Григорий Дмитриевич Васильев родился в 1911 г. в деревне Субботово Бежецкого района Калининской области. В ВМФ с 1930 г. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в ВВС Черноморского и Тихоокеанского флотов, с марта 1943 г. – на фронте.

Был пилотом, а затем командиром 3-й Краснознаменной эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота. Потопил пять транспортов противника общим водоизмещением 23 тысячи тонн, нанес большой урон живой силе и технике врага. 22 февраля 1944 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. День Победы встретил, будучи помощником командира 1-го гвардейского минно-торпедного полка. С 1958 г. в запасе. Скончался в 1981 г.

Григорий Васильев из семьи шахтера. В три года остался без отца – тот погиб в забое. Мать – работница кондитерской фабрики. Мальчишкой десяти лет Григорий уже батрачил у местного кулака: пас скот, ходил за плугом. Осенью получал за это куль зерна. Берег его, чтобы хватило до нового урожая. Но как ни старался, хлеба не хватало, и приходилось подрабатывать на лесозаготовках. Скитался по городам и селам…

Васильев Г.Д.

Васильев Г.Д.

В 1930 г. Васильев поступил в Ленинградское Военно-Морское училище имени М.В. Фрунзе, затем был переведен в Севастопольское училище береговой обороны. С третьего курса направлен в военно-морскую авиацию. В 1934 г. окончил военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде и в 1936 г. – Ейское военно-морское авиационное училище.

Служба летчика Васильева началась на Черноморском флоте в 124-й дальнебомбардировочной эскадрилье. Васильев летал вторым пилотом. По двенадцать часов в сутки над морем, на МТБ-1 – тяжелом бомбардировщике. Он участвовал в боевых действиях на озере Хасан. Проходил службу командиром звена 15-го отдельного отряда на Тихоокеанском флоте.

В начале Великой Отечественной войны Васильев Г.Д. был направлен в Военно-морское авиационное училище имени С.А. Леваневского, где он переучился с лодочного самолета на колесный – торпедоносец Ил-4. По окончанию подготовки был оставлен летчиком-инструктором, больше года готовил летчиков для военно-морской авиации. Только в 1943 г. добился отправки в действующую армию.

Большой путь прошел старший лейтенант Васильев Г.Д., прежде чем вступил во фронтовую гвардейскую семью. На Балтику, в 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк, Григорий Дмитриевич Васильев прибыл в марте 1943 г. Уже в первых полетах проявил себя с самой лучшей стороны. В июльский день сорок третьего года экипаж Васильева готовился к первому боевому полету. Проработано задание, экипаж – у самолета. Задание: удар по эшелону с живой силой и техникой противника. Васильев – ведомый у Героя Советского Союза Василия Балебина.

Когда подходили к цели, впереди встала плотная стена зенитного огня. Командир обеспокоенно посматривал на ведомого: не дрогнет ли? Нет, не дрогнул, не отвернул. Эшелон противника был накрыт прямыми попаданиями. 23 июля 1943 г. Васильев в своем первом самостоятельном крейсерском полете потопил транспорт водоизмещением около 6 тысяч тонн.

Такому успеху порадовался бы и самый опытный летчик. Васильев же был недоволен – не удалось добиться внезапности, более того – все зенитные средства были нацелены на атакующий самолет, а это очень опасно. Григорий Дмитриевич считал, что надо было маневрировать быстрее, энергичнее. Кто-кто, а комэск Балебин знал, как бывает трудно в первом морском бою. Но урок извлечен, ошибка понята, правильны выводы, самостоятельно найденные летчиком. Это хорошо.

Через несколько дней в новом полете Васильев обнаружил транспорты в охранении сторожевых кораблей. Все мастерство надо было вложить в первый же удар. И хотя самолет находился под огнем зенитной артиллерии не более семи – десяти секунд, несколько осколков все же прошили фюзеляж. Это случилось на том отрезке пути, когда маневрировать уже нельзя, и Васильев прорывался к цели через стену разрывов. Транспорт был потоплен с первой же атаки.

Как известно, крейсерские полеты требуют от летчика высокого мастерства пилотирования и силы воли. Эти качества в полной мере проявил Васильев. Росло мастерство, и все более раскрывался его тактический талант. Действия Васильева всегда отличались разумной инициативой. Когда потребовалось заменить раненого командира 3-й эскадрильи, остановились на кандидатуре Васильева. Его назначению способствовали главным образом такие его качества, как высокая организованность, смелость, тактическое мастерство.

Он всегда был готов к выполнению заданий любого характера – и крейсировать над морем, и бомбить вражеские укрепления на земле. Требовательный к себе, он воспитывал это качество и у подчиненных, добивался безусловного выполнения приказов, в то же время поощряя инициативу. В бой эскадрилью неизменно водил сам, как это делали и его предшественники Н. Токарев, М. Плоткин, В. Балебин, И. Борзов.

Командующий авиацией Балтфлота генерал Самохин М.И. назвал гвардии капитана Васильева одним из лучших истребителей вражеских транспортов. Члены его экипажа – штурман В. Данилов, стрелки-радисты И. Косяк и С. Веревкин – составили поистине дружный, смелый экипаж.

Григорий Васильев бережно сохранял и развивал традиции 3-й Краснознаменной эскадрильи. «Старая слава новую любит», – не раз говорил он и делал все возможное, чтобы молодые летчики быстрее входили в строй. Многие из них позже с благодарностью вспоминали эту васильевскую школу. Чтобы не допустить неоправданных жертв, он, случалось, отстранял молодых пилотов от выполнения некоторых заданий.

Так было, например, с летчиком Амерджаняном, который с поистине кавказским темпераментом рвался в полет в любых сложных условиях. Пришлось сначала научить его летать «под колпаком», в закрытой кабине, научить верить приборам. И только после этого командир поставил летчику первую боевую задачу. И тот с успехом выполнил ее.

Боевые успехи молодых лейтенантов и их командира росли. Только в 1943 г. Васильев совершил около полусотни вылетов на разведку и «свободную охоту», потопил пять транспортов общим водоизмещением 23 тысячи тонн, нанес большой урон живой силе и технике противника. Советское командование высоко оценило ратный подвиг гвардии капитана Васильева Г.Д. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В один из сентябрьских дней сорок четвертого года на Балтике произошла настоящая битва гвардейцев с фашистскими кораблями. В атаке участвовали лучшие торпедоносцы. Пожалуй, это был самый трудный полет в боевой практике Григория Дмитриевича Васильева. Он снова проявил себя решительнейшим бойцом. Командир полка и командир эскадрильи поздравили друг друга с успехом: Борзов потопил транспорт водоизмещением 6 тысяч тонн, а Васильев отправил на дно охранявшийся миноносцами и сторожевыми кораблями транспорт водоизмещением 8 тысяч тонн.

После того боя Васильева направили на учебу. На Балтику он вернулся уже в конце войны заместителем командира полка. С боевыми друзьями встретил и день Победы…