В 1853 году Турция снова объявила войну России. На этот раз туркам удалось привлечь на свою сторону могущественные европейские державы — Францию и Англию. Началась тяжелая для нашей страны Крымская война…

В 1854 году на землю Крыма высадились войска англо-французских интервентов. В начале сентября 1854 года войска захватчиков осадили главную базу Черноморского флота — город Севастополь. Началась блокада южного форпоста России. Никто в Европе тогда не предполагал, что этот практически не подготовленный к обороне город будет держаться долгих 11 месяцев.

Вскоре после начала осады Севастополя русские войска попытались деблокировать город. 13 (25) октября 1854 года русская армия атаковала англичан у города Балаклава, который являлся базой британского экспедиционного корпуса в Крыму. Русский отряд, находившийся под командованием генерала Липранди, насчитывал около 16 тысяч человек.

Силы союзников, в основном представленные британскими войсками, включали две кавалерийских бригады и несколько пехотных полков. Британским экспедиционным корпусом командовал в этом сражении лорд Реглан.

«Атака лёгкой бригады». Картина Ричарда Вудвилля, 1894 г.

Удар русских войск мог, в случае успеха, привести к деблокированию осаждённого Севастополя. Здесь, на землях Крыма, британской армии пришлось столкнуться с самым серьезным испытанием со времен наполеоновских войн. Балаклавское сражение — одно из самых известных в истории XIX века. Прославилось оно благодаря двум эпизодам, которые стали поистине легендарными.

Первый из них породил используемое до сих пор в Англии и США выражение «тонкая красная линия». Дело в том, что в разгар боя командир шотландского пехотного полка генерал Колин Кэмпбелл приказал своим солдатам построиться в шеренгу по два человека (вместо положенной по уставу шеренги по четыре человека). Сделано это было, чтобы прикрыть слишком широкий фронт от атаки русской кавалерии. Конечно, решение было рискованным — тонкую шеренгу прорвать было легче.

«Тонкая красная линия», картина Роберта Гибба, 1881 г.

Генерал Кэмпбелл рассчитывал лишь на стойкость своих солдат. Надо сказать, что шотландцы показали себя в том бою достойными воинами. Они устояли перед натиском русской кавалерии. Шотландские мундиры были красного цвета. Поэтому один из британских журналистов описал шотландский полк в момент схватки как «тонкую красную линию, ощетинившуюся сталью». Отсюда и пошло выражение «Тонкая красная линия», обозначающее оборону из последних сил, на пределе  возможностей.

Схема Балаклавского сражения

Но если действия шотландского полка в том бою были удачны, то одно страшное поражение, которое нанесла русская армия английской кавалерии, является одной из самых черных страниц в британской истории. Дело было так. Во время первой утренней атаки русским войскам удалось захватить 9 английских орудий. На глазах британского командующего лорда Реглана русские солдаты оттащили эти пушки вглубь своих позиций. Импульсивный лорд вскипел. Он счел это недопустимым позором.

Тут же, не остыв и не успев поразмыслить здраво, он отдает приказ командиру бригады легкой кавалерии лорду Кардигану. Приказ такой: «Быстро выдвинуться к линии фронта и помешать неприятелю увезти орудия. Немедленно». Кардиган пытался возразить, что равнина простреливается с обоих флангов русскими пушечными батареями и стрелками, расположенными на окружающих холмах. Но Реглан был непреклонен.

Лорд Кардиган, командир британской бригады легкой кавалерии

Итак, в 11 часов утра бригада легкой кавалерии лорда Кардигана (673 человека) пошла в атаку. Английским кавалеристам удалось пройти под перекрёстным огнём русской артиллерии и пехоты с окрестных высот и прорваться к русским пушкам. Но тут же они попали под фланговый удар трёх эскадронов уланского полка подполковника Еропкина. Лёгкая кавалерийская бригада англичан была рассеяна и начала отступление. Но отступать им пришлось опять под перекрестным огнем русской артиллерии и пехоты, что ещё больше увеличило количество убитых и раненых.

Каков же был итог? В ходе двадцатиминутной атаки погибло 129 английских кавалеристов, еще триста было ранено или взято в плен. Остатки бригады сумели отойти на исходные позиции. Казалось бы, цифры потерь не такие уж и большие. Но тут стоит иметь в виду, что эта кавалерийская бригада была составлена из отпрысков самых знатнейших фамилий Британии. Фактически были убиты и покалечены сотни английских аристократов, чья родня занимала ключевые позиции в британском «высшем обществе».

Памятник павшим британцам в Балаклавской долине

Когда в Лондоне узнали о последствиях боя под Балаклавой, разразился ужасный скандал. Лорд Реглан пытался оправдываться и сваливал всю вину на подчиненных — дескать, его приказ неправильно поняли. Но отмыться от клейма генерала-убийцы, «бросившего в мясорубку лучших сынов Британии», ему так и не удалось.

Кстати, зачастую отечественные публицисты любят живописать генералов-самодуров российской истории, «заваливающих врага трупами своих солдат». Причем описывают это «заваливание» они с таким упоением, что поневоле может возникнуть впечатление, будто такие индивидуумы есть только в России. А вот в «цивилизованной Европе» все не так — там якобы все воюют грамотно и гуманно.

На самом деле — как вы могли убедиться — бездари, «мясники», самодуры были и есть в любой армии мира. Даже в такой «цивилизованной», как британская. Талантливость и бездарность — явления интернациональные. В любой стране мира можно найти своих «регланов», которые бездарным руководством погубили множество людей. Не стоит заниматься чрезмерным самобичеванием.

Формально битва при Балаклаве закончилась «ничьей». К концу боя враждующие стороны остались на своих утренних позициях. Русские войска не смогли деблокировать Севастополь. Тем не менее, итогом сражения стал отказ союзников от идеи захвата Севастополя штурмом и переход к позиционным осадным действиям.

И все же Крымскую войну в итоге Россия проиграла. И вины русских солдат в том не было — стойкость и мужество русских воинов были известны всему миру. Техническая отсталость — вот причина наших неудач в Крымской войне 1853-1856 годов. Виной этой поразительной технической отсталости России служило крепостное право, тормозившее развитие отечественной промышленности, и донельзя коррумпированный и бюрократизированный властный аппарат самодержавной монархии.

И не случайно первым же делом нового русского императора Александра II после окончания неудачной войны станут системные реформы. Все так называемые великие реформы Александра II были направлены именно на то, чтобы создать свою современную оборонную промышленность, свое национальное производство, свою эффективную армию. Потому что без хорошего оружия не может быть и победы. И это был один из основных уроков, полученных Россией в ходе Крымской войны

Статья А. Семенова «Тонкая красная линия», журнал «Война и Отечество», №10 2016, с. 30-32.