Новый этап развития взглядов Суворова А.В. в постановке обучения и воспитания войска составляет время войн с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 гг. В этих войнах Суворов применил способы ведения военных действий, главная задача которых состояла в разработке принципов наступательного боя.

Русская армия вела в XVIII в. на Балканах войны против турецких войск, не знакомых с тактикой современных европей­ских армий и использовавших нестройные формы действия пехо­ты или конницы.

Именно это обстоятельство требовало примене­ния расчлененных боевых порядков, таких, как дивизионные, полковые, батальонные каре, способные действовать в различных направлениях; колонны в сочетании с рассыпным строем и построения в линию, опирающиеся на полевые инженерные сооруже­ния.

Суворов А.В., неизв. худ. (тип Крейцингера), 1799 г.

Как известно, расчлененные боевые порядки применил Ру­мянцев в сражениях при Ларге и Кагуле, доказав целесообраз­ность их применения против иррегулярных войск. Суворов использовал такие формы боевых действий под Туртукаем (1773 г.), где строил войска, чтобы действовать «быстро и мужественно на атаку взводною колонною». Здесь Суворов, впервые после действий Румянцева под Кольбергом, применил колонны в сочетании с рассыпным строем егерей.

У болгарского села Козлуджи (1774 г.), где наметились контуры встречного сражения, войска Суворова наступали батальонными каре в шахматном по­рядке, имея впереди рассыпной строй егерей. Победа была до­стигнута «в результате ревностных трудов» и «оказанного му­жества генерал-поручика Суворова», который был впереди войска и лично управлял атакой. При этом неприятель трижды был опрокинут.

Суворов — великий полководец, лаковая миниатюра Колесова А.

Новая форма ведения боевых действий требовала новых форм управления, таких, чтобы войска «предводителя своего разуме­ли». В связи с этим Суворов написал указания: «Умей пользоваться местностью, управляй счастьем: мгновение дает победу. Властвуй счастьем с быстротой Цезаря… Приучайся к неутоми­мой деятельности. Будь терпелив в военных трудах и не унывай при неудаче. Будь прозорлив, осторожен, имей цель определен­ную, умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные…»

Переход к новым боевым порядкам потребовал осмысления боевого опыта для разработки основ тактического обучения. Это нашло свое отражение в приказах 1774 и 1778 гг. Особенно ва­жен приказ Суворова 1774 г., где был обобщен опыт русско-ту­рецкой войны 1768-1774 гг. Этот приказ был предназначен для обучения вверенного ему Резервного корпуса.

Дополнением к приказу 1774 г. служит приказ 1778 г. по Кубанскому корпусу, в командование которым Суворов вступил в 1778 г. В этом приказе подтверждается целесообразность ис­пользования боевых порядков соответственно качеству войск про­тивника и условий боя.

«Против регулярных войск — линейные, — писал Суворов А.В., — как в прошлой прусской войне, против иррегулярных, как в прошлой турецкой». Т. е. линейные и расчле­ненные порядки: трехшереножный строй с подвижным резервом, полковые и батальонные каре и колонны. Особенно важным яв­ляется указание на роль ружейного огня: «Пехотные огни откры­вают победу, штык скалывает буйно пролезших в кареи, сабля и дротик победу и погоню до конца совершают».

Из этого приказа следует, что Суворов вовсе не был слепым поклонником штыковой атаки. Он лишь отводил ей подобающее место. В отличие от западноевропейских теоретиков Суворов на­стаивал на обучении прицельному огню. Для этого он приказал иметь в каждом капральстве по четыре сверхметких стрелка в пехоте и по шесть в кавалерии, которые могли выходить для стрельбы из боевого строя. Этот приказ установил новую норму патронов. Каждому было положено иметь «на мушкет сто пат­ронов».

В том же 1778 г. и в последующем 1779 г. Суворов проводил со своим корпусом полевые маневры. На маневрах было показано несколько эволюций. 1-я бригада вела оборонительный бой, про­тив неё действовала 2-я бригада в батальонных каре, построен­ных в шахматном порядке. По выполнении маневра 2-я бригада провела атаку против переправы, занятой пехотой «противника». Атака производилась несколькими каре.

Главной зада­чей полевых учений было обеспечение действий крупными подразделениями. Необходимо «твердо обучать целыми частями вой­ска по способностям», чтобы создать из разных родов войск один организм, способный действовать не по шаблону, а в соответст­вии с обстановкой и силами противника. При этом «эволюции должны быть храбры, споры, без замешательства, предприимчи­вы и исполнительны… всякая стрельба кончается штыками».

В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. вполне оправ­дали себя результаты боевой подготовки войск, проводимые в частях, которыми командовал Суворов. В бою при Кинбурне (1787 г.) был применен боевой порядок в две линии батальонных колонн, обеспечивающий упругость в обороне и ударную силу в наступ­лении. Отмечая высокие моральные качества своих войск, Суво­ров докладывал Потемкину Г.А.: «Позвольте, светлейший князь, донесть: и в нижнем звании бывают герои».

В сражениях при Фокшанах (июль 1789 г.) и на р. Рымник (сентябрь 1789 г.) войска действо­вали в сочетании рассыпного строя и каре, обеспечившем стре­мительный удар и поражение противника. При Рымнике Суворов применил батальонные каре в две линии, за которыми продвигалась конница. В ходе упорного сражения, которое продолжалось 12 часов, турецкое войско было полностью разгромлено. Русские и австрийцы потеряли 1 тыс. человек убитыми и ранеными, а турки более 10 тыс. человек.

Но, конечно, огромное значение имел штурм Измаила (1790 г.), укреп­ленного французскими инженерами. Европа была поражена. Этот опыт нашел отражение в приказе Суворова по армии от 22 августа 1794 г. Приказ явился предшественником «Науки по­беждать», составленной Суворовым в 1795-1796 гг. Именно в этом приказе сформулированы основные положения тактических маневров: «Эволюции должны быть храбры, скоры, без замеша­тельства, предприимчивы и исполнительны…»

Направляя суворовский приказ в войска. Потемкин П.С. пи­сал: «…знаменитость предводительствующего войсками сиятель­ного графа Александра Васильевича всему свету известна, и войска под его руководством всегда и везде надежны в подвигах своих», и посему все требования, изложенные в его приказе, «затвердить всем господам штаб- и обер-офицерам и внушить нижним чинам и рядовым, чтоб каждой знал твердо ему предпи­санное». Это было признанием выдающихся заслуг Суворова и его военно-педагогической системы.

В написании статьи использовалась литература:

Бескровный Л, Г. «Русская армия и флот в XVIII веке», М., 1959 г.

«Александр Васильевич Суворов» под редакцией Бескровного А.Г. и Преображенского А.А., М., «Наука», 1980 г.

Суворов А.В. «Документы»: В 4-х т. М., 1953 г., т. 2,3.