Сковородка-спасительница

Вначале 1-й Мировой войны, когда авиация перестала быть цирковым трюком и стала средством для ведения разведки, а потом и бомбометания, защиты от вражеских самолетов практически не было. Огонь, который вела пехота по летящему над ними аэроплану, был малоэффективен. Пули дырявили перкаль, которым были обтянуты крылья и хвостовое оперение самолета, но аккуратные пробоины ненамного снижали его летные качества.

Лишь поражение двигателя и летчика могло вывести аэроплан из строя. Двигатель защитить от пуль было нечем, а вот летчики в меру своей фантазии пытались защитить себя любимых. Одно время у русских авиаторов пользовались большим спросом сковородки, как чугунные, так и медные. Их скупали в магазинах, добывали у хозяек. «Зачем они вам?» – недоуменно спрашивали приказчики у пилотов. «Для яичницы…» – с усмешкой отвечали те.

Летчик Первой мировой войны рядом со своим самолетом

Летчик Первой мировой войны рядом со своим самолетом

А дело было вот в чем: сковородки клали под сиденье аэроплана, чтобы на летающей этажерке пуля, выпущенная с земли по самолету, не продырявила авиатору самое уязвимое место.

А я-то тут при чем?

После взятия генералом Суворовым в 1790 году неприступной турецкой крепости Измаил высшие воинские чины завели речь о награждении особо отличившихся Георгиевскими крестами. И, желая сделать приятное своему военачальнику, прямо в присутствии Суворова стали намекать, что, дескать, и сам он достоин высокой награды. На что, неожиданно для всех, Александр Васильевич заявил, что награды заслуживает его писарь Иван Курис. И объяснил, за что именно: «Он писарь в моем штабе и храбро написал: “Идти на штурм”. А я что? Я только подписался…»

Суворов в Альпах

Суворов в Альпах

Танцуют все!

Южной Италии в Античности существовал греческий город-государство Сибарис. Его жители так любили всевозможные удобства и удовольствия, что слово «сибарит» уже тогда стало синонимом праздного человека, безмерно увлекающегося радостями жизни. Одним из любимых развлечений сибаритов было смотреть на танцующих под звуки флейт лошадей. Поэтому всех лошадей в Сибарисе обучали этому искусству.

У Сибариса был постоянный соперник и противник – город Кретон. И вот, когда в 510 году до новой эры между этими городами началась война, сибариты бросили против своих врагов кавалерию на сильных и холеных лошадях. Однако, завидев сибарисскую кавалерию, кретонцы не взялись за мечи – они взяли в руки флейты. Услышав первые звуки музыки, лошади насторожились, а когда полилась знакомая мелодия, они танцующим шагом двинулись в сторону кретонских флейтистов. Не обращая внимания на все усилия сибарисских кавалеристов, они пришли прямо в расположение врага, где сибариты и были взяты в плен.

Вечные темы

Когда знаменитый прусский фельдмаршал Мольтке был еще полковником, то он обедал за общим офицерским столом. Во время обеда он поражал всех офицеров своим странным поведением. Сев за стол, он вынимал из кармана десять золотых и клал их возле своего прибора. Отобедав, он вставал из-за стола, обводил всех своим суровым взглядом, клал монеты в карман и уходил. Офицеры терялись в догадках, пытаясь объяснить странное поведение своего полковника. Наконец, один из офицеров набрался смелости и спросил полковника о причинах такого странного поведения. Мольтке ответил:

Мольтке

Мольтке

– Когда я принял этот полк, то заметил, что за столом постоянно говорят о женщинах, скачках или картах. Я решил вручить десять золотых первому, кто заведет разговор на более умную тему, но никто до сих пор не получил эту сумму.

Всё дело в шляпе

Совершенно невероятные приключения выпали на долю 111-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона 24-го территориального латышского корпуса. В районе Вязьмы он попал в окружение вместе с другими частями Красной армии. Но ему удалось выйти из вражеского кольца, используя военную хитрость.

Латышские солдаты

Латышские солдаты

Дело в том, что оружие и автомобили зенитного дивизиона, доставшиеся ему еще от латвийской армии, были немецкого производства. Автомобили Кгирр и Henschel, а форма и каски бывшей латвийской армии, в которую были одеты бойцы и командиры этого дивизиона, также отличалась от красноармейской. Из окруженной Вязьмы зенитчики вышли на глазах у противника. Немцы в сумерках приняли дивизион за одну из своих частей и позволили ему беспрепятственно добраться до линии фронта и перейти ее.

Плохо не знать географию

Во время боевых действий на Плайя-Хирон (Куба) в апреле 1961 года произошел интересный случай. В самый критический момент сражения, когда высадившиеся на острове американские наемники потребовали поддержку с воздуха, президент США Кеннеди отдал приказ задействовать авиацию. Однако не было учтена разница в часовых поясах. Поэтому бомбардировщики разминулись с отправленными для их поддержки истребителями, и без них они не решились атаковать кубинские правительственные войска. Вторжение на Кубу закончилось полным поражением.

Бой с «призраком»

Рон Хаббард является основателем секты сайентологов. Однако он сумел прославиться и еще очень необычным сражением. Случилось оно в мае 1943 года. Тогда Хаббард командовал кораблем, охотящимся за подводными лодками. Судну РС-815 приказали осуществить переход из Портленда в Сан-Диего. Рано утром 19 мая Хаббард увидел на сонаре нечто, что он принял за подводную лодку японцев. На помощь в поиске и борьбе с нею были призваны два американских дирижабля.

К полуночи 21 мая за неуловимыми японцами охотился уже небольшой флот. Хаббарду в его погоне за подлодкой врага помогали, в том числе, и два крейсера, и пара катеров береговой охраны. Все вместе корабли сбросили на «вражескую субмарину» более сотни глубинных бомб. Преследование продолжалось более 68 часов, а противник был неуязвим.

В итоге командование отозвало Хаббарда, прекратив бессмысленное сражение. Согласно уточненным данным, незадачливый моряк сражался все это время против довольно известного и отмеченного на картах магнитного месторождения. А действия Хаббарда чуть было не привели к скандалу, ведь он атаковал морское дно, принадлежащее Мексике.

Русская смекалка

Это случилось после войны. Советского офицера из состава оккупационных частей в Германии возил немецкий водитель. И вот однажды, во время очередной поездки, ломается машина. Немец посмотрел под капот и говорит, что не может починить. Деталь какая-то вышла из строя. Стоят курят. Навстречу едет другая военная машина. Останавливают ее и просят помочь. Русский водитель глянул, почесал затылок, посмотрел кругом, потом взял и вырезал эту деталь из свеклы, что росла рядом на поле.

«Тут вам недалеко – доедете», – сказал и поехал дальше. Немец сел, завел и проехал километров пять до пункта назначения. Потом немец офицеру и говорит: «Теперь я понимаю, почему вы в войне победили!»

Вечерний вой

В городе Мобил (штат Алабама, США) существует закон, запрещающий мужчинам выть по-волчьи в публичных местах. Можно, конечно, было бы посмеяться над ним, как над очередным нелепым американским законом. Но, как оказалось, появился он не случайно. Причина: некогда в городе была расквартирована воинская часть, носившая на нарукавном шевроне изображение волка (это, в свою очередь, объясняется давней историей, когда США воевали с индейцами, и подразделения разведчиков таким образом демонстрировали свою смелость, осторожность и силу). По вечерам солдаты собирались в местных барах и страшно выли, подражая волкам, что страшно раздражало горожан. Военную базу закрыли, а закон остался.

Ларец с «секретом»

В 1584 году Псков осаждало войско польского короля Стефана Батория. Псковичи, которыми командовал воевода Иван Шуйский, отбили все штурмы. Тогда в город прибыл гонец короля, который привез Шуйскому красивый ларец. К ларцу приложена была записка, в которой говорилось, что воеводе король прислал ценный подарок, но Шуйскому следует открыть ларец самому, «а иным бы не давать смотрети».

Ларец с "секретом"

Ларец с “секретом”

Но русские заподозрили неладное. Был вызван эксперт из тех, «кои ларцы отпирают». Он осторожно поднял золоченую крышку. Под ней оказалось 24 самопала, дула которых были направлены в разные стороны. При поспешном обращении с ларцом грянул бы залп.

Лишь бы голова была на месте

Адмирал Исаков с 1938 года был заместителем наркома Военно-Морского флота. Однажды в 1946 году ему позвонил Сталин и сказал, что есть мнение назначить его начальником Главного Морского штаба, в том году переименованного в Главный штаб ВМФ.

Исаков ответил: «Товарищ Сталин, должен вам доложить, что у меня серьезный недостаток: ампутирована одна нога».

«Это единственный недостаток, о котором вы считаете необходимым доложить?» – последовал вопрос.

Сталин за работой

Сталин за работой

«Да», – подтвердил адмирал.

«У нас раньше был начальник штаба без головы. Ничего, работал. У вас только ноги нет – это не страшно», – заключил Сталин.

Каждому по заслугам

В память об австрийской кампании 1805 года всем русским войскам, сражавшимся против неприятеля, была пожалована государем серебряная медаль с надписью: «Съ нами Богъ!». Австрийским же войскам была, соответственно, пожалована медаль с надписью «Gott mit uns» (такой порядок слов в немецком). Известный шутник светлейший князь Меншиков об этом сказал так: «Австрийский император пожаловал своим войскам медаль с надписью: “Бог с вами!”» (Австрийские войска в этой кампании сражались из рук вон плохо.)

«Вот стою я перед Вами, словно голенький»

В Индии служба в армии необязательна, но всегда считалась весьма почетным и патриотическим делом. Поэтому каждый набор новобранцев в вооруженные силы проходил с большим количеством претендентов, желающих послужить родине. Где-то в середине 90-х, во время одного из отборов, на письменный экзамен кандидатов на военную службу пришло более 1000 человек. Поскольку осмотреть каждого из них на наличие шпаргалок заняло бы слишком много времени, организаторы экзаменов попросили испытуемых раздеться до нижнего белья. В таком виде будущие солдаты пробыли до конца тестирования.

«Кукурузный бомбардировщик»

2 февраля 1970 года в штате Монтана произошли события, напоминающие инцидент с советским истребителем МиГ-23, сумевшим пролететь без пилота над территориями четырех европейских государств в июле 1989 года.

С базы ВВС США Мальстрем в воздух поднялся сверхзвуковой истребитель Convair F-106 Delta Dart. При выполнении фигур пилотажа самолет свалился в плоский штопор. Пытаясь восстановить контроль над машиной, летчик использовал тормозной парашют, но все было тщетно.

На высоте 4600 метров пилот катапультировался. Уменьшение массы самолета, изменение его центра тяжести и толчок от срабатывания двигателей катапульты вывели истребитель из штопора. F-106 благополучно приземлился в поле одного из фермеров у расположенного неподалеку от авиабазы городка Биг Сэнди.

Когда местный шериф и зеваки прибыли к месту посадки беспилотного истребителя, они обнаружили, что тот медленно ползет по занесенному снегом кукурузному полю, приводимый в движение все еще работающим двигателем. Специалисты авиабазы, с которыми связался шериф, порекомендовали ему просто дождаться, когда у летательного аппарата закончится топливо, что и произошло через час и сорок пять минут после приземления. Когда в Биг Сэнди прибыли техники, они обнаружили, что повреждения самолёта были минимальными. Пилот вскоре был найден местными жителями живым и здоровым. Его самолет после происшествия стал известен как Cornfield Bomber («Кукурузный бомбардировщик»).

После ремонта эта машина вернулась в строй, а в августе 1986 года, выйдя в «отставку», попала в экспозицию Национального музея ВВС США на базе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо.

Автомат на все руки

Когда во время операции «Буря в пустыне» на одном из блокпостов в Ираке заглохла машина, следовавшая на боевые позиции, солдаты иракской армии нашли нестандартное решение неожиданно возникшей проблемы. Они разрядили свои автоматы АКМС со складными металлическими прикладами и сделали из них… импровизированный проводник тока от аккумулятора исправной машины. Как оказалось, автомат Калашникова – отличный проводник тока и может быть полезен не только в качестве огнестрельного оружия. Несмотря на странность конструкции столь необычного токопровода, солдатам удалось успешно завести машину и продолжить движение.