В ноябре на Балканах уже лежал снег — в это время года они счита­лись непроходимыми. Бисмарк зая­вил, что до весны убирает карту Балкан со своего стола. От морозов и снежных заносов в отряде Радецкого Ф.Ф., который защищал Шипкинский перевал, погибло людей больше, чем в боевых действиях.

Однако на военном совете 30 ноября 1877 г. было принято ре­шение форсировать Балканские горы зимой, так как к концу 1877 г. на Балканах сложились благоприятные предпосылки для перехода русских в наступление. Численность русской армии почти в два раза превысила число турецких войск. Кроме этого, оставлять солдат для зимовки в горах – означало обречь их на верную гибель. Но если бы армия сошла с перевалов на зимние квартиры, то весной ей вновь пришлось бы штурмовать балканские кручи. Поэтому было решено спуститься с гор, но в другом направлении — на Константинополь.

Отряд генерала Гурко И.В. должен был перейти За­падные Балканы и взять Софию. В его задачу также входило нанесение удара в тыл турецким войскам у Шипки. Гене­ралу Карцеву П.П. следовало прорваться у Троянского, а генералу Радецкому Ф.Ф. — у Шипкинского перевалов. Войскам предстояли почти невыполнимые операции: даже местные жители ред­ко отваживались проходить горными тропами зимой. К тому же на дороге, ведущей из Шипки в долину, у дерев­ни Шейново, стояла 30-тысячная ар­мия Вессель-паши.

Таким образом, Балканы прорывались на широком почти 200-км фронте сразу в нескольких местах, чтобы не дать турецкому командованию возможность надежно прикрыть их на одном из участков. После пяти месяцев «сидения» под Плевной русские войска стремительно и неожиданно для противника сорвались с места и буквально за месяц решили исход кампании, ошеломив этой операцией Европу и Турцию.

Однако не всё было так просто. Ещё германский генерал-фельд­маршал и военный теоретик Х. К. Мольтке писал: «Тот генерал, который вознамерится перейти через Троян, заранее заслуживает имя без­рассудного, потому что достаточно двух батальонов, чтобы задержать наступление целого корпуса».

Переход русских войск через Балканы

13 декабря Западный отряд генерала Гурко, разделившись на несколько колонн, первым выступил в героический поход. Сильная метель в горах задержала движение отряда, в результате вместо двух дней войска Гурко осуществили переход за восемь дней.

Особенно ожесточёнными были 19-20 декабря бои у Ташкисена, когда воины генерала Гурко, наступая по пояс в снегу, выбили с позиций на перевалах 5-тысячный турецкий отряд, заставив его отступить, а затем спустились с Балканских гор. В результате прорыва нескольких колонн позиции турок в других местах оказались под угрозой удара во фланг и тыл, что вынудило турецкое командование начать общий отход.

Надо отметить, что русской армии очень помога­ли поддержка и участие местного населения: болгары становились проводни­ками и разведчиками, расчищали до­роги, снабжали войска продовольствием…

Подъём на Троянский перевал

23 декабря 1877 г. генерал Гурко без боя взял Софию. София играла значительную роль в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Город стал огромным складом запасов продовольствия и боеприпасов, предназначенных для осажденной в Плевене турецкой армии Османа-паши.

В приказе Гурко по случаю занятия Софии отмечалось: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны — переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом… Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».

Отряду генерал-лейтенанта Карцева также пришлось нелегко. Из-за крутизны подъема и гололедицы лошади, тащившие орудия, спотыкались, падали и срывались вниз, увлекая за собой упряжки. Поэтому их выпрягли, и солдатам самим пришлось втаскивать орудия на обледенелые кручи.

Часть солдат несла винтовки и снаряжение товарищей, а другая часть тащила орудия. Через каждые полчаса они менялись. За сутки колонна проходила 4-5 верст. На сон и отдых отводилось не более 4 часов. Несмотря на эти невероятные трудности, отряд  Карцева 26 декабря (в праздник Рождества Христова) смог взять приступом Траянов вал, а затем спустился с перевала и под Новый год, 31 декабря, установил связь с отрядом Гурко.

27-28 декабря 1877 г., форсировав горные перевалы, Скобелев, Радецкий, Святополк-Мирский и болгар­ские ополченцы атаковали неприя­теля у деревни Шейново. Наступление началось поэшелонно (двумя флангами) справа. Когда боевые порядки приблизились к турецким позициям на расстояние двух километров, неприятель открыл сильный артиллерийский, а затем и ружейный огонь. Русские и ополченцы атаковали стремительно. Главный удар был нанесен по двум редутам в шипкинском лесу.

К двум часам дня началось наступление по всему фронту. В атаку пошли и полки Святополк-Мирского. Русская конница появилась в тылу Шейновского укрепленного лагеря. В 15 часов 28 декабря 1877 г. Вессель-паша капитулировал.

В плен взяли почти всю турецкую армию — 22 тыс. чело­век, в том числе 3 генералов и более 700 офицеров. Главную роль в пора­жении Вессель-паши сыграл генерал Ско­белев М.Д. — Ак-паша (Белый Генерал). Это прозвище русский военачальник по­лучил ещё в Туркестане: в белой бур­ке и на белом коне Скобелев появлял­ся на самых горячих участках боя.

Героический переход 165-тысячной русской армии через Балканы зимой потряс Турцию и Европу и оказал деморализующее воздействие на войска противника и руководство Османской империи. Перейти Балканы зимой, одолев снежную стихию и прорвав турецкую оборону, удалось только русской армии. Наконец путь на Константинополь был открыт. Далее события развивались ещё более стремительно. После тяжелейшего похода по зимним горам, после боёв и потерь русские войска рвались вперёд.

85-тысячная армия Сулейман-паши отступала на Филиппополь (ныне Пловдив) и Адриано­поль, намереваясь превратить их в новые Плевны. Города были укрепле­ны. 24 декабря 1877 г. под Филиппополем отряд Гурко нанёс поражение войскам Сулейман-паши, а 8 января 1878 г. без единого выстрела Скобелев занял Адрианополь — вторую столи­цу Турции. Так завершилась самая яркая и незабываемая операция русско-турецкой войны 1877-1878 гг.