В годы Великой Отечественной войны в рядах военно-воздушных сил СССР служило немало женщин-пилотов. Об этом знают все. Но Екатерина Ивановна Зеленко занимает среди советских летчиц военной поры совершенно особое место. Речь пойдет о первой (и пока что единственной) женщине, совершившей воздушный таран…
Екатерина Зеленко родилась 1 (14) сентября 1916 года в многодетной рабочей семье. Она окончила семь классов средней школы №10 города Курска, затем поступила в авиационный техникум и в 1933 году прошла курс обучения в Воронежском. Надо сказать, что в те годы в аэроклубах занималось немало девушек, ведь на каждом углу висели плакаты типа «Молодежь — на самолет!» Катя подружилась с Ниной Русаковой, впоследствии ставшей заслуженным летчиком-испытателем.
Ах, как нелегко было девушкам в ту пору. Нина Ивановна вспоминала, что они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять — занятия в техникуме, с четырнадцати часов — теория в аэроклубе. И так — каждый день.
Ещё в детстве Катя лучше всех мальчишек лазила по деревьям, не плакала и не ябедничала, прыгала с зонтиком с крыши сарая, изображая парашютистку. Её с детства манила авиационная романтика, поэтому одним аэроклубом дело не ограничилось. Девушка твердо решила стать летчицей. Катя и Нина были приняты в военное лётное училище, по комсомольской путевке они выехали в Оренбург. Через год Зеленко с отличием окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу имени К.Е. Ворошилова (1934 год).
Первые четыре года службы в рядах советских ВВС были для Кати ничем не примечательны. Она служила в 19-й бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, освоила шесть новых типов самолётов.
Но не зря говорится: «тяжело в учении — легко в бою». Когда грянул бой, вся эта «мирная рутинная выучка» юной летчице весьма пригодилась. Боевое крещение Екатерина Зеленко приняла в годы Советско-финской войны 1939 — 1940 гг. (так называемой «Зимней войны»). Она воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 8-й армии. Екатерина Зеленко совершила на самолёте Р-Z 8 боевых вылетов в сложных метеоусловиях, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника.
Из книги генерал-полковника А.Г. Рытова «Рыцари пятого океана»: «Однажды я приехал в полк, располагавшийся на озерном аэродроме. На берегу стояло несколько домиков, в которых жили летчики. Захожу в один из них. На полу ни соринки, на окнах марлевые занавески, стол накрыт скатертью, и даже еловая веточка с шишками в банке красуется.
— Вот это порядок! — похвалил я летчиков. — Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?
Летчики стоят, многозначительно улыбаются. Потом один из них с гордостью говорит:
— Беспорядка не терпит наша хозяйка… — Какая такая хозяйка?
— А самая настоящая. Вот за этой занавеской. — И летчик показал рукой на ситцевый полог, висевший на телефонном проводе.
И верно: приподнимается край занавески, и оттуда выходит девушка. На ней унты, ладно пригнанная гимнастерка, подпоясанная офицерским ремнем. На голубых петлицах алеет по три кубика.
— Старший лейтенант Екатерина Зеленко! — браво рапортует она и смущенно добавляет: — Екатериной представляюсь потому, чтобы не путали с мужчиной.
С виду Зеленко в какой‑то мере напоминала парня. Женщину в ней выдавали карие, жгучие глаза и маленькие пунцово — красные губы.
— Вот не знал, что у нас в армии есть летчица.
— Она не только летчица, но и сущий милиционер в этом доме, — шутливо заметил стоявший у окна капитан. — Житья от нее нет.
Екатерина улыбнулась.
— Что верно, то верно. Могу доложить, товарищ комиссар, что ни пьянства, ни табачного дыма, ни мата в этом доме вы не увидите и не услышите.
— И они терпят? — указываю глазами на летчиков.
— Ворчат, но терпят, — сквозь смех отвечает Зеленко.
— И все же среди мужчин вам, наверное, неудобно?
— Поначалу было неудобно. А сейчас и они со мной смирились, да и я к ним привыкла. Ребята они хорошие. В обиду меня не дают.
Капитан, стоявший у окна, рассмеялся:
— Наша Катя сама может кого угодно обидеть. Попадись только ей. Язычок что бритва.
…Екатерина Зеленко была единственной девушкой-летчицей, принимавшей участие в борьбе с финнами».
Ее «бомбер» не раз утюжил вражеские позиции. При этом, как правило, самолет отважной летчицы не получал и царапины (сказывалось уже отточенное за несколько лет мастерство летчицы). Но однажды чуть не произошла трагедия. Вот как вспоминал об этих событиях летчик-истребитель Г. Ларионов. В том бою он должен был прикрывать вылет бомбардировочной эскадрильи, в которой служила Зеленко: «Нам было поручено сопровождать бомбардировщики. Не успели еще пролететь линию фронта, как зенитная артиллерия противника открыла огонь. Неожиданно у одного из бомбардировщиков задымил мотор (как выяснилось впоследствии — это был бомбардировщик Кати Зеленко). Самолёт шел со снижением. Неизбежна посадка на территории противника. Пылая, Су-2 удачно приземляется на замерзшее озеро, немного скользит и закрывается дымом.
Тут противник с берегов озера открывает по севшему самолету ружейно-пулеметный огонь. Подходить к самолету белофинны не рискуют. По самолету начинает бить артиллерия. Экипаж бомбардировщика выходит на озеро. Огонь противника по озеру и воздуху усиливается. Мы непрерывно атакуем пулеметные точки. Как только на берегу вспыхнет огонек пулемета, смотришь, там уже пикирует наш самолет и заставляет противника замолчать. Сбросив свои бомбы на укрепленную полосу противника, возвращаются звеньями бомбардировщики. Вот они подошли к месту вынужденной посадки подбитого бомбардировщика.
От группы отделяется один самолет. Он идет на посадку. Белофинны, на время прекратившие огонь, усиливают его сейчас во сто крат. Но бомбардировщик смело и упрямо снижается. Лыжи его, вздымая снежную пыль, недолго скользят по озеру. Вот он остановился. Подруливает. Экипаж подбитого бомбардировщика быстро вскакивает на самолет. Истребители же в это время непрерывно атакуют огневые точки врага. Погрузка закончена. Самолет пошел на взлет. Теперь он в кругу своих. Мы, оцепив его, легли на курс и пошли домой. Белофинны не могли скрыть своей злобы на истребителей, которые выручили свой экипаж и не отдали им подбитый самолет. Они с еще большим ожесточением открывают пальбу, но безрезультатно…»
В тот день крепкая армейская традиция взаимовыручки («сам погибай, а товарища выручай!») спасла Катю Зеленко и остальных членов экипажа её бомбардировщика от верной гибели.
Или вот еще случай. Самолет Зеленко в числе прочих был направлен для нанесения удара по финскому аэродрому. Низко над землёй висела тяжёлая гряда облаков, шёл снег, была плохая видимость. Самолёты взлетели на рассвете и на высоте 30-40 метров собрались и строем пошли к цели. На пути к цели облачность поднялась. Зеленко набрала высоту, стараясь держаться над кромкой облаков.
В секунды, оставшиеся до удара, она резко «нырнула» вниз, прорвала облачную завесу и сбросила бомбовый груз на захваченного врасплох неприятеля (финны совершенно не ожидали атаки). За ней ринулись и другие советские бомбардировщики. Главные сооружения финского аэродрома были накрыты мощным и точным ударом, а позади «первой волны» советских «бомберов» шли новые и новые самолёты с красными звездами на крыльях. Враг спохватился, когда на земле остались одни лишь дымящиеся развалины. За «финскую» войну Екатерина Зеленко получила свою первую награду — орден Боевого Красного Знамени.
С мая 1940 года Зеленко служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку как лётчик-инструктор, занималась переучиванием командного состава на новый самолёт Су-2. Её супруг — Павел Игнатенко был командиром одной из эскадрильи этого полка. Он погиб в 1943 году…
С первого же дня Великой Отечественной войны старший лейтенант Екатерина Зеленко, командир звена, а затем заместитель командира эскадрильи, участвовала в воздушных боях на Юго-Западном фронте на Украине. Всего девушка успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 года командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника.
Вот как характеризовал отважную летчицу ее сослуживец — тоже пилот-бомбардировщик Анатолий Иванович Пушкин, впоследствии — Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, а в то время замкомполка: «Это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!» В августе 1941 года, в районе станции Быхово, Екатерина Зеленко с группой бомбардировщиков попала под шквальный огонь противника. Невзирая на артобстрел, она отлично выполнила задание, при этом уничтожив батальон немецкой пехоты и не потеряв ни одного своего самолета.
О высоком лётном мастерстве Зеленко свидетельствует и такой факт. В 1941 году ее самолет возвращался с боевого задания. Вдруг машину сильно тряхнуло — попадание вражеской зенитки! К счастью, «машина шла «пустая» — все бомбы Катей были уже сброшены на головы фрицев. Иначе, конечно же, это попадание было бы фатальным. Густой белый дым окутал кабину. «Белый, — отметила про себя Зеленко, — значит, ещё не пожар, вырываются лишь пары бензина из повреждённого бензопровода. Но пары могут вспыхнуть в любую минуту».
Чтобы избежать этого, она выключила мотор. Самолёт стремительно терял высоту… Зеленко напряжённо вглядывалась в землю: внизу виднелись линии окопов. Здесь не сядешь. Нужно протянуть еще чуть дальше. К счастью, почти сразу за передовой показалось пустое поле. Девушка направила свой самолет туда и с трудом совершила посадку. Выбравшись из кабины, летчица чуть не рухнула на землю — только в эти мгновения Катя почувствовала, какого напряжения ей стоил полёт на подбитой машине…
Наконец настал роковой день 12 сентября 1941 года. В тот день Катя совершила два разведывательных боевых вылета. Несмотря на то, что во время второго вылета её самолёт был повреждён, Зеленко в тот же день вылетела на задание в третий раз на самолете Пушкина. На обратном пути над селом Глинское два советских самолёта были атакованы семью немецкими «Мессершмиттами». Второй наш самолёт капитана Лебедева был подбит и вынужден выйти из боя.
Екатерина отбивалась от «мессеров» как могла. Один истребитель сбила, но остальные зажали ее в крепкие тиски, из которых вырваться было невозможно. Бомбардировщик загорелся. Она приняла жесткое решение — идти на таран! С земли наблюдали за этим неравным боем, видели, как летчица направила свой пылающий самолет на ближайший вражеский истребитель и таранила его. Раздался оглушительный треск — два огненных клубка, оставляя в небе сизый дым, упали на землю. Катя уничтожила немецкого стервятника, но при этом погибла и сама. Погибла в пору своей молодости, не дожив двух дней до своего двадцатипятилетия.
Этот «женский» таран до сих пор является единственным в истории воздушных боев (все остальные тараны совершили мужчины)… Погибшая лётчица Екатерина Зеленко была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. К сожалению, подвиг Зеленко не сразу был оценен по достоинству. Еще в 1941 году ее представляли к званию Героя Советского Союза (посмертно), однако тогда она была награждена только орденом Ленина.
В 1971 году на месте гибели Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки немецкого истребителя «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко по собственной инициативе был установлен обелиск. Лишь 5 мая 1990 года указом Президента СССР М.С. Горбачева летчице Екатерине Ивановне Зеленко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза….
При написании статьи использовались материалы журнала «Война и Отечество» №1 2018, с. 21 -23.
Мне всегда жаль героев, которые ради нашей Победы отдали осознанно свои жизни. Не сдались в плен, а погибли в бою, при этом уничтожив ещё и несколько врагов. А про Екатерину Зеленко я раньше и не знал вообще, а она, оказывается, была единственной женщиной — пилотом, совершившим таран. Вот немного досадно, что за свой геройский подвиг звание Героя СССР ей было присвоено лишь много лет спустя после войны. Почему не сразу?
Читаю и мурашки бегут по коже… Насколько героическим стал «последний вылет» Екатерины Ивановны. Горжусь и восхищаюсь её биографией, её самопожертвованием в борьбе с фашистскими захватчиками.
Не каждый мужчина способен прожить такую насыщенную жизнь и совершить героический подвиг, пожертвовав жизнью за свою Родину. Екатерина Ивановна достойна восхищения! Надеюсь, вскоре появится сценарий её биографической киноленты.
На протяжении всей своей жизни Екатерина Зеленко была смелой, бескомпромиссной, не идущей на сделку с совестью, и когда пришел момент трудного выбора, она приняла единственно верное решение — погибнуть победительницей. Меня восхищает эта женщина, никогда о ней не слышала, спасибо за такой интересный рассказ.
За воздушный таран всем мужчинам, совершившим его в 1941 году, было присвоено звание Героя Советского Союза. А тут женщина. Возможно, у командования сложилось некоторое недоверие к её подвигу.
Однозначно мужеству этой женщины можно только позавидовать. Может быть у Екатерины Зеленко и не было другого выбора, поэтому она решила отдать жизнь за свою Родину и погибнуть героем!
Екатерина Зеленко явный пример того, какими могут быть наши русские женщины в период войны, когда «фрицовские» дамы и оружия поднять не могли, наши на таран шли без боязни смерти. Поддерживаю этот поступок, ибо в воздухе не до выбора, все равно умрешь, а так хоть врага накажешь.