«Плевен пал, — писал Тотлебен Е.И. — Я был убежден, что Осман-паша сделает попытку пробиться… Я все рассчитал… Энтузиазм войск был неописуемым… Плевен взят!.. Так закончился столь примечательный в истории день…»

«Вследствие этого наши нервы были напряжены до такой степени, что при сообщении о падении Плевена словно гора свалилась с наших плеч, и невольно все впали в противоположное состояние — в бескрайний восторг», — писал один из современников.

Таким образом, под Плевном был решен исход войны. Еще до капитуляции Османа-паши Граф Дизраэли Биконсфильд, английский политический деятель, писал своей королеве, что «падение Плевена, который пока еще не пал, будет большим несчастьем для Британской империи».

Пленный Осман-паша представляется императору Александру II, худ. А. Крившенко

По словам одного из современных английских историков Фэрно Раперта, «Бои под Плевеном стали поворотным пунктом в русско-турецкой войне». После падения Плевена (Плевны) вся Европа была взбудоражена. В документах и прессе отразилось как мнение правительств, так и народных масс, общественности Европы и России. «Ни одна наша победа, — писал один из современников, — не вызвала таких шумных восторгов, как победа под Плевеном…»

С особой радостью была воспринята весть о падении Плевны славянскими народами. «Плевен, до тех пор не известный, — можно прочитать на страницах «Современных известий», — в 1877 году стал дорогим именем для славян, при одном упоминании которого в воображении воскресают стоны, смерть и страдание, радость победы и надежда на светлое свободное будущее».

Ура! Плевен взят!

Победа, которую русская армия одержала под Плевной, торжественно отмечалась на чешской земле. На вершинах гор и холмов люди зажигали огромные костры, дома украшались флагами, в праздничном убранстве были города. 12 декабря 1877 г. в кварталах рабочего люда Праги произошла необычная демонстрация.

Рабочие и студенты вышли на улицы с лозунгами, в которых требовали свободы Болгарии. Несмотря на энергичные меры австрийской полиции, демонстранты достигли центра города. Демонстрации произошли и в ряде других городов страны.

Город Загреб в Хорватии был украшен русскими и румынскими флагами: взволнованные люди обнимались на улицах, поздравляли друг друга с большой победой под Плевной, в обстановке всеобщей радости и ликования.

Все европейские газеты уделяли центральное место сообщению об освобождении Плевны. С особой радостью и восторгом весть об этом историческом событии встретил болгарский народ, передававший ее из уст в уста. Газета «Българин» в номере от 3 (15) декабря 1877 г. писала, что падение Плевена — «наш величайший праздник» и что это событие золотыми буквами будет записано в анналы истории.

Народный поэт Иван Вазов, служивший в то время во Временном русском управлении в Свиштове, так описал радостный день падения Плевена: «Помню, раскисший под пасмурным и холодным небом Свиштов опьянел от радости, с которой было встречено великое известие о великой победе. Светились радостью лица русских офицеров, светились лица болгар. Казалось, стали светлее грязные улицы, светились болгарские домишки… Да, все светилось в этот день… Никогда еще Свиштов не был таким светлым, никогда еще болгарская душа не ликовала так восторженно».

Измученные, перенесшие невероятные трудности и лишения, жители Плевны 14 декабря 1877 г. преподнесли своим освободителям благодарственный адрес, в котором выразили свой восторг по поводу исключительного события в истории города, в истории всей страны. «Освобождение Плевена, — говорилось в адресе, — это заря освобождения древней Болгарии. Плевен воскрес первым так же, как несколько веков назад он умер последним! Это воскресение навсегда останется в памяти наших потомков». В самом городе воздвигнуто более 120 памятников героям-освободителям.

Неприятельские фортификационные сооружения были расположены на различной глубине, в зависимости от сектора обороны. В тех местах, где находились редуты Исса-ага и Кованлыка, поднимавшиеся над «долиной смерти», разбит известный Скобелевский парк, а в местности Кайлыка восстановлен вал Тотлебена, который преградил реку Тученишку.

Позднее русская артиллерия и саперы взорвали вал, и нахлынувшая вода уничтожила 25 мельниц по берегам реки. Обреченная на голод и болезни, армия Османа-паши вскоре была вынуждена капитулировать.

Вечнозеленые растения и цветы украшают братские могилы и памятники русским воинам, сражавшимся под началом генерала Скобелева М.Д. Все они находятся в районе обширного парка Скобелева, разбитого по инициативе патриотического Комитета ополченцев во главе со Стояном Займовым. Парк был открыт в 1907 году.

В местности, где располагался редут №2, находится братская могила 200 солдат 61-го Владимирского и 189 солдат 62-го Суздальского пехотных полков, 3 солдат 4-го Екатеринославского драгунского полка; 1 солдата 4-го Донского казачьего полка. Здесь покоятся останки генерал-майора Владимира Александровича Тебякина, командира 1-й бригады 16-й пехотной дивизии; майоров Федора Горталова и Федора Ивановича Оссовского; штабс-капитана Павла Васильевича Балашова и других русских офицеров, павших в боях 30 и 31 августа 1877 г. при защите захваченного у турок редута. Такие памятники есть во всей окрестности Плевны вблизи многих сел, на холмах и высотах, в рощах и домах.

Высоко, над селом Опанец, стоит памятник русско-румынской боевой славы. Это первый боевой рубеж храбрых воинов молодой тогда румынской армии. С этой высоты обстреливали турок румынские орудия, шли в атаку стрелки линейных румынских полков храброго генерала Черкеза.

На Красной площади в центре города находится Мавзолей-усыпальница, в котором покоятся останки павших героев. Памятник построен по проекту архитектора П. Койчева и открыт в 1907 г. Мавзолей-усыпальница обнесен каменной оградой, на цоколе которой установлены 16 русских мортир, символизирующих осаду. А во дворе разбит парк, примечательный большим венком из самшита, которым жители Плевена украшали орудия освободителей. На венке есть надпись: «Герои, вы легли костьми во имя нашей свободы». У входа в мавзолей мемориальная плита. Ее установили в 1945 году воины 3-го Украинского фронта.

Памятником русской боевой славы является и единственный в своем роде Военно-исторический музей, экспозиция которого посвящена событиям Плевенской эпопеи. В его здании русский император Александр II принял капитуляцию Османа-паши после падения крепости. Названия многих улиц города — Гренадерская, им. Скобелева, Ганецкого, Горталова — также связаны с Плевенской эпопеей.

При написании статьи использованы материалы книги Ц. Генов «Русско-турецкая война и 1877-1878 гг. и подвиг освободителей, «София Пресс», 1979 г.