Анна Андреевна Ахматова — один из замечательных поэтов России. Ее творчество — это поэзия высокого строя и отточенного словесного мастерства. Она по праву занимает одно из самых достойных мест в русской поэзии. А. Ахматова вошла в литературу как поэт любви. Талантливость ее стихов была очевидна: в них сочетание женственности и твердости духа, хрупкости и властнос­ти. Даже простые на вид стихотворения поражали своей драматичностью.

Но лирика Ахматовой наполнялась не только лич­ными мотивами. В сборнике «Белая стая» появляются стихотворения, в которых поэтесса заявляет о себе как поэт-гражданин. Стихотворение «Июль 1914 года» состоит из двух частей: одна рассказывает о предвоенных ощущениях, вторая о том, как Первая мировая война вошла в русскую деревню. Вна­чале Ахматова рисует очень мрачный пейзаж истомив­шейся по влаге земли.

Пахнет гарью, горит торф, и да­же птицы не поют, предчувствуя приближение трагедии. Дождя не было с самой. Пасхи. И в это время по деревне проходит одноногий прохожий. Кто он? Раненый солдат или просто искалеченный нищий? В его словах тоже предчувствие скорой трагедии: он обещает голод, свежие могилы, мор и затмение небесных светил. Но он произносит и глубоко патриотиче­ские слова:

Только нашей земли не разделит
На потеху себе супостат:
Богородица белый расстелет
Над скорбями великими плат.

Верит этот неизвестный человек в покровительство Богородицы и в силу русского народа, его способность за­щитить свою землю.

Ахматова А.А.

Во второй части стихотворения мы уже видим при­сутствие войны в деревне: «над ребятами стонут солдат­ки», слышится «вдовий плач», кровью окропились поля. Страшные картины рисует Ахматова. И голос молящегося человека очень тих, он, обращаясь к Богу, говорит:

«Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих».

Наивысшее осознание гражданского долга звучит в стихотворении «Молитва». Лирическая героиня мо­лится о благополучии своей страны. Она готова пере­нести годы недуга, отдать ребенка и друга, потерять свой песенный дар,

Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в свете лучей.

Всё согласна она вытерпеть, лишь бы Россия была счастлива.

Эпоха, в которую творила Ахматова, стала перелом­ной для нашего государства, и очень многие современники поэтессы оказались в положении выбора: уехать из страны, поступиться принципами или остаться, продол­жать писать, отстаивать свои взгляды, жить и умереть на Родине.

В лирике предреволюционного периода и 20-х годов появляются гражданские мотивы, отличающие настоя­щего поэта. Родина, время требовали от Ахматовой слу­жения высшим идеалам. Как бы ни было сильно для Ахматовой ощущение надвигающейся трагедии, никогда для нее не стояло вопроса: уехать или остаться.

Гумилев Н.С., Лев Гумилев, Ахматова А.А., Царское Село, 3 апреля 1915 г.

В стихотворении «Мне голос был…» лирическая героиня слышит голос, зовущий ее покинуть Родину, уехать из страны, но она не может подчиниться этому зову, потому что она всегда была там, где, к несчастью, был ее народ. Хотя иногда ею действительно овладевал страх: рушились мечты, на­дежды, все основы, на которых зиждилась жизнь. Томит неизвестность:

Страх, во тьме перебирая вещи,
Лунный луч наводит на топор.
За стеною слышен стук зловещий —
Что там, крысы, призрак или вор?

В этом стихотворении показан страх беззащитной женщины, которой за окном мерещится зло «с глянце­витой черной бородой». Она говорит, что лучше бы на неё были направлены дула винтовок, и готова красной кровью истечь на некрашеном погосте. Героиня молит Бога:

Боже, мир душе моей верни!

И тем не менее она остается в России, выбирая по­зицию «внутренней эмиграции». Почти десятилетие молчания и уединения с 1925 no 1935 год — вот выраже­ние этой позиции. Она «не с теми, кто бросил землю на растерзание врагам». А. Ахматова отказывает им в своих стихах, ей жалок изгнанник. Она остается в «глухом ча­ду пожара», готовая вынести всё, что выпадет на долю России.

Она твердо знала, что в эти дни надо быть на родной земле, со своим народом, а не искать спасения за рубежом. В 1922 году после того, как многие из ее друзей, знакомых уехали за пределы Родины, Ахматова жалеет тех, кто покинул Родину, говоря, что они обречены на вечные муки, спасаясь от грядущих перемен. Анна Андреевна пишет:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их мести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой…

«Родная земля» — одно из стихотворений А. Ахмато­вой, объединенных темой Родины. Образ родной земли, созданный ею, привлекает сво­ей необычностью: поэтесса написала о земле в буквальном смысле этого слова, придав, однако, ему философский смысл. Проследим, как проявляется это в стихотворе­нии. Эпиграфом в «Родной земле» послужила строка из­вестного ахматовского стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», в котором сжато, но метко описаны ха­рактерные черты русского национального характера:

И в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Отсюда вытекает и отношение русского человека к родной земле:

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Нам горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.

Каждый день мы ходим по земле, мы на ней строим, но практически никогда не отождествляем ее с понятием «Родина» в высоком смысле этого слова, да и вообще до­статочно редко употребляем это слово в повседневной жизни. Родная земля стала для нас чем-то обыденным, досконально известным («грязью на калошах», «хрус­том на зубах»). Живя на своей земле, трудясь на ней, че­ловек подчас не замечает ее красот: для него это привыч­ные картины, созерцаемые на протяжении всей жизни.

«Хворая, бедствуя» на родной земле, русский человек «о ней не вспоминает даже». Редко кто ощущает свою родственную, кровную близость к земле, которую еже­дневно «мелит, и месит, и крошит». Но мы «ложимся в нее и становимся ею, оттого и зовем так свободно — сво­ею». Поэтому так дорог нам «ни с чем не замешанный прах», но чувство это живет в глубине души каждого рус­ского человека, редко проявляясь во внешних поступ­ках.

Таким образом, Родина выступает здесь как неотъ­емлемая часть нашего существа, понятие, впитываемое: русским человеком вместе с молоком матери. В этом и за­ключается тот глубокий философский смысл, который Ахматова вкладывает в слова «родная земля».

Любовь к родной земле лирической героини и инди­видуальна и общезначима одновременно: с одной стороны, героиня отождествляет себя с одним из рядовых русских людей, ее голос сливается с хором других голосов, с дру­гой — выражает обобщенное отношение русского народа к понятию «Родина».

Репрессии 1937-1938 годов тяжело отозвались в судьбе Анны Андреевны, унеся многих близких и надолго разлучив ее с сыном. В память о тех страшных событиях она создает поэму «Реквием», которую по праву можно назвать памятником страшной эпохе, когда вся страна превратилась в огромную очередь в тюрьму. В поэме личная трагедия сливается с национальной, и Ахматова стала голосом национальной трагедии:

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под крышами черных марусь.

В своей поэзии Ахматова называет Родиной не только Россию, к ней относятся все места, которые ей дороги. Так, она очень любила писать о Ленинграде. В стихотворениях Ахматовой Петербург описывается именно таким, какой он есть, поэтесса нисколько не украшает город. В годы Великой Отечественной войны, в блокаду Ленинграда, Анна Андреевна делила с ленинградцами все трудности, она находилась в городе до последнего момента. В годы Великой Отечественной войны Ахматова пишет сборник «Ветер войны». Первое стихотворение в этом сборнике — «Клятва» — написано от имени многих советских людей. В нем поэтесса клянется, что лю­ди пожертвуют всем, клянется детьми и могилами, что никто не заставит покориться русских людей. А боль свою они переплавят в силу.

В «Мужестве» Ахматова пишет о том, что ей дороже всего, — о русском слове, обещая никому его не отдать. Ей не страшно потерять кров, умереть под пулями, ведь все понимают, «что нынче лежит на весах и что соверша­ется ныне».

А в стихотворениях, посвященных Победе, она на­зывает это событие «желанной гостьей», «долгождан­ной» и просит матерей поднять детей, спасенных от ты­сяч смертей, чтобы встретить Победу. Победа — это на­чало новой жизни, она

И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

Поэзия Ахматовой — одно из тех явлений, которое связано с жизнью не одного поколения, прошедшего путь от Первой мировой войны до Великой Отечествен­ной. Ее голос — это голос эпохи. Ознакомившись с творчеством Анны Андреевны Ахматовой, я убедился, что своими произведениями поэтесса создала себе памятник, и он надолго останется в сердцах людей, читавших ее произведения.