США

Истребитель North American Р-51 Mustang (1940 г.)

На вооружении: Австралия, Великобритания, Нидерланды, Канада, Китай, Новая Зеландия, СССР (10 экз. Р-51 А), США, Южно-Африканский союз.

Один из лучших истребителей Второй мировой войны. Создавался по заказу Англии как низковысотный тактический истребитель-разведчик. Применялся для сопровождения бомбардировщиков при налетах на военные объекты Германии. Широко использовался в войне на Тихом океане. В первой половине 1942 г. в СССР был поставлен первый Р-51. Р-51 А — версия дальнего истребителя-разведчика; имел форсированный двигатель и протектированные баки; вооружение: 4х12,7-мм пулемета.

Лётно-технические данные (ЛТД) модификации Р-51 А

  1. Двигатель (мощность): 1хAllison V-1710-81 (1200 л.с.)
  2. Размах, м: 11,34
  3. Длина, м: 9,82
  4. Высота, м: 2,64
  5. Площадь крыла, м2: 21,83
  6. Вес, кг
  • Пустого: 2920
  • Взлетный: 3905
  1. Максимальная скорость на высоте 6100 м, км/ч: 624
  2. Дальность, км: 3760
  3. Время набора высоты 6100 м, мин: 9,1
  4. Потолок, м: 9560
  5. Вооружение
  • Стрелково-пушечное: 4х12,7-мм (крыльевые пулеметы)
  • Бомбовое, кг: 440
  1. Экипаж, чел.: 1

Истребитель North American Р-51 Mustang

Истребитель Bell Р-39 Airacobra (1938 г.)

На вооружении: США, Франция, Великобритания, Италия, Португалия, СССР (4578 экз. Р-400, P-39D, N, Q, TP-39D, F (по другим данным — 4952 экз.). Истребитель оригинальной конструкция — двигатель установлен в средней части фюзеляжа над центропланом. Использовался в районе Алеутских островов на Тихом океане, в Новой Гвинее, Тунисе и Италии. Поставлялся по ленд-лизу в Англию. Наиболее широкое применение нашел в ВВС СССР на советско-германском фронте, где активно и успешно использовался в качестве фронтового истребителя.

Истребитель Bell Р-39 Airacobra

Модификации, поставленные в СССР

P-39D (Модель 14 И 15) — версия истребителя; двигатель Allison V-1710-35 (1150 л.с.); вооружение: 1х37-мм пушка и 2×12,7-мм крыльевых синхронных пулемета; установлен подфюзеляжный держатель для подвески 227-кг бомбы или сбрасываемого бака; имел протектированные бензобаки; Модель 14 была вооружена 1х20-мм пушкой и 6х7,62-мм крыльевыми пулеметами и поставлялась в Великобританию, поздние варианты (D-2) были оснащены двигателем Allison V-1710-63 или Allison V-1710-E6 (экспортный вариант).
P-39F — установлен ВИШ Аегоргоducts).
Р-400 (Модель 14А) — заказ Великобритании и Франции; 179 экз. оставлены в США для USAAF и более 250 экз. были поставлены Великобританией в ВВС СССР.
P-39K/M/N — имели разные варианты радиооборудования; воздушных винтов и объемов внутренних топливных баков и соответственно двигателей Allison V-1710-63/83/85; вариант P-39N имел уменьшенную массу горючего и броневой защиты.
P-39Q — двигатель Allison V-1710-85 с ВИШ Aeroproducts; имел 3- или 4-лопастные воздушные винты; вооружение: 1х37-мм пушка (м.-п.) и 2×12,7-мм пулеметы в подкрыльевых обтекателях.
Airacobra Mk.l — эквивалент Р-39 для RAF; двигатель V-1710-E4 (экспортный вариант V-1710-35); установлено английское оборудование и крыльевое вооружение; 212 экз. поставлены в СССР.
ТР-39 — версия двухместного учебно-тренировочного самолета; модификация P-39D, F, Q.

ЛТП модификации P-39D

1. Двигатель (мощность): 1 х Allison V-1710-35 (1150 л.с.)
2. Размах, м: 10,36
3. Длина, м: 9,19
4. Высота, м: 3,60
5. Площадь крыла, м2: 19,79
6. Вес, кг
• Пустого: 2478
• Взлетный: 3558
7. Максимальная скорость на высоте 4200 м, км/ч: 585
8. Дальность, км: 965
9. Время набора высоты 1524 м, мин: 1,9
10. Потолок, м: 9600
11. Вооружение
• Стрелково-пушечное: 1х37-мм (мотор-пушка); 2×12,7-мм (синхронные пулеметы); 2х7,62-мм (крыльевые пулеметы)
• Бомбовое, кг: 1×227
12. Экипаж, чел.: 1

Истребитель Bell Р-63 Kingcobra (1942 г.)

На вооружении: США, Франция, Великобритания (2 экз.), СССР (2421 экз.), Италия. Развитие истребителя Р-39. Ограниченно применялся в ВВС США в 1942-1944 гг. Большое количество самолетов было поставлено в СССР, где использовались в основном в частях ПВО, не принимая участия в боевых действиях.

Модификации, поставленные в СССР

ХР-63/А (Модель 33) — прототип; модификация Р-39Е; двигатель Allison V-1710 и V-1710-93; имел крыло с ламинарным профилем и варианты хвостового оперения.
Р-63А/А-10 — версии истребителя и истребителя-бомбардировщика; вооружение: (А) 1х37-мм пушка М4 в носу и 2×12,7-мм пулемета в подкрыльевых обтекателях, на А-5 установлен держатель для 237-кг бомбы или 284-л (662-л) бензобаков, А-6 имел подкрыльевые держатели для двух бомб или дополнительных топливных баков, А-10 мог нести под крылом 6 неуправляемых ракет «воздух-земля», на других вариантах самолета могли устанавливаться 2 дополнительных фюзеляжных 12,7-мм пулемета; в серии вес брони увеличен с 40 до 110 кг.
Р-63С — двигатель Allison V-1710-117 (1800 л.с.); установлен нижний киль.

Истребитель Bell Р-63 Kingcobra

ЛТД модификации Р-63А

  1. Двигатель (мощность): 1 х Allison V-1710-93 (1500 л.с.)
  2. Размах, м: 11,68
  3. Длина, м: 9,96
  4. Высота, м: 3,84
  5. Площадь крыла, м2: 23,04
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2892
  • Взлетный: 4763
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 608
  2. Максимальная скорость на высоте 1524 м, км/ч: 660
  3. Дальность, км: 3540
  4. Время набора высоты 7620 м, мин: 7,3
  5. Потолок, м: 13106

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное: 1х37-мм (мотор-пушка); 2×12,7-мм (синхронные пулеметы); по 1×12,7-мм (пулеметы в подкрыльевых гондолах)
  • Бомбовое, кг: 3×227
  1. Экипаж, чел.: 1

Бомбардировщик North American В-25 Mitchell (1939 г.)

На вооружении: Бразилия, Великобритания, Нидерланды Канада, СССР (861 экз. В-25В, С, D, G, J, ленд-лиз), США, Франция. Представлял собой среднеплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Боевой дебют состоялся в 1942 г. во время вторжения японцев в Новую Гвинею и на Филиппины. В апреле 1942 г. 16 самолетов В-25В под командованием известного летчика Дулиттла, стартовав с авианосца «Hornet», нанесли удар по Токио. На тихоокеанском ТВД самолеты принимали участие в боевых действиях вплоть до окончания войны. RAF использовали самолет на северо-западе Европы. Широко применялся в СССР на советско-германском фронте.

Бомбардировщик North American В-25 Mitchell

Модификации, поставленные в СССР

В-25В — установлены верхняя и нижняя (убирающаяся, с дистанционным управлением) турели Bendix, каждая со спаренными 12,7-мм пулеметами, хвостовые пулеметы демонтированы, а на их месте оборудован наблюдательный пост.
В-25С — как В-25В; двигатели Wright R-2600-13 Cyclone (1700 л.с.); имел автопилот; установлены наружные подкрыльевые бомбодержатели; на поздних самолетах установлены дополнительные топливные баки.
B-25D — модификация В-25С; версия среднего бомбардировщика; завод Dallas.
B-25G — серийный; версия противокорабельного самолета; вооружение: 1х75-мм пушка М4 и 2×12,7-мм пулемета; переконструирован бомбоотсек для размещения торпеды.
B-25J — модификация В-25Н; двигатели Wright R-2600-92; начальная серия имела остекление носовой части фюзеляжа как у В-25С; первые 150 экз. несли бомбовую нагрузку 1×907 кг; на поздних моделях установлена неостекленная носовая часть фюзеляжа, как у В-25Н, с 8×12,7-мм пулеметами.

ЛТД модификации B-25D

  1. Двигатель (мощность): 2хWright R-2600-13 (1700 л.с.)
  2. Размах, м: 20,60
  3. Длина, м: 16,12
  4. Высота, м: 4,82
  5. Площадь крыла, м2: 56,67
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 9208
  • Взлетный: 15880
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 375
  2. Максимальная скорость у земли, км/ч: 425
  3. Максимальная скорость на высоте 4572 м, км/ч: 457
  4. Дальность, км: 2414
  5. Время набора высоты 4572 м, мин: 16,5
  6. Потолок, м: 6462
  7. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 2×12,7-мм неподвижных пулемета в носовой части фюзеляжа; по 2×12,7-мм пулемета в верхней и убирающейся носовой стрелковых точках
  • Бомбовое, кг: 1361 или торпедное, кг 907
  1. Экипаж, чел.: 5

Истребитель Curtiss Р-40 (1938 г.)

Ha вооружении: США, Австралия, Канада, Китай, Египет, Великобритания, ЮАС, Турция, СССР (24 экз. Р-40В; 195 экз. Р-40С, Tomahawk Mk.IA, IIВ; 2097 экз. Р-40Е, К, М, N, Kittyhawk Mk.III, IV), Франция, Япония, Нидерланды, Финляндия, Новая Зеландия. Создан на базе истребителя Р-36А путем установки рядного двигателя. Ограниченно использовался в ВВС США. Начал свою боевую карьеру на Тихом океане, где большинство самолетов базировалось на Гавайях. Понесли значительные потери во время нападения японцев на Перл-Харбор. Зимой 1941-1942 гг. действовали на Среднем Востоке и в Северной Африке. Этими самолетами была вооружена группа американских добровольцев «Летающие тигры» в Китае. В больших количествах поставлялся в СССР, где широко использовался на северном участке советско-германско-го фронта.

Истребитель Curtiss Р-40

Модификации, поставленные в СССР

Р-40В — модификация Р-40; версия истребителя; имел броню и протектироанные баки; дополнительно установлены 2х7,62-мм крыльевых пулемета.
Р-40С — модификация Р-40; переконструирована топливная система; установлены протектированные баки; вооружение: 2×12,7-мм пулемета под капотом и 4х7,62-мм крыльевых пулемета.
Tomahawk Mk.l — бывший заказ Франции; эквивалент Р-40 для RAF; имел дополнительные 2х7,62-мм неподвижных в крыле пулемета Browning (н.в.к.).
Tomahawk Mk.IIВ — эквивалент Р-40С для RAF.
Р-40Е — версия истребителя-бомбардировщика; модификация P-40D; имел дополнительные 2 пулемета (н.в.к.).
Р-40К — модификация Р-40Е; двигатель Allison V-1710-73 (1325 л.с.); некоторые самолеты имели укороченный фюзеляж.
Р-40М — модификация Р-40К; двигатель Allison V-1710-81 (1200 л.с.).
P-40N-1/15 — модификация P-40L и М; имел новую облегченную конструкцию; вооружение: 4 пулемета (н.в.к.).
P-40N-20/35 — версия истребителя-бомбардировщика; двигатель Allison V-1710-99 (1200 л.с.); вооружение: 6 пулеметов (н.в.к.) и 1 бомба.
P-40N-40-двигатель Allison V-1710-115 (1200 л.с.); мог нести 3 бомбы.
Kittyhawk Mk. III— эквивалент Р-40 К и Р-40М для RAF; ленд-лиз; многие переданы в RAAF и RNZAF.
Kittyhawk Mk.IV — эквивалент P-40N для RAF; ленд-лиз.

ЛТД модификации Р-40Е

  1. Двигатель (мощность): IxAllison V-1710-39 (1150 л.с.)
  2. Размах, м: 11,38
  3. Длина, м: 9,50
  4. Высота, м: 3,22
  5. Площадь крыла, м2: 21,92
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 2880
  • Взлетный: 4173
  1. Максимальная скорость на высоте 1524 м, км/ч: 539
  2. Дальность, км: 1368
  3. Время набора высоты 3048 м, мин: 4,8
  4. Потолок, м: 8840
  5. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 6×12,7-мм (крыльевые пулеметы)
  • Бомбовое, кг: 1 х227 (под фюзеляжем); 2×45 (под крылом)
  1. Экипаж, чел.: 1

Истребитель Republic Р-47 Thunderbolt (1941 г.)

На вооружении: США, Бразилия, Фрация, Мексика, Великобритания, СССР (1 экз. Р-47В, 195 экз. Р-47D-27). Самый массовый истребитель США периода Второй мировой войны. С 1943 г. применялся в Европе с баз в Англии. Использовался как высотный истребитель сопровождения на многих ТВД. Поставлялся в СССР по ленд-лизу, где стоял на вооружении частей ПВО.

Истребитель Republic Р-47 Thunderbolt

Модификации, поставленные в СССР

ХР-47В — прототип; двигатель Pratt & Whitney XR-2800 Double Wasp (1 экз.).
P-47B — начальная серия; версия истребителя-перехватчика; двигатель Pratt & Whitney R-2800-21 Double Wasp (2000 л.с.); имел сдвижной фонарь и рулевые поверхности с металлической обшивкой; 1 экз. укомплектован, как ХР-47Е, и 1 экз. конверсирован в XP-47F.
P-47D — основная серия; модификация Р-47С; версии истребителя и истребителя-бомбардировщика; двигатель Pratt & Whitney R-2800-21W Double Wasp (2300 л.с.) или Pratt & Whitney R-2800-59W Double Wasp (2535 л.с.).
В поздних сериях были изменены некоторые детали конструкции; увеличена боевая нагрузка и установлен каплевидный фонарь кабины типа «пузырь»; 6 экземпляров были укомплектованы, как XP-47K/L/N и YP-47M (3 экз.); 2 экземпляра преобразованы в ХР-47Н.
Thunderbolt Mk.l — эквивалент P-47D с «оконным» фонарем для RAF.
Thunderbolt Mk.ll — эквивалент P-47D с фонарем типа «пузырь» для RAF.

ЛТД модификации P-47D

  1. Двигатель (мощность): IxPratt & Whitney R-2800-21 W (2300 л.с.) или R-2830-59W (2535 л.с.)
  2. Размах, м: 12,43
  3. Длина, м: 11,01
  4. Высота, м: 4,44
  5. Площадь крыла, м2: 27,87
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 4491
  • Взлетный: 6804
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 563
  2. Максимальная скорость на высоте, км/ч: 697 (9144 км)
  3. Дальность, км: —
  4. Время набора высоты:
  • м 6096
  • мин 11,00
  1. Потолок: 12800
  2. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 6 (или 8)х12,7-мм Browning (крыльевые пулеметы)
  • Бомбовое, кг: 1134
  1. Экипаж, чел.: 1

Бомбардировщик Douglas DB-7 (1938 г.) (№ А-20) 007

На вооружении: США, Бразилия, Канада, Франция, Великобритания, Нидерланды, ЮАС, Австралия, СССР (ленд-лиз, 3125 экз. DB-7B, Boston Mk.I и III; 665 экз. А-20А и А-20В; 48 экз. А-20С, A-20G, A-20J и А-20К (по другим данным — 2771 экз.)).
После испытаний самолет был представлен на рынок для продажи за рубежом. Первый заказ получен из Франции. Накануне капитуляции Франции практически все самолеты были реквизированы для нужд USAAF. В момент нападения Германии на Францию в мае 1940 г. у французов было немногим более 60 этих самолетов, из которых только 12 машин приняли участие в боевых действиях в составе ВВС Франции, а затем ВВС Виши. Широко применялся на разных ТВД, в том числе на советско-германском фронте, где к концу 1943 г. этими бомбардировщиками были вооружены практически все минно-торпедные полки авиации ВМФ СССР.

Бомбардировщик Douglas DB-7

Модификации, поставленные в СССР

DB-7B — модификация DB-7A; заказ Великобритании; версия бомбардировщика; увеличено хвостовое оперение; вооружение: 4×7,7-мм пулемета в носу, 2 в задней части кабины и 1 люковый в днище фюзеляжа (300 экз., 62 экз. реквизировано для нужд USAAF из второго заказа Франции (DB-7B), 453 экз. переданы в RAF, 28 экз. поставлено в СССР; заводы Douglas, Boeing).
Boston Mk.l — эквивалент DB-7 для RAF; 20 экз. переданы из заказа Франции.
Boston Mk.III — усовершенствованный эквивалент DB-7B (модернизиро-
ваны электро- и гидросистемы, вооружение: 4×7,7-мм пулемета в носу, 2 в задней части кабины и 1 люковый в днище фюзеляжа) и эквивалент DB-7C для RAF; 781 экз. поставлен по ленд-лизу из заказа Великобритании, из бывшего заказа Франции и А-20С из USAAF.
А-20А — оснащен двигателями Wright R-2600-3 без турбонагнетателей; вооружение, как у DB-7B, плюс по одному пулемету с дистанционным управлением в задней части мотогондол, бомбовая нагрузка — 500 кг.
А-20В Havoc — эквивалент DB-7A для ВВС США; имел 2×12,7-мм пулемета в носу фюзеляжа.
А-20С — модификация А-20А с двигателями Wright R-2600-23 и с британским оборудованием; заводы Douglas , Boeing (эти самолеты имели отличия в электросистеме и во вспомогательном оборудовании двигателей).
A-20G Havoc — двигатели Wright R-2600-23; удлинена носовая часть фюзеляжа; имел разные варианты вооружения: (серия 1) 2×12,7-мм пулемета и 4х20-мм пушки в носу фюзеляжа, а также 1 (или 2)х12,7-мм в задней части кабины и 1х7,62-мм люковый пулемет в днище фюзеляжа, (серия 2) 6×12,7-мм пулеметов в носу фюзеляжа и 2×12,7-мм турельных пулемета в расширенной на 15 см хвостовой части фюзеляжа, установлены подкрыльевые бомбодержатели на 907 кг бомб и дополнительные топливные баки в бомбоотсеке, для обеспечения дальности полета 3200 км под фюзеляж мог подвешиваться сбрасываемый топливный бак; на серии 3 была улучшена бронезащита, навигационное оборудование и бомбоприцел, установлено оборудование для использования самолета в условиях низких температур.
A-20J — модификация A-20G; версия самолета-лидера; имел неостекленную носовую часть фюзеляжа.
А-20К — модификация А-20Н; версия самолета-лидера; имел неостекленную носовую часть фюзеляжа.

ЛТД модификации DB-7B

  1. Двигатель (мощность): 2 х Wright R-2600-A5B (1500 л.с.)
  2. Размах, м: 18,69
  3. Длина, м: 14,40
  4. Высота, м: 5,51
  5. Площадь крыла, м2: 43,11
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 6827
  • Взлетный: 9790
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 439
  2. Максимальная скорость у земли, км/ч: 500
  3. Максимальная скорость на высоте, км/ч: —
  4. Дальность, км: 845
  5. Время набора высоты, мин: —
  6. Скороподъемность, м/мин: 696
  7. Потолок, м: 7672
  8. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 4х7,69-мм (неподвижные пулеметы в носовой части фюзеляжа); 2х7,69-мм (пулеметы в верхней стрелковой точке); 1х7,69-мм (подвижный пулемет в носовой части фюзеляжа)
  • Бомбовое, кг: 907
  1. Экипаж, чел.: 3

Летающая лодка общего назначения Consolidated PBY Catalina (1935 г.)

На вооружении: США, Австралия, Бразилия, Канада, Франция, Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, ЮАС, СССР (48 экз. PBY-6A; 138 экз. PBN-1).
Популярная летающая лодка. Имела крыло типа парасоль, которое поддерживалось над фюзеляжем с помощью мощного центрального пилона и двух небольших двойных обтекаемых подкосов. Стабилизирующие поплавки в убранном полетном положении образовывали законцовку крыла. Конструкция фюзеляжа с двумя реданами была очень похожа на фюзеляж летающей лодки P2Y. Выпускалась большим тиражом и поставлялась на экспорт. В разных модификациях участвовала практически на всех морских ТВД. Активно использовалась в СССР в арктических районах.

Летающая лодка общего назначения Consolidated PBY Catalina

Модификации, поставленные в СССР

PBN-1 Nomad — самолет-амфибия; модификация PBY-5A; увеличен запас топлива и вес планера; удлинена хвостовая часть фюзеляжа; имел разные варианты вооружения; 138 экз. поставлено в СССР по ленд-лизу; завод NAF.
PBY-6A — модификация PBN-1; установлено шасси; имел разные варианты вооружения; удлинена хвостовая часть фюзеляжа; 48 экз. поставлено в СССР.
ГСТ — вариант PBY-3 (поставлено в СССР около 3 экз.); строился по лицензии в СССР.

ЛТД модификации PBY-5

  1. Двигатель (мощность): 2 х Pratt & Whitney R-1830-82 (1200 л.с.)
  2. Размах, м: 31,70
  3. Длина, м: 16,45
  4. Высота, м: 5,76
  5. Площадь крыла, м2: 130,00
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 7893
  • Взлетный: 15145
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 185
  2. Максимальная скорость на высоте 1737 м, км/ч: 322
  3. Дальность, км: 3049
  4. Скороподъемность, м/мин: 302
  5. Потолок, м: 6584
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: По 1×12,7-мм (подвижный пулемет в носовой масти фюзеляжа и нижней точке); 2×7,62-мм (пулеметы в боковых блистерах); 4х7,62-мм (переносные пулеметы)
  • бомбовое, кг: 4×454
  • или торпеды: 2
  1. Экипаж, чел.: 7-9

Поплавковый разведчик Vought 0S2U Kingfisher (1938 г.)

Ha вооружении: Австралия, Аргентина, Великобритания, Нидерланды, СССР (2 экз. OS2U-3 (по другим данным, 20 экз.)), США, Доминиканская Республика, Мексика, Уругвай, Чили. Стандартный морской разведчик и наблюдательный самолет ВВС ВМФ. Были первыми наблюдательными самолетами в составе ВВС ВМФ, которые запускались с катапульты. На протяжении всей войны использовались на Тихом океане и других морских ТВД в качестве корректировщиков артогня, пикирующих бомбардировщиков, противолодочных и спасательных самолетов. Весной 1944 г. 2 самолета вместе с крейсером «Milwaukee» временно были переданы в СССР и использовались в ВВС ВМФ до 1947 г.

Поплавковый разведчик Vought 0S2U Kingfisher

Модификации, поставленные в СССР

0S2U-3 — версия поплавкового разведчика; двигатель Pratt & Whitney R-985-AN-2 (450 л.с.); установлены дополнительные крыльевые протектированные бензобаки.

ЛТД модификации 0S2U-3

  1. Двигатель (мощность): 1xPratt & Whitney R-985-AN-2 (450 л.с)
  2. Размах, м: 19,94
  3. Длина, м: 10,25
  4. Высота, м: 4,60
  5. Площадь крыла, м2: 24,34
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 1870
  • Взлетный: 2722
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 191
  2. Максимальная скорость у земли, км/ч: 253
  3. Дальность, км: 1858
  4. Время набора высоты 3048 м, мин: 29,1
  5. Потолок, м: 3962
  6. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1х7,62-мм Browning (неподвижный пулемет в носовой части фюзеляжа); 1х7,62-мм (подвижный пулемет в задней части кабины)
  • Бомбовое, кг: 295
  1. Экипаж, чел.: 2

Наблюдательный самолет Curtiss 0-52 Owl (1941 г.)

На вооружении: США, СССР (19 экз.). Использовался в USAAF для тренировок. В 1943 г. поставлялся по ленд-лизу в СССР, где применялся на северном и центральном участках советско-германском фронта.

Модификации, поставленные в СССР

0-52 — версия наблюдательного самолета; подкосный моноплан.

ЛТД модификации 0-52

  1. Двигатель (мощность): 1хPratt & Whitney R-1340-51 (600 л.с.)
  2. Размах, м: 13,36
  3. Длина, м: 7,75
  4. Высота, м: 2,83
  5. Площадь крыла, м2: 19,51
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 1919
  • Взлетный: 2407
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 290
  2. Максимальная скорость на высоте 914 м, км/ч: 335
  3. Дальность, км: 1126
  4. Вооружение:
  • Стрелково-пушечное: 1×12,7-мм (подвижный пулемет в задней части кабины)
  1. Экипаж, чел.: 2

Транспортный самолет Douglas DC-3 (C-47) Dakota (1935 r.)

На вооружении: США, Австралия, Канада, Германия, Великобритания, Индия, Япония, Румыния, СССР (709 экз. — ленд-лиз, более 2000 экз. лицензия). Очень популярный гражданский и военно-транспортный самолет. Представлял собой свободнонесущий низкоплан цельнометаллической конструкции, полотняная обшивка была только на рулевых плоскостях. Широко использовался союзниками на всех ТВД. Принимал участие в боевых действиях на Сицилии и в Бирме. Эти самолеты обеспечивали высадку союзных войск в Нормандии. Строился по лицензии в Японии и СССР (Ли-2). Кроме перевозки грузов и личного состава, применялся для радиопротиводействия радарам, борьбы с кораблями и использовался в Антарктике. Оставался в строю и обслуживал авиалинии многих стран более 55 лет.

Модификации, поставленные в СССР Модификации, поставленные в СССР

DST (Douglas Sleeper Transport), DC-3 — предвоенные пассажирские самолеты; на разных моделях стояли двигатели Wright Cyclone или Pratt & Whitney Twin Wasp; DST имел 16 спальных мест для пассажиров; DC-3 был базовой пассажирской моделью для дневных полетов; несколько С-47 Skytrain — версия VIP и грузового транспортного самолета; двигатели Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp; увеличен на 15,2 см размах крыла; установлена грузовая дверь, небольшой астрокупол и усилен пол кабины; мог перевозить 2722 кг полезного груза, или 28 парашютистов, или 14 раненых с тремя сопровождающими.
С-47А — модификация С-47; модернизировано электрооборудование.
С-47В — модификация С-47А с другими двигателями с агрегатами высотного наддува; 133 экз. конвертированы в учебно-тренировочную версию ТС-47В.
С-48, 48А/С — реквизированные 36 экз. DC-3A, DST и DC-3; имели разные варианты двигателей.
С-49, 49А/Н, J, К — реквизированные 138 экз. DC-3; имели разные варианты двигателей.
Dakota Mk.I — эквивалент С-47 для RAF (52 экз. — ленд-лиз, 1 экз. изготовлен как запасной).
Dakota Mk.II — реквизированные для RAF 7 экз. DC-2, 3.
Dakota Mk.III — эквивалент С-47А для RAF.
Dakota Mk.IV — эквивалент C-47B для RAF.
Ли-2 — как DC-3 (лицензионный, СССР); некоторые самолеты имели вооружение (более 2000 экз.).

ЛТД модификации С-47

  1. Двигатель (мощность): 2хPratt & Whitney R-1830-92 (1200 л.с.)
  2. Размах, м: 28,90
  3. Длина, м: 19,63
  4. Высота, м: 5,20
  5. Площадь крыла, м2: 91,70
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 7705
  • Взлетный: 11805
  1. Крейсерская скорость, км/ч: 296
  2. Максимальная скорость на высоте 2290 м, км/ч: 368
  3. Дальность, км: 240
  4. Потолок, м: 7076
  5. Экипаж, чел. / груз, кг / пассажиры, чел.: 3/ 4536/ 28

Учебно-тренировочный самолет North American AT-6 Texan (1935 r.)

На вооружении: США, Австралия, Великобритания, Гондурас, Канада, Китай, СССР, Франция, Швеция, Япония. Популярный учебно-тренировочный самолет. Представлял собой свободнонесущий низкоплан с неубирающимся (позже — с убирающимся) шасси с хвостовым колесом. Интенсивно использовался долгие годы в разных странах для обучения и тренировок пилотов, штурманов и стрелков. Использовался в СССР (82 экз.).

Учебно-тренировочный самолет North American AT-6 Texan

Модификации, поставленные в СССР

NA-16 — опытный; двигатель Wright R-975 Whirlwind (400 л.с.); имел открытые кабины.
NA-26 — модификация NA-16; двигатель Pratt & Whitney R-1340 Wasp (600 л.с.); имел убирающееся шасси с хвостовым колесом.
АТ-6 — модификация ВС-1А; имел незначительные изменения в оборудовании. АТ-6 — модификация ВС-1А; имел незначительные изменения в оборудовании.
АТ-6А — модификация АТ-6; двигатель Pratt & Whitney R-1340-49 Wasp; изменена топливная система.
АТ-6В — версия учебно-тренировочного самолета для подготовки стрелков.
AT-6C/D — для экономии легких сплавов изменена конструкция планера.

ЛТД модификации АТ-6А

  1. Двигатель (мощность): 1хPratt & Whitney R-1340-47 Wasp (600 л.с.)
  2. Размах, м: 12,80
  3. Длина, м: 8,84
  4. Высота, м: 3,55
  5. Площадь крыла, м2: 23,57
  6. Вес, кг:
  • Пустого: 1886
  • Взлетный: 2404
  1. Максимальная скорость на высоте 1525 м, км/ч: 330
  2. Дальность, км: 1205
  3. Потолок, м: 7325
  4. Вооружение стрелково-пушечное: 2х7,62-мм пулемета 2
  5. Экипаж, чел.: 2

Из книги В. Швабедиссен «Сталинские соколы». Анализ действий советской авиации 1941-1945 гг.», Минск, «Харвест», 2001, с. 403-427.