В годы Великой Отечественной войны в рядах военно-воздушных сил СССР служило немало женщин-пилотов. Об этом знают все. Но Екатерина Ивановна Зеленко занимает среди советских летчиц военной поры совершенно особое место. Речь пойдет о первой (и пока что единственной) женщине, совершившей воздушный таран

Екатерина Зеленко родилась 1 (14) сентября 1916 года в многодетной рабочей семье. Она окончила семь классов средней школы №10 города Курска, затем поступила в авиационный техникум и в 1933 году прошла курс обучения в Воронежском. Надо сказать, что в те годы в аэроклубах занималось немало девушек, ведь на каждом углу висели плакаты типа «Молодежь — на самолет!» Катя подружилась с Ниной Русаковой, впоследствии ставшей заслуженным летчиком-испытателем.

Ах, как нелегко было девушкам в ту пору. Нина Ивановна вспоминала, что они возвращались домой поздно вечером, а в два часа ночи поднимались и шли пешком через весь город к летному полю. В четыре часа утра начинались полеты, в девять — занятия в техникуме, с четырнадцати часов — теория в аэроклубе. И так — каждый день.

Ещё в детстве Катя лучше всех мальчишек лазила по деревьям, не плакала и не ябедничала, прыгала с зонтиком с крыши сарая, изображая парашютистку. Её с детства манила авиационная романтика, поэтому одним аэроклубом дело не ограничилось. Девушка твердо решила стать летчицей. Катя и Нина были приняты в военное лётное училище, по комсомольской путевке они выехали в Оренбург. Через год Зеленко с отличием окончила 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу имени К.Е. Ворошилова (1934 год).

Екатерина Ивановна Зеленко

Первые четыре года службы в рядах советских ВВС были для Кати ничем не примечательны. Она служила в 19-й бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, освоила шесть новых типов самолётов.

Но не зря говорится: «тяжело в учении — легко в бою». Когда грянул бой, вся эта «мирная рутинная выучка» юной летчице весьма пригодилась. Боевое крещение Екатерина Зеленко приняла в годы Советско-финской войны 1939 — 1940 гг. (так называемой «Зимней войны»). Она воевала в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка ВВС 8-й армии. Екатерина Зеленко совершила на самолёте Р-Z 8 боевых вылетов в сложных метеоусловиях, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника.

Из книги генерал-полковника А.Г. Рытова «Рыцари пятого океана»: «Однажды я приехал в полк, располагавшийся на озерном аэродроме. На берегу стояло несколько домиков, в которых жили летчики. Захожу в один из них. На полу ни соринки, на окнах марлевые занавески, стол накрыт скатертью, и даже еловая веточка с шишками в банке красуется.
— Вот это порядок! — похвалил я летчиков. — Молодцы. Кто же у вас такой уют создает?
Летчики стоят, многозначительно улыбаются. Потом один из них с гордостью говорит:
— Беспорядка не терпит наша хозяйка… — Какая такая хозяйка?
— А самая настоящая. Вот за этой занавеской. — И летчик показал рукой на ситцевый полог, висевший на телефонном проводе.
И верно: приподнимается край занавески, и оттуда выходит девушка. На ней унты, ладно пригнанная гимнастерка, подпоясанная офицерским ремнем. На голубых петлицах алеет по три кубика.
— Старший лейтенант Екатерина Зеленко! — браво рапортует она и смущенно добавляет: — Екатериной представляюсь потому, чтобы не путали с мужчиной.
С виду Зеленко в какой‑то мере напоминала парня. Женщину в ней выдавали карие, жгучие глаза и маленькие пунцово — красные губы.
— Вот не знал, что у нас в армии есть летчица.
— Она не только летчица, но и сущий милиционер в этом доме, — шутливо заметил стоявший у окна капитан. — Житья от нее нет.
Екатерина улыбнулась.
— Что верно, то верно. Могу доложить, товарищ комиссар, что ни пьянства, ни табачного дыма, ни мата в этом доме вы не увидите и не услышите.
— И они терпят? — указываю глазами на летчиков.
— Ворчат, но терпят, — сквозь смех отвечает Зеленко.
— И все же среди мужчин вам, наверное, неудобно?
— Поначалу было неудобно. А сейчас и они со мной смирились, да и я к ним привыкла. Ребята они хорошие. В обиду меня не дают.
Капитан, стоявший у окна, рассмеялся:
— Наша Катя сама может кого угодно обидеть. Попадись только ей. Язычок что бритва.
…Екатерина Зеленко была единственной девушкой-летчицей, принимавшей участие в борьбе с финнами».

Ее «бомбер» не раз утюжил вражеские позиции. При этом, как правило, самолет отважной летчицы не получал и царапины (сказывалось уже отточенное за несколько лет мастерство летчицы). Но однажды чуть не произошла трагедия. Вот как вспоминал об этих событиях летчик-истребитель Г. Ларионов. В том бою он должен был прикрывать вылет бомбардировочной эскадрильи, в которой служила Зеленко: «Нам было поручено сопровождать бомбардировщики. Не успели еще пролететь линию фронта, как зенитная артиллерия противника открыла огонь. Неожиданно у одного из бомбардировщиков задымил мотор (как выяснилось впоследствии — это был бомбардировщик Кати Зеленко). Самолёт шел со снижением. Неизбежна посадка на территории противника. Пылая, Су-2 удачно приземляется на замерзшее озеро, немного скользит и закрывается дымом.

Легкий бомбардировщик Су-2. Экипаж: 2 человека; дальность полёта: 910 км; практический потолок: 8400 м; длина: 10,46 м; размах крыла: 14,3 м;
стрелковое вооружение: 4 ШКАС неподвижных и 2 ШКАС подвижных; бомбовая нагрузка: 400 кг; подвесные вооружения: 8 НУРС РС-82 или РС-132

Тут противник с берегов озера открывает по севшему самолету ружейно-пулеметный огонь. Подходить к самолету белофинны не рискуют. По самолету начинает бить артиллерия. Экипаж бомбардировщика выходит на озеро. Огонь противника по озеру и воздуху усиливается. Мы непрерывно атакуем пулеметные точки. Как только на берегу вспыхнет огонек пулемета, смотришь, там уже пикирует наш самолет и заставляет противника замолчать. Сбросив свои бомбы на укрепленную полосу противника, возвращаются звеньями бомбардировщики. Вот они подошли к месту вынужденной посадки подбитого бомбардировщика.

От группы отделяется один самолет. Он идет на посадку. Белофинны, на время прекратившие огонь, усиливают его сейчас во сто крат. Но бомбардировщик смело и упрямо снижается. Лыжи его, вздымая снежную пыль, недолго скользят по озеру. Вот он остановился. Подруливает. Экипаж подбитого бомбардировщика быстро вскакивает на самолет. Истребители же в это время непрерывно атакуют огневые точки врага. Погрузка закончена. Самолет пошел на взлет. Теперь он в кругу своих. Мы, оцепив его, легли на курс и пошли домой. Белофинны не могли скрыть своей злобы на истребителей, которые выручили свой экипаж и не отдали им подбитый самолет. Они с еще большим ожесточением открывают пальбу, но безрезультатно…»

В тот день крепкая армейская традиция взаимовыручки («сам погибай, а товарища выручай!») спасла Катю Зеленко и остальных членов экипажа её бомбардировщика от верной гибели.

Или вот еще случай. Самолет Зеленко в числе прочих был направлен для нанесения удара по финскому аэродрому. Низко над землёй висела тяжёлая гряда облаков, шёл снег, была плохая видимость. Самолёты взлетели на рассвете и на высоте 30-40 метров собрались и строем пошли к цели. На пути к цели облачность поднялась. Зеленко набрала высоту, стараясь держаться над кромкой облаков.

В секунды, оставшиеся до удара, она резко «нырнула» вниз, прорвала облачную завесу и сбросила бомбовый груз на захваченного врасплох неприятеля (финны совершенно не ожидали атаки). За ней ринулись и другие советские бомбардировщики. Главные сооружения финского аэродрома были накрыты мощным и точным ударом, а позади «первой волны» советских «бомберов» шли новые и новые самолёты с красными звездами на крыльях. Враг спохватился, когда на земле остались одни лишь дымящиеся развалины. За «финскую» войну Екатерина Зеленко получила свою первую награду — орден Боевого Красного Знамени.

Екатерина Зеленко у своего самолета

С мая 1940 года Зеленко служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку как лётчик-инструктор, занималась переучиванием командного состава на новый самолёт Су-2. Её супруг — Павел Игнатенко был командиром одной из эскадрильи этого полка. Он погиб в 1943 году…

С первого же дня Великой Отечественной войны старший лейтенант Екатерина Зеленко, командир звена, а затем заместитель командира эскадрильи, участвовала в воздушных боях на Юго-Западном фронте на Украине. Всего девушка успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 года командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника.

Вот как характеризовал отважную летчицу ее сослуживец — тоже пилот-бомбардировщик Анатолий Иванович Пушкин, впоследствии — Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, а в то время замкомполка: «Это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!» В августе 1941 года, в районе станции Быхово, Екатерина Зеленко с группой бомбардировщиков попала под шквальный огонь противника. Невзирая на артобстрел, она отлично выполнила задание, при этом уничтожив батальон немецкой пехоты и не потеряв ни одного своего самолета.

О высоком лётном мастерстве Зеленко свидетельствует и такой факт. В 1941 году ее самолет возвращался с боевого задания. Вдруг машину сильно тряхнуло — попадание вражеской зенитки! К счастью, «машина шла «пустая» — все бомбы Катей были уже сброшены на головы фрицев. Иначе, конечно же, это попадание было бы фатальным. Густой белый дым окутал кабину. «Белый, — отметила про себя Зеленко, — значит, ещё не пожар, вырываются лишь пары бензина из повреждённого бензопровода. Но пары могут вспыхнуть в любую минуту».

Чтобы избежать этого, она выключила мотор. Самолёт стремительно терял высоту… Зеленко напряжённо вглядывалась в землю: внизу виднелись линии окопов. Здесь не сядешь. Нужно протянуть еще чуть дальше. К счастью, почти сразу за передовой показалось пустое поле. Девушка направила свой самолет туда и с трудом совершила посадку. Выбравшись из кабины, летчица чуть не рухнула на землю — только в эти мгновения Катя почувствовала, какого напряжения ей стоил полёт на подбитой машине…

Наконец настал роковой день 12 сентября 1941 года. В тот день Катя совершила два разведывательных боевых вылета. Несмотря на то, что во время второго вылета её самолёт был повреждён, Зеленко в тот же день вылетела на задание в третий раз на самолете Пушкина. На обратном пути над селом Глинское два советских самолёта были атакованы семью немецкими «Мессершмиттами». Второй наш самолёт капитана Лебедева был подбит и вынужден выйти из боя.

Екатерина отбивалась от «мессеров» как могла. Один истребитель сбила, но остальные зажали ее в крепкие тиски, из которых вырваться было невозможно. Бомбардировщик загорелся. Она приняла жесткое решение — идти на таран! С земли наблюдали за этим неравным боем, видели, как летчица направила свой пылающий самолет на ближайший вражеский истребитель и таранила его. Раздался оглушительный треск — два огненных клубка, оставляя в небе сизый дым, упали на землю. Катя уничтожила немецкого стервятника, но при этом погибла и сама. Погибла в пору своей молодости, не дожив двух дней до своего двадцатипятилетия.

Памятник Екатерине Зеленко в Курске

Этот «женский» таран до сих пор является единственным в истории воздушных боев (все остальные тараны совершили мужчины)… Погибшая лётчица Екатерина Зеленко была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. К сожалению, подвиг Зеленко не сразу был оценен по достоинству. Еще в 1941 году ее представляли к званию Героя Советского Союза (посмертно), однако тогда она была награждена только орденом Ленина.

В 1971 году на месте гибели Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки немецкого истребителя «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко по собственной инициативе был установлен обелиск. Лишь 5 мая 1990 года указом Президента СССР М.С. Горбачева летчице Екатерине Ивановне Зеленко было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза….

При написании статьи использовались материалы журнала «Война и Отечество» №1 2018, с. 21 -23.