Военные столкновения 60-70-х гг. XIX в. показали, что дальнобойное казнозарядное оружие изменило тактику боя. Пехота переходила от плотных построений к разреженным: наступала цепями, в которых между солдатами имелись промежутки до нескольких метров. Пехотинцы стали использовать различные укрытия и двигались от одного к другому перебежками и ползком.

Дальность ведения огня увеличилась. В этих условиях стреляющим было труднее обнаруживать и выбирать цели. Чтобы поражать противника, появляющегося в поле зрения лишь на несколько мгновений, требовалось оружие с большей скорострельностью. Для частой стрельбы нужно было сократить время заряжания. За очередным патроном солдат тянулся к сумке на поясе. За эти секунды противник мог уже укрыться, совершив перебежку. Значит, запас патронов удобнее было бы разместить… непосредственно в винтовке.

Но сначала появились устройства, получившие название временно-приставных магазинов или ускорителей. Это были коробки с гнёздами для патронов, укрепляемые на оружии в непосредственной близости от затвора. Теперь солдат доставал патрон быстрее, чем из сумки, тут же укладывал его в ствольную коробку и досылал затвором в ствол. Время на заряжание ружья сокращалось. Проекты ускорителей разрабатывались и внедрялись во многих странах. Американская фирма «Провайденс Тул Компани» выпускала восьмизарядные ускорители к пехотным винтовкам системы Пибоди — Мартини. В 1878 г. в русской пехоте и кавалерии были введены ускорители С. Крнка.

Приставной патронный магазин конструкции Лутковского и Квашневского, созданный в России в 1881 г. к пехотной винтовке системы Бердана № 2 образца 1870 г. Вид сверху, затвор винтовки открыт

Надо отметить, что многозарядное оружие знали ещё в XVII в. Пример тому – ружьё работы К. Кальтхофа. В XVIII столетии многозарядные образцы кремнёвого  оружия делали итальянские оружейники. Первое боевое применение оружия с запасом патронов произошло ещё в эпоху дымного пороха — во время Гражданской войны в США 1861 — 1865 гг. Это были карабины Спенсера образца 1860 г. В магазине, который помещался в прикладе, располагалось семь патронов. Движением рычага, находившегося под ствольной коробкой, они подавались к патроннику. В сражении при Дрюри 16 мая 1864 г. бригада и два полка северян, вооружённые «магазинками», победили втрое превосходящие силы южан.

Что же мешало появлению собственно многозарядного оружия? Почему, несмотря на освоение в середине XIX в. казнозарядного оружия и металлических патронов, многозарядные системы придумали не сразу? Помехой тут были не только технические трудности создания многозарядного устройства — патронного магазина. Введению магазинного оружия препятствовал дымный порох, который использовали вплоть до конца 80-х гг. XIX в. Частая стрельба теряла смысл, так как цель после нескольких выстрелов скрывали густые клубы дыма.

Боеприпасы, начинённые дымным порохом, имели крупный калибр и были тяжелы. А патронный магазин, даже небольшой, заметно увеличивал массу оружия, делая его неудобным в бою. Поэтому создать приемлемые для боевых условий модели магазинного оружия удалось только в конце 80-х гг. XIX в., после изобретения французским химиком Полем Вьелем бездымного нитроцеллюлозного пороха. В разработке бездымного пороха огромная роль принадлежала и выдающемуся русскому учёному-химику Д.И. Менделееву. С 1895 г. менделеевский способ получения нитропороха стал основным во всех государствах Европы.

В Европе первое серийное боевое магазинное оружие — винтовка Фридриха Веттерли появилась в 1869 г. в пехоте швейцарской армии. Её магазин, помещённый под стволом, был рассчитан на 11 патронов. В подствольную магазинную трубку патроны вставлялись через окно в правой стенке ствольной коробки. Из винтовки можно было вести огонь, заряжая её и по одному патрону. В бою стрелок мог быстро переключить своё оружие на магазинный способ подачи патронов и за 35-40 секунд выпустить весь боезапас. Однако недостатков у винтовки Веттерли было, пожалуй, не меньше, чем достоинств. Это и чрезмерная масса (5,5 кг с патронами), и ненадёжная работа магазина с частыми, трудно исправляемыми задержками, и маломощный патрон.

Подствольный и прикладный типы магазина появились практически одновременно. В прикладе места для размещения патронов было больше. Например, карабин системы Эванса образца 1871 г. (США) имел 26-зарядный прикладный магазин. Ружьё Вильсона, спроектированное в 1864 г., вмещало 25 патронов. Винтовка австрийца Иозефа Шульгофа образца 1882 г. — 19. Но для размещения такого количества боеприпасов приклады приходилось делать полыми, что вело к их ослаблению. Теперь прикладом нельзя было наносить удары в рукопашной схватке без ущерба для собственного оружия: портился механизм подачи патронов. Поэтому использование прикладных магазинов в армиях было ограниченным.

Американская 10,67- мм винтовка системы Эванса с прикладным магазином на 24 патрона (патент 1868 г.). Использовалась в российском военно-морском флоте

В России в 1883 г. талантливый оружейник С.И. Мосин создал свою первую винтовку. Она тоже была с магазином в прикладе. Туда вмещалось восемь патронов калибра 10,67 мм. Подача боеприпасов в ствольную коробку производилась посредством зубчатых реек. В 1885 и 1887 гг. были созданы улучшенные опытные образцы винтовки. И всё же устранить недостатки, свойственные оружию с магазином прикладного типа, полностью не удалось. Неприятности возникали из-за нечёткой работы затворного узла винтовки. Случалось, после выстрела пустая патронная гильза не выбрасывалась, а вставала в ствольной коробке вертикально. Когда затвор двигался обратно, застрявшая гильза ребром своей шляпки ударяла по капсюлю поданного из магазина очередного патрона. Происходил преждевременный выстрел.

В 70-80-х гг. XIX в. магазинное оружие развивалось чрезвычайно быстрыми темпами. Каких только типов магазинов не предлагали оружейники: прикладные, подствольные, барабанные, коробчатые и серединные. Из всех перечисленных образцов серединный магазин оказался самым удобным и впоследствии вытеснил все остальные. Его изобретателем считается американец Джеймс Ли, который 4 ноября 1879 г. получил патент на это устройство. Конструктор предложил размещать патроны в металлической коробке, расположенной снизу под оружием, в средней его части. Отсюда и название. Пружинное устройство подавало патроны к стволу.

В 80-х гг. разработкой серединных магазинов занимались во многих странах. В Австрии их проектировал Фердинанд Манлихер, в Германии — Пауль Маузер, в Италии — майор Витали, в США — лейтенант Рассел. Распространению серединных магазинов способствовало введение боеприпасов с бездымным порохом. Новый порох содействовал уменьшению калибра, облегчению патрона и сокращению его размеров. Следовательно, можно было делать магазины более компактными, чем прежде. Впервые патроны уменьшенного до 8 мм калибра стали применять в пехотном оружии во Франции.

В 1888 г. германская армия была оснащена пятизарядной винтовкой Маузера, у которой снаряжение магазина занимало не больше времени, чем подготовка к выстрелу однозарядного ружья. Винтовка заряжалась пачкой (приспособление, удерживавшее патроны и вставлявшееся в магазин вместе с ними). Израсходованная пачка выбрасывалась наружу через окно в магазинной коробке. Патронными пачками заряжали австро-венгерские и голландские винтовки (и карабины) системы Манлихера образца 1895 г., итальянские пехотные винтовки системы Манлихера — Каркано образца 1891 г., французские карабины системы Бертье образца 1892 г.

В России в мае 1883 г. была образована Особая комиссия для испытания магазинных ружей. В её задачу входило изучение устройства и проведение сравнительных испытаний различных образцов магазинного оружия с целью выявления и отбора наиболее подходящих для вооружения российской армии. До 1889 г. комиссия рассмотрела свыше 150 моделей огнестрельного оружия, снабжённого магазинными устройствами и приспособлениями.

Русская 7,62-мм магазинная пехотная винтовка Мосина образца 1891 г., модернизированная в 1910 г. для стрельбы патронами образца 1908 г. с остроконечной пулей. Масса – 4,43 кг, ёмкость магазина — 5 патронов, скорострельность – 12 выстрелов в минуту, прицельная дальность стрельбы — 3200 шагов. Под винтовкой — узкий трёхгранный штык к ней

С пачкой соперничали обоймы. Обойма также удерживала нужное количество патронов. Стрелок вставлял ее в паз ствольной коробки и большим пальцем вдавливал боеприпасы внутрь магазина, а пустую обойму отбрасывал в сторону. Впервые обойму применили в бельгийской винтовке системы Маузера образца 1889 г. Обоймой заряжались русская винтовка Мосина образца 1891 г., английские винтовки системы Ли — Энфилда образца 1903, 1907 и 1914 гг., американская винтовка Спрингфилда (1903 г.), японская системы Арисаки (1905 г.), немецкая системы Маузера (1898 г.) и др.

Вверху: 7,62-мм магазинная винтовка «Спрингфилд» образца 1903 г. США. В центре: 7,71-мм винтовка Ли – Энфилда №1 Mk.III образца 1907 г. Внизу: австро-венгерский 8-мм карабин «Манлихер» образца 1895 г.

С освоением бездымного пороха происходил переход к боеприпасам уменьшенного до 8 мм калибра. В феврале 1890 г. конструктор Сергей Иванович Мосин создал под патрон калибра 7,62 мм (трёхлинейный по дюймовой шкале) пятизарядную винтовку с серединным магазином. Комиссия по выработке малокалиберного ружья (так с 1889 г. назывался вышеупомянутый экспертный орган) обратила на неё внимание. Но на сцену выступил бельгийский оружейный фабрикант Леон Наган, предложивший свою «магазинку» калибра 8 мм. Началось соревнование двух оружейников.

Винтовка Мосина производилась всеми отечественными оружейными заводами. Кроме того, полмиллиона винтовок по заказу российского правительства изготовили во Франции. Выпускали мосинскую «трёхлинейку» в трёх вариантах: пехотном, драгунском и казачьем. Последний совсем не имел штыка для рукопашного боя. Его казаку заменяли пика и шашка. В 1907 г. был утверждён образец короткоствольного карабина, базой для которого послужила драгунская модель винтовки. Длина карабина составляла всего 1020 мм. Он был без штыка.

Так заряжалась патронами из обоймы магазинная винтовка Мосина образца 1891-1930 гг.

21 декабря 1890 г. в Измайловском, Павловском, 147-м Самарском пехотных полках и 1-м гвардейском стрелковом батальоне начались сравнительные испытания оружия Мосина и Нагана. Было испытано 300 магазинных винтовок Мосина и 100 винтовок Нагана. Все они показали высокую меткость, пробиваемость и скорострельность. Выполненные более добротно нагановские винтовки дали меньшее число задержек и поломок. Качество изготовления мосинских «трёхлинеек» оказалось хуже. Ведь Мосину пришлось налаживать выпуск своего детища в гораздо более скромных условиях, чем Нагану, который имел одну из лучших в Европе оружейных фабрик.

7,62-мм патрон с остроконечной пулей был создан для винтовки Мосина в 1908 г.

В защиту русского конструктора и его оружия выступил член комиссии, преподаватель Михайловской артиллерийской академии профессор В.Л. Чебышев. Он утверждал, что простота устройства «магазинки» капитана Мосина позволит быстрее запустить её в производство и скорее перевооружить армию. Пока шли дебаты, Мосин внёс некоторые изменения в конструкцию своей «трёхлинейки». Решили провести ещё одни совместные испытания. На огневом рубеже стрельбу вели из одинакового количества винтовок обоих изобретателей. Пять дней, с 13 по 18 марта 1891 г., гремели выстрелы. На этот раз винтовка Нагана по задержкам и отказам проиграла мосинской, показавшей преимущества как в конструктивном оформлении, так и в технологичности и дальнобойности. 16 апреля 1891 г. винтовка системы Мосина была принята на вооружение русской армии.

В руках одного из этих русских солдат времён Первой мировой войны — винтовка Мосина

В конструкции мосинской винтовки для предотвращения подачи из магазина в ствольную коробку двух патронов была предусмотрена специальная отсечка-отражатель. Это уникальное устройство, превосходившее все известные тогда механизмы, действовало безотказно и оказалось лучше аналога, предложен-Наганом. Рождение превосходной винтовки Мосина поставило армию России на одно из первых мест в Европе по качеству стрелкового вооружения. Изобретатель был удостоен Михайловской премии и ордена Владимира III степени. Из капитанов он был произведён в полковники.

В 1910 г. провели модернизацию, которая почти не изменила облика винтовки, но повысила её боевые качества. Делалось это для использования боеприпасов с остроконечными пулями. Такие патроны появились в России в 1908 г. как плод двухлетней работы специальной комиссии во главе с генералом А. Керном. По сравнению с прежними тупоконечными боеприпасами они имели большую (почти на 42 %) дальность прямого выстрела и пятикратно возросшую пробивную способность. Поэтому пришлось поменять прицел. Был выбран рамочный прицел конструкции В.П. Коновалова. Он обеспечивал поражение целей на расстоянии до 3200 шагов (2276 м).

Очередную модернизацию мосинская «трёхлинейка» претерпела уже в советское время, в конце 20-х гг. И с апреля 1930 г. продолжила службу в Красной Армии под наименованием «7,62-мм винтовка образца 1891-1930 гг.». Изменения были незначительны: новая мушка и секторный прицел, усиленное крепление штыка и т. п. В 1939 г. для Красной Армии был утверждён 7,62-мм карабин образца 1938 г., созданный на основе винтовки 1930 г. Модернизированная винтовка Мосина и карабин с успехом применялись советскими войсками на протяжении всей Великой Отечественной войны.

В 30-х гг. XX в. удалось ускорить процесс обойменного заряжания. Теперь солдат не тратил время, чтобы вынуть пустую обойму. Она выталкивалась из ствольной коробки движением затвора при досылании патрона в ствол. Так был устроен 7,92-мм карабин системы Маузера (98К) образца 1935 г. — главное оружие немецких пехотных дивизий в годы Второй мировой войны.

Магазинные винтовки убедительно показали свои высокие боевые качества на полях сражений Первой мировой войны. Но в 20-30-х гг. это оружие было усовершенствовано. Прежде всего, конструкторы решили облегчить «магазинки». Достигалось это за счёт укорочения ствола. Так, принятая на вооружение в Чехословакии в 1924 г. пятизарядная винтовка системы Маузера имела длину всего 1100 мм. Укороченное оружие делало солдата-пехотинца манёвреннее в бою. Что касается дальнобойности, то она, хотя и снижалась, оставалась вполне достаточной.

Немало внимания уделяли упрощению конструкции магазинного оружия, повышению удобства его эксплуатации и улучшению технологии его производства. Ярким примером служит французская 7,5-мм винтовка MAC образца 1936 г. Её прицел получил диоптрический целик, облегчавший наведение на цель. Затвор был предельно прост. Чтобы боец мог стрелять быстрее, чем прежде, рукоятку затвора у новой винтовки немного загнули, приблизив её к спусковому крючку, что позволило перезаряжать оружие без отрыва от плеча. Вскоре после принятия винтовки её конструкция была дополнена деревянной ствольной накладкой для предохранения рук стрелка от ожогов. Ведь при интенсивной стрельбе ствол нагревался так, что дотронуться до него было невозможно.

Магазинное оружие долго не сходило со сцены и даже соперничало с более скорострельным автоматическим. В 1954 г. в Мексике была утверждена винтовка для пехоты с магазином на пять патронов и скользящим поворотным затвором. Она вобрала в себя значительное число узлов и деталей от немецкой винтовки «Маузер» и американской «Спрингфилд». Даже в Англии с её высокоразвитым оружейным производством в 50-х гг. XX в. ещё эксплуатировались магазинные винтовки системы Ли — Энфильда, выпущенные во время Второй мировой войны.

И по сей день «магазинки» продолжают нести службу в качестве снайперского оружия полицейских и специальных подразделений. Например, во Франции выпускают десятизарядную магазинную винтовку MAC F-1 образца 1965 г., снабжённую оптическим прицелом четырёхкратного увеличения. Магазинную четырёхзарядную снайперскую винтовку SSG-2000 производит швейцарский оружейный концерн ZIG.

«Винчестер»

Магазинный карабин «Винчестер» можно назвать символом США и освоения американцами дальнего Запада. Герои ковбойских кинофильмов буквально не выпускают его из рук. «Винчестеры» завоевали популярность и в других странах как удобное, скорострельное и надёжное гражданское и охотничье оружие. Хорошо известны они были и в России.

Сверху: американский многозарядный карабин системы Генри образца 1860 г. с подствольным магазином. Длина ствола — 1120 мм, калибр — 11,2 мм.
Внизу: американский многозарядный карабин «Винчестер» образца 1892 г. Длина ствола — 508 мм, калибр -11,2 мм

История карабина связана с именами двух американских оружейников — Б. Генри и О. Винчестера, а начинается она ещё в 40-х гг. XIX в., когда появились первые трубчатые подствольные магазины. Патроны в них размещались вдоль ствола, подавались спереди назад и поднимались в ствол особым механизмом затвора. В 1860 г. Б. Генри усовершенствовал конструкцию фирмы «Волканик» (принадлежала Г. Смиту и Д. Вессону), совмещавшую подствольный магазин с качающейся спусковой скобой, управлявшей затвором. Генри также создал для своего оружия новый патрон.

Изобретение Генри положило начало целой серии винтовок, но популярность они завоевали под именем другого американца — О. Винчестера. Удачливый предприниматель, он до 1857 г. занимался производством сорочек на собственной фабрике. Успешный бизнес позволил ему купить разорившуюся оружейную фирму «Волканик» и преобразовать её в «Оружейную компанию Нью-Хейвен». Б. Генри стал конструктором и директором нового предприятия, начавшего выпуск его винтовок. В 1867 г. название компании поменялось на «Самозарядное оружие Винчестера». Таким образом, винтовки Генри получили своё более известное имя — «Винчестер».

Они широко применялись во время Войны Севера и Юга (США). «Винчестер» образца 1873 г. стал наиболее популярным оружием переселенцев на американском Западе. Из-за слабости патрона «Винчестеры» отвергались военными в качестве армейского оружия, тем не менее, их в небольшом количестве использовали турецкие кавалеристы во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Несмотря на то, что имя настоящих изобретателей знаменитого оружия оказалось в тени, нельзя сказать, что сам О. Винчестер не имел к нему никакого отношения. Он также прилагал усилия к улучшению конструкции винтовки, покупая патенты и привлекая к работе талантливых оружейников.

продолжение

По материалам книги «Огнестрельное оружие», ред. группа: С. Кузнецов, Е. Евлахович, И. Иванова, М., Аванта+, Астрель, 2008, с. 102-109.