двоюродный брат царя князь Владимир Андреевич Старицкий. Он был опытным и удачливым полководцем, любимым народом, и царь люто ревновал его к этой народной славе, считал опасным соперником и возможным претендентом на престол. Князь Владимир Андреевич будет отравлен Иваном Грозным осенью 1569 года; тогда же царь расправится и с членами его семьи.

Уже тогда жестокость царя стала приобретать новые, изощрённые формы. Так, например, князь Репнин, полководец, один из героев Ливонской войны, был схвачен в церкви и убит лишь за то, что отказался на царском пиру надеть на себя «машкару» (потешную маску) и изображать роль царского шута. Но главные казни были ещё впереди. Россия стояла на пороге страшных времён…