Эсминец «Сообразительный»

7 июня 1941 года на эсминце «Сообразительный» в Севастополе был поднят Военно-морской флаг. А в 3 часа 15 минут 22 июня он открыл огонь по вражеским самолетам. На третий день войны «Сообразительный» в составе отряда кораблей вышел в первый боевой поход для обстрела вражеского порта. Через полтора года газета «Правда» писала о корабле в статье: «50 000 миль в походах».

30 августа 1941 года эсминец подошёл к Одессе. Был открыт огонь по Вапнярке, Ильинке, Августовке.
В январе 1942 года, приняв на борт десант в составе 240 человек, эсминец «Сообразительный» вышел из Новороссийска и взял курс к крымским берегам. Задача была нелегкой — вместе с другими кораблями доставить десант в район Судака. Десант начал высадку. Температура воздуха — 11 градусов. Сколько нужно сил и выдержки, чтобы совершить первый бросок!..

27 мая 1942 года «Сообразительный» в составе отряда кораблей под огнем врага прибыл в Севастополь — доставили 9-ю бригаду морской пехоты с вооружением и боеприпасами. Закончив разгрузку, ночью вышли в море, но здесь подверглись атаке фашистских самолетов. Завязался жестокий бой. Старшина 2-й статьи Федор Трушев огнем из пушки главного калибра сбил вражеский торпедоносец.

Эсминец «Сообразительный»

В июне, находясь в Новороссийске, готовились к очередному походу в Севастополь. Это был уже не первый рейс в пылающий город. Раз от разу пробиться в Севастополь становится все труднее. А пробиваться нужно. В Камышевой бухте, близ Севастополя, томятся, ожидая эвакуации, сотни женщин, детей, раненых. Защитникам города не хватает боеприпасов. Кубрики и верхняя палуба загружены ящиками с боезапасами. Неожиданно приказ: «Срочно выйти в море для оказания помощи лидеру «Ташкент».

Через несколько часов «Сообразительный» подошел к тяжело поврежденному кораблю. Самоотверженно действовали оба экипажа. За 22 минуты в открытом море с лидера приняли 1975 раненых, женщин, детей, эвакуированных из Севастополя. Личный состав миноносца окружил теплотой и вниманием пассажиров, отдал им свои постели, белье, пищу. Вечером люди и поврежденный в бою «Ташкент» были благополучно доставлены в Новороссийск. Это единственный случай за всю войну отечественного флота перевозки такого огромного количества людей эсминцем.

Командир «Сообразительного» в годы войны, позже контр-адмирал Ворков С.С.

В трудные для Родины дни многие моряки ушли сражаться на самые горячие участки сухопутного фронта туда, где велись тяжелые бои. С отрядом моряков ушел на фронт гвардии старший краснофлотец Валентин Ходырев. Он проявил исключительную отвагу во время высадки Николаевского десанта. Несколько раз, увлекая за собой бойцов под шквальным пушечным и пулеметным огнем, водил он группу десантников в атаку. Будучи тяжело раненным, Ходырев подвесил к поясу гранаты и бросился под фашистский танк. Герой взорвался вместе с танком врага.

1 марта 1943 года эскадренный миноносец «Сообразительный» за героизм личного состава в боях с фашистскими захватчиками, за его стойкость и мужество, за образцовую дисциплину и организованность был удостоен высокого звания — гвардейский. За войну «Сообразительный» провел 59 транспортов с боеприпасами без потерь, 33 конвоя с 59-ю транспортами, на которых были перевезены десятки тысяч войск и десанта, 59 раз поддерживал войска огнем своих орудий, участвовал в десантных операциях, в том числе в Керченско-Феодосийской и Новороссийской.

Провел 9 набеговых операций на вражеские порты. Десятки раз доставлял пополнение и вывозил раненых, женщин и детей из осажденных Одессы, Севастополя, Новороссийска (это — 14 230 человек). Корабль отразил 126 налетов авиации противника самостоятельно и 250 в группе кораблей и сбил 7 самолетов.

Эсминец «Гремящий»

Первый бой «Гремящий» принял в Кольском заливе в начале войны. Стая фашистских бомбардировщиков ринулась на корабли. Оглушительно били зенитки. Перед «юнкерсами» встала стена разрывов. Загорелся и упал на скалы ведущий бомбардировщик. Но остальные пошли в пике. Один из них устремился на «Гремящий». Сброшенная им полутонная бомба с воем пролетела над самыми мачтами и разорвалась в тридцати метрах от борта.

Эсминец «Гремящий»

Рядом стоявший мотобот подбросило, как щепку, и он, разломившись пополам, потонул на глазах экипажа «Гремящего». Взрывной волной разметало по палубе зенитные расчеты. Но оглушенные зенитчики быстро заняли свои места и продолжали вести огонь. Один самолет был сбит ими, так и не вышел из пике, второй ушел с черным дымным хвостом. И с тех пор, не задерживаясь у причала, «Гремящий» вел сражения в море.

В конце марта 1942 года вместе с эсминцем «Сокрушительный» он сопровождал конвой РГ-13. Плотные снежные заряды следовали один за другим, видимость снижалась порой до нуля. Штормовая погода и высокая активность врага потребовали большого мастерства и мужества. В этом боевом походе наши эсминцы обнаружили и повредили артиллерийским огнем немецкий рейдер, а «Гремящий» кроме того, потопил вражескую подводную лодку. Весной 1942 года экипаж «Гремящего» был удостоен гвардейского звания.

В полночь 10 октября 1944 г. «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» покинул Кольский залив. Их задачей было подавить береговые батареи противника, разбить мост в районе селения Титовка и нанести удар по опорному пункту противника — Обергоф. Достигнув вражеского побережья, наши эсминцы открыли интенсивный артиллерийский огонь. Но враг огрызается — его береговые батареи отвечают, снаряды рвутся близко.

На мостик поступают сообщения о раненых. Смертельно ранен командир третьего орудия артиллерийского подразделения «Гремящего» Никифор Филь. Артиллерия эсминцев ведёт стрельбу с полной скорострельностью. В результате наши эсминцы уничтожили две батареи, склады боеприпасов, разрушили немало дотов, дзотов, истребили сотни вражеских солдат. Корабли эффективно помогли североморскому десанту, высадившемуся незадолго до этого на вражеский берег.

Немного отдыха, и снова бои. Особенно экипажу «Гремящего» запомнилась операция по обстрелу порта Варде, о результатах которого писали тогда центральные газеты. В порту горят огни. Гитлеровцы поспешно грузятся на суда, чтобы утром уйти на запад. Эсминцы открыли шквальный огонь, а через несколько минут на берегу ослепительным смерчем взметнулся взрыв огромной силы. Багровое пламя расползалось вдоль берега. Очевидцы этого огневого налета норвежские рыбаки потом рассказывали, что первые залпы с миноносцев разнесли причальные сооружения и потопили стоявший у пирса крупный транспорт. Сотни фашистских егерей оказались в воде.

Но вот ответили и немецкие батареи, миноносцы маневрировали среди всплесков от разрывов вражеских снарядов. Осколками повредило корпус «Гремящего», заклинило визир центральной наводки, получил повреждения и эсминец «Разъяренный». Но корабли продолжали бой. На территории порта Варде возникали всё новые и новые пожары, сопровождающиеся взрывами. Вражеский берег был весь в огне. Наши моряки возвращались с победой…

«Гремящий» в годы войны отразил 112 массированных атак авиации и сбил 14 фашистских самолетов, потопил вражескую подводную лодку и уничтожил немало солдат и офицеров противника. Корабль прошел около 70 тысяч миль под жесточайшими бомбежками, атаками торпедоносцев и подводных лодок врага, совместно с другими эсминцами «Гремящий» провел свыше тысячи транспортов.

Эсминец «Стойкий»

Около двухсот фашистских самолетов 4 апреля 1942 года совершили один из самых ожесточенных налетов на Ленинград. Объектами массированных ударов являлись корабли Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Сотни орудий вели огонь по вражеским бомбардировщикам. Разрывы бомб и снарядов, грохот артиллерии — все слилось в сплошной гул. Бомбы рвались на берегу, вспахивали рыхлый весенний лед Невы.

Эсминец «Стойкий»

Один из «юнкерсов» спикировал на миноносец «Стойкий», стоящий у судостроительного завода, но пулеметчик Хомяков очередью из крупнокалиберного пулемета поджег стервятника. Шлейф черного дыма потянулся вслед за падающим самолетом. Враг был отбит.

Эскадренный миноносец «Стойкий» в Великую Отечественную войну вступил новейшим кораблем флота. Построен он был руками тружеников известного в стране судостроительного завода. Строителем корабля был инженер Савва Мартынович Голиков. Ночью 27 июня 1941 г. перед самой минной постановкой в Ирбенском проливе наши корабли были атакованы фашистскими торпедными катерами. Произошел первый короткий, но ожесточенный бой.

Ночью опять появились вражеские торпедные катера. Маневрируя, эсминец «Стойкий» круто накренился… Большой запас мин, находившийся на палубе, уменьшил остойчивость корабля. Эсминец, чтобы не подставлять борт, быстро разворачивался носом к противнику. И рядом с бортами «Стойкого» промчались две вражеские торпеды. Отличный маневр уклонения осуществил Дмитрий Яковлевич Самус, который был в то время командиром корабля. Торпеды прошли совсем рядом… Дело довершили наши артиллеристы. Атака фашистских катеров была сорвана, мины поставили по плану.

Во время проводки крейсера «Киров» через Моонзунд «Стойкий» отразил атаку торпедных катеров, вел бой с самолетами противника, атаковал подводную лодку врага, нанеся ей повреждение, а затем благополучно прибыл в Таллин.

В тяжелейших условиях «Стойкий» с другими кораблями совершил 3 похода. Первый поход. Ночью 1 ноября 1941 года. Отряд, в составе эскадренных миноносцев «Стойкий», «Славный», минного заградителя, четырех базовых тральщиков («207», «210», «215», «217») и пяти сторожевых катеров под флагом командующего эскадрой КБФ вице-адмирала Дрозда В.П. снялся с якоря и вышел с большого Кронштадтского рейда. Отряд взял курс на запад. Организация похода предусматривала движение в темное время, а стоянку на якоре и погрузку — в светлое время.

Этапами похода были: Кронштадт — Гогланд, Гогланд — Ханко, Ханко — Гогланд и Гогланд — Ленинград. В основу похода были положены внезапность, скрытность и быстрота. Взломав первый лед в морском канале и в Неве, корабли благополучно прибыли в Ленинград. 4 ноября ханковцы уже выгружались у моста лейтенанта Шмидта. «Стойкий» доставил свыше пятисот бойцов для защиты Ленинграда.

Последний поход, который «Стойкий» совершил с 28 ноября по 4 декабря, был самым тяжелым. Кроме «Стойкого», в отряд входили эсминец «Славный», 4 базовых тральщика, 5 сторожевых катеров и турбоэлектроход «Иосиф Сталин». Поход снова осуществлялся под флагом вице-адмирала Дрозда В.П. Так как поход был последний, следовало забрать всех оставшихся защитников Ханко. Корабли поэтому загружались до предела. На «Стойкий» было принято до 1275 человек. Прекрасно руководили погрузкой и размещением людей помощник командира корабля Кудряшов и главный боцман Серватинский — ветеран корабля.

В обороне Ленинграда вместо морского простора ареной действий «Стойкого» стал морской канал, гавани торгового порта и река Нева. Корабль строился для торпедных атак, морского артиллерийского боя и минных постановок, а волей судьбы он был зажат в узкостях, где раньше с опаской ходили даже небольшие буксиры. «Стойкий» стал плавучим фортом. При хорошей погоде с корабля можно было видеть позиции врага — до него было 7-8 километров.

По приказу штаба морской обороны «Стойкий» часто открывал огонь. Не раз немцы засекали стрельбу корабля и открывали ответный огонь. Снаряды противника рвались у борта, осколки летели на палубу, но артиллеристы упорно вели огонь. «Стойкий» вздрагивал от разрывов и отходил, чтобы с новой позиции продолжать борьбу. И снова его начинала нащупывать вражеская батарея, и снова, разгромив очередной объект фашистов, корабль менял позицию, чтобы новыми залпами продолжать громить врага.

Однажды штаб дал группе кораблей задание: огневым налетом ночью уничтожить колонну танков в момент их заправки горючим. «Стойкий» был в пяти километрах от противника. На врага можно было обрушиться огнем всех орудий, но это значило открыть себя огромными вспышками залпов. Решено было стрелять одной пушкой. Выпустить надо было 15 снарядов так, чтобы к тому моменту, когда разорвется первый снаряд, остальные 14 уже летели бы к цели. Артиллеристы блестяще справились с заданием. При стрельбе особенно отличились краснофлотцы Матюхин, Заливадный, Олейников, Проноза.