Враг рвался в Крым и старался захватить ВМБ Черноморского флота – Севастополь. Решением Ставки ВГК 4 ноября был создан Сева­стопольский оборонительный район (СОР), в состав которого вошли Приморская армия, Севастопольская военно-морская база и корабли Черноморского флота. Командующим СОР Ставка ВГК назначила вице-адмирала Октябрьского Ф.С., а генерал Петров И.Е., командующий Приморской армией, стал его замести­телем по сухопутным войскам.

Ко времени отхода Приморской армии на Сева­стополь Севастопольский оборонительный район, начавшийся строиться в начале войны, состоял из трех рубежей – передового, главного и тылового, Протяжённость их составляла 27-46 км, глубина 1-5 км. На передовом рубеже, удаленном на 12-15 км от города, создали опорные пункты на танкоопасных направлениях. Передовой рубеж имел протяженность 46 км, находился в пределах дальности береговой и корабельной артил­лерии средних калибров.

Перед отдельными участками переднего края были поставлены мины. Ни один из рубежей к началу боевых действий не был завершен. И все же тыловой рубеж, имевший про­тяженность около 27 км, на отдельных направлениях был оборудован лучше двух первых. Созданные рубежи обороны не давали полной уверенности в возможности прочного закрепления на них войск, так как в системе этой обороны от­сутствовали полевые укрепления.

Крейсер "Червона Украина" ведёт огонь по врагу

Крейсер “Червона Украина” ведёт огонь по врагу

Основной огневой силой Севастополя были береговые артиллерийские батареи. На 1 ноября их было 13. И хотя их сектор стрельбы был направлен в море, против вражеских кораблей, их можно было использовать и по сухопутным целям. Всего в районе главной базы к началу боев было 44 орудия береговой артиллерии калибра от 100 до 350 мм, а также бронепоезд «Войковец». Акватория рейда позволяла кораблям ма­неврировать огневыми позициями, а также выходить в море для нанесения удара во фланг наступавшего противника.

Артиллерийская поддержка войск первого и второго секторов обороны, расположенных на юге СОР, была возложена на крейсера «Красный Крым», «Червона Украина» и несколько эскадренных мино­носцев. «Красный Крым» занял огневую позицию в Северной бухте, а «Червона Украина» – в Южной, в районе пристани Совторгфлота (Торговая пристань). Корабль стоял на якорях и бочках носом к выходу из бухты почти на линии Графская Пристань – Павлов­ский мысок в полукабельтове от причала. В ночь на 1 ноября 1941 года наиболее совре­менные и ценные корабли Черноморского флота – линкор «Парижская коммуна», крейсера «Молотов», «Ворошилов», «Красный Кавказ», лидер «Ташкент» и некоторые другие корабли – ушли из Севастополя.

Первоначальный план немецкого командования сводился к молниеносному овладению Севастополем до подхода Приморской армии в Севастопольский оборонительный район. Гитлер требовал, чтобы войска к 1 ноября овладели Севастополем. Однако этот план остался невыполненным. Выйдя к пере­довому рубежу, немцы встретили организованное и стойкое сопротивление наших войск. К моменту выхода немецких войск к передовому рубежу (5 ноября) общая численность севастополь­ского гарнизона не превышала 20 тысяч человек; из огневых средств имелось 72 миномета и 63 орудия разного калибра.

В группировку противника, наступавшую на Севастополь, входили 22, 132, 50-я и 72-я пехотные немецкие дивизии, 5-я румынская кавалерийская бригада и 118-й моторизованный отряд. Действия этой группировки противника поддерживали 13 ар­тиллерийских дивизионов и значительное количе­ство штурмовых орудий, бронемашин и самолетов. Авиация базировалась на аэродромах Крыма. Немцы имели более чем двойное превосходство в живой силе и, по меньшей мере, тройное – в технике.

Сбив боевое охранение и выйдя к переднему краю передового рубежа обороны, немецкие части пытались с ходу прорвать наши позиции. В период 6 по 10 ноября немцы, используя автотранспорт, днем и ночью подтягивали свои главные силы и с ходу бро­сали их в бой. Однако прорвать оборону противнику в эти дни не удалось, не смог он и перерезать пути отхода Приморской армии. С 7 ноября на усиление севастопольского гар­низона начали прибывать части Приморской армии. Силы и сопротивляемость защитников Севастополя стали возрастать.

8 ноября части Приморской армии и 7-я бригада морской пехоты при поддержке орудий крейсеров «Червона Украина» и «Красный Крым» перешли в контрнаступление в на­правлении хутора Мекензия. Контратаки увенчались успехом, позиции наших войск значительно улучшились. Немцы контратаковали, но не смогли продвинуться ни на шаг.

С 10 ноября командование сухопутными войсками в Севастополе было возложено на командующего Приморской армией генерал-майора Петрова И.Е. Севастопольский оборонительный район был раз­делен на четыре сектора. Первый сектор ограничивался справа берегом моря, слева – разграничительной линией юго-восточная окраина Севастополя, высота 555,3. Ко­мендантом сектора был командир 42-й кавалерийской дивизии полковник Новиков П.Г. Обороняли сектор 383-й стрелковый полк, 42-я и 40-я кавалерийские дивизии; при поддержке 12 орудий береговых батарей.

Второй сектор ограничивался слева линией юго-восточная оконечность Северной бухты. Комендантом сектора был командир 172-й стрелковой дивизии полковник Ласкин И.А. Обороня­ли сектор 172-я стрелковая дивизия и 31-й стрелковый полк 25-й стрелковой дивизии; поддерживали 51-й и 52-й артиллерийские полки, 1-й и 2-й дивизионы 134-го гаубичного и одна батарея 1-го артиллерий­ского полков. Комендантом третьего сектора был командир 25-й Чапаевской сд генерал-майор Коломиец Т.К. Обороняли сектор 25-я Чапаевская стрелковая дивизия (3-й полк морской пехоты, 54-й и 287-й стрелковые полки) и 7-я бригада морской пехоты; поддерживали 69-й ар­тиллерийский и 99-й гаубичный полки, 3-й дивизион 134-го гаубичного артиллерийского полка и 265-й конно-артиллерийский полк.

Четвёртый сектор ограничивался слева берегом моря. Комендантом сектора был командир 95-й стрелковой дивизии генерал-майор Воробьёв В.Ф. Обороняли сектор 18-й батальон морской пехоты, 241-й стрелковый полк, 8-я бригада морской пехоты, местный стрелковый полк, 95-я стрелковая дивизия (161-й и 90-й стрелковые полки); поддерживали 57-й и 397-й артиллерийские полки, дивизион 265-го артиллерийского полка (12 орудий) и 12 орудий бере­говых батарей. В общем резерве оборонительного района был оставлен 1330-й стрелковый полк.

После того, как немецкий план захватить Севастополь с ходу про­валился, их командование решило органи­зовать планомерное наступление. Главный удар в направлении Варнутка, Кадыковка с последующим развитием наступления вдоль Ялтинского шоссе на Севастополь должна была нанести 72-я пехотная дивизия при поддержке танков на левом фланге; вспомогательный – наносили 50-я пехотная диви­зия и 118-й моторизованный отряд при поддержке штурмовых орудий в направлении Черкез-Кермена, долина Кара-Кобя. Наступление должно было поддерживаться мощ­ными ударами авиации по боевым порядкам наших войск и по Севастополю.

11 ноября противник перешел в наступление. Передовой рубеж, куда он наносил главный удар, прикрывала слабая по составу 40-я советская кавалерийская дивизия. Подразделения дивизии в течение дня вели упорные оборонительные бои, отражая огнем атаки немцев. Однако под давлением превосходящих сил противника 40-я кавалерийская дивизия вынуждена была оставить Варнутку и отойти на рубеж высот 471,7 и 508,1.

12 ноября немецкой авиацией в районе Севасто­поля был потоплен крейсер «Червона Украина». Из 15 его 130-мм орудий 6 были казематными и не могли быть использованы на берегу, одно палубное орудие было повреждено. Остальные орудия были сняты, из них сформировали 4 береговые двухорудийные батареи, включенные в состав СОР.

В течение 12 ноября и ночи на 13 ноября немцы производили перегруппировку. С утра 13 ноября они вновь повели наступление двумя батальонами с танками на высоту 440,8 и одним батальоном с тан­ками – на Кадыковку. Несмотря на упорное сопротивление наших под­разделений, немцам удалось оттеснить правый фланг первого сектора, а к исходу дня овладеть районом на высотах 471,7,440,8. Для восстановления положения в ночь на 14 ноября к участку прорыва был подтянут из второго эшелона второго сектора 514-й стрелковый полк, который с утра 14 ноября совместно с 383-м стрелковым полком отбросил немцев и овладел вы­сотами 386,6 и 440,8.

С утра 15 ноября противник ввел в бой второй эшелон 72-й пехотной дивизии и несколько танков и к исходу дня оттеснил наши части с передового на главный рубеж. Чтобы не допустить продвижения противника на совхоз Благодать, наше командование ввело в бой общий резерв – 1330-й стрелковый полк, а в общий резерв вывело местный и стрелковый полки из чет­вертого сектора. В течение 18 ноября немцы, возобновив атаки на высоты 212,1, 220,8 и пункт Камары, овладели последним. Наши части предприняли контратаку и 19 ноября отбросили противника от высоты 212,1, а 21 ноября выбили его из пункта Камары.

Понеся огромные потери и овладев лишь группой высот перед передним краем главного рубежа обороны, немцы отказались от дальнейших активных действий на правом фланге Севастопольского оборонительного района и перешли на этом участке к обороне.

Наступление германских войск на вспомогатель­ном участке в направлении Черкез-Кермен, долина Кара-Кобя, начатое 13 ноября двумя батальонами, было отбито огнем наших подразделений. При по­вторной попытке наступления в этом же направлении 16 ноября противник существенно продвинуться не смог. Таким образом, к 21 ноября первое наступление немцев было отбито. Наши части удержали зани­маемые позиции и лишь на участке первого сектора отошли на главный рубеж обороны.

В результате первого наступления на Севастополь 72-я пехотная дивизия вермахта понесла огромные потери (до 60 %). План захвата Севастополя путем нанесения концентрических ударов на узких участках фронта остался невыполненным. Правильная организация обороны, умелое соче­тание огня и манёвра, максимальное использование особенностей местности позволили не только отсто­ять занимаемые рубежи, но и нанести значительный урон противнику. Однако противник упорно готовился ко второму штурму…

При написании статьи были использованы материалы книги И.Б. Мощанский, А.В. Исаев «Триумфы и трагедии великой войны», М., «Вече», 2010 г.