Крейсер «Червона Украiна»

В Севастополе на Графской пристани установлена мемориальная доска. На красном граните высечен силуэт корабля и надпись: «Здесь, ведя бой с противником, 12 ноября 1941 года погиб крейсер «Червона Украiна». Личный состав со своими орудиями перешел на сухопутный фронт и героически защищал Севастополь до последнего дня обороны на батареях: №№ 112 и 113 – Максимова дача, № 114 – хут. Дергачи, № 115 – ст. Мекензиевы горы».

Севастополь обороняли солдаты, и защищал флот. Для российского флота это был не просто город, это была священная часть суши.

…Имя прославленного русского флотоводца Нахимова П.С. было присвоено новому крейсеру, заложенному в 1913 году на стапелях завода «Руссуд» в г. Николаеве. В 1915 году головной корабль из серии вновь строящихся легких крейсеров – «Адмирал Нахимов» – был спущен на воду. К концу 1917 года «Нахимов» имел уже значительную степень готовности к вступлению в строй (на нем не была установлена только артиллерия), но начавшаяся революция, а вслед за нею Гражданская война задержали достройку корабля.

Крейсер “Червона Украiна”

В период немецкой оккупации Украины весной 1918 года крейсер оставался у стенки завода, а затем при захвате Николаева белогвардейцами корабль оказался у них в руках. Белогвардейцы попытались увести его за границу, но николаевские рабочие воспрепятствовали этому. Они сумели привести в негодность буксирный пароход.

В феврале 1920 года, сразу же после взятия Одессы Красной Армией, советские моряки сняли корабль с мели и отвели его в Одесский порт. После достройки крейсер в январе 1927 года вышел в море на ходовые испытания. В феврале на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР, и крейсер «Червона Украiна» вступил в строй боевых кораблей ВМС РККА.

В 1928 году под командованием Несвицкого Н.Н. корабль впервые посетил Турцию, был в Стамбуле, в 1930 году крейсер под командованием Евдокимова П.А., под флагом командира отряда в сопровождении эсминцев совершил поход в Средиземное море, в порт Мессину на острове Сицилия, с заходом по пути туда и обратно в греческий порт Пирей. В 1934 году под командованием Кузнецова Н.Г. крейсер вторично побывал в Турции, в Стамбуле.

С первых дней Великой Отечественной войны начались боевые походы кораблей Черноморского флота. Под флагом командира бригады крейсеров капитана 1 ранга Горшкова С.Г. и под командованием капитана 1 ранга Басистого Н.Е. крейсер «Червона Украiна» ставил мины в районе главной базы флота. Участвуя в создании минно-артиллерийской позиции в сложных условиях налетов авиации и минирования немцами подходов к Севастополю с моря, обеспечивал воинские перевозки, участвовал в обороне Одессы.

С началом обороны Севастополя, возвратившись 31 октября из похода на Тендру, с одним из последних оборонявшихся там батальонов морской пехоты, крейсер по приказу командования флотом встал на свою огневую артиллерийскую позицию на якоря и швартовые бочки против Торговой пристани, в полкабельтова от берега. Корабль был включен в группу тех кораблей и частей Севастопольского оборонительного района, которые должны были по приказу Ставки Верховного Главнокомандования Севастополь не сдавать ни в коем случае и оборонять его всеми силами.

В течение 12 дней корабль отражал атаки противника огнем своей зенитной артиллерии с воздуха и вел огонь главным калибром по всему оборонительному обводу Севастополя. Вскоре после гибели крейсера, по приказу командования флотом, пушки были сняты с корабля его же личным составом и поставлены на оборону Севастополя, в виде четырех вновь образованных стационарных батарей, полностью укомплектованных матросами и офицерами с крейсера «Червона Украiна».

С первых чисел декабря 1941 года пушки крейсера снова заговорили на всех вновь установленных батареях, и моряки крейсера с удвоенной яростью обрушили свои залпы по ненавистному врагу, написав на брустверах своих орудий боевой лозунг: «Отомстим за «Червону Украiну»…

Лидер «Ташкент»

Перед Великой Отечественной войной на Черноморском флоте появился новый корабль, он привлекал к себе особое внимание. «Им нельзя было не любоваться. Слегка откинутые назад мачты и трубы, первая из которых как бы срослась с крыльями мостика и обтекаемой рубкой, острый форштевень и «зализанные» обводы высокого полубака – все это словно подчеркивало стремительность корабля, говорило о большой скорости его хода. А возвышавшиеся над палубой орудийные башни и торпедные аппараты давали представление о его ударной мощи.

Лидер “Ташкент” -“Голубой крейсер”

Словом, это было выразительное сочетание быстроты и силы. И с общим обликом корабля удивительно гармонировала не совсем обычная окраска его бортов и палубных надстроек – не просто серо-стальная, шаровая, как у других, а с голубоватым оттенком. Она придавала кораблю нарядный, несколько щеголеватый вид, который всегда радует глаз моряка», – вспоминал о лидере «Ташкент» его командир капитан Ерошенко В.Н.

«Голубой красавец» – так прозвали новый корабль, будто сговорившись, военные моряки в Севастополе, Одессе, Батуми… А гражданские люди, не особенно сведущие в тонкостях корабельной классификации, стали называть его «голубым крейсером». Лидер «Ташкент» унаследовал свое название от корабля, известного ещё по Гражданской войне.

Последний поход «Ташкента»

Из Новороссийска «Ташкент» вышел 26 июня 1942 г. в 13 часов 55 минут с таким расчетом, чтобы наиболее опасную зону на подступах к Севастополю пройти в темное время… Вражеская авиация до захода солнца преследовала «Ташкент», стремясь потопить его. Зенитчиками было сбито два самолета. С наступлением темноты сигнальщики с верхне-палубных боевых постов доложили о появлении торпедных катеров. По ним сразу же открыли огонь.

Командир лидера “Ташкент” Ерошенко В.Н.

Комендоры сбили катера противника с боевого курса, и торпеды, направленные в «Ташкент», прошли мимо. «Ташкент» прибыл в Камышевую бухту в 23 часа 15 минут. Противник, зная, что сюда ночью входят корабли, интенсивно вел артиллерийский обстрел. За два часа «Ташкент» принял на борт более 2000 человек. Погрузили громадный рулон Севастопольской панорамы. «Ташкент» был перегружен…

Обратный путь в Новороссийск был более тяжелым. Противник решил рассчитаться с «Ташкентом» за прошлый неудачный бой. С рассвета вражеская авиация непрерывно преследовала корабль. Самолеты бомбили и обстреливали его пушечно-пулеметным огнем. Среди находившихся на верхней палубе членов экипажа, раненых, женщин и детей появились жертвы.

Вода все прибывала в полученные пробоины, а самолеты продолжали бомбить «Ташкент». Стволы автоматов раскалились так, что их приходилось поливать водой. Группа севастопольских женщин, вооружившись брезентовыми ведрами и суповыми бачками, стала на подачу воды зенитчикам.

Разорвавшаяся бомба у правого борта образовала большую пробоину, и вода хлынула в первое котельное отделение. Вахту несли старшина 2-й статьи Василий Удовенко, котельные машинисты Федор Крайнюков, Михаил Ананьев и Александр Милов. В их распоряжении были буквально секунды, чтобы предотвратить катастрофу. Они выполнили до конца свой долг: прекратили в котле горение, стравили пар и перекрыли клапаны. Угроза взрыва котла и гибель корабля была ликвидирована ценой жизни Удовенко, Ананьева и Крайнюкова. Александр Милов, выполнивший, как и все свой долг, обожженный, сумел добраться до трапа. Вода, наполнившая котельное отделение, подняла потерявшего сознание Милова к люку, он был вытащен на палубу и приведен в сознание.

Последующим взрывом бомбы так встряхнуло корму, что руль стал в нейтральное положение. «Ташкент», принявший более 1000 тонн воды, казалось, вопреки всем законам плавучести продолжал малым ходом идти на Новороссийск. Затоплены кубрики, центральный артиллерийский пост, где сосредоточены приборы управления огнем главного калибра, интенсивно поступает вода в первое машинное отделение. «Ташкент» погружается… Уже под водой клапаны, регулирующие подачу смазки на турбину. Скрываются под водой циркуляционные насосы.

Вахта во втором котельном отделении по приказанию командира погасила форсунки и покинула свой пост. Переборка не выдержала напора воды. В действии только два котла. Инженер-капитану 3 ранга Павлу Петровичу Сурину – главному организатору борьбы за живучесть корабля – и самому временами было непонятно, почему «Ташкент» держится.

Утром 27 июня на помощь «Ташкенту» из Новороссийска вышли эскадренные миноносцы «Сообразительный» и «Бдительный», сторожевые и торпедные катера, буксир «Черномор» и спасательное судно «Юпитер». На торпедном катере к «Ташкенту» прибыл командующий эскадрой контр-адмирал Владимирский Л.А. и бригадный комиссар Семин В.И. Поднятые в воздух истребители прикрыли лидер. Катера доставили мотопомпы.

Командир «Сообразительного» капитан-лейтенант Ворков С.С. быстро организовал прием людей с «Ташкента». «Сообразительным» и сторожевыми катерами было принято до 2000 раненых и пассажиров. В 20 часов 15 минут «Ташкент» на буксире у «Бдительного» и спасательного судна «Юпитер» прибыл в Новороссийск.

С 22 по 27 июня 1942 года лидер «Ташкент» трижды прорывался в Камышевую бухту. «В те дни мы уже перестали удивляться мужеству наших моряков, но это восхищало. Жестокие бои в море, блокада, швартовка под обстрелом в необорудованной Камышевой бухте не смогли остановить ташкентцев. Они доставили более 3000 бойцов и командиров 142-й стрелковой бригады, сотни тонн боезапаса, продовольствия, вывезли за эти дни около 5000 раненых, эвакуировали свыше тысячи женщин и детей», – вспоминал вице-адмирал Азаров И.И., в то время член Военного совета Черноморского флота.

2 июля 1942 года во время налета вражеской авиации на Новороссийск, находившийся у стенки в порту лидер «Ташкент» был потоплен. Часть экипажа ушла в морскую пехоту, часть продолжала нести боевую вахту на кораблях флота.

Крейсер «Красный Кавказ»

Крейсер «Красный Кавказ» вступил в строй в январе 1932 года. Крейсер «Адмирал Лазарев» был заложен на заводе «Руссуд» в городе Николаев в октябре 1913 года. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены в период немецкой оккупации. Работы по достройке крейсера, теперь уже «Красный Кавказ», возобновились только в конце 20-х годов. 25 января 1932 года крейсер «Красный Кавказ» вступил в состав Морских сил РККА. Он стал последним из строившихся в России кораблей, достроенных уже при Советской власти.

Крейсер имел полное водоизмещение 9000 т; его длина – 169,5 м, ширина – 15,7 м. Максимальная скорость – 29,5 узла. Экипаж – 900 человек. Он имел мощное артиллерийское вооружение: 4 одноорудийные башни 180 мм; 12 0 100-мм зенитных орудий, 2 – 76-мм; 14 – 37-мм автоматов; 6 эрликонов и 2 бофорса. Минно-торпедное вооружение – 4 тройных торпедных аппарата. Принимал на борт 100 – 110 мин заграждений и комплект противолодочных бомб.

Крейсер “Красный Кавказ”

Великую Отечественную войну «Красный Кавказ» встретил на Севастопольском рейде. Вернувшись с учений, крейсер на рассвете 22 июня открыл огонь по самолетам, налетевшим на Севастополь. Начались почти непрерывные походы, бои по защите Одессы, Севастополя.

Моряки крейсера наносили немалый урон фашистским войскам, осаждавшим Одессу. А в сентябре 1941 года «Красный Кавказ» высадил десант в тылу противника в районе Григорьевки. Эта успешная операция была огромной помощью защитникам города. А через месяц, когда по приказу Ставки проходила эвакуация Приморской армии, крейсер в течение трех суток прикрывал своей дальнобойной артиллерией отход наших войск, нанося врагу большой урон, а затем, приняв на борт более двух тысяч бойцов и фонды одесского банка, последним ушел из Одессы.

Крейсер “Красный Кавказ” принимает десант

На переходе морем крейсер «Красный Кавказ» вступил в охранение четырех теплоходов, на борту которых находилось до 40 тысяч солдат Приморской армии. Пять жесточайших атак фашистской авиации отбили мощным огнем артиллеристы крейсера, ни один бомбардировщик не прорвался к теплоходам. Все они без потерь прибыли в Севастополь. Оказывая помощь защитникам Севастополя, «Красный Кавказ» вместе с другими кораблями бил главным калибром по фашистам, уничтожая их батареи, танки и живую силу.

В тяжелые дни второго штурма Севастополя – 21 и 22 декабря 1941 года – фашисты были уже уверены, что город будет в их руках. Но отряд кораблей во главе с крейсером «Красный Кавказ» под артиллерийским огнем и бомбежками прорвался в Севастополь. Была высажена 79-я бригада морской пехоты, которая при поддержке огня кораблей с ходу вступила в бой. А через день подошли транспорты и высадили 345-ю стрелковую дивизию. Фашисты были отброшены от Севастополя.

Темной декабрьской ночью 1941 года «Красный Кавказ», возглавлявший отряд кораблей Черноморского флота: крейсер «Красный Крым», миноносцы «Шаумян», «Незаможник», «Железняков» и транспорт «Кубань», следовавший с десантом, – подошел к Феодосии. На море шторм. Берег закрыт метельной мглой. Прошло еще несколько томительных минут, и настороженную тишину разорвали мощные залпы главного калибра крейсера. Следом за ним обрушили огневой шквал на занятый врагом берег и остальные корабли.

Вражеская артиллерия и минометы сосредоточили огонь на крейсере. Рвались снаряды, осколки со звоном били по палубе. Но на мостиках, открытых постах дальномеров, у зенитных установок осколки выводили из строя моряков. Была нарушена центральная связь с орудиями. Управлять огнем стало сложно. Крейсер стал бить прямой наводкой.

Вскоре началась высадка десанта. В Феодосийской десантной операции 29-31 декабря 1941 года были высажены части 44-й армии – более 23 000 человек, 34 танка и танкетки, 133 орудия, 276 автомашин, свыше 1000 тонн боеприпасов, более 1500 лошадей и др. В борьбе за высадку десанта корабли продолжали бой.

Во вторую башню крейсера «Красный Кавказ» попал снаряд, который пробил броню и разорвался в боевом отделении. От возникшего пожара загорелся пороховой заряд, от которого пожар мог распространиться через трубу элеватора в пороховой погреб. Взрывом снаряда были убиты и ранены прислуга боевого отделения. Оставшийся в строю комендор Покутный вытащил горящий заряд из элеватора и пытался отнести его в сторону. С обгорелым лицом и руками, он потерял сознание.

Через некоторое время в башню с верхней палубы через лаз проникли комендор Пушкарев и старший электрик Пилипко. Они быстро отдраили броневую дверь и выбросили горящий заряд из башни на верхнюю палубу, а находившиеся здесь краснофлотцы сбросили его за борт. А на берегу наращивание наших сил продолжалось. За штурмовым отрядом бросились в атаку 1000 красноармейцев, высаженных с эсминцев.

Крейсеры продолжают артиллерийское состязание с батареями противника. Нанося удары, они сами получают серьезные повреждения. Разрывом мины на мостике крейсера «Красный Кавказ» были убиты сигнальщики, корабельный связист лейтенант Денисов и флагманский связист штаба высадки капитан-лейтенант Васюков Е.И. На ходовом мостике осколком мины ранен начальник медицинского управления Военно-Морского Флота бригадный врач Андреев Ф.Ф., а также военком крейсера Щербак.

…К 10 часам утра город был освобожден десантниками. К вечеру сюда подошли главные силы 44-й армии. Под прикрытием кораблей началась высадка войск в Феодосийский порт. Трое суток «Красный Кавказ» прикрывал высадку эшелонов с войсками.

В течение первых полутора лет войны 1941 по 1943 годы крейсер «Красный Кавказ» совершил 64 боевых похода под обстрелом и бомбежками врага. Каждый поход – это подвиг экипажа. Пройдено 18 000 огненных миль. За это время артиллерийским огнем крейсера было уничтожено: 16 батарей, два танка, пять батальонов пехоты, три самолета противника.

Перевезено на крейсере более 60 тысяч войск и населения, многие тысячи тонн боезапаса и продовольствия, отражено более двухсот атак фашистских самолетов. Но не каждую боевую заслугу можно выразить цифрами. Ибо статистика бессильна определить, что, скажем, значило для защитников городов-героев Одессы и Севастополя появление крейсера, его поддержка в самые тяжелые дни обороны.