Фёдор Фёдорович Ушаков – непобедимый русский адмирал, герой русско-турецких войн и первой войны России с Францией. Федор Ушаков прославил Россию своими блестящими победами. Вместе с Суворовым А.В. является создателем школы русского полководческого искусства. Безумно храбрый моряк, благородный человек, немного грубоватый в обращении – таким Ушаков Ф.Ф. запомнился современникам.

Легендарный адмирал флота российского Фёдор Фёдорович Ушаков не проиграл ни одного сражения, и ни один матрос под его командованием не попал в плен. Будущий адмирал родился 24 февраля 1745 г. в семье небогатых тамбовских дворян. В XVIII в. мальчиков из дворянских семей уже с детских лет было принято записывать «в службу». Отец Фёдора, отставной поручик лейб-гвардии Семёновского полка Фёдор Игнатьевич Ушаков, зачитывавшийся на досуге «Записками о Свейской войне» Петра I и приключенческими романами о пиратах, не без усилий добился, чтобы его сына зачислили мичманом в морской экипаж.

Последующие звания обычно присваивались по мере взросления ребёнка и в немалой степени зависели от связей родственников при дворе, а также размеров взяток чиновникам. Так или иначе, в 17 лет Фёдор Ушаков стал капитан-поручиком. Вскоре молодой человек прибыл в Санкт-Петербург и поступил в Морской кадетский корпус. По окончании учёбы он получил диплом с отличием и эполеты бригадира.

Председатель Тайной канцелярии Андрей Иванович Ушаков добился назначения своего внучатого племянника Федора командиром императорской яхты «Штандарт». Служба не была обременительной – Екатерина II редко совершала морские прогулки. Каюта 20-летнего капитана постепенно превратилась в своего рода учебный класс, куда запросто заходили младшие офицеры, чтобы обсудить новинки мировой военно-морской тактики.

Адмирал Ушаков Ф.Ф.

Когда началась русско-турецкая война 1768-1774 гг., Фёдор Ушаков добился перевода в Донскую флотилию, командовать галерной ротой. Уже после войны  при раз­боре неудачно прошедших в июне 1775 г. учений Ушакова заметил всесильный фаворит князь Потёмкин Г.А., которому понравились верные и смелые суждения бригадира Ушакова. Фёдор Фёдорович был назначен командиром нового фрегата, который под командованием Ушакова неизменно оказывался первым в учебных походах и артиллерийских стрельбах.

Через несколько лет Григорий Александрович Потёмкин доверил молодому и талантливому офицеру старый 56-пушечный линейный корабль «Виктор». Одновременно Потёмкин пригласил Фёдора Ушакова на корабельные верфи в Херсон, где закладывалась серия линейных кораблей «Слава Екатерины». Ушаков вникал во все тонкости строительства, здесь он был назначен капитаном корабля «Святой Павел». Экипаж корабля Фёдор Фёдорович набирал и учил сам.

К началу новой русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Ушаков Ф.Ф. был командиром авангарда флота и находился в Севастополе. В это время главные силы русского Черноморского флота были сосредоточены у мыса Калиакрия, но из-за сильного шторма погибла треть Черноморского флота: часть кораблей передового отряда пошла ко дну, другая – выбросилась на берег. Однако «Святой Павел» Ушакова с поломанными снастями вернулся в Севастополь исключительно благодаря хладнокровию своего командира и выучке команды.

Командующий Черноморским флотом адмирал Войнович после этой трагедии боялся даже вывести оставшиеся корабли из гавани на внешний рейд, умоляя императрицу разрешить отвести их в Азовское море, чтобы сохранить уцелевшую часть флота. Потёмкин своей властью приказал Ушакову действовать в случае необходимости самостоятельно.

Капудан-паша Османской империи Гассан-бей, во время Чесменского сражения выплывший с саблей в зубах из-под обломков своего корабля «Реал-Мустафа», мечтал восстановить свою славу Крокодила Морских Сражений, померкшую после поражения при Чесме. Ушаков, готовясь к сражениям, делал расчёты новых тактических приёмов. Из-за отсутствия в Севастополе достаточного количества кораблей пришлось отказаться от классических принципов боя параллельными линиями.

В июле 1788 г. 17 турецких линейных кораблей во главе с флагманом «Капудание» у острова Фидониси встретились с авангардом русского флота – отрядом кораблей «Святого Павла». Турки намного превосходили русские силы в кораблях и орудиях. Идти на абордаж, имея 4 тыс. матросов против 10 тыс. неприятеля, было безумием. Тем не менее, Ушаков сделал манёвр, создавший у противника впечатление, что строй русских кораблей идёт на сближение с бортами его головных судов. Турки прекратили стрельбу и собрали команду на палубах для абордажного боя.

В этот момент, убрав паруса и уменьшив скорость, Ушаков приказал бить в упор по бортам неприятельских кораблей. Русские снаряды буквально сметали людей с палуб. Гассан-бей попытался помочь им, открыв огонь по «Святому Павлу». Но произошло то, на что и рассчитывал Фёдор Фёдорович: эти снаряды попадали в более высокие турецкие корабли, которые кольцом закрывали русские парусники, ведущие непрерывный огонь. В результате два вражеских фрегата загорелись и пошли ко дну. Турки были вынуждены отойти назад. Ушаков в этом сражении не потерял ни одного матроса.

Вскоре последовала новая победа русских в Керченском проливе и у Гаджибея. В 1790 г. Екатерина II лично вручила Фёдору Фёдоровичу Ушакову эполеты вице-адмирала и патент командующего Черноморским флотом. На него возлагалась ответственная задача – поддерживать войска Суворова, ведущие наступление в дунайском княжестве Валахия.

В конце лета 1790 г. у Тендровской косы турецкая эскадра, преграждавшая русским кораблям вход в устье Дуная, была стремительна атакована. Первым погиб турецкий флагман «Капудание», подожжённый с кормы фрегатом «Святой Андрей». 66-пушечпый «Мелеки-Бахри» и три галеры выбросили белый флаг. Третий линейный корабль опрокинулся при попытке сманеврировать. Потери русских моряков в бою у Тендры составили 20 человек.

Окончательную победу Черноморский флот одержал в 1791 г. у мыса Калиакрия (Северо-Восточная Болгария на побережье Черного моря). Турецкая эскадра стояла на якоре под прикрытием береговых батарей. Ушаков Ф.Ф. применил новый тактический прием: он прошел между берегом и турецкой эскадрой, а затем решительно атаковал противника. Ушаков, имея в своём распоряжении всего 16 линейных кораблей и 2 фрегата, атаковал огромный турецкий флот, насчитывавший 18 линейных кораблей и 17 фрегатов.

Только августейший указ императрицы о прекращении боевых действий в связи с началом мирных переговоров, доставленный Ушакову на быстроходной бригантине, спас турок от полного разгрома. Османская империя лишилась флота па Чёрном море. Наши же потери составили 17 человек убитыми и 28 ранеными.

После смерти Екатерины II её сын император Павел I стал искать союзников, чтобы остановить экспансию Французской Республики. Французская армия заняла Северную Италию, высадились на Ионических островах и в Египте. Была создана антифранцузская коалиция, в которую вошли Россия, Турция, Австрия и Англия. Армия под командованием Суворова А.В. была отправлена в Северную Италию, а черноморская эскадра Ушакова Ф.Ф. прибыла на берега Босфора.

Осенью 1798 г. русско-турецкий флот осадил остров Корфу – сильнейшую крепость Ионического архипелага, которую занимал значительный по численности французский гарнизон. Вскоре русским морякам и солдатом стало не хватать продовольствия. Надежда на то, что турки организуют снабжение флота, не оправдалась. И Ушаков решился на то, что до сих пор считалось невозможным, – взять хорошо укреплённую цитадель штурмом с моря.

Ночью на побережье острова были высажены 500 десантников. Когда рассвело, корабли открыли огонь, поддерживая поднявшихся в атаку солдат и матросов. Во второй волне наступавших бежали турки с большими мешками – в них они складывали отрезанные головы убитых французских солдат: их числом измерялся личный героизм турецкого воина и определялся размер его будущей премии от капудап-паши. Вице-адмирал решительно пресёк бесчинства турок.

Сопротивление французской армии было сломлено, остров Корфу был освобождён. Русские моряки захватили около 3000 пленных, 629 орудий, 16 кораблей, 5495 ружей, множество боеприпасов и имущества. За взятие крепости и острова Корфу Федор Федорович был произведен в адмиралы.

Победа при Корфу имела огромное значение. Когда 30 сентября 1799 г. корабли русско-турецкой эскадры бросили якоря недалеко от Рима, в Остии, и был высажен десант в 500 человек, 3-тысячный французский гарнизон капитулировал.

Однако среди стран коалиции возник ряд дипломатических проблем. Оскорблённый откровенным пренебрежением Вены и Лондона к российским войскам, решившим судьбу кампании 1799 г., Павел I вышел из антифранцузской коалиции и отозвал Суворова и Ушакова на родину. Одновременно Россия начала активную дипломатическую подготовку к заключению военно-политического союза с Францией, что грозило войной между бывшими союзниками. Русские корабли покинули Италию.

Воцарение Александра I обернулось для великого русского флотоводца неожиданной отставкой. На этом настаивали английские, австрийские и турецкие послы при согласовании условий восстановления дипломатических и экономических отношений между Россией и ее бывшими партнёрами по антифранцузской коалиции. Могучую державу пытались ослабить, лишив её талантливых полководцев и флотоводцев.

В 1807 г. Федор Федорович подал прошение об отставке и уехал в свое имение на Тамбовщину, выдающиеся способности Ушакова как флотоводца в дальнейшем практически не использовались. Адмирал Ушаков Ф.Ф. скончался на 73-м году жизни 14 октября 1817 г. Похоронен в Санаксарском монастыре около города Темникова.