Планируя Керченскую операцию, командование Закавказского фронта первоначально ставило перед войсками весьма узкую задачу, сводящуюся, в сущ­ности, к занятию лишь восточного побережья Кер­ченского полуострова с последующим методическим наступлением на запад с целью выхода на фронт Джантара, Сейтджеут. Первоначально эта операция мыслилась в виде выброски морскими транспортными самолетами парашютных десантов на восточный берег Керчен­ского полуострова (мыс Хорни, маяк Кизаульский) с последующей переброской на полуостров главных сил для развития наступления на фронт Тулумчак, Феодосия.

Операцию предполагалось осуществить с 26 декабря 1941 г. по 5 января 1942 г. силами 56-й и 51-й армий (7-8 стрелковых дивизий, 3-4 ар­тиллерийских полка резерва Главного командования, 3-4 танковых батальона, авиация обеих армий и 2 авиадивизии дальнего действия). Морской флот должен был содействовать вы­садке десанта и обеспечивать фланги наступающих армий.

В дальнейшем план операции претерпел некото­рые изменения. Окончательный вариант операции был выработан к 13 декабря командованием За­кавказского фронта после согласования с командо­ванием Черноморского флота. Предусматривалось одновременно с форсированием Керченского пролива произвести высадку нескольких десантов — морско­го (2 дивизии и бригада со средствами усиления) в районе Феодосии, авиадесанта в районе Владиславовки, вспомогательного морского десанта в районе Арабата и Ак-Моная.

Керченско-Феодосийская десантная операция, переход кораблей к местам высадки, декабрь 1941 г.

Задача десантов — овладеть Ак-Монайским перешейком и нанести удар в тыл керченской группировке противника. Осуществление этого плана должно было при­вести к оперативному окружению противника в за­падной части Керченского полуострова.

В операции должны были участвовать 51-я и 44-я армии (в составе 9 стрелковых дивизий и 3 стрелко­вых бригад) и средства усиления — 5 артиллерийских полков, мотопонтонные и инженерные батальоны, 2 авиадивизии дальнего действия и 2 авиаполка. 51-й армией командовал генерал-лейтенант Львов В.Н., а 44-й — генерал-майор Перву­шин А.Н. В резерве находились 400, 398-я сд и 126-й отдельный танковый батальон, который в конце декабря 1941 г. отдельными подразделе­ниями участвовал в десанте.

Суда отряда высадки, затёртые во льдах у Керченского побережья, 1941 г.

Общее руководство операцией осуществлял командующий Закавказским фронтом (с 30 дека­бря — Кавказским фронтом) генерал-майор Козлов Д.Т. Высадка войск была возложена на Черномор­ский флот под командованием вице-адмирала Октябрьского Ф.С. и входившую в его состав Азовскую военную флотилию, возглавлявшуюся контр-адмиралом Горшковым С.Г.

Керченско-Феодосийская десантная операция (26 декабря 1941 г. — 3 января 1942 г.)

Десантирование возлагалось на Азовскую воен­ную флотилию, Керченскую военно-морскую базу и Черноморский флот. Планом предусматривалось высадку десантов начать: силами 51-й армии — на рассвете 26 декабря, силами 44-й армии у горы Опук — 26 декабря, а у Феодосии — 29 декабря.

На 1 декабря 1941 г. в обороне на Керченском полуострове находились 46-я пехотная дивизия вер­махта и 8-я кавалерийская бригада румын. В период с 11 по 13 декабря немецкое командование пере­бросило сюда 73-ю пехотную дивизию и дивизионы штурмовых орудий. Общая численность войск противника на Керчен­ском полуострове составляла 10-11 тысяч человек. Они входили в состав 11-й немецкой армии.

Десантники водружают Красное знамя на горе Митридат, декабрь 1941 г.

Оборона противника состояла из укреплений полевого и долговременного типа. Глубина оборони­тельной полосы равнялась 3-4 км. Город Феодосия и прилегающий к нему район были оборудованы как сильный узел сопротивления. Наиболее сильно был укреплен район Еникале, Капканы, Керчь. Здесь было максимальное количе­ство пехоты и огневых средств.

С 3 по 25 декабря войска 51-й и 44-й армий, средства усиления и военно-воздушные силы, пред­назначенные для участия в предстоящей операции, производили перегруппировку и сосредоточение в районы погрузки, на корабли и суда. Плохие метеорологические условия этого периода осложнили проведение перегруппировки и особенно перебазирование авиации с аэродромов Кавказа.

Советские поддерживающие военно-воздушные силы были недостаточно укомплектованы материальной частью. На вооружении состояли устаревшие типы самолетов. Скоростных истребителей и бомбардировщиков в составе военно-воздушных сил было не более 15 % . Кроме этого, аппарат военно-воздушных сил Северо-Кавказского округа не был использован в помощь командованию. Военно-воздушные силы Черноморского флота сразу не были подчинены фронту оперативно и в основном продолжали обеспечивать оборону Сева­стополя. Активное участие в действиях на Керчен­ском полуострове они принимали только от случая к случаю.

Вследствие плохой организации и тяжёлых метеорологических условий перебазирование сопро­вождалось многочисленными авариями и вынуж­денными посадками. В начальной стадии операции смогло принять участие фактически только 50 % авиа­частей, предназначавшихся для её проведения. Остальные 50 % продолжали оставаться на тыловых аэродромах и на трассе. Необходимых транспортных средств для высадки десанта во Владиславовке фронт к началу операции не получил.

Тренировка войск к предстоящим действиям (по­грузка, выгрузка, действия десанта) была проведена наспех и недостаточно организованно. А эффект специальных тренировочных занятий был сильно снижен, так как часть соединений, прошедших эту специальную подготовку, затем была отстранена от участия в операции (345-я стрелковая дивизия, 79-я стрелковая бригада, которые были переброшены на усиление Севастопольского гарнизона) и заменена соединениями, которые пройти специальной под­готовки не успели,

Инженерные части проделали огромную работу по устройству путей, ремонту пристаней, изысканию ресурсов и подготовке плавучих средств, а также средств погрузки и выгрузки войск (сходни, лестни­цы, лодки, плоты и т.д.). Войска получили большое количество средств заграждения — мины, малоза­метные препятствия, взрывчатые вещества — для закрепления занятых рубежей по высадке десанта. Для усиления льда Керченского пролива были со­браны и подготовлены местные средства – камыш. В первые и последующие эшелоны войск обяза­тельно включались саперные подразделения.

Коман­дующий 51-й армией высадку передовых десантов со стороны Азовского моря решил произвести в следующих пунктах: у Ак-Моная — 1340 человек, у мыса Зюк — 2900 человек, у мыса Тархан — 400 человек, у мыса Хрони — 1876 человек, у мыса Еникале — 1000 человек. Всего намечалось выса­дить 7616 человек, 14 орудий, 9 минометов калибра 120 мм, 6 танков Т-26. Посадка десанта должна была производиться ночью, высадка — за 2 часа до рассвета. Каждому от­ряду были приданы боевые корабли, которые должны были огнем своих орудий поддержать высадку.

Районом погрузки для соединений 51-й армии назначался Темрюк и частично Кучугуры. Керченская военно-морская база силами 10 групп трех отрядов должна была высадить десант из состава 302-й стрел­ковой дивизии (3327 человек, 29 орудий, 3 миномета) в районе маяк Нижне-Бурунский, станции Карантин, Камыш-Бурун, Эльтиген и коммуны «Инициатива».

В состав первого броска входило 1300 человек. Высадка должна была производиться внезапно, без артиллерийской подготовки, под прикрытием дымо­вой завесы с торпедных катеров. Погрузка войск на суда производилась в Тамани и в Комсомольской.

Решением командующего Черноморским флотом наличные силы флота были разделены на 2 группы. Группа «А» предназначалась для высадки десанта в Феодосии, и группа «Б» — у горы Опук. Пункты погрузки — Новороссийск, Анапа и Ту­апсе. Погрузка должна была производиться только ночью, высадка первого броска — до рассвета, после мощного огневого шквала судовой и корабельной артиллерии по порту и городу Феодосия.

25 декабря 5 отрядов, посаженных на суда Азов­ской военной флотилии в районах Кучугуры и Темрюк, вышли в море для выполнения поставленной задачи. Несмотря на сильный шторм при подходе к берегу и противодействие со стороны противника, отрядам удалось 26 декабря высадиться в районе мыса Зюк (1000 человек) и в районе мыса Хрони (1500 человек). В последующие дни из-за шторма высадка не производилась. Лишь 31 декабря началась массовая высадка десантов. За 26 и 31 декабря было высажено 6000 человек, 9 танков Т-26, орудия и 10 миноме­тов.

Керченская военно-морская база действовала тремя отрядами. За период до 30 декабря, несмотря на сложные условия десантирования и выгрузки войск, она высадила в районах Камыш-Буруна, Эльтигена и Старого Карантина 13 225 человек и выгрузила 47 пушек и 198 минометов. Черноморский флот десантировал два отряда «А» и «Б». Действия отряда «Б» не были достаточно орга­низованными, и вместо высадки в районе горы Опук отряд лишь 30 декабря произвел высадку десанта в районе Камыш-Буруна (2000 человек).

В 13 часов 28 декабря в Новороссийске нача­лась посадка десанта отряда «А» для следования в район Феодосии. В 3 часа 29 декабря отряд был уже в районе порта Феодосия. С 4 часов 30 минут до 11 часов 30 минут 29 декабря было высажено на берег 1700 человек. К 31 декабря в район Феодосии было высажено 40 519 человек и выгружено 43 танка, 184 орудия и 52 миномета.

В период с 26 по 29 декабря противник огнем и контратаками стремился сбросить в море высадив­шиеся десанты советских войск. Для этого он исполь­зовал ближайшие резервы и подтянул в восточную часть полуострова соединения из района Феодосии и даже из внутренних районов Крыма.

В течение 28 и 29 декабря наша разведывательная авиация отмечала непрерывное движение колонн пехоты противника, артиллерии, машин и обозов с за­пада к району Керчи и пунктам высадки наших войск. Движение войск противника проходило не беспрепят­ственно. Наша бомбардировочная авиация бомбила колонны противника, нанося им большой урон.

Высаженные на побережье Керченского полуос­трова десанты были относительно малочисленны, часто не имели средств усиления, даже тяжелого оружия пехоты. Поэтому, встречая ожесточенное со­противление противника, они не были в состоянии расширять захваченные плацдармы и переходили к обороне. К исходу 29 декабря высаженные десанты за­нимали небольшие участки территории вдоль всего побережья Керченского залива и на южном берегу Азовского моря севернее и северо-западнее Керчи.

Обстановка в восточной части Керченского по­луострова резко изменилась в нашу пользу 29 де­кабря, когда нашими частями, высаженными в Феодосийском порту, была взята Феодосия. Захват Феодосии и дальнейшее продвижение наших частей к северу от города создали реальную угрозу окруже­ния всей группировки противника в восточной части полуострова.

Поэтому командование 11-й немецкой армии ре­шило любой ценой удержать за собой район к северу от Феодосии и тем самым выиграть время, необхо­димое для вывода войск с Керченского полуострова. В ночь на 30 декабря немцы без боя оставили город Керчь и в последующие дни поспешно отводили свои части в западном направлении.

Недостаточно хорошо организованная разведка, плохое состояние дорог и исключительно тяжелые в конце декабря метеорологические условия, не позво­лившие продолжать высадку десантов на Азовском море, дали противнику возможность оторваться от наших войск и организовать арьергардными частями оборону ряда промежуточных рубежей.

Противнику удалось ускользнуть на запад из на­мечавшегося окружения. Но Керченский полуостров был освобожден, и противник вынужден был перейти к обороне на рубеже Киет, Изюмовка. Обе стороны закрепились на занимаемых рубежах до конца января 1942 г. За 9 суток активных боевых действий в Керченско-Феодосийской операции на фронте в 250 км было вы­сажено свыше 42 тысяч войск, которые продвинулись на 100-110 км. В итоге десантной операции был захвачен важный в оперативном отношении плац­дарм. Керченская группировка противника понесла значительные потери.

Переоценив возможности сил фронта и одновременно недооценив возможности противника к маневру и созданию прочной обороны, советское командование приняло ошибочное решение о подготовке к проведению нового наступления на Керченском полуострове, с целью полного освобождения Крыма.

Перед Великой Отечественной войной в теории и практике обучения Красной армии и флота десанты не превышали одной дивизии. Таким образом, ни тео­ретически, ни практически войска не были подготов­лены к высадке такого крупного десанта как в Керченско-Феодосийской операции. Не обладая специальными десантными судами и высадочными средствами, флот не был готов к подобному десанту и в техническом отношении.

Командование фронта не имело полноценного штаба в ходе планирования и управления десантной операцией, так как основной состав штаба оставал­ся в Тбилиси, а в Краснодаре находилась лишь его оперативная группа. Штабы флота и фронта недооценили проблему сбора транспортных (плавучих) средств и их подго­товки к операции.

Не было даже ориентировочного плана перевозки войск, техники и снабжения в Сева­стополь, Керчь, Феодосию и между портами Кавказа. В связи с общим недостатком морского транспорта было принято решение перевозить дивизии на плац­дарм в уменьшенном составе, оставляя на Кавказском побережье тяжелые орудия, танки и, как тогда гово­рили, обозы. Это обстоятельство главным образом и определило малый оперативный успех войск 51-й и 44-й армий после их высадки в Крыму.