История Великой Отечественной войны показала пример необыкновенно успешного технического и экономического сотрудничества стран — участниц антигитлеровской коалиции. Над миром нависла угроза фашистского порабощения. Во вторую мировую войну были втянуты многие страны. Борьба с фашизмом являлась главной задачей стран антигитлеровской коалиции, важное место в которой занимала экономическая взаимопомощь воюющих стран. В основе этих экономических связей лежали принципы американского закона о сдаче в наем или аренде.

«Ленд-лиз» — такое название получила система экономической взаимопомощи (от англ. — lend-lease:  lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду). Президент США Франклин Рузвельт подписал закон о ленд-лизе ещё 11 марта 1941 г. В годы войны по ленд-лизу США осуществляли поставки в 42 страны. В аренду или взаймы получали оружие, военную технику, стратегическое сырье, боеприпасы, снаряжение, продовольствие, медикаменты и другие военные поставки, которые сыграли большую роль в приближении победы над гитлеровской Германией и её союзниками. 11 июня 1942 г. правительства СССР и США подписали «Большой договор о ленд-лизе».

С 29 сентября по 1 октября 1941 г. в Москве прошла конференция представителей СССР, США и Великобритании, на которой было принято соглашение о поставках Советскому Союзу техники, боеприпасов, стратегического сырья и военных материалов. В обмен на грузы военного назначения СССР обязался поставлять в Великобританию хромовую и марганцевую руду, золото, платину, пушнину, лес.

Грузы перевозились различными маршрутами: трансиранским, тихоокеанским, и арктическим. Северный путь был самым коротким, но и наиболее опасным. Именно по нему в Советский Союз было сделано около четверти всех поставок. Немецкий военно-морской флот и военно-воздушные силы вели настоящую охоту за каждым конвоем. Конвой – это временное формирование из охраняемых судов и обеспечивающих безопасность их перехода морем боевых кораблей. Конвои выходили из портов Шотландии, а затем Исландии в советские порты Мурманск и Архангельск.

Корабли и суда конвоя PQ-17 перед выходом в море: слева британский эсминец «Икарус», за ним советский танкер «Азербайджан»

Корабли и суда конвоя PQ-17 перед выходом в море: слева британский эсминец
«Икарус», за ним советский танкер «Азербайджан»

Все конвои, следующие в советские порты, обозначались PQ, а идущие обратно — QP. В конце 1942 г. этот шифр был заменен на JW, к которому добавлялся порядковый номер, начиная с 51, а идущие обратно — обозначались RA. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии и был особенно опасен из-за активных действий флота и авиации противника, а также из-за плохих погодных условий. Несмотря на это, движение конвоев продолжалось на протяжении всей войны, и жизненно важные для фронта и для победы грузы — от танков до тушенки — постоянно доставлялись.

Первый конвой «Дервиш» совершил благополучный переход с 21-го по 31-е августа 1941 г. из Исландии в Архангельск. Уже 28 сентября под шифром QP-1 он отправился в обратный путь. Однако не всё прошло хорошо при движении других конвоев. Трагедия случилась с конвоем PQ-17 – он был практически разгромлен…

Конвой PQ-18, 1942 г. (на переднем плане - английский эсминец «Ашанти»)

Конвой PQ-18, 1942 г.
(на переднем плане — английский эсминец «Ашанти»)

Этот конвой вышел из Хваль-фиорда 27 июня 1942 г. В его состав входили 36 транспортов (два из которых получили повреждения и вскоре вернулись обратно). Эскорт включал английские корабли: 6 эсминцев, 4 корвета, 2 подводные лодки, 2 корабля ПВО, 7 тральщиков. Южнее конвоя шел отряд ближнего прикрытия в составе 4 крейсеров и 3 эсминцев, а в восточной части Норвежского моря маневрировал отряд дальнего прикрытия в составе 2 линкоров, авианосца, 2 крейсеров и 14 эсминцев. Помимо этого, у побережья Северной Норвегии были развернуты 4 советских и 9 английских подводных лодок, а на аэродромах Кольского полуострова сосредоточено 234 самолета (к началу операции 116 исправных).

Для разгрома конвоя немецким командованием была разработана операция под названием «Россельшпрунг» («Ход конем»). Для ее проведения в Норвегии было сосредоточено 264 самолета (в том числе 133 бомбардировщика) и 57 торпедоносцев. Против судов конвоя должны были действовать 11 подводных лодок. Две боевые группы кораблей находились в Тронхейме (линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», 4 эсминца) и в Нарвике (тяжелые крейсеры «Адмирал Шеер» и «Лютцов», 6 эсминцев).

1 — 3 июля конвой подвергся активным атакам авиации и подводных лодок, не принесшим, однако, противнику желаемых результатов (были повреждены три союзных судна и советский танкер «Азербайджан», при этом потеряны 3 торпедоносца). 4 июля в 22.30 после получения донесения разведки о выходе в море немецкой эскадры транспорты конвоя по приказу Адмиралтейства, поступившему из Лондона, были рассредоточены, а эсминцы непосредственного охранения и корабли ближнего прикрытия отошли на запад для соединения с отрядом дальнего прикрытия.

Встреча ветеранов полярных конвоев в Архангельске, 31 августа 2001 г., фото С. Спирихина

Встреча ветеранов полярных конвоев в Архангельске, 31 августа 2001 г., фото С. Спирихина

Официальный историк английского флота С. Роскилл писал: «…трудно найти какое-либо оправдание вмешательству Лондона в дела конвоя. Решение, которое с самого начала было сомнительным, привело к тяжелым последствиям».

На следующий день вражеская эскадра (линкор «Тирпиц», тяжелые крейсеры «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», 7 эсминцев и 2 миноносца) вышла в море. В районе Гаммерфеста ее обнаружила и безрезультатно атаковала советская подводная лодка, а затем немецкие корабли увидели английские самолет и субмарина. После перехвата их радиограмм, понимая, что выдвижение сил не удастся сохранить втайне, немецкое командование приказало кораблям вернуться в Альтен-фьорд.

Английский крейсер "Белфаст" - участник полярных конвоев, ставший музеем в Лондоне, на Темзе

Английский крейсер «Белфаст» — участник полярных конвоев, ставший музеем в Лондоне, на Темзе

Историк Кригсмарине Ф. Руге писал об этих событиях: «Примечательно, насколько сильным оказалось действие одной лишь вести о появлении этих немецких кораблей. В действительности же они очень быстро вернулись на свою базу, ибо местонахождение британского авианосца не было точно установлено, и, вследствие этого, собственная авиация не имела возможностей для атаки. По приказу Гитлера надводным кораблям разрешалось вступать в бой только после того, как авианосец будет выведен из строя».

С 5 по 10 июля немецкая авиация и подводные лодки преследовали и атаковали неохраняемые суда конвоя, в результате чего в северо-восточной части Баренцева моря на дно было отправлено 20 транспортов и спасательное судно. 11 транспортов и 12 кораблей охранения укрылись в бухтах Новой Земли. Отсутствие оборудованных якорных стоянок и защиты коммуникаций позволило противнику наносить удары по транспортам и в этом районе. Корабли Северного флота в период с 5 по 27 июля совершили 193 выхода в море для поиска, встречи и конвоирования транспортов, а также для траления мин. Разведку пыталась вести и советская авиация. Но выходы кораблей и вылеты самолетов производились из баз, находившихся довольно далеко от района поисков, что затрудняло обнаружение и защиту транспортов.

Из 36 транспортов, входивших в состав конвоя, до Архангельска дошли лишь 11. Два судна вернулись в Исландию, 23 погибли (причем 20 из них уже после приказа о рассредоточении). Погибло и одно (из трех) спасательное судно. Число жертв составило 153 человека. Около 300 человек спасли советские корабли и суда. В море было потеряно 3350 автомобилей, 430 танков, 210 самолетов и около 100 тысяч тон грузов. Но главный урон, понесенный Советским Союзом от разгрома конвоя PQ-17, заключался не только в людских и материальных потерях.

Подводная лодка U-995 VIIC, ставшая лузеем (г. Лабе, Германия)

Подводная лодка U-995 VIIC, ставшая музеем (г. Лабе, Германия)

Как справедливо написал английский морской историк Д. Ирвинг, «уничтожив конвой PQ-17, немцы в стратегическом отношении достигли большего, чем это было очевидно сначала. Они лишили русских не только грузов, которые находились на борту потопленных судов, но и нескольких конвоев в течение месяцев, оставшихся до наступления зимы. Был направлен конвой PQ-18 (2 — 21 сентября 1942 г.), но только напоказ, чтобы уменьшить гнев маршала Сталина. После этого конвои не выходили до зимы, когда снова появилась возможность проводить эти операции без особого риска».

Возникает вполне закономерный вопрос: почему Адмиралтейство приказало рассредоточить конвой, что привело к его разгрому? На эту тему историки и очевидцы спорят до сих пор. Существуют две основные версии: нежелание Англии продолжать поставки северным путем, так как это было связано со значительными потерями, и предположение о том, что суда PQ-17 должны были стать приманкой для линкора «Тирпиц».

Однако после перерыва движение конвоев с декабря 1942 г. продолжалось до конца войны, несмотря на то, что возможность охоты на «Тирпиц» в зоне западнее острова Медвежий не исключалась, в зоне восточнее острова Адмиралтейство не располагало силами для выполнения такой операции. А для того, чтобы конвой привел «Тирпиц» к английским линейным силам, он должен был не рассеиваться, а разворачиваться и идти на запад навстречу английской эскадре.

При написании статьи были использованы материалы книги Н. Кузнецова «Полярные конвои. Вторая мировая война в советской Арктике», М., «Паулсен», 2014.