Один из немногих сохранившихся участников арктических конвоев — ледокол «Красин», установленный на вечную стоянку в Санкт-Петербурге, является филиалом Музея Мирового океана. В 1956-1960 гг. был проведен капитальный ремонт судна, его внешний облик и внутренняя планировка, конечно, кардинально изменились, но память о военных событиях здесь бережно охраняют.

Леонид Борисович Красин – советский нарком и полпред во Франции и Великобритании. Он был талантливым инженером и дипломатом, скончался в 1926 г. В честь Леонида Борисовича ледокол «Святогор» в 1927 г. был переименован в «Красин».

Арктический ледокол «Святогор» был построен  Англии. В марте 1917 г. на ледоколе был поднят Андреевский флаг. В годы Гражданской войны. Для перекрытия движения кораблям интервентов в Архангельск, «Святогор» был затоплен, но на мелководье. Покидая Россию зимой 1920 г., интервенты подняли ледокол  и увели с собой. Советам удалось «Святогора» выкупить у Англии. Л.Б. Красин сделал очень многое для возвращения ледокола в Россию. В 1934 г., участвуя в экспедиции по спасению челюскинцев, ледокол «Красин» перешел с Балтики на Дальний Восток, где и застало его начало войны.

До октября 1941 г. «Красин» продолжал заниматься проводкой судов во льдах. Тяжелая обстановка на фронте заставила принять решение о возвращении ледокола в западный сектор Арктики через Атлантику. Планировавшиеся ремонт и установку вооружения предполагалось провести в США.

Ледокол-музей «Красин» на вечной стоянке в Санкт-Петербурге

Ледокол собирались передать американцам в аренду на 12 месяцев, причем обсуждалась возможность использования «Красина» для высадки десанта в Гренландии, где располагались немецкие разведывательные и метеорологические станции.

4 ноября 1941 г. «Красин» вышел из бухты Эмма на Чукотке и 14-го, выдержав несколько штормов, пришел в Сиэтл, где стоял в течение месяца. После тщательного осмотра ледокола американскими специалистами решение об аренде было отменено. 2 декабря капитан М.Г. Марков получил указание от и. о. полпреда СССР в Вашингтоне А.А. Громыко следовать в Нью-Йорк или Бостон через Панамский канал. Непосредственно перед отходом капитан был приглашен к британскому консулу, который вручил ему секретный пакет с маршрутом следования.

2 января 1942 г. «Красин» прошел Панамский канал. На следующий день, на основании новых распоряжении, ледокол изменил маршрут движения и направился в Балтимор, куда прибыл 12 января. В Балтиморе на «Красине» был произведен текущий ремонт, а также установлено вооружение (1 орудие калибром 76,2-мм, 6 — 12,7-мм и 4 пулемета калибром 7,62-мм). В счет будущих союзных поставок на борт были приняты 3 новых орудия, 16 пулеметов, 2 тысячи снарядов и 220 тысяч патронов.

Модель «Красина», отображающая его вид на 1943 г., в экспозиции ледокола-музея

Монтаж вооружения закончился 4 февраля, через четыре дня прошло испытание противомагнитной защиты, и 9-го Красин» отправился в Норфолк, где на борт были погружены боеприпасы. 10 февраля ледокол пошел в направлении Нью-Йорка. 14 февраля «Красин» прибыл в Бостон, откуда на следующий день ушел в Галифакс, где ошвартовался 27 февраля.

До 3 марта на ледоколе производился текущий ремонт, связанный с устранением последствий штормов, которые настигали его в пути. Затем, в составе конвоя из 21 судна (8 марта к нему присоединилось еще одно), он вышел в направлении Англии. 15 марта конвой в районе Шотландских островов разделился на две группы, одна из которых (7 судов) с «Красиным» в своем составе направилась в Глазго, куда прибыла 17 марта.

В Великобритании к вооружению добавили еще два 76,2-мм (12-фунтовых) орудия. Там же изготовили фундаменты и башни для новых пушек и гнезда для 20-мм автоматов «Эрликон». В них временно установили пять крупнокалиберных пулеметов «Браунинг» и два пулемета «Гочкис». При прибытии в Мурманск «Красин» имел на вооружении три 76-мм орудия (два на носу и одно на корме), семь автоматов «Эрликон» и три пулемета «Браунинг».

Картина английского художника Ч. Пирса «Приход одного из конвоев в Мурманск». Из собрания Национального морского музея Великобритании

В Мурманск «Красин» совершил переход в составе конвоя PQ-15, который вышел из Рейкьявика 26 апреля 1942 г. В составе каравана было 23 транспорта и два ледокола («Красин» и «Монткальм»). 3 мая вблизи меридиана 18° восточной долготы конвой был атакован торпедоносцами противника, в результате чего погибли три транспорта. Это в известной степени можно объяснить полной неожиданностью нанесенного по конвою удара, причем впервые противник использовал подобного рода авиацию. Из пяти торпедоносцев, атаковавших конвой, три было сбито, хотя вести огонь по самолетам, летевшим на высоте 50 м, было очень трудно.

Трагический случай произошел с отставшей от конвоя польской подводной лодкой «Ястреб», которая была принята за неприятельскую и атакована тральщиком и миноносцем эскорта, а затем затоплена. Интенсивный огонь по самолетам вел «Красин». В своем донесении капитан ледокола дает следующее описание событий, происходивших 3 мая: «В 1.35 на горизонте справа кроме беспрерывно курсирующих двух немецких разведчиков появились пять тяжелых самолетов низко над горизонтом. Самолеты заходили строгим строем в голову конвоя и, зайдя на 45°, начали атаку. Головные эсминцы начали стрельбу, с опозданием открыл огонь конвой. Стрелять пришлось через суда, так как торпедоносцы шли на очень низкой высоте (около 50 м).

В 1.38 торпедированы три парохода — все головные, в том числе флагман и впереди нас идущий. В это же время вспыхнул в воздухе торпедоносец и упал в воду рядом с торпедированным им пароходом Cape Korso. Через несколько секунд пароход Cape Korso, с которого еще продолжалась стрельба по горевшему на воде самолету, взорвался и, встав вертикально носом вверх, погрузился в море. Ледокол «Красин», идя следом за пароходом Jutland, который, будучи торпедирован, преградил нам путь, отклонился вправо, в сторону только что взорвавшегося парохода Cape Korso и, пройдя между ними, последовал дальше…

По нашим данным, из пяти торпедоносцев сбито три… Флагман Batavon, получивший легкое повреждение и продолжавший держаться на плаву с небольшим дифферентом (наклон корабля в продольной плоскости) на нос, после снятия с него экипажа расстрелян тральщиками нашего эскорта.

Караван, выровняв строй, следует дальше. Ледокол «Красин» идет головным четвертой колонны. Немецкие самолеты-разведчики периодически показываются на горизонте, корректируя наше продвижение. Снежные заряды. Состав каравана — 22 парохода. Состав эскорта — 14 единиц.

4 мая в 1.00 снова атака противника. Из-за плохой видимости невозможно было установить число неприятельских самолетов. Стреляли все суда эскорта из конвоя не по видимым самолетам, а в направлениях, из которых доносился шум моторов. Это была последняя и неудачная атака противника».

6 мая 20 транспортов и два ледокола прибыли в Мурманск. Для «Красина» завершился сложнейший поход через два океана продолжительностью 15 309 миль. 19 июня «Красин» в составе конвоя, в который входили также ледокол «Монткальм», эсминец «Куйбышев» и четыре английских тральщика, вышел в Архангельск. Через два дня «Красин» пришел в Северодвинск, где должно было проходить его переоборудование. В дальнейшем «Красин» был еще раз перевооружен.

На 15 февраля 1943 г. его артиллерийское вооружение выглядело следующим образом: шесть американских 76,2-мм орудий; семь 20-мм автоматических пушек «Эрликон»; шесть 12,5-мм пулеметов «Браунинг»; шесть 7,32-мм пулеметов «Кольт». До осени 1943 г. ледокол работал на Севере, а в октябре, как и ряд других ледоколов, был передан Тихоокеанскому флоту. Прибыв во Владивосток, он завершил свое кругосветное плавание, продлившееся 885 суток. 16 участников перехода были отмечены боевыми наградами.

Трагична судьба конвоя PQ-17

При написании статьи были использованы материалы книги Н. Кузнецова «Полярные конвои. Вторая мировая война в советской Арктике», М., «Паулсен», 2014.