В преддверие праздника Великой Победы захотелось написать о фильме про Великую Отечественную войну. Для этого специально посмотрела 4-х серийную картину «Чёрные бушлаты». Наверное, я ещё долго не смогу и не захочу смотреть современные фильмы о Великой Отечественной. Не смогли авторы донести до нас, зрителей, правду о войне, хотя режиссеру Виталию Воробьёву и авторам сценария Виктору Смирнову и Валентину Спиридонову военная тема хорошо знакома.

Одновременно, я не могу назвать фильм плохим, неудачным, он просто не цепляет, не веришь в то, что видишь на экране. Настораживает искажение исторических фактов.

Возьмём хотя бы линию главную героини – Марии Белой. Росла без родительской любви, её воспитанием занималась бабушка. В свою очередь Маша сама воспитывала младшую сестрёнку. Им очень не хватает человеческого тепла – отсюда привязанность к чужому человеку, репрессированному учёному-конструктору, Корнелию Вячеславовичу, которого они называют Дедом. Маша – девушка жёсткая, грубоватая и скрытная, привыкла рассчитывать только на себя, но, одновременно, она – решительная и смелая. Бойцы называют её – «чокнутая». Мария – снайпер в отряде специального назначения, лучше Маши в отряде не стреляет никто.

Кадр фильма "Чёрные бушлаты" - Маша и Левоний перед

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – Маша и Левоний перед войной

1941 год, немцы рвутся к Мурманску, они устанавливают в неприступном месте на скалистых берегах Баренцева моря крупнокалиберные орудия, чтобы обстреливать не замерзающий советский порт Мурманск. Диверсионно-разведовательная группа старшины Леонтьева получила задание:  корректировать огонь наших двух эсминцев. Эсминцы должны уничтожить эти батареи, а помочь им в этом ответственном задании приказано отряду Леонтьева (Вячеслав Крикунов), служившего раньше на подлодке и ставшего морпехом. Не понимаю, зачем так подставляются эсминцы, они бьют прямой наводкой по немецким батареям, тогда зачем корректировать их огонь?

Спецназовцы высаживаются в тылу у фашистов и готовят позицию для корректировки и обороны. Вдруг появляются немецкие самолёты, Маша не выдерживает и без приказа начинает по ним стрелять из винтовки с оптическим прицелом, ей удаётся повредить один из самолётов. При этом отряд рассекречен, а сама операция поставлена под угрозу срыва. Наши солдаты и моряки корректируют огонь эсминцев, ведя бой с гитлеровцами, через некоторое время они вынуждены отступить. За этот срыв девушку отстраняют от всех операций и переводят в санитарки. Не верю! За такой поступок её ждал расстрел, в лучшем случае тюрьма или лагеря.

Кадр из фильма "Чёрные бушлаты" - Мария стреляет по самолету

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – Мария стреляет по самолету

Маша так поступила не из самодурства, у неё был серьёзный мотив. Незадолго до похода на её глазах погибла под бомбёжкой младшая сестра – Октябрина. Детей вывозили на грузовике в эвакуацию. Немецкий лётчик безжалостно разбомбил машину с беззащитными детьми. Стреляя в самолёт, девушка-снайпер мстила за их гибель. Всё думаю, но так и не поняла, почему такая казалось бы трогательная сцена гибели детей, меня не захватила. Предполагаю, что она снята с малым градусом драматизма, поэтому так слабо воздействует на зрителя. А вот переживаниями Маши о потерях я прониклась, мне очень понравилась эта внешне суровая девушка с нежной душой в исполнении актрисы Александры Тюфтей.

Кадр из фильма "Чёрные бушлаты" - Маша провожает сестру Октябрину

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – Маша провожает сестру Октябрину

Любовная история Маши и Левонтия – вялая и непроникновенная, не вызывает ни душевной привязанности, ни переживаний за их судьбу. Маша сама объясняет, что о Левонтии думать не может, она должна думать только мести за смерть детей. Маша не может позволить командиру пожалеть её, поэтому и не рассказывает о гибели сестрёнки.

Даже в сцене, где Левонтий несёт раненую Марию на руках, только что избежавшую смети, герои не выглядят особенно счастливыми. Маша запрещает себе любить! Только в довоенных эпизодах картины мы видим совершенно другую Машу. Я не понимаю, за что Мария так сильно ненавидит Левонтия, что даже готова отдаться уголовнику Тимофею (Антон Филипенко), пусть и харизматичному, но с которым её ничего не связывает. В последней серии Мария, когда помогает идти раненому Левонтию, всё-таки признаётся ему в любви. К этому моменту он уже знает о гибели Октябринки… И еще, нам показали «любовь» фельдшера Галины (Анастасия Федоркова), которая живёт «одним днём, как бы подчеркнув значимость чувств Марии и Леонтия. Мне кажется это абсолютно лишним.

Кадр из фильма "Чёрные бушлаты" - адмирал Головко А.Г. ведёт совещание

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – адмирал Головко А.Г. ведёт совещание

Совершенно не впечатляет образ адмирала Арсения Григорьевича Головко (в фильме его фамилия Головин) – бессменного в течение всей Великой Отечественной войны командующего Северным ВМФ СССР в исполнении актёра Александра Робака. Робак никак не соответствует 35-летнему, молодому и подтянутому мужчине, каким был адмирал в 1941 г. Он был бы хорош, если бы исполнял роль адмирала Головко, которому было уже за 50 лет.

Хочу отметить удачу авторов фильма в выборе морских пейзажей и видов побережья, подчёркивающих суровую арктическую природу (хотя снимали в Крыму) места действия фильма. Музыка к фильму тоже очень гармонична. Испытываешь какую-то постоянную тревогу и ожидание опасности, чувствуешь приближающееся дыхание смерти… Очень радует, что фильм не похож на американский боевик!

В Мурманск прибывает конвой с военными грузами, ожидается второй. Немцы готовятся к наступлению на Кольском полуострове. Советскому командованию очень важно знать, когда они начнут наступление. Разведчики получили задание – взять «языка» – штабного офицера. Ни одна из групп с заданием не справилась. Взять в плен штабного офицера поручается вновь отряду младшего лейтенанта Леонтьева. «Чокнутую» возвращают в отряд снайпером…

Кадр из фильма "Чёрные бушлаты" - командир отряда Леонтьев в бою

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – командир отряда Леонтьев в бою

В спецгруппу Левонтия, которая понёсла потери от фашистского снайпера, включают освобождённых по приказу адмирала Головко заключённых. Опять не верю, что бы зэка, – да в элитное разведподразделение! Да, действительно, адмирал издал приказ об освобождения заключённых с начальной военной подготовкой или отслуживших и призывного возраста, но не для пополнения спецподразделений, а для пополнения полевых частей. С таким пополнением спецназ – это просто банда. Экзотического помора (Игорь Кулачко) прямо с «улицы» капитан Лоцман (Валерий Иваков) приказывает включить в секретное спецподразделение, тоже мало правноподобно.

Прототипом младшего лейтенанта Леонтьева был машинист с подводной лодки Виктор Николаевич Леонов, ставший дважды Героем Советского Союза, в мемуарах которого «Уроки мужества» можно прочитать: «У нас в отряде каждый разведчик, отличившийся в бою, признавал, что это заслуга не только его, но и товарищей по оружию. Успех одного человека связывался с общим успехом отряда. В бою каждый думал о том, как помочь товарищам выполнить поставленную задачу, облегчить их тяжелый ратный труд. Не случайно в народе говорится: «Один в поле не воин». Ведь как бы ни стремился человек отличиться перед другими, подвига он не совершит, если нет настоящей дружбы, полного доверия друг к другу. Подвиг – дело коллективное, при этом кто лучше других подготовлен, тот и выполняет самую ответственную и самую опасную задачу».

Кадр из фильма "Чёрные бушлаты" - морпех из отряда Леонтьева на задании

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – морпех из отряда Леонтьева на задании

Степень сплочённости отряда мы видим в боевом задании – захвате «языка». Очень убедительны образы Кеши (Иван Лапин),  Царева (Никита Лавриненко),  Азамата (Азамат Нигманов), Моти (Никита Кудрявцев). В отряде происходят конфликты: между Леонтьевым и Кешей, Азаматом и Мотей, да и «чокнутую», после гибели Деда приходится связать из-за нападения с клаками на пленного. Снайпер со связанными руками – это впечатляет! Мотя поддаётся минуте слабости и оставляет одного Азамата на верную смерть…

В фильме очень примитивно воюют гитлеровцы (схематично показаны их действия), а ведь мы видим не только инженерные части, там воевали горные стрелки, егеря знаменитой  горнострелковой дивизии «Эдельвейс» – это очень серьёзный противник. Вероятно, это стоило показать иначе.

Из допроса захваченного немецкого офицера командование узнаёт о времени начала наступления гитлеровцев на Мурманск. Группа Леонтьева получает новое задание: способствовать высадке советского десанта, уничтожением батареи на мысе Крестовом. С самого начала выполнение операции не заладилось – было изменено место высадки отряда, которое было не разведано. Отряд попал на минное поле, командир был ранен, погибли бойцы и радист. Группа осталась без связи. У Левонтия задача: уничтожить батарею через два часа после артподготовки, к моменту высадки десанта. В успех операции не верит даже начальник штаба (Алексей Шемес).

Кадр из фильма "Чёрные бушлаты" - Маша и Левонтий после взрыва батареи

Кадр из фильма “Чёрные бушлаты” – Маша и Левонтий после взрыва батареи

Пока раненый командир догоняет отряд, старшина Гусько (Тимур Савин)  принимает решение захватить батарею поменьше и с помощью неё уничтожить главную. Здесь бойцы действуют слажено: захватывают в рукопашной пост у батареи; в этот момент их догоняют командир с Машей. В схватке погибли многие… Левонтий пополняет отряд нашими пленными, обслуживавшими пост, выдаёт им оружие.

Разбившись на три группы, отряд, путём огромных потерь, захватывает батарею. Зарядив орудия, ударили по батарее на Крестовом. Перед отходом оставшиеся в живых бойцы заминировали батарею, а затем взорвали её. Высадившийся десант, помог сорвать наступление гитлеровцев на Мурманск. Надо отметить, что последняя серия очень динамичная и захватывающая. Наверное, действие отряда Леонтьева только здесь похоже на операции бойцов Виктора Леонова.

К истории Великой Отечественной войны нужно подходить очень ответственно. Каждый кадр, каждый эпизод должен быть осмыслен, прочувствован, пережит авторами. Чтобы на экране была правда о войне, сценарий должны читать (и не один раз!) консультанты: военные, историки, ветераны; он должен дорабатываться по их замечаниям. Снять достойный фильм о войне очень непростая задача! К сожалению, и в этот раз шедевра не получилось…