Огромное влияние на формирование полководческого таланта Александра Васильевича Суворова оказала боевая практика. Он был участником Семилетней войны 1756-1763 гг., русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 гг., польских походов 1768-1772 г. и 1794г., войны с Францией 1799 г. В этих войнах Суворов приобрел богатейший опыт военных действий. Вместе с тем он внимательно изучал военный опыт прошлых войн, особенно тех, которые вела Россия.
Он восхищался личностью Петра I — крупнейшего военного реформатора, создателя русской регулярной армии и флота, основоположника ее военного искусства. Суворов высоко ценил военные знания, постоянно проявлял большой интерес к военной науке, к выяснению её роли в практической деятельности по руководству войсками.
Он глубоко осмыслил и овладел многими областями научных знаний своего времени, в первую очередь военной наукой, что отмечалось не только русскими современниками великого полководца, но и иностранцами.
Англичанин лорд Клингтон, посетив в 1799 г. Суворова, писал одному из своих знакомых: «Сейчас выхожу я из ученейшей военной академии, где были рассуждения о военном искусстве, о Ганнибале, Цезаре, … о штыке и пр. и пр. Вы верно хотите знать, где эта академия и кто профессор? Угадайте… я обедал у Суворова». (Анекдоты князя Италийского, графа Суворова-Рымникского, изданные Е. Фуксом. СПб., 1827 г., с. 13).
Полководческий гений Суворова вырос на основе сочетания выдающихся природных дарований, разностороннего личного боевого опыта и глубоких военно-научных знаний. Досконально изучив военное дело, познав опыт минувших и современных войн, Суворов пришел к убеждению, что человек является решающим фактором победы.
В соответствии с этим он создал передовую национальную систему воспитания и обучения армии, стоявшую неизмеримо выше и в корне отличавшуюся от тех методов, которые существовали в западноевропейских армиях. Через всю суворовскую систему воспитания и обучения войск красной нитью проходит основная идея, что солдат является главной силой русской армии, что, проявляя заботу о солдате, завоевав его доверие и любовь, можно требовать от войск высшего напряжения на войне и побеждать любого противника.
Эта система была рассчитана на всестороннюю подготовку патриотически настроенного, смелого, инициативного, выносливого, дисциплинированного, хорошо знающего военное дело солдата. Суворов требовал обучать войска не для парадов и смотров, а лишь тому, что нужно на войне.
Опираясь на высокие морально-боевые качества русской армии, полководец решительно отбросил устаревшие приемы вооруженной борьбы, создал и блестяще применил в своей практической деятельности новые способы ведения военных действий, которые намного опередили свою эпоху и обеспечили русскому военному искусству ведущее место.
Отличительной чертой полководческого искусства Суворова А.В. является то, что в нем главной целью военных действий ставилось уничтожение вооруженных сил врага. Полная победа, по мнению Суворова, возможна только в результате разгрома живой силы неприятеля. Он говорил: «Оттеснен противник — неудача; уничтожен — победа».
Основным видом боевых действий Суворов признавал наступление, завершаемое разгромом врага в сражении, а затем энергичным преследованием остатков неприятельской армии. «Истинное правило военного искусства, — наставлял полководец, — прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, чрез что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым смелым наступлением».
Суворов одним из первых понял недостатки кордонной стратегии, смело отверг ее принципы и пришел к выводу о необходимости массирования сил на важнейших направлениях. Уже при штурмах Измаила и Очакова Суворов действовал не иначе, как крупными массами.
Сущность наступления Суворов лаконично выразил тремя принципами — глазомер, быстрота, натиск. Эти «три воинских искусства» составляют главные начала его полководческой деятельности. В них воплощены объективные закономерности ведения наступательных действий. Правила глазомера, быстроты и натиска Суворов рассматривал во взаимосвязи и взаимозависимости.
«Глазомер» создавал основу для принятия решения и последующих действий. «Быстрота» и «натиск» обеспечивали «немедленное исполнение». Быстроту Суворов рассматривал как величайшее достоинство, тогда как в медлительности видел «грех, непростительный за вредные последствия». Достоинство быстроты заключалось в том, что она обеспечивала внезапность действий. Внезапность являлась необходимым условием успеха наступления, ибо, как говорил Суворов, «кто напуган, тот наполовину побежден».
Быстрота в сосредоточении войск к месту сражения обеспечивалась искусным проведением стратегических марш-маневров. Суворов считал, что «быстрота марша — первое искусство». И он водил свои войска с небывалой для того времени скоростью. Так, командуя Суздальским полком, он совершил переход поздней осенью (с 15 ноября по 15 декабря 1768 г.) из Новой Ладоги в Смоленск, покрыв за месяц расстояние в 869 верст. Маршевая скорость полка составила 29 верст в сутки. В сентябре 1789 г. в осеннюю распутицу его дивизия за двое суток покрыла расстояние между Бырладом и Фокшанами, проходя в сутки по 50 верст.
Для XVIII в. скорость суворовских марш-маневров была необычной. По общепринятым в странах Западной Европы нормам суточный переход армии не превышал 10 верст. К примеру, Фридрих II увеличил эту норму до 15 верст. Суворов водил войска быстрее. Нормальный суточный переход русской армии под командованием Суворова составлял 28-35 верст, т. е. в 3-3,5 раза выше, чем в армиях Европы. Что касается величины форсированных маршей, то она достигала 50 верст и более в сутки.
Суворовские марши-маневры были подчинены необходимости быть всегда в готовности вступить в сражение с неприятелем. Этому требованию отвечало и построение походных порядков. Их необходимый элемент — авангарды, способные завязывать бой до подхода главных сил. Во время Итальянского похода они были силой до бригады или дивизии. Включали батальоны егерей и гренадеров, полки легкой кавалерии, казаков и артиллерию.
Постоянную готовность войск к сражениям Суворов стремился обеспечивать также соответствующим построением их походного порядка. Колонны главных сил формировались из самостоятельных в тактическом отношении «отделений» (эшелонов). Каждое из них обычно было в составе дивизии, усиленной конницей и артиллерией.
Самостоятельную часть походного порядка составлял «главный артиллерийский резерв», который, как правило, следовал за одной из колонн, а при совершении марша одной колонной — в середине колонны. Образованием главного артиллерийского резерва Суворов проявил глубокое понимание резервов вообще, огневого в особенности.
Таким образом, совершение марш-маневра Суворов подчинял требованиям быстроты движения, постоянной готовности войск к развертыванию для вступления в сражение с марша. Быстрота в сочетании с внезапностью позволяли меньшими силами побеждать численно превосходящего противника. «Быстрота и внезапность, — учил Суворов, заменяют число». Соединение же быстроты с натиском обеспечивало успех в сражении. «Быстрота и натиск — душа настоящей войны», — подчёркивал полководец.
«Натиск» — это само сражение. Суворов различал «баталию полевую» и «баталию-штурм». Разновидностью полевой баталии «читалась «баталия на окопы». В полевой баталии рекомендовались три возможные формы атаки: 1) атака в крыло; 2) атака в середину; 3) атака в тыл.
Суворовская тактика основывалась на тщательном учете обстановки, быстроте, внезапности действий. В действиях Суворова поражают простота планов, целеустремленность начинаний, решительность и быстрота, необыкновенная энергия в выполнении начатого дела, изумительная твердость и непреклонная воля при преодолении препятствий. Суворовские мысли о войне и действия его на поле боя намного пережили своего творца. На образцах боевых действий Суворова учились не только в России, но и за границей.
При написании статьи использована литература:
Синельников П.С. «Военно-теоретическое наследие А. В. Суворова», М., 1969 г.
Бескровный Л.Г. «Стратегия и тактика Суворова», — в кн.: Суворовский сборник. М., 1951 г.
Суворов А.В. «Документы»: В 4-х т. М., 1953 г., т. 1,2,3,4.
Оставить комментарий