Погода в Подмосковье во второй половине нынешнего августа нас совсем не радует. Поэтому я побывала в нескольких дворянских усадьбах, расположенных не так далеко от Ленинградского шоссе: в Середникове, Тараканове, Шахматове и Боблове. Экскурсии оказались весьма содержательными, и после них мне захотелось применительно к тематике сайта написать об участии наших великих поэтов в войнах и об их отношении к ним.
Речь пойдёт главным образом об Александре Александровиче Блоке, с именем которого связана усадьба Шахматово. В поэме «Возмездие» Блок пишет о доме своего деда Бекетова А.Н.:
…И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Цвет стекол — красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.
В Таракановской церкви, которая уже давно находится на реставрации, поэт венчался с Любовью Дмитриевной Менделеевой. А Боблово – имение тестя поэта – знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Дом Блока в Шахматове, в котором поэт жил много лет с ранней весны и до поздней осени, был разграблен и сожжен во время Гражданской войны, как и оба дома Менделеева в Боблово.
Блок принял революцию, но он не мог принять всю бессмысленную жестокость Гражданской войны. Начавшийся красный террор и Гражданская война очень скоро развеяли его иллюзии. Уже с апреля 1919 г. высказывания Блока о новой власти становятся всё более и более ироничными. Отрезвление было тем страшнее, что он чувствовал огромную ответственность за всё сказанное и написанное в январе 1918 г.
Однако блоковская революционность имела мало общего с партийной программой большевиков. В революции поэт видел очищающую грозу, которая принесёт в мир новые, справедливые общественные отношения. На его глазах рушилось и металось в агонии самое дорогое в его жизни — Родина. Творческим результатом размышления поэта о революции стала поэма «Двенадцать».
Поэма построена как ряд сменяющих друг друга сцен из жизни ночного Петрограда начала 1918 г. Здесь нет ничего похожего на прославление революции, напротив, — «злоба, грустная злоба», стрельба, грабежи, вымерший чёрный город. «Безродный пёс» — образ, который точнее всего передаёт состояние обитателей Петрограда, связанных со «старым миром» и вчера ещё чувствовавших себя хозяевами жизни. «Барыня в каракуле», «товарищ поп» и «буржуй на перекрёстке» робко прячутся от непонятных для них событий и рисуются Блоком с нескрываемой иронией.
В 1920 г., оглядываясь на собственные настроения двухлетней давности, Блок подчеркивал, что выразил в «Двенадцати» свои мистические ощущения: «…она была написана в согласии со стихией…» Поэт неоднократно признавался, что образ Христа в финале возник как бы помимо его воли. «Когда я кончил, — приводил Корней Чуковский слова Блока, — я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Впервые поэма «Двенадцать» была напечатана 18 февраля 1918 г. в газете «Знамя труда». В мае она вышла отдельной книжкой вместе со стихотворением «Скифы». При жизни Блока А.А. было ещё три издания «Двенадцати» с рисунками Анненкова Ю.П. Поэма тогда же была издана в ряде российских городов и за рубежом, переведена на несколько языков.
Существование в голодном Петрограде, обилие мешающих творчеству советских заседаний, квартирное уплотнение, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада «революционной волны» приводят поэта к творческому кризису: после января 1918 г. он почти не писал лирических стихотворений. Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные карточки: на его иждивении находились жена, мать и тётя. В 1919 г. в одном из стихотворений он написал:
Скользили мы путём трамвайным:
Я — керосин со службы нёс…
Блок узнал о разорении Шахматово, в котором он написал более 500 стихотворений, в последний год своей жизни, когда был уже серьёзно болен. Это печальное известие ожесточило тяжёлую депрессию, в которой находился поэт, разочаровавшийся в революции и остро переживающий за судьбу горячо любимой им Отчизны. Блок, страдавший от тяжёлого заболевания сердца, нуждался в немедленном лечении, а ЦК РКП(б) больше двух месяцев решал вопрос о возможности выезда поэта в санаторий в Финляндию, ведь может и не возвратиться…
Но вернёмся к теме статьи. Могут ли вообще совместиться военная доблесть и настоящая поэзия? На самом деле, многие известные русские поэты были еще и отважными воинами. Например, Грибоедов А.С. во время Отечественной войны 1812 г. служил в кавалерии, вступив добровольцем в Московский гусарский полк, графа Салтыкова. Денис Давыдов в ту же войну был командиром армейского партизанского отряда, храбро сражался в тылу французов.
Николай Степанович Гумилёв, расстрелянный большевиками в августе 1921 г. по подозрению в причастности к белогвардейскому заговору, в самом начале Первой мировой войны записался добровольцем в армию. Храбро воевал в Польше, на Западной Украине, был награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени, в 1916 г. был произведён в прапорщики. На фронте был до января 1917 г.
Другой великий русский поэт – Сергей Есенин – на фронт не стремился. В 1916 г. в возрасте 21-го года он был призван на военную службу, но благодаря хлопотам друзей и влиятельных знакомых, поэт получил назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Надо отметить, что в это время Есенин был уже известным поэтом. Вместе с другим поэтом — Николаем Клюевым часто выступал, в том числе и перед семьёй государя.
Тут, конечно, многое зависит от характера человека от его отношения к военной службе и гражданской позиции. Михаил Юрьевич Лермонтов, с именем которого связана усадьба Середниково, профессиональный военный, окончил в Петербурге Школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, но к службе был равнодушен, участвовал в войне на Кавказе только потому, что был туда сослан.
Отдельно хочу немного рассказать об усадьбе Середниково. Это подмосковное имение принадлежало брату бабушки поэта, Столыпину А.А. Михаил Лермонтов дважды проводил лето в Середникове. В память о его пребывании в 1830-1831 гг. там установлен обелиск. Меня поразила ухоженность усадебного дома и территории. Восстановлением музейного комплекса занимается ассоциация, которая существует полностью на хозрасчете, без привлечения бюджетных средств. В Середниково на коммерческой основе проводятся свадьбы и другие мероприятия. В субботу и воскресенье экскурсий нет – усадьбу посещают молодожёны.
Однако вернёмся к Блоку. Великий русский поэт Александр Александрович Блок жил в очень сложное для России время – время рубежа веков. Множество тяжёлых исторических событий выпало на этот период – это и Первая мировая война, и три революции. «Мы — дети страшных лет России», — говорил Блок А.А. о себе и своих современниках.
«Чувствую войну и чувствую, что вся она — на плечах России, и больнее всего — за Россию», — написал Блок осенью 1914 г. жене, которая уехала служить сестрой милосердия в госпиталь. Блок очень любил своё Отечество, однако все внутренние потрясения, которые происходили в России, сделали любовь поэта к нашей стране очень неоднозначной, а стихам придали особую драматичность (стихотворение «Коршун»):
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна.
В красе заплаканной и древней.
Первую мировую войну Блок воспринял равнодушно, он считал, что «война — глупость, дрянь». В одном из писем Блок А.А. писал: «Я не боюсь шрапнелей, но запах войны и сопряженного с ней — есть хамство». Вот строки из стихотворения, датированного 1-м сентября 1914 г.:
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца — взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон.
В первые дни войны, 5 августа 1914 г., на Царскосельском вокзале обедали Блок, Гумилев и Ахматова. Николай Гумилев был уже в солдатской форме. Об этой встрече Анна Андреевна записала в дневнике: «Блок в это время ходит по семьям мобилизованных для оказания им помощи. Когда мы остались вдвоем, Коля сказал: «Неужели и его пошлют на фронт? Ведь это то же самое, что жарить соловьёв».
Блок откровенно уклонялся от мобилизации, даже обращался с просьбой к друзьям, чтобы помогли ему не оказаться на передовой, если призовут. В июле 1916 г. поэт был мобилизован в армию и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, находившейся в прифронтовой полосе в Пинских болотах. Служил он около семи месяцев. По мнению поэта в то время он жил «бессмысленной жизнью», ощущая лишь смутный «стыд перед рабочими», попавшими под его начало. После Февральской революции он возвратился в Петербург.
При этом Блок считал, что нет ничего странного в том, что во время войны он писал стихи. В его записной книжке есть такие строки: «Если меня спросят, «что я делал во время великой войны», я смогу, однако, ответить, что я делал дело: редактировал Аполлона Григорьева, ставил «Розу и Крест» и писал «Возмездие».
Александр Блок жил во время, когда уходила одна эпоха и с кровью, с гноем приходила другая. А поэт по своей сути натура тонкая, он как никто чувствует боль и страдания своего народа. И ошибаться ему свойственно, как всем нам.И прозревать, понимая, что сделал ошибку, но её уже не исправить, уже написано и опубликовано. Время, когда даже честным и прямым людям порой бывало трудно сразу понять суть происходящего. А поэт обычный человек, страдает порой больше и острее.
А.А.Блок пропускал всё через свою ранимую душу, и понятно, что душа его не могла не отреагировать на такое событие как война, с её ужасами, болью, с радостью побед и горечью поражений. И так поэты реагируют во время любой войны, которая их трогает, задевает, ранит. Можно вспомнить стихи поэтов воевавших во Второй мировой войне, они такие же пронзительные и яркие. Поэт — тонкоранимая субстанция, нерв современности. И Блок был одним из ярчайших поэтов своего времени, именно поэтому мы его и сейчас любим и ценим.
Обидно то, что Блок как военнообязанный мужчина реально уклонялся от фронта. Хотя, вероятно, заниматься поэзией у него получалось куда лучше, чем воевать.
У Блока не было даже порыва отправиться защищать Родину.
Сложная личность Блок, не простая. В детстве — восторгался его чистыми, воздушными и светлыми стихами. А недавно узнал, что в быту Блок был заурядным нытиком, капризничавшим жене по любому пустяку. Он был обычным человеком, не более. И война только обострила все его качества, хорошие и плохие. Блок не стал лучше, он как поэт отреагировал на войну так как умел — стихами. Хорошими стихами. А оценивать поэму «Двенадцать» я не могу, я не литературный критик, поэму я не понимаю. Просто не понимаю.
Поэму «Двенадцать» Вы, наверно, читали в школе. А школа советского времени или постсоветского периода могла отбить у человек вообще интерес к литературе. Изучать «Преступление и наказание» в 16 лет совсем не стоит, а вот «Подросток» Достоевского будет в самый раз. И с Блоком также. Прочтите поэму сейчас. Я уверена, что её нерв, ритм, накал, страстность Вас захватит.