Выводы  основаны на статье    http://topwar.ru/1706-lend-liz-mify-i-realnost.html. В конце указанной статьи  делается вывод: «В целом же доля ленд-лизовской продукции в общем объеме произведенных и поставленных в СССР материалов, оборудования, продовольствия, техники, сырья и проч. Обычно оценивается в 4%». И далее: «Таким образом, можно с определенной долей уверенности заявлять, что ленд-лиз не оказал никакого решающего воздействия на возможности СССР по ведению войны». Очень эта цифра и последующий вывод напоминает заявление Сталина, что у нас потери в ВОВ были равны 7 миллионам человек.

Давайте внимательно посмотрим на диаграмму 2. Поставки танков и САУ  составили 12% от общего количества поступившей на фронт техники и это не много. Но поставки автомобилей составили 64% от всех поставленных на фронт. А проанализировав качественные различия грузовых иностранных и отечественных авто, мы видим, что импортные машины были практически все полноприводные и в большинстве своём — 3х-осные,  с грузоподъёмностью в 1,5 раза больше отечественных ЗИС-5  (3 тонны)  и ГАЗ АА (1,5 тонны). Можно уверенно сказать что 3/4 грузов перевозил ленд-лиз, а на фронте и того больше, исходя из требования высокой проходимости.

Паровозов и вагонов более поставлено 70%, рельсов 36%.  И теперь предположим, что ленд-лиза нет. Чтобы обеспечить какое-либо приемлемое снабжение и манёвренность войск, надо было  выпустить хотя бы половину ленд-лизовских поставок. А где? И самое главное за счёт чего? Ведь промышленность напрягалась по максимому, и каждый станок работал на оборону.

Ленд-лизовские поставки

Поэтому единственная возможность — это использовать те автомобильные мощности, которые выпускали лёгкие танки, лёгкие САУ и бронемашины  на основе автомобильных агрегатов. А это 25 тысяч штук выпущенных за всю войну. И знаменитый Уралвагонзавод не смог бы выпустить то количество танков, которые он выпустил, потому что ему пришлось бы выпускать вагоны и паровозы.

Теперь посчитаем (на основе Википедии, дающей большее количество танков и САУ, по сравнению с выше приведённой статьёй, выпущенных нашей промышленностью): наши 96000 + 12000 ленд-лиз =108000 против 54000 немецких. А без ленд-лиза  наши 96000-25000=71000 (без легких, которых бы не было) — против 54000 немецких.

Полученный по ленд-лизу из США тральщик типа AM

Рассмотрим следующую основную ударную силу – авиацию. Самолётов было поставлено 13%. Вроде немного. Но алюминия основного металла для строительства самолётов 55%. Т.е. без этого металла либо мы выпускали столько же,  но фанерно-тканевых самолётов начала войны, существенно уступающих  самолётам 43-44 годов выпуска, либо количество самолётов было бы существенно меньше. А учитывая, что авиационного высокооктанового бензина было поставлено 40%,  то ясно, что много деревянных самолётов не имело бы ни какого смысла производить – они горели бы как спички, а самолётовылеты определялись всё равно наличием топлива. Значит, исходя из этого, и самолётов в армии было бы как минимум на четверть меньше и это достаточно оптимистические прогнозы.

Газета «Британский союзник», издававшаяся в 1942 — 1949 гг. министерством Информации Великобритании по договоренности с советскими властями

Рассмотрим «бога войны» артиллерию. Здесь поставки совсем незначительны, и их принимать во внимание не стоит. Всё было отечественное. Но боеприпасы на 36% начинялись импортным порохом и импортной взрывчаткой. И не будь ленд-лиза — или был жестокий снарядный голод или столько пушек не надо было.

А ведь  производство  и алюминия, и авиационного бензина, и взрывчатых веществ — это сложное специализированное производство. Его просто и быстро не построить, и просто так не демонтировать и не вывезти. Это не токарный станок и не пресс, которые можно разобрать и быстро собрать на новом месте.

Советский пароход «С. Киров» (бывший американский Charles Gordon Curtis) — одно из 2750 судов типа «Либерти», построенных на американских верфях в период Второй мировой войны специально для доставки грузов в конвоях

И ещё важнейшие поставки — это продовольствие. Около 5 миллионов тон продовольствия было поставлено по ленд-лизу. А это жиры животные — 100% от произведённых в СССР, сахар — 29%, мясные консервы 480 %. Народ в тылу почти голодал. А не будь ленд-лиза, стал бы просто голодать, и армия была бы полуголодная.

Большая часть поставок пришлась на 1943-1944 годы. Рассмотрим Курское сражение, ставшее переломным в ВОВ. Если рассмотреть данные о количестве боевой техники https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0), то видно, что американские (KOSAVE) исследования наиболее близки к данным МО СССР и они наименее заинтересованы искажать картинку по сравнению с немцами. Таким образом, в сражении под Курском   было бы с Советской стороны не 3400 танков, а максимум 2500-2600 против 2700 немецких, не  2600 самолётов, а 2000 против 2500 немецких.

Английский крейсер «Белфаст» — участник полярных конвоев, ставший музеем в Лондоне, на Темзе

А если добавить что снарядов и патрон было бы на четверть меньше, как минимум, то о каком разгроме немецко-фашистских войск можно вести речь. Ни какого переломного сражения не было бы, а были бы в лучшем случае затяжные оборонительные бои с потерей части территории и непредсказуемым исходом, ведь уже не было бы знаменитых сибирских дивизий, как под Москвой в 1941 для успешного контрнаступления.

И в 1944 году такая же ситуация. Даже можно сказать больше: в СССР тотальная мобилизация началась с начала войны, а в Германии только после сталинградского разгрома, и выпуск военной продукции продолжал наращиваться темпами, существенно превышающими темпы роста в СССР. Только в конце 44 г. с потерей территорий наметился спад. Но при отсутствии ленд-лиза не смогла бы Советская армия весной 44 г. вступить на территорию Румынии. И получается либо война длилась ещё не менее года, всё-таки ресурсная база  Германии достаточно слабая, и Германия капитулировала бы, прежде всего, перед англо-американцами, либо Берлин брали бы американцы. В любом случае встреча с союзниками произошла бы в лучшем случае в Варшаве, а в худшем в — Бресте. Это нисколько не умаляет подвиг бойцов Советской армии, но  побеждать при нехватке вооружения в современной войне  невозможно.

Значение ленд-лиза для Победы

Заявление о прекращении поставок по ленд-лизу было сделано правительством США 21 августа 1945 г. В декабре 1946 г. США аннулировали заключенное в октябре 1945 г. соглашение о поставках на условиях долгосрочного кредита тех материалов и оборудования, которые были заказаны в США, но не были отправлены до прекращения ленд-лизовских поставок.

Был возвращен США (либо частично уничтожен под наблюдением американцев) ряд полученных от Америки кораблей и судов. Но и после 1953 г. значительная их часть продолжала оставаться в Советском Союзе. Несколько «Либерти» под советским флагом принимали активное участие в перевозках через Атлантику во время кубинского кризиса 1962 г.

Начиная с 1948 г., между правительствами двух стран велись переговоры о возмещении долга. Советская сторона всячески старалась снизить сумму выплат. Соглашение о погашении кредитов было заключено в 1972 г. и потом несколько раз пересматривалось. По состоянию на 2003 г. Российская Федерация была должна США около 100 млн. долларов. Всего же, на сегодняшний день, оплачено порядка 7 % стоимости поставленных товаров.

Несмотря на казалось бы незначительный процент поставленной по ленд-лизу техники, значение и роль этих поставок для приближения победы в войне трудно переоценить. Вот что пишет по этому поводу А. В. Платонов: «Проблема оценки ленд-лиза для Советского Союза — достаточно сложная задача. Общеизвестна цифра 4% — такова доля импортных поставок от продукции, произведенной отечественной промышленностью за годы войны. Можно сказать — капля в море.

Не будем ставить под сомнение эту цифру, хотя как она получилась, не совсем понятно. Например, как учитывалось, что отечественная продукция Куйбышевского или Гурьевского нефтеперерабатывающих заводов производилась на установках, полученных по ленд-лизу? Если рассматривать поставки по номенклатуре, то иногда капля превращалась в море. Что касается военно-морского флота, то ленд-лизовские поставки составляли по сторожевым кораблям, тральщикам, десантным кораблям, радиолокационным и гидроакустическим станциям почти 100%, 68% торпедоносцев и 73% летающих лодок на действующих флотах имели импортное происхождение. Наверно, справедливо сказать, что поставки по ленд-лизу совсем не «капля в море», а действенная помощь союзников советскому народу, несшему в то время главное бремя в борьбе с фашизмом».

Даже неполный перечень грузов, поставленных по ленд-лизу союзниками, впечатляет.

Великобритания: 7400 самолетов; 5200 танков; 5000 противотанковых орудий; 472 000 000 снарядов; 1800 комплектов радиолокационного оборудования; 4000 радиостанций; 55 000 км телефонного кабеля; 4 подводные лодки; 14 тральщиков; 9 торпедных катеров; продовольствие, медикаменты и заводское оборудование на 120 000 000 фунтов стерлингов.

США: 14 795 самолетов; 7500 танков; 376 000 грузовиков; 51 000 джипов; 8000 тягачей; 35 000 мотоциклов; 8000 зенитных орудий; 132 000 пулеметов; 345 000 т взрывчатых веществ; 15 000 000 пар солдатской обуви; 2000 паровозов; 11 000 вагонов и платформ; 3 800 000 автомобильных шин; 2 000 000 км телефонного кабеля; 2 700 000 т бензина; 842 000 т различного химического сырья; продовольствие на 1,3 млрд. долларов; 96 торговых судов; 27 фрегатов; 3 ледокола; 585 охотников за подводными лодками, тральщиков и торпедных катеров, а также станки, дизель-генераторы, радиостанции, шинный завод обмундирование, медикаменты, разного рода оборудование и запасные части.

К этому надо добавить, что по ленд-лизу было получено 70 % автомобилей, 12 % танков, 10 % самолетов (в том числе для морской авиации 29 %), использовавшихся советскими вооруженными силами.

Виноградский Николай