В 50-60-х гг. XIX в. в Европе и за океаном появилось великое множество капсюльных казнозарядок. Имелось немало и переделочных из бывших дульно-зарядных ружей. Такими были винтовки образца 1863 и 1867 гг. баденских и баварских стрелков, английская пехотная винтовка Монтсторма образца 1860 г., кавалерийский карабин Вестли Ричардса образца 1862 г., саксонская пехотная винтовка Дрешлера образца 1865 г. и др. Всех не перечислить и не описать. Большинство из них имело в казённой части ствола поворотный скользящий затвор, запиравший в стволе простейший бумажный патрон с пулей и порохом. Капсюль надевался на затравочный стержень отдельно и разбивался независимо расположенным курком.

Преимущества казнозарядного огнестрельного оружия были очевидны. При заряжании с дула, дабы порох не остался на стенках канала ствола, ружьё ставили в вертикальное положение. Стрелку приходилось подниматься во весь рост, подставляя себя под пули. Казнозарядное ружьё можно заряжать и в другом положении, например, лёжа, что гораздо безопаснее. Казнозарядки более скорострельны и в бою позволяли вести огонь интенсивнее.

С распространением нарезного оружия выявилось ещё одно преимущество заряжания с казённой части: пуля лучше вдавливалась в нарезы, что повышало меткость стрельбы. Первые казнозарядные системы появились ещё в конце XVI в. Но это были единичные экземпляры, созданные талантливыми изобретателями. Попытки массового производства казнозарядного оружия и вооружения им армии начались только со второй половины XVIII в. В 1770 г. часть австрийской пехоты и кавалерии получила на вооружение казнозарядное кремнёвое ружье, разработанное миланским оружейником Джузеппе Креспи. Но его система не предотвращала прорыва газов в месте соединения каморы со стволом. Поэтому ружья Креспи были ненадёжными, и в 1779 г. от них отказались.

Американский 13,5-миллиметровый кавалерийский капсюльный казнозарядный карабин системы Барнсайда образца 1864 г. На фотографии — с открытым затвором (сверху).
Капсюльный казнозарядный карабин системы Вестли Ричардса. Масса — 3 кг, калибр — 11,43 мм. Великобритания. 1866 г. (внизу)

Во Франции на вооружении драгун, моряков и небольшой части пехоты имелось так называемое венсенское ружьё образца 1778 г. Перед заряжанием ружья солдат за специальную рукоятку поворачивал ствол, расцепляя его с казёнником, и сдвигал вперёд. А вставив патрон, возвращал ствол в исходное положение. Замок у ружья был кремнёвый. В 1776 г. во время войны с восставшими колониями в Северной Америке англичане испытывали казнозарядные ружья с крановыми затворами, разработанные майором Фергюссоном. Одним из последних образцов кремнёвого ружья с каморным затвором стало ружьё системы полковника Джона Хала. Такими ружьями была вооружена американская армия в 1819-1844 гг.

Патроны к карабинам Вестли Ричардса (верхний)
Патроны к карабинам Барнсайда (нижний)

Но большинство конструкций конца XVIII — начала XIX в. так и не вышло из стадии опытных образцов. Только к середине XIX в., в эпоху промышленной революции, технические усовершенствования сказались на вооружении войск. Улучшилось качество выделки оружия. Машинная обработка металлов позволяла плотно и точно подгонять детали. Конструкторы обрели возможность претворить в жизнь многие свои идеи.

К новым разработкам относилось американское пехотное ружьё системы Шарпа образца 1848 г. В нём бумажный патрон запирался в стволе клином, передвигавшимся в пазах ствольной коробки вверх и вниз с помощью расположенного внизу рычага. Разбитие капсюля и воспламенение производились так же, как и в переделочных ружьях.

В кавалерийском карабине генерала Барнсайда, созданном в США в 1856 г., затвор управлялся, как у винтовки Шарпа. Только вместо клина здесь движением рычага поднималась и опускалась зарядная камора. В неё вставлялся придуманный изобретателем особый патрон с латунной гильзой конической формы, что ускоряло процесс заряжания. В донце гильзы располагалось запальное отверстие, через которое к основному заряду проникало пламя от капсюля.

Появление унитарных патронов

Начиная с середины XIX в. основным двигателем прогресса огнестрельного оружия стало изменение способа его заряжания и усовершенствование конструкции патрона. Заряжание с казённой части гораздо удобнее и быстрее, но казну нужно было плотно запереть. Beдь, поскольку затвор подвижен, между ним и стволом всегда есть зазоры. Через них пороховые газы стремятся вырваться наружу как раз там, где находится лицо стрелка. Прорыв газов мог привести к тяжёлой травме. Бумажный патрон с заклеенной внутри пулей не мог предотвратить выброс пороховых газов. Поэтому развитие казнозарядного оружия в первую очередь зависело от преобразования патрона.

В 1812 г. швейцарский оружейник Самюэль Иоганн Поли создал для своего казнозарядного ружья первый унитарный патрон. То есть патрон, соединяющий в себе, внутри гильзы, пулю, порох и капсюль. Впоследствии прусский оружейник Дрейзе модернизировал систему Поли, сконструировав игольчатую винтовку. Она снабжалась скользящим затвором, с помощью которого унитарный бумажный патрон досыпался в патронник. В патроне Дрейзе капсюль располагался внутри гильзы у донца пули. Для его разбития использовался длинный боёк в виде иглы. Он протыкал гильзу и заряд и накалывал капсюль. В момент выстрела гильза сгорала. Стреляли свинцовыми расширительными пулями. Но унитарные патроны игольчатых ружей оставались бумажными. Прорыв пороховых газов в затвор продолжался, а обгоревшие остатки бумажных гильз засоряли канал ствола.

Французский оружейник Казимир Лефоше в 1837 г. разработал новую конструкцию унитарного патрона. Он получил наименование «шпилечный». Патрон всё ещё имел бумажную гильзу, но уже с металлическим поддоном в тыльной части. Внутри поддона располагался капсюль, а сбоку выводился специальный ударник — шпилька. При ударе внешнего курка по выступающей сбоку шпильке воспламенялся капсюль и происходил выстрел. Патрон с металлическим поддоном исключал прорыв пороховых газов назад. Но торчащие шпильки были небезопасны и при неловком обращении могли вызвать случайный выстрел. Шпилечный патрон нашёл применение только в охотничьих ружьях револьверах.

Наконец, в 1855 г. французский изобретатель Потте предложил патрон центрального воспламенения. Этот тип боеприпасов до сих используется в преобладающем числе оружейных систем мира. Новый патрон также представлял собой бумажную гильзу, снабжённую латунным колпачком-поддоном. Но капсюль располагался посередине поддона в специальном гнезде. Конструкция оказалась настолько удачной, что для гладкоствольных охотничьих ружей она сохранилась практически без изменений до нашего времени. А для нарезного дальнобойного и боевого оружия патрон был улучшен в 1864 г. англичанином Эдвардом Боксером. Он заменил бумажную (папковую) гильзу латунной.

Патрон с металлической гильзой полностью предотвращает прорыв пороховых газов через затвор. По прочности и долговечности металлические патроны превосходят бумажные и безотказны при любых погодных условиях. Они, кроме того, обладают лучшими баллистическими данными.

Прусские казнозарядные игольчатые винтовки Дрейзе под унитарный патрон калибра 15,43 мм (сверху вниз): пехотная образца 1841 г., длина — 1430 мм; стрелковая образца 1860 г., длина — 1285 мм; егерская образца 1854 г., длина — 1 245 мм.

С этого момента во всём мире развитие огнестрельного оружия оказалось теснейшим образом связано с конструкцией патронов, обладающих теми или иными специальными качествами, например, особой мощностью заряда или особой пробивной либо убойной силой пули и т. п. Конкретные образцы оружия стали создаваться теперь под определённый тип патрона, а часто под уже существующий патрон.

***

Винтовкам Шарпа и карабинам Барнсайда довелось побывать в настоящих боях. Они применялись во время Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. Более совершенными оказались игольчатые системы, выполненные под бумажный унитарный патрон. Первую игольчатую винтовку сконструировал в 1827 г. немецкий механик Иоганн Николаус фон Дрейзе. После длительных испытаний 4 декабря 1840 г. она была введена на вооружение прусской армии под названием «ударная винтовка образца 1841 г.» Её боевые возможности долгое время хранились в тайне.

Затвор прусской игольчатой винтовки Дрейзе

Винтовка Дрейзе калибра 15,44 мм обладала небольшой дальностью полёта пули с убойной силой на дистанции до 500 м. Но по скорострельности винтовке Дрейзе в ту пору не было равных. Из неё можно было сделать пять прицельных выстрелов в минуту. Кроме пехотного образца на вооружении прусской армии состояли стрелковая винтовка модели 1860 г., винтовка егерских батальонов 1865 г., пионерные (сапёрные) ружья 1866-1867 и 1869 гг., карабин 1857 г. для драгун и гусар, крепостное ружьё 1865 г., а также пистолет образца 1856 г.

В австро-прусской войне 1866 г. игольчатые ружья обеспечили прусака победу. Например, в битве у Проблуца австрийская пехота численностью 18 тыс. человек, встреченная частым огнём противника из винтовок Дрейзе, за 20 минут боя потеряла до 6 тыс. солдат, т. е. треть своего состава.

Итоги австро-прусской войны заставили другие страны задуматься над разработкой собственных игольчатых ружей. Вскоре на вооружение французской армии поступила однозарядная игольчатая винтовка системы Шасспо образца 1866 г. У неё был уменьшенный до 11 мм калибр. Пуля массой 23 г вылетала из ствола со скоростью 430 м/с, т. е. в 1,5 раза быстрее, чем у винтовки Дрейзе. Модель Шасспо была на 700 г легче модели Дрейзе и со штыком весила 4,7 кг. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. французские войска уже имели на вооружении винтовки Шасспо, но бездарность высшего военного руководства Наполеона III не позволила французам использовать преимущества своего оружия. В Италии игольчатую винтовку в 1867 г. сконструировал контролёр государственного арсенала в городе Терни М. Каркано. Тогда же подобное оружие появилось и в России.

Самое пристальное внимание созданию казнозарядного оружия под металлический патрон стали уделять в 60-х гг. XIX в. Впервые к его серийному выпуску приступили в США. Проверку боем оружие прошло там же в ходе Гражданской войны. Это были винтовки Морзе, Пибоди, Спенсера, Шарпа, Балларда, Ремингтона и другие, разработанные в 1857-1865 гг. Некоторые из них переделывались из дульно-зарядных. Оснащение их откидными (при заряжании) затворами и новыми прицелами для стрельбы патроном улучшенной баллистики не требовало много времени и денежных средств.

Следующим этапом в развитии стрелкового оружия стало введение и повсеместное распространение металлических патронов. Их устройство и производство было сложнее, но сулило оружию большие перспективы. Гражданская война в США послужила толчком к конструированию ружья системы Ремингтона образца 1864 г. Оно имело так называемый крановый затвор, принцип действия которого похож на работу водопроводного крана, где при повороте рукоятки задвижка перекрывает воду. В винтовке Ремингтона при движении затвора вниз открывалась казна для заряжания, а при возврате его вверх плотно закрывался канал ствола.

Такой затвор имел несложное устройство, был дёшев и не допускал даже малейшего прорыва газов. Винтовка Ремингтона поступила на вооружение армий Швеции, Норвегии, Греции, Испании и Дании. В Австрии по системе Ремингтона выпускались пистолеты для военно-морского флота образца 1866 и 1867 гг. и армейский пистолет модели 1871 г.

Армии ведущих европейских стран в спешном порядке начали перевооружаться оружием под металлические патроны. В 1867 г. в Австро-Венгрии появилась крановая винтовка Иозефа Верндля и Карела Голуба. Через год на казнозарядки под металлические патроны перешла баварская армия. В 1871 г. были разработаны и приняты на вооружение английская винтовка Мартини-Генри и немецкая — братьев Маузер. В том же году бельгийская гвардия и кавалерия получили оружие Комблэна, а Голландия — винтовку Бомона. Перечисленное оружие обладало затворами самых различных типов.

Немецкая 11-мм однозарядная пехотная винтовка «Маузер» образца 1871 г. На фотографии — с открытым затвором

Скажем, у винтовки Мартини-Генри (применявшейся турецкой армией в войне с Россией в 1877-1878 гг.) был качающийся затвор. При откидывании вниз рукоятки, расположенной под ствольной коробкой, затвор опускался и открывал патронник, куда вставлялся патрон. Капсюль разбивался ударником, который проходил через затвор. По ударнику бил особый курок. Немецкие «маузеры» и голландские «бомоны» имели более перспективные скользящие затворы с поворотом. Главным их преимуществом была хорошая экстракция, т. е. выбрасывание стреляной гильзы. Со временем этот тип затвора полностью вытеснил другие устройства. Итак, металлический патрон безраздельно завоевал стрелковое оружие.

В России, как и в других странах, много экспериментировали, прежде чем выработать приемлемый образец казнозарядной капсюльной винтовки, а затем и винтовки под металлический патрон. Этим занимались Комитет об улучшении ружей и штуцеров, а позже — Оружейная комиссия. Сначала главное внимание уделялось поиску модели капсюльной казнозарядной винтовки под бумажный патрон. Причём в первую очередь искали систему, пригодную для переделки дульно-зарядных винтовок образца 1856 и 1858 гг.

В ноябре 1866 г. для вооружения русских войск была утверждена винтовка, переделанная по системе англичанина Терри и усовершенствованная браковщиком тульского оружейного завода И.Г. Норманом. Винтовка была рассчитана на стрельбу обычным бумажным патроном без капсюля. Она имела скользящий затвор, заряжалась в семь приёмов и развивала скорострельность пять-шесть выстрелов в минуту. Но скорость стрельбы замедлялась из-за надевания капсюля на затравочный стержень. Серийная винтовка Терри — Нормана имела длину без штыка 1340 мм, калибр — 15,24 мм и массу — 4,4 кг. Всего было выпущено 62 тыс. казнозарядных капсюльных винтовок Терри — Нормана. Оснащение ими армии рассматривалось как временное, как ступень на пути к более совершенному оружию.

Капсюльный казнозарядный карабин системы Терри. Масса 3,2 кг, калибр — 13,72 мм. Великобритания, 1861 г.

В 1866 г. в Оружейную комиссию с предложением игольчатой винтовки обратился англичанин Карле. В целом ружьё было неплохим и обладало повышенной скорострельностью — до десяти выстрелов в минуту. Огонь из винтовки вёлся унитарными патронами полковника Вельтищева, у которых капсюль располагался в специальном деревянном кружке в донце гильзы. 28 марта 1867 г. винтовку системы Карле приняли на вооружение. Выпускалась она в двух вариантах: стрелковом и пехотном.

На этой фотографии хорошо видно устройство русской игольчатой винтовки системы Карле образца 1867 г.

Прицел стрелковой винтовки допускал ведение огня на расстоянии до 853 м, а пехотной — только на 427 м. Переделка дульно-зарядных винтовок в игольчатые обходилась довольно дорого, поэтому было изготовлено всего 215 500 винтовок Карле. Они славно послужили в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. С ними русские воины шли на приступ турецких крепостей Карс и Ардаган, защищали Баязет.

На картине П.О. Ковалевского «Отстал», 1884 г., изображён русский солдат, рядовой пехотного полка, с полной выкладкой. На плече — винтовка системы Крнка

Первыми винтовками, разработанными в России под металлические боеприпасы, стали переделочные винтовки системы Н.М. Баранова и чеха Сильвестра Крнка калибра 15,24 мм образца 1869 г. Переделке подверглись дульно-зарядные винтовки 1856 г. и казнозарядные Терри — Нормана 1866 г. и Карле 1867 г. Винтовками Баранова оснащали команды военных кораблей, а оружием Крнка — сухопутную армию. Обе винтовки имели откидной затвор. Но у первой он открывался вверх, а у второй влево. Винтовок Баранова было изготовлено всего 9872. Винтовок Крнка — «крынок», как их называли солдаты, — к 1872 г. в войсках насчитывалось 855 500.

15,24 мм однозарядная пехотная винтовка системы Крнка образца 1869 г. и штык к ней. Россия. На фотографии — с открытым затвором и отведенным назад курком

Следующими образцами стрелкового оружия под патроны с металлической гильзой в России стали винтовки американского изобретателя полковника Хайрема Бердана. Модель Бердана № 1 появилась на вооружении русской армии в 1868 г. Эту винтовку по сути дела создали русские оружейники А.П. Горлов и К.И. Гуниус, подвергнув коренной модернизации и улучшению посредственный американский образец. Для своей винтовки оружейники спроектировали патрон со свинцовой пулей и цельнотянутой латунной гильзой бутылочной формы. Баллистические характеристики его были очень высокие. По меткости винтовка Горлова — Гуниуса не имела себе равных среди моделей такого типа. В Америке она даже использовалась для спортивных стрельб. Там её величали «русская винтовка». Но оружию Горлова и Гуниуса не суждено было стать массовым в российской армии.

Русская «бepданка» — 10,67-мм однозарядная стрелковая винтовка системы Бердана № 1 образца 1868 г. с затвором откидного типа

Весной 1869 г. в Россию прибыл X. Бердан, с тем чтобы предложить оружие с более совершенным скользящим затвором. Испытания винтовок подтвердили преимущества новой системы. По конструкции скользящий затвор был проще откидного и дешевле в производстве. Он обеспечивал лучшую экстракцию стреляной гильзы и высокую скорострельность (до 28 выстр./мин). Последнее в немалой степени достигалось за счёт того, что при заряжании винтовки со скользящим затвором стрелок выполнял на один приём меньше, чем при использовании оружия с откидным затвором.

В 1870 г. винтовка Х. Бердана со скользящим затвором была утверждена для использования в русской армии. Правда, нашим оружейникам пришлось внести в её конструкцию 15 изменений, чтобы повысить боевые и эксплуатационные качества. Винтовка Бердана № 2 оказалась одной из лучших моделей своего класса, состоявших в ту пору на вооружении армий мира.

На базе пехотной «берданки» (так её часто именовали) под руководством полковника Л. Чебышева были созданы кавалерийские варианты: карабин, драгунское и казачье ружья. Свои боевые возможности «берданки» показали во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. С учётом опыта боёв с турками на винтовки установили дополнительные прицелы для поражения целей на расстоянии до 1,5 км. Производство «берданок» образца 1870 г. продолжалось до 1891 г. Им на смену пришли более совершенные и скорострельные магазинные винтовки С.И. Мосина.

продолжение

По материалам книги «Огнестрельное оружие», ред. группа: С. Кузнецов, Е. Евлахович, И. Иванова, М., Аванта+, Астрель, 2008, с. 64-75.