Мария Карповна Байда родилась 1 февраля 1922 года в Крыму, в селе Новый Чуваш. Маша окончила неполную среднюю школу в Джанкое, в дальнейшем работала в колхозе, больнице и сельском кооперативе. С первых же дней Великой Отечественной войны она вступила добровольцем в истребительный батальон.  Окончив курсы медицинских сестёр, стала санитаркой, а затем санинструктором 514-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии Приморской армии Северо-Кавказского фронта. Маша под огнём вынесла и спасла жизнь десяткам бойцов и командиров РККА.

Мария участвовала в обороне Севастополя. В декабре 1941 года подала рапорт с просьбой перевести её в разведку, объяснив это решение желанием «убивать немцев». Будучи на пенсии Мария Карповна рассказывала: «Я видела столько крови и страданий, что просто у меня окаменело сердце. Не могла забыть разрушенные хаты, убитых детей, стариков и женщин. На поле боя на моих глазах гибли люди. Умирали молодые, в расцвете сил: им бы ещё жить да жить, трудиться для счастья!» Смелая девушка и в разведке отлично служила, выучилась на снайпера.

Старший сержант Байда ходила через линию фронта за «языками». Однажды Мария захватила немецкого обер-ефрейтора, она тащила его на себе в тыл, а тот отчаянно сопротивлялся, поднял шум. Немцы обстреляли группу, один из разведчиков погиб, а другой был ранен. Марию наказали трёхдневным арестом на гауптвахте. Однако уже через 2 часа её вызвали в штаб: пленный отказывался говорить. Завидев Машу, он поразился: его, здорового мужика, взяла в плен молодая девчонка! Немец раскис, потерял самообладание и стал давать показания, раскрыл ценные сведения о системе немецкой обороны. Гауптвахту девушке  отменили и объявили благодарность.

Фронтовая фотография Марии Байды

Фронтовая фотография Марии Байды

7 июня 1942 года немцы начали третий штурм Севастополя. Мария вместе с разведчиками принимала участие в обороне города. Патронов было в обрез, но девушку это не смущало, если нечем было стрелять, Мария вылезала из окопа, забирала у мёртвых гитлеровцев оружие и возвращалась назад. Когда Байда в очередной раз отстёгивала подсумок с патронами у убитого немца, рядом разорвалась граната. Разведчица получила ранение осколками в голову и правую руку, была контужена, потеряла сознание.

«Бесстрашная Маруся» – так прозвали ее защитники Севастополя, пришла в себя уже вечером, когда было темно. Немцы к тому времени успели прорвать оборону на нескольких участках, остатки разведроты (девять человек, в основном раненые) были взяты в плен. Немецкие солдаты как раз просматривали документы красноармейцев, собираясь их уводить с собой. Маша приняла своё решение без колебаний, молниеносно. Поняв, что гитлеровцы стоят кучно, в одном месте, она рывком подхватила с земли немецкий автомат и быстро  открыла огонь.

Мария Байда среди фронтовых товарищей

Мария Байда среди фронтовых товарищей

Большинство фашистов удалось застать врасплох – десять солдат были убиты или тяжело ранены на месте. Наши бойцы, сориентировавшись в ситуации, тут же напали на гитлеровцев и вступили с ними в рукопашную. Когда кончились патроны, Мария обрушила на врагов силу приклада автомата. На глазах у советских бойцов девушка несколькими ударами приклада проломила череп немецкому офицеру. Солдаты подсчитали трупы убитых, Мария отправила на тот свет 15 немецких солдат и одного офицера, четверых забив до смерти в рукопашной. Зная тропинку через минные поля, старший сержант Мария Байда вывела раненых красноармейцев к своим.

Обнаружив место побоища, и увидев разбросанные тела мёртвых немецких солдат, немецкое командование, скорее всего, приняло событие за «внезапную атаку превосходящих сил противника». Конечно, ведь разом погиб почти целый взвод опытных фронтовиков, включая офицера. Некоторые солдаты были попросту изрешечены огнём в упор, а четверых солдат и вовсе забили насмерть в рукопашной ударами автоматного приклада. Вот бы удивились немцы, узнай они правду: их отряд прикончила… 20-летняя раненая и контуженая девушка…

Лечение в госпитале для Марии Байды оказалось кратковременным, она просто настояла, чтобы её выписали, заявив врачам: «В бою заживёт, а здесь мне скучно».

Толком не залечив ранение, храбрая девушка вернулась на передовую. Вскоре была ранена ещё раз и уже тогда угодила в госпиталь на Инкерманских штольнях. Вдобавок воспалились прежние раны, начали сильно кровоточить, поднялась высокая температура. Находясь на больничной койке, Мария Карповна узнала: 20 июня 1942 года она была удостоена звания Героя Советского Союза. Опять не завершив лечение, неустрашимая Мария Байда сбежала на фронт и включилась в оборону.

Послевоенное фото Героя Советского Союза М.К. Байды

Послевоенное фото Героя Советского Союза М.К. Байды

Но воевать храброй разведчице оставалось недолго, 1 июля в ходе третьего массированного штурма немцы ворвались в Севастополь. Часть Марии отступила в скалы южнее Казачьей бухты: там красноармейцы укрывались ещё почти две недели, тщетно ожидая подкрепления. К сожалению, оно так и не прибыло. 12 июля 1942 года Мария Байда была (в шестой раз!) тяжело ранена и в бессознательном состоянии захвачена в плен.

Начались долгие скитания и мытарства: сначала её отвезли в Бахчисарайский концлагерь, потом – в лагерь под город Славуту. Там девушка вступила в подпольную ячейку, распространяла листовки о победах советских войск и планировала побег, но кто-то выдал подпольщиков. Командира ячейки Ксению Каренину казнили, а Машу Байду отправили на Западную Украину, в Ровно, и далее уже – в Австрию, под Зальцбург. Неугомонная девушка опять вошла в состав подпольной группы узников, собиравшейся поднять в концлагере «Равенсбрюк» восстание.

В январе 1945 года Марию Карповну арестовали и посадили в камеру гестапо. Она находилась в заключении четыре месяца, её избивали, держали в ледяном карцере. 8 мая 1945 года узников освободили американские войска. Мария к тому времени заболела туберкулёзом и не могла самостоятельно ходить. После краткого лечения через полгода Маша вернулась домой.

М.К. Байда, фото 70-х гг.

М.К. Байда, фото 70-х гг.

Пребывание в плену поставило 23-летнюю девушку на грань инвалидности. Требовать что-то от государства, скандалить, обивать пороги было не в её характере, хотя такое право она как орденоносец имела. Ещё шесть месяцев ушло на восстановление здоровья: к счастью, помогло проживание у моря и заботы мужа Степана Федоровича Елисеева. В мае 1946 года Маша начала работать простой официанткой в чайной Джанкоя. И лишь осенью 1947 года, выражаясь тогдашними фразами, «награда нашла героя»: Марии Карповне Байде наконец-то вручили орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Эта красивая девушка, в одиночку уничтожившая почти два десятка матёрых немецких солдат, всегда в дальнейшем вела себя очень скромно и без хвастовства. В 1961 году Мария Карповна переехала в Севастополь (именно за этот город она храбро дралась, не жалея жизни) и 25 лет подряд проработала заведующей городским ЗАГСом. По собственному признанию, за это время Герой Советского Союза зарегистрировала 60 тыс. браков и выдала 700 тыс. свидетельств о рождении.

 

Памятник на могиле М.К. Байды на мемориальном кладбище Коммунаров в Севастополе

О своём потрясающем подвиге она рассказывала журналистам редко, если только очень уж упрашивали. 30 августа 2002 года в возрасте 80 лет Мария Карповна Байда умерла. Она была похоронена на кладбище Коммунаров в Севастополе. Сейчас её имя носит севастопольский парк. Мария Карповна предложила создать в Севастополе именные школы в честь Героев Советского Союза. Идею поддержали – сейчас в городе-герое 17 таких школ. Хочется сказать, что «есть женщины в русских селеньях», пусть это и жутко банально. Но ведь чистая правда.