Никто не может сказать о поэте больше, чем он сам может сказать о себе. Ни близкие поэту люди, ни его друзья не могут рассказать о нем больше, чем он сам говорит о себе в своих стихах. Поэт — это целый мир переживаний, радостей, мечтаний, желаний…

Огромное влияние на Серебряный век оказал Золотой век, век великого Пушкина. Среди поэтических звезд конца XIX — начала XX веков известны такие поэты как Гумилев, Брюсов, Цветаева и многие другие истинные таланты. Не многие поэты дожили до старости, видимо, судьба уготавливает для поэтов не только неординарную жизнь, но и необычный ее конец. Судьба щадит их, даруя им вечную молодость.

Известность Николай Гумилев приобрел с появлением в литературе нового направления — акмеизма, которое возникло на обломках символизма. В своем творчестве Николай Гумилев шагнул далеко за рамки теории, его лирике присущи ясность, правдивость и устремленность в будущее.

Среди таких вечно молодых поэтов — и муза русского поэта Николая Гумилева. Поэта, чье имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое. Проникали, в очередной раз доказывая миру, что судьба больше поэта; что можно убить творца, но не память о нем, но не его стихи. На примере Гумилева можно судить о трагической судьбе русской интеллигенции начала XX века. Интеллигенции, ярким и полноправным представителем которой был Гумилев.

Гумилёв Н.С., фото 1911 г.

Гумилёв Н.С., фото 1911 г.

Николай Гумилев — человек сильной, можно сказать, «стальной воли» — делал себя сам, и потому признавал над собою только собственный суд. Было в нем что-то властное, гордое, что-то, что заставляло людей, не менее гордых, прислушиваться к нему, подчиняться ему. Так, Гумилев смог создать «Цех поэтов», в который вошли такие знаменитости, как Мандельштам, Зенкевич, Ахматова, Городецкий.

Необычайной смелостью, своеволием, непокорностью, непримиримостью с обстоятельствами обладал этот человек. Судьба словно предсказывала «бурную жизнь» Николаю Гумилеву, родившемуся в штормовую весеннюю ночь. У поэта действительно была особая жизнь — он всегда был вождем. Большое внимание на творчество поэта оказал Валерий Брюсов, особенно в первые годы самостоятельного творчества.

Прекрасный поэт, превосходный мастер слова — такие эпитеты можно перечислять о Гумилёве бесконечно. Формирование литературных взглядов Николая Гумилева произошло в Царском Селе, где «сам воздух был наполнен поэзией». Первый сборник «Путь конкистадоров» заявил о романтических устремлениях молодого поэта, которому в ту пору было восемнадцать лет. Свое путешествие в Африку Гумилев воспел в одном из лучших стихотворений «Пятистопные ямбы»:
Я помню ночь, как черную наяду,
В морях под знаком Южного креста.
Я плыл на юг…

Можно только восхищаться его любовью к путешествиям, любовью и уважением к африканскому континенту, его культуре и обычаям. Поэзию Николая Гумилева можно назвать поэзией дальних странствий. Он сохранял верность этой теме на протяжении всей своей недолгой жизни:
Мне ведомы все дороги
На этой земле привольной.

Любовная лирика поэта непосредственно связана с Анной Горенко, известной под именем Анны Ахматовой, с которой поэт знакомится в 1903 году и посвятит ей ряд стихотворений. Необычайно красиво стихотворение «Она», посвящённое, несомненно, Анне Ахматовой. Вообще, красота и певучесть характерна всем стихотворениям Гумилева.

Гумилев действительно любил, даже преклонялся перед Ахматовой:
Назвать нельзя ее красивой,
Но в ней все счастие мое.

Мы узнаем, что у женщины, которую любит поэт, «четки сны ее, как тени». Так можно сказать только о поэтессе. Много великолепных стихотворений он посвятил признанной королеве русской поэзии, которая осталась любовью всей его жизни. Именно этой любовью пронизаны многие стихотворения поэта. Например:
Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о вас, о вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,
И вновь душа пьяна и смятенна.

Создается впечатление, что любовная лирика писалась Гумилевым как бы с учетом того, что слова будут переложены на музыку. Его стихи очень мелодичны, близки к романсу. Целый сборник «Романтические стихи» был посвящен Анне Андреевне. Широко использует Гумилев былинные образы и саму форму былин.

Экзотика в поэзии Гумилева никогда не была самоцелью, но если сначала она присутствовала как выражение мечты («Озеро Дели»), то затем, в зрелом возрасте, стала отражением его, гумилевского мировидения и бытия. Романтика прекрасно уживалась в нем с трезвым отношением к поэзии, ибо одно было формой существования, второе — делом жизни, и в личности этого человека они являли единый сплав.

Прекрасно по своим художественным качествам стихотворение «Отравленный». Оно просто наполнено романтикой:
И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась долина без края
И совсем золотой небосклон».

И вообще, слово «золотой» очень часто встречается в стихотворениях Гумилева: «звенели золотом копыт» («Царица»), «золотой небосклон», «стакан золотого вина», «и одно золотое с рубином кольцо» («Баллада»). Видимо, золото ассоциировалось у Гумилева с властью, гордостью, что было близко его душе.

Хотя сомнений в себе, в своем таланте немало, Гумилев не отступается от мысли, что человек может сделать себя сам — даже поэтом. Вечно актуальная тема поэта и поэзии ярко отразилась в произведениях Гумилева. Подобно Лермонтову, Гумилев чувствовал, что поэт немеет:
Они запуганы и бледны
В громадах каменных домов.

Но он более оптимистичен, нежели Лермонтов, если тот определенно скорбит об утерянном призвании поэта, то Гумилев говорит: «И ныне есть еще пророки». Гумилев так же, как и Лермонтов, скорбит о поэтах, к которым теряется интерес:
Но только духи темных башен
Те речи слушают, смеясь.

Поэт и толпа — тема, ярко выраженная в творчестве Гумилева. И здесь он особое внимание уделяет пророческой речи поэта и тому, что эта пророческая речь никому не нужна.

Первая мировая война оказала большое влияние на поэзию Гумилева. Он добровольцем ушел на фронт в 1914 году. За храбрость и мужество был награждён двумя Георгиевскими крестами. Войну он знал изнутри, а не понаслышке, поэтому он так правдиво рассказал о ее ужасах в своих произведениях.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

На фронте Николай Гумилёв вёл дневник военных дней. Корреспонденции Гумилева с фронта печаталась весь 1915 год в петербургской газете «Биржевые ведомости» под названием «Записки кавалериста». Поэт, романтик, «рыцарь счастья» верил, что не погибнет – так и произошло. Однако жизнь талантливого русского поэта оборвалась в тридцать пять лет, в полном расцвете жизненных и творческих сил. Гумилев был расстрелян в 1921 г., став одной из многочисленных жертв красного террора.

Еще очень многое можно сказать о поэте Гумилеве, и еще многое можно сказать о человеке Гумилеве, но всего в одном сочинении не выскажешь.

В заключение я хотела бы сказать, что Гумилев — один из самых полюбившихся мне поэтов Серебряного века. Особенно в его творчестве мне импонирует его открытость, красота стихотворений. Нет в его лирике резкости, скачков — просто текучая, «медная музыка стиха». И если уж так красивы его стихи — не могут их не читать.

Стихотворения Николая Гумилёва можно перечитывать много раз и каждый раз открывать в них для себя что-то новое, интересное и познавательное. Не признанный современниками и отвергнутый временем, Гумилев сегодня — один из самых читаемых поэтов Серебряного века. Его стихотворения завораживают своей простотой и трогательной искренностью. Мне бы хотелось закончить словами самого поэта: «Я бог таинственного мира».