12 (24) марта 1814 г. союзники одобрили план императора Александра I о наступлении на Париж, и это правильное решение в шесть дней закончило грозившую затянуть­ся войну. 17 (29) марта 1814 г. союзные войска подошли к передовой линии обороны Парижа с северной и восточной стороны.

Войскам, защищавшим Париж, было предложено капитулировать, но это предложение было отклонено. Армия союзников насчитывала около 170 тыс. человек, около трёх четвертей её составляли русские войска. Французскую столицу защищало примерно 40 тыс. войска – остатки корпусов Мармона и Мортье, разбитые при Фер-Шампенуазе, и национальная гвардия.

Париж на тот момент насчитывал более 600 тыс. жителей, пригороды города были хорошо укреплены. Формально обороной города командовал старший брат императора, Жозеф Бонапарт, назначенный Наполеоном наместником империи в Париже. Столица Франции без боя сдаваться не собиралась. Французские маршалы пытались организовать оборону. На Монмартре были установлены батареи – более 150 орудий. Бельвильские высоты защищало 20-тысячное войско при 90 орудиях. Оборонительные позиции кроме солдат занимали волонтеры, студенты, воспитанники военно-учебных заведений.

Вступление русских войск в Париж, худ. Кившенко А.Д., XIX в.

Союзная армия наступала на Париж тремя колоннами. Русско-прусская армия, под командованием прусского фельдмаршала Блюхера, действовала на правом фланге. Центральную колонну возглавлял генерал от инфантерии Барклай-де-Толли М.Б., левой колонной командовал наследный принц Вюртембергский. Наступление на Париж началось рано утром 18 (30) марта. Надо отметить, что к началу атаки Силезская армия и войска принца Вюртембергского опоздали. Вся тяжесть боя легла на русский центр.

2-й пехотный корпус под командованием принца Евгения Вюртембергского атаковал селение Пантен, войска генерала Раевского Н.Н. и кавалерия графа Палена П.П. штурмовали высоты Роменвиля. Французы предприняли сильную контратаку на Пантен, на помощь принцу Е. Вюртембергскому Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли отбросить неприятеля.

Капитуляция Парижа 31 марта 1814 г., раскр. гравюра неизв. худ., 1-я четв. XIX в.

В 11 часов утра к селению Лавилет подошли прусские корпуса Йорка и Клейста, а также  корпус Воронцов М.С. В это время корпус Ланжерона А.Ф. начал наступление на Монмартр, который защищали войска Мортье. Жозеф Бонапарт, увидев с Монмартра большое количество наступающих войск противника, покинул поле боя, а затем и столицу. Маршалам Мармону и Мортье он передал полномочия для сдачи Парижа.

Прибывшие войска кронпринца Вюртембергского атаковали крайний правый фланг французской обороны с востока, прошли через Венсенский парк и захватив селение Шарантон. Через час их поддержали подошедшие войска австрийского генерала Гиулая. Барклай-де-Толли возобновил наступление в центре, и вскоре был занят Бельвиль.

Бивак казаков на Елисейских полях в Париже 31 марта 1814 г., раскр. гравюра И.-П. Жазе

Блюхер выбил французов из Лавилета. На всех направлениях союзники вышли непосредственно к кварталам Парижа, в течение 18 (30) марта союзная армия заняла все пригороды французской столицы. Особенно кровопролитным оказался штурм Монмартра, подобного которому генерал Ланжерон, по его словам, не видел со времен Измаила. На захваченных высотах союзниками были установлены орудия, направленные  на Париж.

Стараясь уменьшить потери и понимая, что падение города неизбежно, маршал Мармон послал парламентёра к русскому царю, надеясь на то, что он пощадит Париж. Александр I поставил жесткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения. В ночь на 19 (31) марта  капитуляция Парижа была подписана. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская армия должна была покинуть Париж, а в полдень русская и прусская гвардия во главе с императором Александром I вступили в столицу Франции.

«Раненые русские офицеры проходили мимо нас и поздравляли с победою. «Слава богу! Мы увидели Париж со шпагою в руках! Мы отметили за Москву!» – повторяли солдаты, перевязывая раны свои», – писал в одном из писем Батюшков К.Н.

Таким образом, столица Франции капитулировала прежде, чем Наполеон успел перебросить войска для её спасения. Император французов узнал о выступлении союзников на его столицу только 14 (26) марта. Малочисленный отряд генерала Винцингероде Ф.Ф. героически сражался с Наполеоном до тех пор, пока не был полностью разбит, тем самым, задержав императора не несколько дней.

Затем наполеоновская армия все-таки устремилась на выручку Парижа, но в день штурма Монмартра дошла только до Фонтенбло. Там Наполеона и застало известие о вступлении Александра I в Париж. В отчаянии он пытался отдать приказ немедленно наступать на столицу, однако его 40-тысячное войско не имели бы ни единого шанс на успех. Маршалы потребовали от императора капитуляции. Через несколько дней Наполеон отрекся от престола.

Хочется отметить, что когда русские войска ещё только вступили на территорию Франции, государь Александр I издал приказ, обязывающий солдат щадить безоружных врагов, не допускать мародерства и жестокого отношения к населению.

Когда союзные монархи следовали по улицам Парижа, вдоль их пути стояли толпы празднично одетого народа, кричавшего Александру «избавитель», из окон и с крыш домов парижане махали белыми платками, было всеобщее ликование. Париж оглашался звуками Преображенского марша и криками ура.

Выступая перед представителями Парижа, Александр I сказал: «Не воздам злом ни Франции, ни французам, единственный мой враг – Наполеон».  Между победителями и побежденными вскоре установились вполне дружеские отношения, особенно после того, как наши солдаты – «дикие азиаты» – решительно пресекли все попытки австрийцев грабить местное население.

После триумфального вступления русских войск во французскую столицу, состоялся торжественный парад. Взятие Парижа стало завершающим сражением кампании 1814 г. Европа, измученная непрерывными войнами наполеоновской эпохи, вздохнула с облегчением, наслаждаясь долгожданным миром, который ей принесла Россия, заплатив за него жизнью своих лучших сынов.

Потери союзников при штурме Парижа были велики – 8,4 тыс. человек, из них 6 тыс. русских. Это самое крово­пролитное дело за всю кампанию 1814 г. Была взята 1 тыс. пленных и 126 орудий. Защитники Парижа лишились, кроме того, 4 тыс. убитыми и ранеными.

Интересно, что в Париже, на Вандомской площади, стояла колонна, также носившая название Вандомской. Она была сооружена в 1806-1810 гг. в честь побед, одержанных Наполеоном, и сделана из бронзы перелитых трофейных неприятельских пушек. Ее высота равнялась 43,5 метра. На самом ее верху была водружена статуя Наполеона. После того как 31 марта 1814 г. в Париж вошли союзники, статуя Наполеона была сброшена.

Александр I, объезжая Париж, побывал и на Вандомской пло­щади. Взглянув наверх опустевшей колонны, он сказал: «У меня закружилась бы голова на такой высоте». В 1830-1834 гг., уже после смерти Александра I, повеле­нием его брата императора Николая I в Петербурге на Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном была воздвигнута колонна, названная Александровской или же Алек­сандрийским столпом.

Ее высота была на 4 метра больше Ван­домской. Правда, на верху колонны стояла не статуя Александра I, а ангел с крестом работы скульптора Орлов­ского Б.И., однако все знали, что ангел лишь аллего­рия Александра, которого льстиво называли царь-ангел… Только 3 июня 1814 года русские сдали караулы французской национальной страже и со знаками отличия за взятие Парижа вернулись на родную землю с сознанием величия своей Родины.