Представители разных литературных школ, направлений по-разному воплощали облик города в своих произведениях. Одним из первых к теме Петербурга — «города пышного, города бедного» — обратился Пушкин, который выделил основную черту облика города, в которой выражается его «духовная сущность»: двойственность, особую метафизическую природу материального и духовного бытия города.

В поэме «Медный всадник» Пушкин представляет Петербург двояко. В сознании Евгения Петербург не существует как «полнощных стран краса и диво»: он не замечает величия гранитных берегов Невы, прелести узора чугунных оград, стройных громад дворцов и башен. Эти эстетические оценки связаны с чуждым Евгению миром представлений, с иной жизнью и замыкаются строками о Петербурге — прекрасном городе, который летом приносит наслаждение темно-зелеными садами и прозрачными сумерками белых ночей и где зимой:

Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов…
И пунша пламень голубой.

В «Медном всаднике» поэт прослеживает более чем вековую историю Петербурга: замысел Петра, рост северной столицы, трагические события в день наводнения 1824 года. Но можно посмотреть на город и с другой стороны. В романе «Евгений Онегин» просматривается образ Петербурга не только праздничного, но и будничного:
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…

Городская жизнь показана в творчестве Пушкина во всех проявлениях. С поэтическим наследием Пушкина должны были считаться все, пытавшиеся сказать свое слово о Петербурге.

Если смотреть на образ города с точки зрения Достоевского, то мне кажется, что у него город представлен односторонне. Писатель смотрит на Петербург глазами «маленьких людей». Вместе с Раскольниковым, главным героем «Преступления и наказания», мы смотрим на город не только глазами главного действующего лица, но и в какой-то степени глазами Достоевского: «Тут заинтересовало его вдруг: почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно склонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь, и вонь, и всякая гадость».

У Н.А. Некрасова большой город обрисован с безжалостной иронией. Некрасов представлял Петербург с самой мрачной его стороны. Такое чувство, что отравлен даже воздух, а ветер, который носится по городу, по проспектам, по улицам Петербурга наполняет смерть:
Ветер что-то удушлив не в меру:
В нем зловещая нота звучит,
Все холеру — холеру — холеру —
Тиф и всякую немочь сулит.

При чтении поэзии Некрасова создается впечатление, что это «лишний город», как были «лишние люди», по словам известного исследователя темы Петербурга в русской литературе Н. Анциферова. Тем не менее, поэт всматривается в неповторимую индивидуальность города. Н.А. Некрасову редко удавалось отмечать красоту Петербурга, но все же он смог увидеть «убор из инея», который украшает город Петра, он смог увидеть также пышность и великолепие Петербурга:
Серебром отливают колонны,
Орнаменты ворот и мостов,
В серебре лошадиные гривы,
Шапки, бороды, брови людей…

Уличная жизнь у Некрасова практически всегда иронично показывается в описаниях образа Петербурга:
Лица воинов жалки на вид,
И подмоченный звук барабанный
Словно издали жидко гремит…

Интересен образ Петербурга Александра Блока. Если вчитаться в его произведения, то создается впечатление, что он как бы «переосмыслил» Петербург А.С. Пушкина, руководствуясь своей жизненной философией. На мой взгляд, А. Блок несколько прохладно и отрешенно в своих стихах пишет о  Петербурге. В творчестве поэта вы не найдете стихотворений, целиком посвященных описанию города или его отдельных топонимов, в отличие, например, от Мандельштама.

Образ Петербурга в творчестве Ахматовой представлен в нескольких вариантах. Во-первых, это необычайно притягательный, торжественный и отчасти печальный город, описание которого «вбирает» в себя достижения всей предшествующей литературы. Во-вторых, стихи Ахматовой о Петербурге во многом автобиографичны. В них отражены основные «вехи» жизни:
Там впервые предстал мне жених,
Указавши мой путь осиянный…

«Стихи о Петербурге» воплощают очень светлое восприятие города, который становится своеобразной «рамкой» для лирического, очень личного воспоминания. Тема города переплетается в стихотворении с темой любви и памяти о ней. Узнаваемые детали города позволяют не только воскресить в памяти былую любовь, но и поверить в ее вечное бытие, в воспоминания:
Ведь под аркой на Галерной
Наши тени навсегда.

А вот в поэме «Реквием» образ города искажается, становится странно уродливым. Так поэт передаёт время, в котором умерли красота и свобода:
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.